Тренинг по манипуляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

Многочисленными исследованиями было установлено, что без постоянного информационного контакта невозможно полноценное развитие человека и нормальное функционирование социальных групп и общества в целом. При этом в тени оставался тот факт, что информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную и все возрастающую угрозу для развития личности и общества.

Оглавление

ГЛАВА I. Теоретические подходы к изучению манипулятивного поведения в конфликте 6
1.1.Понятие и виды конфликтов 6
1.2.Понятие и виды манипуляции 14
1.3.Манипулятивные техники поведение в конфликте. Диагностика
манипуляций 25
ГЛАВА II. Тренинг по манипуляции 37
2.1. Пояснительная записка к тренингу 37
2.2. План-тайминг тренинга «Управление манипуляциями» 40
2.3. Рекомендации по постренинговому сопровождению 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая по конфликтологии.docx

— 104.11 Кб (Скачать)

Стандартный пакет постренингового сопровождения  включает:

Задания для  участников обучения по отработке и  внедрению полученных знаний и навыков;

Организация дополнительного занятия (4-6 часов) в ходе которого участники рассказывают о результатах выполнения задания, обсуждаются проблемные ситуации, возникшие  при апробации новых умений. Тренер отвечает на возникшие вопросы и  дает обратную связь по практической работе участников.

Кроме того, можно  организовать [55]:

Пред и  постренинговую оценку персонала для  определения степени усвоения полученных навыков;

Оценку применения навыков в рабочей обстановке различными методами;

Проведение  экзамена для проверки степени усвоения знаний;

Предоставление  методических материалов и консультирование сотрудников Заказчика по самостоятельной  организации постренингового сопровождения.

Для наиболее перспективных, ключевых сотрудников  возможна организация коучинг-сессий. Это позволит более качественно  проследить процесс внедрения новых  знаний, умений и навыков в практической деятельности. Поможет обсудить и  решить все возникающие при практическом применении полученной информации вопросы.

Для полноценного усвоения материала тренинга и постренингового  сопровождения коучинг полезен, т.к. в коучинге клиент оперирует  имеющимися знаниями и путем их анализа  приходит к новым выводам. Целью  постренингового сопровождения  является связь теории с практикой, другими словами, повышение профессионализма сотрудников за счет перехода от осознанной компетентности, которая появляется после прохождения тренинга, к  неосознанной компетентности, когда  новое знание становится нормой поведения. Именно здесь и завершается обучение.

Большинство мероприятий постренинговой поддержки  направлено на уточнение и закрепление  информации, полученной на тренинге. Коучинг  можно рассматривать, как самостоятельный  инструмент постренинговой поддержки.

Специфика и  механизм действия коучинга отличается комплексностью подхода. В процессе работы коуч исходит из того, что  у его клиента есть знания и  желание их использовать. Коуч поможет  сотруднику проанализировать полученную на тренинге информацию, продумать  варианты ее применения на рабочем  месте и возможные ситуации, требующие  нового подхода и новых решений, поможет расширить видение и  по-новому взглянуть на рабочий процесс. Важной составляющей в работе коуча  и неоценимым преимуществом его  в данном случае является воодушевление  сотрудника, его мотивирование на использование новых знаний и  получение нового качественного  результата. Таким образом, коучинг  закрепляет новые знания, привязывает  к конкретной практике сотрудника, а также мотивирует на их использование. При этом сотрудник сам находит  приоритетные и важные зоны для работы с коучем.

На базе коучинговых  сессий могут быть использованы прочие инструменты постренингового сопровождения, что позволит давать уточняющую и  закрепляющую информацию не в слепую, а на основе запроса, который будет  выявлен в процессе коучинговой  сессии.

Для проведения постренинговой поддержки могут  быть привлечены как внешние, так  и внутренние коучи. Тенденция такова, что все большее количество компаний могут позволить себе иметь корпоративного коуча, и функция посттренингового сопровождения расширит область  его работы. С другой стороны, многие тренинговые компании имеют в  пакете услуг коучинг, а все большее  число тренеров добавляют коучинг  к своим компетенциям. Это позволяет  компаниям работать с одним провайдером, что удобно, и использовать весь спектр методов постренинговой поддержки.

Еще один немаловажный фактор применения коучинга в качестве постренинговой поддержки – его  гибкость. Коучинг может использоваться группе и индивидуально (не всем в  равной мере нужно посттренинговое  сопровождение), в разных форматах (в  виде очных встреч в офисе, по телефону или электронной почте). Его многоликость позволяет сэкономить время, средства и сделать процесс одновременно полезным, удобным и комфортным для  участников.

Если компания готова вкладываться в обучение своих  сотрудников, максимальный эффект будет  достигнут в случае комплексного подхода к обучению, грамотного подбора  тренингов для сотрудников и  их поддержки в применение полученных знаний и навыков. Коучинг может  быть хорошим подспорьем в данном вопросе, поможет избежать расходов на ненужное обучение, оптимизировать их за счет перенаправления на решение  других вопросов управления персоналом.

Как дополнитльный  инструмент, можно использовать постренинговое тестирование. Постренинговое тестирование иллюстрирует эффективность обучения, помогает скорректировать программу  дальнейшего обучения персонала.

Также возможна съемка тренинга на видео и предоставление в любом формате. Это позволит собственными глазами увидеть свои сильные и слабые стороны, в любой  момент времени после бизнес-тренинга вернуться к любому эпизоду для  его подробного анализа. При каждом новом просмотре наверняка будут  отмечены те моменты, которые до этого  ускользали из поля зрения.

Итак, на сегодняшний день очень актуальна проблема оценки эффективности проведения тренингов, семинаров.

Постренинговое  сопровождение увеличивает эффективность  тренинга за счет процесса усвоения полученных навыков, знаний и умений, доведения  их «до автоматизма». Мероприятия, направленные на закрепление результатов тренинга, проводящиеся после окончания тренинга/семинара в своей совокупности и являются системой постренингового сопровождения.

К подобным мероприятиям можно отнести: отчёт о проведенном  обучении; подписка на электронные  издания (рассылки) тренинговой фирмы; анкетирование (опыт показывает, что  анкетирование сразу и анкетирование  через несколько месяцев после  обучения могут дать существенно  разные результаты); «горячая линия» для  ответов на вопросы прошедших  обучение; различные виды наставничества и абонентского обслуживания; освоение обученными экспертных систем по тематике обучения; профессиональное общение  на открытых и закрытых Internet-форумах; приглашение на новые мероприятия, например на встречи профессионального  Клуба, научно-практические Конференции  и т.п.

Таким образом, подводя итог сказанному во второй главе, необходимо отметить: проблема обнаружения манипуляции в настоящий момент мало разработана в теоретических научных работах. Не всегда можно решить, наблюдаем мы манипуляцию или что-то другое.

Общим признаком  наличия манипулятивных попыток  являются нарушения баланса тех  или иных переменных взаимодействия. Это может быть: а) Дисбаланс в  распределении ответственности  за совершаемые действия и принимаемые  решения, б) Деформации в соотношении  выигрыш — плата, в) Наличие силового давления, г) Нарушения сбалансированности элементов ситуации, д) Неконгруэнтность в поведении (коммуникативном сообщении) партнера, е) Стремление отправителя  воздействия стереотипизировать поведение  адресата.

Однако манипуляциями  можно управлять. Для этого разрабатываются  специальные тренинги. Тренинг «Управление  манипуляциями» является своеобразным психологическим тренажером, инструментом для развития определенных психологических  реакций. Тренинг содержит чёткие алгоритмы, рецепты того, как нужно использовать слова и интонацию.

План-тайминг - план подготовки события, который  включает конкретные сроки реализации всех блоков программы. Это рабочий  инструмент тренера, своеобразный сценарий. План-тайминг тренинга составляется в форме таблицы.

В данной главе  был разработан план-тайминг тренинга «Управление манипуляциями».

Также разработаны  и представлены различные варианты постренингового сопровождения. Это  отчёт о проведенном обучении; подписка на электронные издания (рассылки) тренинговой фирмы; анкетирование (опыт показывает, что анкетирование сразу  и анкетирование через несколько  месяцев после обучения могут  дать существенно разные результаты); «горячая линия» для ответов на вопросы  прошедших обучение; различные виды наставничества и абонентского обслуживания (в т.ч. коучинг); освоение обученными экспертных систем по тематике обучения; профессиональное общение на открытых и закрытых Internet-форумах; приглашение  на новые мероприятия, например на встречи  профессионального Клуба, научно-практические Конференции и т.п.

Все предлагаемые методики могут использоваться как  самостоятельно, так и в комплексе. Это зависит от поставленных целей, специфики организации, пожеланий  Заказчика.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное общество невозможно представить без  конфликтов, без применения манипулятивного  воздействия. Сферу управления это  касается даже в большей степени, чем бытовую.

Манипуляция связана с целенаправленным воздействием на кого-либо для достижения заранее  спланированных результатов. Роль и  значение манипуляции стали осознаваться в результате широкого использования  политических технологий и благодаря  изучению так называемого “массового общества” и “массового сознания”.

Степень успешности манипуляций в значительной мере зависит от того, насколько широк  арсенал используемых средств воздействия  и насколько само их использование  гибко и вариативно.

Манипулирование сознанием возможно только благодаря  контролю за информацией и коммуникацией, которые определяют установки, представления, правила и образцы человеческой деятельности. Манипуляция, как правило, нацелена на то, чтобы заставить большинство (или меньшинство) участвовать (или не участвовать) в укоренившейся практике. Она есть одно из основных средств социального контроля и базируется прежде всего на жестком использовании информационного аппарата и аппарата формирования идей. Информация сегодня — это источник реальной силы, поэтому тот, “кто владеет информацией, владеет всем”.

Каждому человеку в течение его жизни неоднократно приходится побывать и в роли манипулятора, и в роли адресата манипуляции.

Реалии жизни  таковы, что манипуляция существует независимо от отношения к ней. Право  голоса имеют и те, кто воспевает  манипуляцию, и те, кто всеми силами стремится ее искоренить. К числу  актуальных разработок относятся программы  конструктивных стратегий противостояния манипулятивным воздействиям, разрешения внутренних конфликтов, порождающих  манипуляторов в людях, тренинговые  технологии развития навыков партнерского общения.

Актуализируя  проблему, скажем, что манипуляция  встречается повсюду, она злободневна. Для того, чтобы знать в какой  области социальных отношений нам  пытаются навязать чужую волю, нужно  научится понимать манипуляцию и  эффективно противостоять ей.

Наша проблема актуальна, не только для конфликтологии, но и для ряда родственных наук. Например, социология, исследующая  природу конфликтов или в целом  эволюцию общества, затрагивает проблемы манипуляции, которая может стать  причиной тех же самых конфликтов или сдвигов в развитии того или  иного общества.

Предполагается, что манипуляции могут приносить  как пользу так и вред общающимся людям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при общении так или  иначе приходится пользоваться различными психологическими манипуляциями. Также  существуют специальные техники  манипулятивного общения, которые  активно применяются многими  людьми.

Подводя итог, отметим, что поставленная цель –  рассмотреть диагностику и управление манипуляциями – достигнута. Это  можно проследить, в частности, по решению целевых задач: было раскрыто понятие манипуляции и охарактеризованы различные виды манипуляций, рассмотрено  понятие и виды конфликтов, описаны  техники манипулятивного поведения  в конфликте выделены приёмы выявления  манипуляции, разработан план-тайминг  тренинга «Управление манипуляциями» а также выработаны рекомендации по постренинговому сопровождению.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Аверченко Л.К. Психология делового общения: Учеб.пособие (теория и практика для  социального работника). - Новосибирск: СибАГС, 2002 - 300с.
  2. Аверченко Л.К. Психология управления: практикум для руководителей и менеджеров по персоналу. - Новосибирск: СибАГС, 2003 - 345с.
  3. Адлер Г. Технология НЛП, СПб.: Питер, 2001 - 415с.
  4. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2005 – 356c.
  5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. СПб.: Питер, 2007.
  6. Бандурка А., Бочарова С., Землянская Е. Психология управления, Харьков, 2003 – 405с.
  7. Бабосов Е.М. Конфликтология. Мн.: Тетра-Системс, 2000. – 428с.
  8. Безменова И.К. Манипуляция в офисе: вы или вами? //Справочник секретаря и офис-менеджера - 2004 - 3 - 100с.
  9. Бландел, Р. Эффективные бизнес-коммуникации: теория и практика в эпоху информации: пер. с англ./ Р. Бландел. - СПб.: Питер, 2000. – 381 с.
  10. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие.- М.: Инфра-М, – 2004. 295 с.
  11. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. Спб.: Питер, 2004. – 376с.
  12. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: МГУ. 2001 - 232с.
  13. Бодалев А. А. Психология общения, Минск: Книга, 2002 - 342с.
  14. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Психолог, 2002 - 324с.
  15. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. М.: Инфра-М, 2001. – 337с.
  16. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000 – 426с.
  17. Гуминский А.П. Конфликты в повседневной жизни: практическое руководство по разрешению. Тесей: Минск, 2002 – 108с.
  18. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Психолог, 1994 - 212с.
  19. Дмитриев А.В. Конфликтология, М.: Гардарика, 2000 – 397с.
  20. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вест. Моск. ун-та - 2001 - N 4 - С.122-140.
  21. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо: Юрайт, 2000. – 342 с.
  22. Емельянов С. Практикум по конфликтологии. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2003. - 400с.
  23. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. -Екатеринбург: Книга, 2003 - 312с.
  24. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999 – 321с.
  25. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта – М.: Аспект-Пресс, 2001 – 342с.
  26. Знаков В. В. Макивеаллизм, манипулятивное поведение и взаимоотношение // Вопросы психологии, 2002 - 6 - С.22-27.
  27. Касаткин С. Н. Мастер общения, СПб: Питер, 2003 - 377с.
  28. Кашапов Р.Р. Типология личности или Какие мы разные. АСТ-Пресс Книга, 2004, 320с.
  29. Коллектив. Личность, общение //Словарь социально-психологических понятий, СПб.: Питер, 2002 - 500с.
  30. Конецкая В.П. Социология коммуникации: учебник. – М.: Международный университет бизнеса и. управления, 1997 – 324с.
  31. Конфликтология. Учебник. 2-е изд. / Под ред. А.С.Кармина. СПб.: Лань, 2000. – 405с.
  32. Мартин Д. Трудный разговор. Как справляться с затруднительными ситуациями. Мн., 2006 – 371с.
  33. Машков, В. Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента/ В. Н. Машков. - СПб.: Речь, 2005. – 302 с.
  34. Леонтьев А. А. Психология общения, М.: ACT 2004 - 426с.
  35. Лепский В. Е. Манипулятивное воздействие и рефлексивное поведение // Психологический журнал 2004 - 6 - С. 139-145.
  36. Маслова И. Манипулятивные технологии //Труд. - 2001 - 6 сент. - с. 11.
  37. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних спец.учебн. завед. СПб.: Изд-во "Союз", 2002. - 576с.
  38. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие / А. П. Панфилова; Науч. ред. С. А. Сидоров; СПб. ин-т внешнеэкон. связей, экономики и права, О-во "Знание" СПб. и Ленингр. обл. - СПб.: Знание, 2002. – 494 с.
  39. Психологические операции и противодействие им./ Под ред. И.В. Грачева - М.: История, 2004 - 255с.
  40. Светлов В. А. Конфликт: модели, решения, менеджмент, СПб., «Питер», 2005. – 336с.
  41. Семенов В.А. Конфликтология: история, теория, методология. СПб., СЗАГС, 2008 – 335с.
  42. Сергеечева В. Практикум манипулятора: Выбор мишени, Питер 2002, 224с.
  43. Социальные технологии / Под.ред. А.И.Абрамова.- М.: Психология, 2003 - 312с.
  44. Смирнова И С. А вас программировали? // "Наука и религия" - 2001 - 9 - С. 46-49.
  45. Сухарев И. И. Этика и психология делового человека, М.: Владос, 2001 - 392с.
  46. Трайнев, В. А. Психологические аспекты менеджмента: учебное пособие / В. А. Трайнев. - М. : Сфера, 2003. – 191 с.
  47. Уткин Э.А. Конфликтология. М.: ЭКСМОС, 2002. – 431с.
  48. Фисенко П.И. Личностно-психологические источники опасностей в обществе и психологические аспекты национально-государственной безопасности/Общая теория безопасности (актуальные методологические и социально-политические проблемы). - М.: Радуга, 2004 - 150с.
  49. Характер и причины конфликтных ситуаций в рудовых коллективах, классификация конфликтов. Учеб. пособие для высшего управленческого персонала/ центр нравственного воспитания «Фонд»; авт. – сост. Р.Р. Кашапов - Ижевск
  50. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликта и ведение переговоров: учебное пособие.- М.: Инфра-М, – 2004. 295 с.
  51. Шейнов В. П Скрытое управление человеком - М.: АСТ-пресс, 2002 - 410с.
  52. Шипилов А.И., Анцупов А.Я. Конфиктология. – 3-е изд. Питер, 2008 – 496с.
  53. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - Минск: Мари, 2002 - 377с.
  54. http://www.psylive.ru/?mod
  55. http://www.hr-portal.ru/node/1812
  56. http://www.conflictologiy.narod.ru/uch/gl8.htm
  57. http://www.library.cjes.ru/online/?b_id=660

Информация о работе Тренинг по манипуляции