Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:19, курсовая работа
Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной
проблемой современной психологической науки.
Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности,
посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В частности,
причины тревожности, уровни тревожности рассматриваются в изученных нами
Введение.....................................................................
..........................2.
Глава 1. Изучение эмоциональных состояний человека
1.1 Виды и роль эмоций в жизни человека...............................7.
1.2 Изучение природы тревожности и уровней тревожности...........11.
1.3 Влияние самооценки на экзаменационные переживания......16.
1.4 Зависимость тревожности от психических свойств личности....19.
Глава 2. Психокоррекционная работа с учащимися и
студентами, имеющими различные уровни тревожности
2.1 Психокоррекционная работа с учащимися ...................................22.
2.2 Психокоррекционная работа со студентами................30.
Глава 3. Эксперимент по выявлению самооценки уровня личностной
тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена
3.1
3.2 Способы выражения тревожности во внешнем поведении.......38
Заключение
На защиту выносятся следующие положения: 1. Тревожность является распространенным явлением в учебной деятельности. В педагогических учебных заведениях среднего звена она обусловлена следующими социально-психологическими факторами: стиль общения преподавателей со студентами, социальный контроль и оценка педагогической деятельности, процесс преодоления кризиса на стадии профессионального становления и адаптация к условиям обучения. Все факторы имеют разный удельный вес в различных видах учебной деятельности.
2. Факторами возникновения
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (173 источника, в том числе 13 на иностранном языке), приложений и содержит 161 страниц текста, 9 таблиц, 11 рисунков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тревожность в последние годы является предметом изучения психологической науки, и важное место в теоретических и эмпирических исследованиях занимают социальные факторы появления тревожности, так как человек формируется и развивается в определенном социуме. Ближайшее социальное окружение человека оказывает сильное влияние на возникновение и закрепление различных психических состояний разной модальности, в том числе состояния тревоги. При некоторых условиях это состояние может перерасти в личностное свойство — тревожность. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.
В психологической науке имеется немалое количество исследований, изучающих тревожность в различные возрастные периоды и в разных видах деятельности. Пристальное внимание ученых привлекают вопросы, связанные с тревожностью в учебной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки: тревожность студентов в период адаптации к условиям обучения, особенности психофизиологического состояния студентов с высоким уровнем тревожности, самоуправление психическим состоянием студентов с высоким уровнем тревожности, взаимосвязь состояния тревожности с личностными характеристиками студентов и общением, особенности поведения высокотревожных студентов в экзаменационный период. В то же время, анализ научно-психологической литературы показал, что при достаточно высокой степени изученности проблемы тревожности в студенческие годы, не все стороны исследованы полностью. Как правило, исследователи ограничиваются рассмотрением и описанием либо поведения тревожных субъектов, либо ситуаций, в которых эта тревожность возникает. Вместе с тем, решая проблему тревожности, необходимо найти не только различия в поведении высокотревожных и низкотревожных студентов, но и различия некоторых индивидуальных свойств, так как именно они определяют различие в поведении, а также обозначить социальные факторы в период профессионального обучения, способствующие возникновению тревожности. Это обусловило выбор темы и постановку цели исследования.
Особую остроту приобретает исследуемая проблема для специальностей системы «человек-человек», в частности, для педагогической деятельности. Ряд ученых отмечает, что тревожность как качество личности играет для педагога большую роль. Психическая напряженность педагогической деятельности, подверженность социальной оценке, неопределенность возникающих ситуаций, являются важными характеристиками педагогического труда, приводят к возникновению невротических и психосоматических расстройств у учителей. Основополагающим становится вопрос изучения тревожности как одного из негативных психических состояний не только преподавателей, но и студентов, получающих педагогическую подготовку, поэтому в качестве объекта изучения мы выбрали учащихся педагогических учебных заведениНк среднего звена.
В соответствии с возрастными этапами профессионализации и социализации период обучения в педагогическом училище (колледже) характеризуется как начало профессионального самоопределения личности. Именно на данном этапе необходимо уделять пристальное внимание психолого-педагогической работе с учащимися ССУЗ, так как у этой категории учащихся насыщенная учебная нагрузка наслаивается на большое число внутренних психологических проблем, связанных с возрастной психологической и физиологической перестройкой организма, с особенностями современной жизни молодых людей (неуверенность в завтрашнем дне, трудности трудоустройства и продолжения учебы в высших педагогических учебных заведениях, отношения с родителями и сверстниками и др.). Среди психологических проблем студентов ССУЗ тревога выделяется как неизбежный спутник сложного образовательного процесса с одной стороны и новообразований подросткового возраста - с другой.
В теоретической части
В эмпирическом исследовании мы провели анализ типичных состояний студентов в учебно-педагогической деятельности, особенности проявления тревожности учащихся разных образовательных учреждений и разного возраста в аспекте приобщения к будущей профессии. В процессе проведенного эксперимента мы получили результаты, которые позволили нам сформулировать следующие выводы.
1. Актуализация тревожности
2. Процесс профессиональной
3. Студенты старших курсов
4. В процессе профессионального
становления студентов педагоги
5. Наличие обратных
6. Студенты с низкой самооценкой
и высокой самокритичностью
Данные экспериментального исследования могут быть использованы преподавателями, психологами при составлении коррекционных программ, направленных на оптимизацию тревожности. Основываясь на полученных результатах, важно учитывать интегративную природу личностной тревожности и строить коррекционную работу с тревожными студентами комплексно. В учебно-практической деятельности у студентов с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе, разрабатывать конкретное и детальное планирование действий. В профессиональной подготовке можно сделать упор на самоанализе своего поведения, жизненных целей, установок. Одним из направлений коррекционной работы должно стать осознание значимости учебной деятельности, что позволит мобилизовать личностные силы и ресурсы, создаст предпосылку хорошей профессиональной адаптации. Профессиональная подготовка должна формировать чувство защищенности, которое тесно связано с чувством уверенности, внутреннего комфорта. Следующим шагом в этом направлении будет формирование адекватной самооценки, создание положительного образа «Я», необходимого уровня притязаний. Наконец, развитие коммуникативной сферы, улучшение взаимоотношений с окружающими станут фактором регуляции и коррекции тревожности в студенческих группах.
Научная библиотека диссертаций и
авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «беспокойство», «тревога».
Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги 3. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.
В настоящее время изучению состояния
тревоги посвящено большое
Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин «тревога» используется психологами в различных значениях. Это и гипотетическая «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей, и первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовывать потребности, и свойства личности, которые даются через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий, и реакция на представленную угрозу.
Свои определения понятию «
Одним из следствий неоднозначности трактовки понятия «тревога», отягощенности его психологическими и медико-биологическими односторонними представлениями является то, что некоторые авторы, особенно в отечественной психологии, данному понятию предпочитают другое – психическая напряженность. По мнению Н. И. Наенко, это удобно, поскольку данный термин «свободен от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях». Поэтому Спилбергер подчеркивает, что достичь согласия в определении данного понятия достаточно сложно, в частности из-за того, что исследователи тревоги часто используют совершенно различные термины в своих работах. Основной причиной многозначности и семантической неопределенности в концепциях тревоги является то, что термин используется, как правило, для обозначения хотя и взаимосвязанных, но все же различных понятий. Следует согласиться с тем, что упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных семантических единиц: тревоги, немотивированной тревожности и личностной тревожности. Приведенный ниже обзор работ осуществлен в соответствии сданной теоретической позицией.
Информация о работе Тревожность и экзаменационные испытания у человека