Тревожность и экзаменационные испытания у человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной
проблемой современной психологической науки.
Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности,
посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В частности,
причины тревожности, уровни тревожности рассматриваются в изученных нами

Оглавление

Введение.....................................................................
..........................2.
Глава 1. Изучение эмоциональных состояний человека
1.1 Виды и роль эмоций в жизни человека...............................7.
1.2 Изучение природы тревожности и уровней тревожности...........11.
1.3 Влияние самооценки на экзаменационные переживания......16.
1.4 Зависимость тревожности от психических свойств личности....19.
Глава 2. Психокоррекционная работа с учащимися и
студентами, имеющими различные уровни тревожности
2.1 Психокоррекционная работа с учащимися ...................................22.
2.2 Психокоррекционная работа со студентами................30.
Глава 3. Эксперимент по выявлению самооценки уровня личностной
тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена
3.1
3.2 Способы выражения тревожности во внешнем поведении.......38
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая по тревожности с инета.doc

— 1.73 Мб (Скачать)

На защиту выносятся следующие  положения: 1. Тревожность является распространенным явлением в учебной  деятельности. В педагогических учебных  заведениях среднего звена она обусловлена следующими социально-психологическими факторами: стиль общения преподавателей со студентами, социальный контроль и оценка педагогической деятельности, процесс преодоления кризиса на стадии профессионального становления и адаптация к условиям обучения. Все факторы имеют разный удельный вес в различных видах учебной деятельности.

2. Факторами возникновения тревожности  могут стать социально-психологические  личностные качества, такие, как  коммуникативная сфера, социальные  потребности человека, самооценка и самокритика, а также то большое значение, которое приобретают ситуации учебно-практической деятельности для студентов (личностный смысл). Снижение показателей тревожности у студентов педагогических ССУЗ в процессе профессионального становления (с 1-ого по 4-ый курс обучения) связано с адаптацией студентов к условиям обучения и с выполнением практической деятельности.

Структура диссертации. Диссертация  состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (173 источника, в том числе 13 на иностранном языке), приложений и содержит 161 страниц текста, 9 таблиц, 11 рисунков.

Заключение диссертации по теме "Социальная психология", Гредюшко, Ольга Павловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Тревожность в последние годы является предметом изучения психологической науки, и важное место в теоретических и эмпирических исследованиях занимают социальные факторы появления тревожности, так как человек формируется и развивается в определенном социуме. Ближайшее социальное окружение человека оказывает сильное влияние на возникновение и закрепление различных психических состояний разной модальности, в том числе состояния тревоги. При некоторых условиях это состояние может перерасти в личностное свойство — тревожность. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.

В психологической науке имеется немалое количество исследований, изучающих тревожность в различные возрастные периоды и в разных видах деятельности. Пристальное внимание ученых привлекают вопросы, связанные с тревожностью в учебной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки: тревожность студентов в период адаптации к условиям обучения, особенности психофизиологического состояния студентов с высоким уровнем тревожности, самоуправление психическим состоянием студентов с высоким уровнем тревожности, взаимосвязь состояния тревожности с личностными характеристиками студентов и общением, особенности поведения высокотревожных студентов в экзаменационный период. В то же время, анализ научно-психологической литературы показал, что при достаточно высокой степени изученности проблемы тревожности в студенческие годы, не все стороны исследованы полностью. Как правило, исследователи ограничиваются рассмотрением и описанием либо поведения тревожных субъектов, либо ситуаций, в которых эта тревожность возникает. Вместе с тем, решая проблему тревожности, необходимо найти не только различия в поведении высокотревожных и низкотревожных студентов, но и различия некоторых индивидуальных свойств, так как именно они определяют различие в поведении, а также обозначить социальные факторы в период профессионального обучения, способствующие возникновению тревожности. Это обусловило выбор темы и постановку цели исследования.

Особую остроту приобретает  исследуемая проблема для специальностей системы «человек-человек», в частности, для педагогической деятельности. Ряд ученых отмечает, что тревожность как качество личности играет для педагога большую роль. Психическая напряженность педагогической деятельности, подверженность социальной оценке, неопределенность возникающих ситуаций, являются важными характеристиками педагогического труда, приводят к возникновению невротических и психосоматических расстройств у учителей. Основополагающим становится вопрос изучения тревожности как одного из негативных психических состояний не только преподавателей, но и студентов, получающих педагогическую подготовку, поэтому в качестве объекта изучения мы выбрали учащихся педагогических учебных заведениНк среднего звена.

В соответствии с возрастными этапами  профессионализации и социализации период обучения в педагогическом училище (колледже) характеризуется как начало профессионального самоопределения личности. Именно на данном этапе необходимо уделять пристальное внимание психолого-педагогической работе с учащимися ССУЗ, так как у этой категории учащихся насыщенная учебная нагрузка наслаивается на большое число внутренних психологических проблем, связанных с возрастной психологической и физиологической перестройкой организма, с особенностями современной жизни молодых людей (неуверенность в завтрашнем дне, трудности трудоустройства и продолжения учебы в высших педагогических учебных заведениях, отношения с родителями и сверстниками и др.). Среди психологических проблем студентов ССУЗ тревога выделяется как неизбежный спутник сложного образовательного процесса с одной стороны и новообразований подросткового возраста - с другой.

В теоретической части диссертации  выполнен анализ зарубежной и отечественной  литературы по проблеме тревожности, дан  обзор основных подходов к изучаемой  проблеме, рассмотрено понятие «тревожность» с точки зрения сущности и динамики, проанализированы функции тревожности, ее влияние на успешность деятельности, поведения и общения, определены природа и источники возникновения тревожности. Основной акцент сделан на анализе социально-психологических факторов тревожности, среди которых ученые называют нарушение взаимодействия с ближайшим социальным окружением, невозможность удовлетворения социальных потребностей человека, несоответствие между «Я-реальным» и «Я-идеальным», создающим ощущение дезинтеграции. В подростковом и юношеском возрасте тревожность может быть обусловлена неуверенностью в завтрашнем дне, трудностями в трудоустройстве и дальнейшем продолжении учебы, внешним видом, боязнью проявления собственной неспособности.

В эмпирическом исследовании мы провели анализ типичных состояний студентов в учебно-педагогической деятельности, особенности проявления тревожности учащихся разных образовательных учреждений и разного возраста в аспекте приобщения к будущей профессии. В процессе проведенного эксперимента мы получили результаты, которые позволили нам сформулировать следующие выводы.

1. Актуализация тревожности студентов  педагогических учебных заведений  среднего звена обусловлена социально-психологическими  факторами, которые имеют разный  удельный вес в различных ситуациях учебно-практической деятельности. К ним относятся особенности учебной деятельности в ССУЗ и сложности процесса адаптации к условиям обучения в средних профессиональных учебных заведениях, стиль общения преподавателей со студентами, специфика педагогической деятельности, ее социальный контроль. Детерминантой тревожности могут стать личностные особенности: личностный смысл, который приобретает для студентов непосредственная учебная деятельность; неуверенность в ситуациях учебной деятельности, в частности, при ответе на зачетах^ экзаменах; социально-психологические качества личности, такие, как потребность в достижениях, самооценка и коммуникативная сфера.

2. Процесс профессиональной подготовки  влияет на тревожность. Студенты  педагогических учебных заведений имеют более высокий уровень ситуативной тревожности по сравнению со студентами других учебных заведений, это связано с эмоциональной насыщенностью и напряженностью педагогической деятельности, с ее выраженным социальным и межличностным характером, с подверженностью социальному контролю.

3. Студенты старших курсов педагогических  ССУЗ имеют более низкий уровень  тревожности. Это связано с  адаптацией к условиям обучения  и с приобретением профессиональных  навыков. У студентов-старшекурсников,  во-первых, преодолевается кризис, связанный с профессиональным выбором и процессом адаптации, во-вторых, накапливаются умения и навыки, придающие уверенность в учебной и практической деятельности.

4. В процессе профессионального  становления студентов педагогических учебных заведений среднего звена проявляются такие их личностные свойства, как потребность в достижениях, самооценка, самокритика, коммуникативные и организаторские склонности, которые по-разному связаны с тревожностью. Потребность в достижениях у старшекурсников выражена сильнее, чем у студентов младших курсов, в то же время она имеет обратные корреляционные связи с тревожностью. Таким образом, снижение тревожности у старшекурсников позволяет им приобретать уверенность в своих силах и ставить перед собой все более сложные цели.

5. Наличие обратных корреляционных  связей между коммуникативными, организаторскими склонностями  и тревожностью показывает, что  учащиеся, имеющие коммуникативные  барьеры, затруднения, испытывают  переживание тревоги, дискомфорт и напряжение. Но в процессе овладения профессиональной деятельностью у будущих педагогов формируются и развиваются навыки гармоничного общения, у студентов старших курсов отмечается более высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей.

6. Студенты с низкой самооценкой  и высокой самокритичностью превосходят  по уровню тревожности студентов  с более высокой самооценкой  и низкой самокритикой. В то  же время, если уровень самооценки  сохраняется примерно на одинаковом  уровне, потребность в успехе повышается, о чем свидетельствует более высокий уровень потребности в достижениях, а тревожность снижается, можно говорить о формировании у старшекурсников более реалистичного и адекватного образа «Я».

Данные экспериментального исследования могут быть использованы преподавателями, психологами при составлении коррекционных программ, направленных на оптимизацию тревожности. Основываясь на полученных результатах, важно учитывать интегративную природу личностной тревожности и строить коррекционную работу с тревожными студентами комплексно. В учебно-практической деятельности у студентов с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе, разрабатывать конкретное и детальное планирование действий. В профессиональной подготовке можно сделать упор на самоанализе своего поведения, жизненных целей, установок. Одним из направлений коррекционной работы должно стать осознание значимости учебной деятельности, что позволит мобилизовать личностные силы и ресурсы, создаст предпосылку хорошей профессиональной адаптации. Профессиональная подготовка должна формировать чувство защищенности, которое тесно связано с чувством уверенности, внутреннего комфорта. Следующим шагом в этом направлении будет формирование адекватной самооценки, создание положительного образа «Я», необходимого уровня притязаний. Наконец, развитие коммуникативной сферы, улучшение взаимоотношений с окружающими станут фактором регуляции и коррекции тревожности в студенческих группах.

 
Научная библиотека диссертаций и  авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/sotsialno-psikhologicheskie-faktory-trevozhnosti-studentov-ssuz-pedagogicheskogo-profilya#ixzz2FQzH13Ur

 

Основные аспекты проблемы тревожности  в психологии

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих  в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные  с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «беспокойство», «тревога».

Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги 3. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.

В настоящее время изучению состояния  тревоги посвящено большое количество работ. Для достаточно полного их анализа принципиальное значение имеет  уточнение некоторых теоретических  и методологических положений. Как показано многими исследователями, прежде всего важно четкое концептуальное различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности.

Многозначность в понимании  тревоги как психического явления  проистекает из того факта, что термин «тревога» используется психологами в различных значениях. Это и гипотетическая «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей, и первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовывать потребности, и свойства личности, которые даются через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий, и реакция на представленную угрозу.

Свои определения понятию «тревога»  давали Астапов В. М., Лазарус Р., Прихожан А. М., Спилбергер Ч. Д., Фрейд 3., Мартене  Р. и другие. В литературе интерпретация  тревоги как эмоционального состояния  является господствующей, причем в  работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха. Но, пожалуй, более характерной является тенденция рассматривать тревогу как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами.

Одним из следствий неоднозначности трактовки понятия «тревога», отягощенности его психологическими и медико-биологическими односторонними представлениями является то, что некоторые авторы, особенно в отечественной психологии, данному понятию предпочитают другое – психическая напряженность. По мнению Н. И. Наенко, это удобно, поскольку данный термин «свободен от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях». Поэтому Спилбергер подчеркивает, что достичь согласия в определении данного понятия достаточно сложно, в частности из-за того, что исследователи тревоги часто используют совершенно различные термины в своих работах. Основной причиной многозначности и семантической неопределенности в концепциях тревоги является то, что термин используется, как правило, для обозначения хотя и взаимосвязанных, но все же различных понятий. Следует согласиться с тем, что упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных семантических единиц: тревоги, немотивированной тревожности и личностной тревожности. Приведенный ниже обзор работ осуществлен в соответствии сданной теоретической позицией.

Информация о работе Тревожность и экзаменационные испытания у человека