Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:19, курсовая работа
Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной
проблемой современной психологической науки.
Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности,
посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В частности,
причины тревожности, уровни тревожности рассматриваются в изученных нами
Введение.....................................................................
..........................2.
Глава 1. Изучение эмоциональных состояний человека
1.1 Виды и роль эмоций в жизни человека...............................7.
1.2 Изучение природы тревожности и уровней тревожности...........11.
1.3 Влияние самооценки на экзаменационные переживания......16.
1.4 Зависимость тревожности от психических свойств личности....19.
Глава 2. Психокоррекционная работа с учащимися и
студентами, имеющими различные уровни тревожности
2.1 Психокоррекционная работа с учащимися ...................................22.
2.2 Психокоррекционная работа со студентами................30.
Глава 3. Эксперимент по выявлению самооценки уровня личностной
тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена
3.1
3.2 Способы выражения тревожности во внешнем поведении.......38
Заключение
Выделяя
психические состояния в
По мнению A.M.Прихожан [108], тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие. Этим объясняется обращение ученых вновь к проблемам тревожности на современном этапе. Ученые придают большое значение исследованию тревожности, так как высокая тревожность является деструктивной личностной чертой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в своих силах, является условием формирования отрицательного статуса личности и конфликтных отношений, создает предпосылки для агрессивного поведения (Н.Д.Левитов, Г.Ш.Габдреева, Э.А.Голубева, Н.В.Имедадзе, A.M.Прихожан, И.В.Пацявичус, Ю.Л.Ханин, Ч.Спилбергер, Д.Тейлор и другие). Частое и продолжительное переживание тревоги как неравновесного состояния формирует личностное свойство - тревожность (Н.Д.Левитов, Г.Ш.Габдреева,
A.И.Захаров, A.M.Прихожан, А.О.Прохоров). Люди, имеющие высокую тревожность, относятся к «группе риска» по неврозам и психосоматическим заболеваниям (Н.В.Жутикова, А.И.Захаров, А.И.Киколов, В.В.Лебединский,
B.С.Спиваковская и другие). Состояние тревожности затрагивает не только относительно простые, например, сенсорные, но и более сложные — интеллектуальные - процессы [по 93]. Тревожность может побуждать к активности, конкретизировать возможную опасность, а может быть изнуряющей, выматывающей; появляется ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилие перед внешними факторами. Многие зарубежные авторы считают любое психическое напряжение продуктом цивилизации, данью, которой человек оплачивает прогресс. Тревогу рассматривают как начальный этап психических заболеваний [по 109]. Поэтому решение проблемы тревожности относится к числу актуальных задач психологии, так как от своевременного и объективного распознания состояния тревожности человека зависит решение целого ряда важных практических задач.
Анализ литературы показывает, что проблема тревожности наиболее обстоятельно изучена в контексте спортивной и учебной деятельности, изучение тревожности в студенческие годы тоже находит свое отражение в работах психологов (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодапев, Н.В.Вязовец, Г.Ш.Габдреева, М.А.Иванова, М.П.Мороз, М.-И.Педаяс, Н.М.Пейсахов В.П.Трусов и другие). Смена социальных отношений в юношеском возрасте вызывает значительные трудности, а изменение привычных условий обучения, высокие требования к самостоятельной работе студентов в средних и высших учебных заведениях актуализируют тревожное состояние. К сожалению, большинство работ раскрывают тревожность студентов высших учебных заведений, хотя изучение студентов средних профессиональных учебных заведений не менее важно. В ССУЗ поступают 15-летние подростки. У этой категории учащихся высокая учебная нагрузка наслаивается на большое число внутренних проблем, связанных с кризисной возрастной психологической и физиологической перестройкой организма. Обучаясь в ССУЗе, они проходят завершающий этап подросткового возраста и входят в юношеский возраст. Период, являющийся переходным от подросткового к юношескому возрасту, является чрезвычайно сложным и важным в плане формирования личности, так как речь идет о переходе от детства к истокам взрослой жизни. В это время меняется внутренняя позиция, происходит переоценка ценностей, формируется мировоззрение, возникает стремление к самостоятельной жизни. Именно в подростковом возрасте, тревожность, по мнению A.M.Прихожан [108], становится устойчивым личностным образованием, опосредствуясь особенностями «Я - концепции» и отношения к себе. До этого она являлась производной широкого круга семейных нарушений.
Как показывает анализ научно-психологической литературы, при достаточно высокой степени изученности проблемы тревожности в подростковом и юношеском возрасте, не все стороны исследованы полностью. Недостаточно изучены, прежде всего, вопросы, связанные с формированием тревожности во взаимодействии социально-психологических условий и личностных особенностей человека в процессе реализации им значимых видов деятельности. Для студентов - это учебная деятельность и профессиональное становление. Все вышеизложенное ставит перед нами следующую проблему: какие социально-психологические (деятельностиые и личностные) факторы обусловливают тревожность студентов средних профессиональных учебных заведений педагогического профиля? Недостаточная теоретическая разработанность, пробелы в области психологических знаний о тревожности студентов педагогических учебных заведений позволили обозначить тему исследования: «Социально-психологические факторы тревожности студентов ССУЗ педагогического профиля».
Цель исследования: определить факторы
формирования тревожности в учебно-
Объектом исследования стали студенты средних профессиональных педагогических учебных заведений.
Предметом исследования являются факторы формирования тревожности в учебно-практической деятельности, взаимосвязь тревожности и социально-психологических характеристик личности студентов.
Гипотеза основана на двух предположениях: а) студенты педагогических ССУЗ имеют более высокий уровень тревожности в сравнении с учащимися других учебных заведений, что обусловлено сложившимися особенностями процесса профессионального становления личности в учебных заведениях данного профиля (традиционно высокие педагогические требования и контроль, специфика практической деятельности студентов и др.); б) к факторам, способствующим возникновению тревожности наряду с социально-психологическими характеристиками личности студентов, такими, как параметры самооценки, самокритики, потребности в достижениях и в общении, коммуникативные и организаторские свойства, статусное положение учащихся в группе, можно отнести процесс адаптации студентов к новым условиям обучения в ССУЗ и их профессиональное становление. В исследовании решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ
научной литературы по
2. Определить особенности
3. Определить особенности
4. Изучить взаимосвязь
- принципы психологической
- теории эмоций и психических
состояний, изложенные в
- социально-психологический
Г.М.Андреева, Н.Д.Левитов, Б.Ф.Ломов, Б.Д.Парыгин, Р.Х.Шакуров, Е.В.Шорохова и другие);
- концепция единства
В исследовании использовались следующие методы: а) общенаучные методы теоретического анализа (обобщение, абстрагирование, систематизация и др.); б) специальные психологические методы сбора информации: наблюдение, анкетирование, тестовые опросники («Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч.Спилбергера в модификации Ю.Л.Ханина; методика «Беспокойство - тревожность» (автор Дж.Тейлор, модификация Н.М.Пейсахова); опросник Б.А.Федоришина «Коммуникативные и организаторские склонности»; методики «Потребность в достижениях» и «Потребность в общении», разработанные в МГПИ и модифицированные Н.М.Пейсаховым; шкала измерения самооценки С.А.Будасси; социометрическая методика; авторская анкетная методика); в) методы статистической обработки эмпирической информации (вычисление средних арифметических, мер рассеивания и связи переменных, статистической достоверности коэффициентов и различий между индексами).
Надежность и достоверность результатов обеспечивалась соблюдением методологических и методических принципов проведения эмпирического исследования, выбором методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, обоснованным применением аппарата математической статистики. Обработка данных включала общепринятые статистические приемы: расчет средних величин, дисперсии, определение уровня значимости между средними величинами, ранговую корреляцию.
Научная новизна.
1. Впервые изучены факторы,
2. Выявлена динамика тревожности
в процессе профессионального
становления студентов
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят вклад в комплексное изучение внутренних и внешних (социальных, деятельностных) факторов, обуславливающих динамику психических состояний личности; в дальнейшую научную разработку проблем взаимодействия личности и группы в условиях совместной социально значимой деятельности (учебная деятельность, профессиональное становление).
Практическая значимость. Результаты исследования имеют значение для разработки программ, направленных на совершенствование процесса профессиональной подготовки будущих педагогов с точки зрения создания организационных условий, способствующих регуляции тревожности студентов.
Полученные результаты позволяют определить конкретные условия оптимизации тревожности в реальных учебных группах; выработать практические рекомендации для педагогов; разработать комплексные программы социально-психологического тренинга для студентов.
Данные могут быть использованы в лекционных курсах по общей, социальной, возрастной и педагогической психологии.
Экспериментальной базой исследования явился факультет среднего профессионального образования Татарского государственного гуманитарного института (ТГГИ ФСПО). Исследование проводилось при участии студентов 1—4 курсов школьного отделения Арского педагогического колледжа (АПК), студентов I курса технических вузов г. Казани, учащихся Ю-II классов школ г.Казани. Всего в исследовании приняли участие 509 человек.
Организация исследования. Исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап - ориентировочно-поисковый: изучалась и анализировалась научная литература, определялась методологическая концепция, разрабатывались теоретические положения.
2 этап - экспериментальный: уточнялся
аппарат исследования, накапливался
конкретный материал
3 этап - обобщающий: статистическая обработка данных с применением методов математической статистики, оформление результатов исследования, проверка выводов и гипотезы.
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории социальной психологии ИСПО РАО 1994-2003г.; на научно-практических конференциях ТГГИ 1997-2004г.; на Всероссийской научно-практической конференции «Гуманистическая парадигма профессионального образования: реалии и перспективы» (г.Казань, 1998г.); на VII Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы мониторинга качества образования» (г.Казань, 1999г.); на научно-практической конференции «ССУЗ в системе непрерывного профессионального образования: проблемы и перспективы развития» (Казань, 2000г.); на Международной научно-практической конференции «Социальная трансформация и актуальные проблемы современного образования» (Казань, 2002г.).
Информация о работе Тревожность и экзаменационные испытания у человека