Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:51, курсовая работа
Многочисленными исследованиями было установлено, что без постоянного информационного контакта невозможно полноценное развитие человека и нормальное функционирование социальных групп и общества в целом. При этом в тени оставался тот факт, что информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную и все возрастающую угрозу для развития личности и общества.
ГЛАВА I. Теоретические подходы к изучению манипулятивного поведения в конфликте 6
1.1.Понятие и виды конфликтов 6
1.2.Понятие и виды манипуляции 14
1.3.Манипулятивные техники поведение в конфликте. Диагностика
манипуляций 25
ГЛАВА II. Тренинг по манипуляции 37
2.1. Пояснительная записка к тренингу 37
2.2. План-тайминг тренинга «Управление манипуляциями» 40
2.3. Рекомендации по постренинговому сопровождению 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
Стандартный
пакет постренингового
Задания для участников обучения по отработке и внедрению полученных знаний и навыков;
Организация дополнительного занятия (4-6 часов) в ходе которого участники рассказывают о результатах выполнения задания, обсуждаются проблемные ситуации, возникшие при апробации новых умений. Тренер отвечает на возникшие вопросы и дает обратную связь по практической работе участников.
Кроме того, можно организовать [55]:
Пред и постренинговую оценку персонала для определения степени усвоения полученных навыков;
Оценку применения навыков в рабочей обстановке различными методами;
Проведение экзамена для проверки степени усвоения знаний;
Предоставление
методических материалов и консультирование
сотрудников Заказчика по самостоятельной
организации постренингового
Для наиболее
перспективных, ключевых сотрудников
возможна организация коучинг-сессий.
Это позволит более качественно
проследить процесс внедрения новых
знаний, умений и навыков в практической
деятельности. Поможет обсудить и
решить все возникающие при
Для полноценного усвоения материала тренинга и постренингового сопровождения коучинг полезен, т.к. в коучинге клиент оперирует имеющимися знаниями и путем их анализа приходит к новым выводам. Целью постренингового сопровождения является связь теории с практикой, другими словами, повышение профессионализма сотрудников за счет перехода от осознанной компетентности, которая появляется после прохождения тренинга, к неосознанной компетентности, когда новое знание становится нормой поведения. Именно здесь и завершается обучение.
Большинство мероприятий постренинговой поддержки направлено на уточнение и закрепление информации, полученной на тренинге. Коучинг можно рассматривать, как самостоятельный инструмент постренинговой поддержки.
Специфика и механизм действия коучинга отличается комплексностью подхода. В процессе работы коуч исходит из того, что у его клиента есть знания и желание их использовать. Коуч поможет сотруднику проанализировать полученную на тренинге информацию, продумать варианты ее применения на рабочем месте и возможные ситуации, требующие нового подхода и новых решений, поможет расширить видение и по-новому взглянуть на рабочий процесс. Важной составляющей в работе коуча и неоценимым преимуществом его в данном случае является воодушевление сотрудника, его мотивирование на использование новых знаний и получение нового качественного результата. Таким образом, коучинг закрепляет новые знания, привязывает к конкретной практике сотрудника, а также мотивирует на их использование. При этом сотрудник сам находит приоритетные и важные зоны для работы с коучем.
На базе коучинговых
сессий могут быть использованы прочие
инструменты постренингового
Для проведения постренинговой поддержки могут быть привлечены как внешние, так и внутренние коучи. Тенденция такова, что все большее количество компаний могут позволить себе иметь корпоративного коуча, и функция посттренингового сопровождения расширит область его работы. С другой стороны, многие тренинговые компании имеют в пакете услуг коучинг, а все большее число тренеров добавляют коучинг к своим компетенциям. Это позволяет компаниям работать с одним провайдером, что удобно, и использовать весь спектр методов постренинговой поддержки.
Еще один немаловажный фактор применения коучинга в качестве постренинговой поддержки – его гибкость. Коучинг может использоваться группе и индивидуально (не всем в равной мере нужно посттренинговое сопровождение), в разных форматах (в виде очных встреч в офисе, по телефону или электронной почте). Его многоликость позволяет сэкономить время, средства и сделать процесс одновременно полезным, удобным и комфортным для участников.
Если компания готова вкладываться в обучение своих сотрудников, максимальный эффект будет достигнут в случае комплексного подхода к обучению, грамотного подбора тренингов для сотрудников и их поддержки в применение полученных знаний и навыков. Коучинг может быть хорошим подспорьем в данном вопросе, поможет избежать расходов на ненужное обучение, оптимизировать их за счет перенаправления на решение других вопросов управления персоналом.
Как дополнитльный инструмент, можно использовать постренинговое тестирование. Постренинговое тестирование иллюстрирует эффективность обучения, помогает скорректировать программу дальнейшего обучения персонала.
Также возможна
съемка тренинга на видео и предоставление
в любом формате. Это позволит
собственными глазами увидеть свои
сильные и слабые стороны, в любой
момент времени после бизнес-тренинга
вернуться к любому эпизоду для
его подробного анализа. При каждом
новом просмотре наверняка
Итак, на сегодняшний день очень актуальна проблема оценки эффективности проведения тренингов, семинаров.
Постренинговое
сопровождение увеличивает
К подобным мероприятиям
можно отнести: отчёт о проведенном
обучении; подписка на электронные
издания (рассылки) тренинговой фирмы;
анкетирование (опыт показывает, что
анкетирование сразу и
Таким образом, подводя итог сказанному во второй главе, необходимо отметить: проблема обнаружения манипуляции в настоящий момент мало разработана в теоретических научных работах. Не всегда можно решить, наблюдаем мы манипуляцию или что-то другое.
Общим признаком наличия манипулятивных попыток являются нарушения баланса тех или иных переменных взаимодействия. Это может быть: а) Дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения, б) Деформации в соотношении выигрыш — плата, в) Наличие силового давления, г) Нарушения сбалансированности элементов ситуации, д) Неконгруэнтность в поведении (коммуникативном сообщении) партнера, е) Стремление отправителя воздействия стереотипизировать поведение адресата.
Однако манипуляциями можно управлять. Для этого разрабатываются специальные тренинги. Тренинг «Управление манипуляциями» является своеобразным психологическим тренажером, инструментом для развития определенных психологических реакций. Тренинг содержит чёткие алгоритмы, рецепты того, как нужно использовать слова и интонацию.
План-тайминг - план подготовки события, который включает конкретные сроки реализации всех блоков программы. Это рабочий инструмент тренера, своеобразный сценарий. План-тайминг тренинга составляется в форме таблицы.
В данной главе был разработан план-тайминг тренинга «Управление манипуляциями».
Также разработаны
и представлены различные варианты
постренингового сопровождения. Это
отчёт о проведенном обучении;
подписка на электронные издания (рассылки)
тренинговой фирмы; анкетирование (опыт
показывает, что анкетирование сразу
и анкетирование через
Все предлагаемые методики могут использоваться как самостоятельно, так и в комплексе. Это зависит от поставленных целей, специфики организации, пожеланий Заказчика.
Современное общество невозможно представить без конфликтов, без применения манипулятивного воздействия. Сферу управления это касается даже в большей степени, чем бытовую.
Манипуляция связана с целенаправленным воздействием на кого-либо для достижения заранее спланированных результатов. Роль и значение манипуляции стали осознаваться в результате широкого использования политических технологий и благодаря изучению так называемого “массового общества” и “массового сознания”.
Степень успешности манипуляций в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых средств воздействия и насколько само их использование гибко и вариативно.
Манипулирование сознанием возможно только благодаря контролю за информацией и коммуникацией, которые определяют установки, представления, правила и образцы человеческой деятельности. Манипуляция, как правило, нацелена на то, чтобы заставить большинство (или меньшинство) участвовать (или не участвовать) в укоренившейся практике. Она есть одно из основных средств социального контроля и базируется прежде всего на жестком использовании информационного аппарата и аппарата формирования идей. Информация сегодня — это источник реальной силы, поэтому тот, “кто владеет информацией, владеет всем”.
Каждому человеку
в течение его жизни
Реалии жизни таковы, что манипуляция существует независимо от отношения к ней. Право голоса имеют и те, кто воспевает манипуляцию, и те, кто всеми силами стремится ее искоренить. К числу актуальных разработок относятся программы конструктивных стратегий противостояния манипулятивным воздействиям, разрешения внутренних конфликтов, порождающих манипуляторов в людях, тренинговые технологии развития навыков партнерского общения.
Актуализируя проблему, скажем, что манипуляция встречается повсюду, она злободневна. Для того, чтобы знать в какой области социальных отношений нам пытаются навязать чужую волю, нужно научится понимать манипуляцию и эффективно противостоять ей.
Наша проблема актуальна, не только для конфликтологии, но и для ряда родственных наук. Например, социология, исследующая природу конфликтов или в целом эволюцию общества, затрагивает проблемы манипуляции, которая может стать причиной тех же самых конфликтов или сдвигов в развитии того или иного общества.
Предполагается,
что манипуляции могут
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при общении так или иначе приходится пользоваться различными психологическими манипуляциями. Также существуют специальные техники манипулятивного общения, которые активно применяются многими людьми.
Подводя итог,
отметим, что поставленная цель –
рассмотреть диагностику и