Тревожность и экзаменационные испытания у человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной
проблемой современной психологической науки.
Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности,
посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В частности,
причины тревожности, уровни тревожности рассматриваются в изученных нами

Оглавление

Введение.....................................................................
..........................2.
Глава 1. Изучение эмоциональных состояний человека
1.1 Виды и роль эмоций в жизни человека...............................7.
1.2 Изучение природы тревожности и уровней тревожности...........11.
1.3 Влияние самооценки на экзаменационные переживания......16.
1.4 Зависимость тревожности от психических свойств личности....19.
Глава 2. Психокоррекционная работа с учащимися и
студентами, имеющими различные уровни тревожности
2.1 Психокоррекционная работа с учащимися ...................................22.
2.2 Психокоррекционная работа со студентами................30.
Глава 3. Эксперимент по выявлению самооценки уровня личностной
тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена
3.1
3.2 Способы выражения тревожности во внешнем поведении.......38
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая по тревожности с инета.doc

— 1.73 Мб (Скачать)

Выделяя психические состояния в самостоятельную  психологическую категорию, Н.Д.Левитов [69] считал, что изучение психических  состояний должно стать предметом  социальной психологии, занять свое место  как в психологии групп, коллективов, так и в психологии личности в коллективе и интерперсональных отношений, так как многие психические состояния обусловлены вхождением личности в коллектив. Среди различных психических состояний, являющихся предметом исследования, довольно большое внимание уделяется состоянию, обозначаемому на английском языке термином «anxiety», иногда «anxiousness». На русский язык значение этого термина переводится наиболее адекватно как «беспокойство», «тревога» [71].

По  мнению A.M.Прихожан [108], тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие. Этим объясняется обращение ученых вновь к проблемам тревожности на современном этапе. Ученые придают большое значение исследованию тревожности, так как высокая тревожность является деструктивной личностной чертой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в своих силах, является условием формирования отрицательного статуса личности и конфликтных отношений, создает предпосылки для агрессивного поведения (Н.Д.Левитов, Г.Ш.Габдреева, Э.А.Голубева, Н.В.Имедадзе, A.M.Прихожан, И.В.Пацявичус, Ю.Л.Ханин, Ч.Спилбергер, Д.Тейлор и другие). Частое и продолжительное переживание тревоги как неравновесного состояния формирует личностное свойство - тревожность (Н.Д.Левитов, Г.Ш.Габдреева,

A.И.Захаров, A.M.Прихожан, А.О.Прохоров). Люди, имеющие высокую тревожность, относятся к «группе риска» по неврозам и психосоматическим заболеваниям (Н.В.Жутикова, А.И.Захаров, А.И.Киколов, В.В.Лебединский,

B.С.Спиваковская и другие). Состояние  тревожности затрагивает не только относительно простые, например, сенсорные, но и более сложные — интеллектуальные - процессы [по 93]. Тревожность может побуждать к активности, конкретизировать возможную опасность, а может быть изнуряющей, выматывающей; появляется ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилие перед внешними факторами. Многие зарубежные авторы считают любое психическое напряжение продуктом цивилизации, данью, которой человек оплачивает прогресс. Тревогу рассматривают как начальный этап психических заболеваний [по 109]. Поэтому решение проблемы тревожности относится к числу актуальных задач психологии, так как от своевременного и объективного распознания состояния тревожности человека зависит решение целого ряда важных практических задач.

Анализ литературы показывает, что проблема тревожности наиболее обстоятельно изучена в контексте спортивной и учебной деятельности, изучение тревожности в студенческие годы тоже находит свое отражение в работах психологов (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодапев, Н.В.Вязовец, Г.Ш.Габдреева, М.А.Иванова, М.П.Мороз, М.-И.Педаяс, Н.М.Пейсахов В.П.Трусов и другие). Смена социальных отношений в юношеском возрасте вызывает значительные трудности, а изменение привычных условий обучения, высокие требования к самостоятельной работе студентов в средних и высших учебных заведениях актуализируют тревожное состояние. К сожалению, большинство работ раскрывают тревожность студентов высших учебных заведений, хотя изучение студентов средних профессиональных учебных заведений не менее важно. В ССУЗ поступают 15-летние подростки. У этой категории учащихся высокая учебная нагрузка наслаивается на большое число внутренних проблем, связанных с кризисной возрастной психологической и физиологической перестройкой организма. Обучаясь в ССУЗе, они проходят завершающий этап подросткового возраста и входят в юношеский возраст. Период, являющийся переходным от подросткового к юношескому возрасту, является чрезвычайно сложным и важным в плане формирования личности, так как речь идет о переходе от детства к истокам взрослой жизни. В это время меняется внутренняя позиция, происходит переоценка ценностей, формируется мировоззрение, возникает стремление к самостоятельной жизни. Именно в подростковом возрасте, тревожность, по мнению A.M.Прихожан [108], становится устойчивым личностным образованием, опосредствуясь особенностями «Я - концепции» и отношения к себе. До этого она являлась производной широкого круга семейных нарушений.

Как показывает анализ научно-психологической  литературы, при достаточно высокой  степени изученности проблемы тревожности в подростковом и юношеском возрасте, не все стороны исследованы полностью. Недостаточно изучены, прежде всего, вопросы, связанные с формированием тревожности во взаимодействии социально-психологических условий и личностных особенностей человека в процессе реализации им значимых видов деятельности. Для студентов - это учебная деятельность и профессиональное становление. Все вышеизложенное ставит перед нами следующую проблему: какие социально-психологические (деятельностиые и личностные) факторы обусловливают тревожность студентов средних профессиональных учебных заведений педагогического профиля? Недостаточная теоретическая разработанность, пробелы в области психологических знаний о тревожности студентов педагогических учебных заведений позволили обозначить тему исследования: «Социально-психологические факторы тревожности студентов ССУЗ педагогического профиля».

Цель исследования: определить факторы  формирования тревожности в учебно-педагогической деятельности, выявить взаимосвязь  личностной и ситуативной тревожности с социально-психологическими характеристиками личности студентов педагогических учебных заведений среднего звена.

Объектом исследования стали студенты средних профессиональных педагогических учебных заведений.

Предметом исследования являются факторы формирования тревожности в учебно-практической деятельности, взаимосвязь тревожности и социально-психологических характеристик личности студентов.

Гипотеза основана на двух предположениях: а) студенты педагогических ССУЗ имеют более высокий уровень тревожности в сравнении с учащимися других учебных заведений, что обусловлено сложившимися особенностями процесса профессионального становления личности в учебных заведениях данного профиля (традиционно высокие педагогические требования и контроль, специфика практической деятельности студентов и др.); б) к факторам, способствующим возникновению тревожности наряду с социально-психологическими характеристиками личности студентов, такими, как параметры самооценки, самокритики, потребности в достижениях и в общении, коммуникативные и организаторские свойства, статусное положение учащихся в группе, можно отнести процесс адаптации студентов к новым условиям обучения в ССУЗ и их профессиональное становление. В исследовании решались следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ  научной литературы по исследуемой  проблеме.

2. Определить особенности проявления  тревоги как одного из негативных  состояний и выявить факторы  формирования тревоги у студентов  средних педагогических учебных  заведений в выполнении учебно-практической деятельности.

3. Определить особенности проявления  ситуативной и личностной тревожности  в зависимости от образовательной  системы (тип учебного заведения), выявить возрастную динамику  личностной и ситуативной тревожности студентов педагогических учебных заведений среднего звена.

4. Изучить взаимосвязь тревожности:  а) с социальными потребностями  (потребностью в достижении, потребностью  в общении); б) с самооценкой  и самокритикой; в) с коммуникативными  и организаторскими качествами личности; г) со статусным положением студентов в группе. Методологическую основу исследования составили:

- принципы психологической науки:  принцип детерминизма, системности,  принцип комплексного подхода  к рассматриваемым явлениям (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.А.Ганзен, Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин и другие);

- теории эмоций и психических  состояний, изложенные в трудах  Н.Д.Левитова, Л.М.Аболина, Б.А.Вяткина,  В.А.Ганзена, А.О.Прохорова, Ю.Е.Сосновиковой, а также концептуальные идеи, связанные с изучением тревожности, освещенные в работах В.М.Астапова, Г.Ш.Габдреевой, А.М.Прихожан, Ю.Л.Ханина, Дж. Тейлор, Ч.Д.Спилбергера;

- социально-психологический подход  к изучению психических состояний  личности, рассматривающий их в  контексте ее включенности в общественно значимую совместную деятельность в рамках реальных групп

Г.М.Андреева, Н.Д.Левитов, Б.Ф.Ломов, Б.Д.Парыгин, Р.Х.Шакуров, Е.В.Шорохова и другие);

- концепция единства личностного  и профессионального развития, определяемого активностью и потребностью в самореализации в условиях новой социально-экономической, политической, социокультурной реальности; этот подход разрабатывается в работах Л.М.Митиной, Г.В.Мухаметзяновой, Л.А.Воловича, П.Н.Осипова.

В исследовании использовались следующие методы: а) общенаучные методы теоретического анализа (обобщение, абстрагирование, систематизация и др.); б) специальные психологические методы сбора информации: наблюдение, анкетирование, тестовые опросники («Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч.Спилбергера в модификации Ю.Л.Ханина; методика «Беспокойство - тревожность» (автор Дж.Тейлор, модификация Н.М.Пейсахова); опросник Б.А.Федоришина «Коммуникативные и организаторские склонности»; методики «Потребность в достижениях» и «Потребность в общении», разработанные в МГПИ и модифицированные Н.М.Пейсаховым; шкала измерения самооценки С.А.Будасси; социометрическая методика; авторская анкетная методика); в) методы статистической обработки эмпирической информации (вычисление средних арифметических, мер рассеивания и связи переменных, статистической достоверности коэффициентов и различий между индексами).

Надежность и достоверность  результатов обеспечивалась соблюдением  методологических и методических принципов  проведения эмпирического исследования, выбором методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, обоснованным применением аппарата математической статистики. Обработка данных включала общепринятые статистические приемы: расчет средних величин, дисперсии, определение уровня значимости между средними величинами, ранговую корреляцию.

Научная новизна.

1. Впервые изучены факторы, способствующие  появлению тревожности в процессе  профессиональной подготовки студентов  ССУЗ педагогического профиля.

2. Выявлена динамика тревожности  в процессе профессионального  становления студентов педагогических  ССУЗ и показана ее специфика  в сравнении с другими группами  учащейся молодежи.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят вклад в комплексное изучение внутренних и внешних (социальных, деятельностных) факторов, обуславливающих динамику психических состояний личности; в дальнейшую научную разработку проблем взаимодействия личности и группы в условиях совместной социально значимой деятельности (учебная деятельность, профессиональное становление).

Практическая значимость. Результаты исследования имеют значение для  разработки программ, направленных на совершенствование процесса профессиональной подготовки будущих педагогов с точки зрения создания организационных условий, способствующих регуляции тревожности студентов.

Полученные результаты позволяют  определить конкретные условия оптимизации  тревожности в реальных учебных  группах; выработать практические рекомендации для педагогов; разработать комплексные программы социально-психологического тренинга для студентов.

Данные могут быть использованы в лекционных курсах по общей, социальной, возрастной и педагогической психологии.

Экспериментальной базой исследования явился факультет среднего профессионального образования Татарского государственного гуманитарного института (ТГГИ ФСПО). Исследование проводилось при участии студентов 1—4 курсов школьного отделения Арского педагогического колледжа (АПК), студентов I курса технических вузов г. Казани, учащихся Ю-II классов школ г.Казани. Всего в исследовании приняли участие 509 человек.

Организация исследования. Исследование проводилось в 3 этапа:

1 этап - ориентировочно-поисковый:  изучалась и анализировалась  научная литература, определялась методологическая концепция, разрабатывались теоретические положения.

2 этап - экспериментальный: уточнялся  аппарат исследования, накапливался  конкретный материал экспериментального  исследования.

3 этап - обобщающий: статистическая обработка данных с применением методов математической статистики, оформление результатов исследования, проверка выводов и гипотезы.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории  социальной психологии ИСПО РАО 1994-2003г.; на научно-практических конференциях ТГГИ 1997-2004г.; на Всероссийской научно-практической конференции «Гуманистическая парадигма профессионального образования: реалии и перспективы» (г.Казань, 1998г.); на VII Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы мониторинга качества образования» (г.Казань, 1999г.); на научно-практической конференции «ССУЗ в системе непрерывного профессионального образования: проблемы и перспективы развития» (Казань, 2000г.); на Международной научно-практической конференции «Социальная трансформация и актуальные проблемы современного образования» (Казань, 2002г.).

Информация о работе Тревожность и экзаменационные испытания у человека