Тревожность и экзаменационные испытания у человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной
проблемой современной психологической науки.
Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности,
посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В частности,
причины тревожности, уровни тревожности рассматриваются в изученных нами

Оглавление

Введение.....................................................................
..........................2.
Глава 1. Изучение эмоциональных состояний человека
1.1 Виды и роль эмоций в жизни человека...............................7.
1.2 Изучение природы тревожности и уровней тревожности...........11.
1.3 Влияние самооценки на экзаменационные переживания......16.
1.4 Зависимость тревожности от психических свойств личности....19.
Глава 2. Психокоррекционная работа с учащимися и
студентами, имеющими различные уровни тревожности
2.1 Психокоррекционная работа с учащимися ...................................22.
2.2 Психокоррекционная работа со студентами................30.
Глава 3. Эксперимент по выявлению самооценки уровня личностной
тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена
3.1
3.2 Способы выражения тревожности во внешнем поведении.......38
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая по тревожности с инета.doc

— 1.73 Мб (Скачать)

 

  

План занятия «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ»

1. Приветствие.

2. Мини-лекция «Что такое тревожность».

3. Практическое задание « Портрет тревожного ребенка ».

4. Мини-лекция «Как выявить тревожного  ребенка».

5. Игра «Кенгуру».

6. Мини-лекция «Как помочь тревожному  ребенку».

7. Практическое задание «Как  играть с тревожными детьми».

8. Упражнение на релаксацию.

9. Упражнение «Царская семья».

10. Упражнение «Я Алла Пугачева».

11. Мини-лекция  «Работа с родителями тревожного ребенка».

12. Практическое задание «Работа  с родителями тревожного ребенка».

13. Игра «Щепки на реке».

14. Психологический практикум.

15. Обратная связь.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

  1. ПРИВЕТСТВИЕ
  2. МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОЖНОСТЬ»

Тренер рассказывает о том, что  такое тревожность.

Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, которая  заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых  различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Тревожность бывает ситуативная и общая. Желательно объяснить соотношение понятий «тревога» и «тревожность», «боязнь» и «страх». Кроме того, необходимо познакомить участников с периодизацией возникновения страхов у детей. Страхи могут быть возрастные, которые присущи большинству здоровых детей данного возраста, и индивидуальные, свойственные только конкретному ребенку. Далее ведущий знакомит слушателей с перечнем страхов, наиболее характерных для здоровых детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Раскрывая причины возникновения  тревожности, ведущему следует обратить особое внимание на то, что очень  часто появление данного свойства личности связано с нарушением детско-родительских отношений.

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «ПОРТРЕТ  ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА»

4. МИНИ-ЛЕКЦИЯ «КАК ВЫЯВИТЬ ТРЕВОЖНОГО  РЕБЕНКА»

Одной из отличительных черт тревожных  детей является их чрезмерное беспокойство. Причем, иногда они боятся даже не самого события, а его предчувствия. Иногда у ребенка существуют совершенно конкретные страхи: страх темноты, высоты, одиночества и т. д. Далее ведущий обращает внимание участников группы на то, что тревожные дети требовательны к себе, часто имеют заниженную самооценку.

Затем ведущий знакомит участников группы с критериями определения тревожности у ребенка,  разработанными американскими психолога. Кроме этого можно использовать анкету на выявление тревожности, которая заимствована из пособия «Практическая психология для воспитателя» 

5. ИГРА «КЕНГУРУ»

Цель: Отработать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы.

Содержание: Участники делятся на пары. Один из них кенгуру -стоит, другой - кенгуренок - сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т. д. На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем - партнерами.

Обсуждение: Участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей. Затем они обсуждают области применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована при работе с тревожными детьми.

6. МИНИ-ЛЕКЦИЯ «КАК ПОМОЧЬ ТРЕВОЖНОМУ  РЕБЕНКУ»

Работу с тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях:

1. повышение самооценки;

2. обучение умению снимать мышечное  напряжение;

3. отработка навыка уверенного  поведения в конкретных ситуациях. Состояние тревоги, как правило, сопровождается повышенным мышечным напряжением в области лица, шеи, рук, живота и т. д. По этому при работе с тревожным ребенком особенно эффективными являются упражнения на релаксацию мышц (одно из направлений работы с тревожными детьми)

7. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «КАК  ИГРАТЬ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ»

Участники делятся на подгруппы, каждая из которых в течение 5 минут выполняет  практическое задание и составляет список игр (желательно Из своей практики), наиболее эффективных при работе с тревожными детьми. По окончании работы проводится групповое обсуждение, в процессе которого вырабатываются основные принципы в подборе игр и составляется общий список (его воспитатели могут применять в дальнейшей практической работе.

  1. УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ

Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что  в них зажат карандаш, который  нельзя ронять. Задача второго -отгадать «написанное» («нарисованное»). Затем происходит смена ролей.

Обсуждение: Участники отвечают на вопрос: какие группы мышц им удалось расслабить в ходе выполнения задания.

  1. УПРАЖНЕНИЕ «ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ»

Второе направление в работе с тревожными детьми связано с  повышением самооценки. Мы рекомендуем провести следующее упражнение.

Содержание: Участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием «изобразить семейный портрет». 

1-я подгруппа представляет царскую семью;

2-я подгруппа - семью всемирно известного ученого;

3-я подгруппа - семью «новых русских»;

4-я подгруппа - семью кинозвезды. 

Подгруппы по очереди представляют «семейную фотографию». Остальные  участники пытаются отгадать,  кто   «изображен»   на «фото». Во время обсуждения участники отвечают в кругу на вопрос: «Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?». Упражнение дает возможность почувствовать свою значимость.

  1. УПРАЖНЕНИЕ «Я - АЛЛА ПУГАЧЕВА»

Третье направление работы с  тревожными детьми - отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях. Рекомендуем с этой целью провести в группе следующее упражнение.

Упражнение проводится по кругу. Каждый        участник выбирает для себя роль значимого  
для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, президент США, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира». После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации. Данное упражнение способствует повышению самооценки и может быть использовано при отработке навыка уверенного поведения.

  1. МИНИ-ЛЕКЦИЯ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА»

Как показывает практика, родители тревожных  детей зачастую предъявляют к  ним повышенные требования, которые  ребенок не в состоянии выполнить. И это может быть одной из причин возникновения тревожности, о которой следует говорить с родителями в индивидуальных и групповых беседах. Родителям тревожного ребенка следует быть последовательными в своих действиях, поощрениях и наказаниях. Ни в коем случае нельзя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания. Не менее важно выработать единодушный подход к ребенку воспитателей  
и родителей. Для снятия излишнего мышечного напряжения родителям тревожных детей рекомендуется чаще использовать тактильный контакт с ребенком: поглаживать его, обнимать и т. д. Родители должны помнить, что тревогу ребенка могут вызывать любые резкие перемены в его жизни: переезды, смена воспитателей, даже перестановка мебели. Если родители не в состоянии помочь ребенку сами,  они могут обратиться за помощью к специалистам. В настоящее время существует множество психологических центров, в которых работают тренинговые группы, специалисты по игровой терапии, сказкотерапии.

13. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «РАБОТА  С РОДИТЕЛЯМИ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА»

Участники, работая в подгруппах, составляют список рекомендаций по работе с тревожными детьми для оформления уголка для родителей. Затем проводится совместное обсуждение в группе.

14. ИГРА «ЩЕПКИ НА РЕКЕ» (К. Фопель, часть 3, 1998)

Цель: Эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе.

Содержание: Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это - берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться:  
быстро или медленно. Участники игры -  «берега»  - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь. Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок). Обсуждение: Участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.

15. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

16. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 

 

«ПОХВАЛИЛКИ»

Цель: Игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе.  
Содержание: Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я...» Например: «однажды я помог товарищу в школе», или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т. д. На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке.

После того, как все Дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас. 

 

«ЗА ЧТО МЕНЯ ЛЮБИТ МАМА»

Цель: Повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.

Содержание: Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь. После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они        сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

Примечание: на первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, за то, что любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть. 

 

«НЕДОТРОГИ»

Цель: Игра способствует повышению самооценки ребенка, развитию эмпатии. 

Содержание: Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисуют карточки с пиктограммами. Необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма. Например, картинка с изображением улыбающегося человечка может символизировать Веселье, с изображением, например, двух одинаковых нарисованных конфет - Доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое- либо положительное качество ребенка (обязательно положительное!). Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча, стикеров и т. д.) все карточки. По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу». На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при многократном повторении игры и после проведения обсуждений ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хорошие слова другим или получать их самому. Как правило, дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех детей, которые совсем не получили карточек или получили совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили, но им бы тоже хотелось получить в подарок карточку. Чаще всего,  при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается.  

 

«СКУЛЬПТУРА» 

Цель: Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т. д., снижение мышечного напряжения.

Содержание: Дети разбиваются на пары. Один из них -скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:  ребенка, который ничего не боится; ребенка, который всем доволен; ребенка, который выполнил сложное задание и т. д. Темы для скульптур может  предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет. 

 

«ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК»

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.

Информация о работе Тревожность и экзаменационные испытания у человека