Тренинг по манипуляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

Многочисленными исследованиями было установлено, что без постоянного информационного контакта невозможно полноценное развитие человека и нормальное функционирование социальных групп и общества в целом. При этом в тени оставался тот факт, что информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную и все возрастающую угрозу для развития личности и общества.

Оглавление

ГЛАВА I. Теоретические подходы к изучению манипулятивного поведения в конфликте 6
1.1.Понятие и виды конфликтов 6
1.2.Понятие и виды манипуляции 14
1.3.Манипулятивные техники поведение в конфликте. Диагностика
манипуляций 25
ГЛАВА II. Тренинг по манипуляции 37
2.1. Пояснительная записка к тренингу 37
2.2. План-тайминг тренинга «Управление манипуляциями» 40
2.3. Рекомендации по постренинговому сопровождению 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая по конфликтологии.docx

— 104.11 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ГЛАВА I. Теоретические подходы к  изучению  манипулятивного поведения в конфликте 6

1.1.Понятие и виды конфликтов 6

1.2.Понятие и виды манипуляции 14

1.3.Манипулятивные техники поведение в конфликте. Диагностика  
манипуляций 25

ГЛАВА II. Тренинг по манипуляции 37

2.1. Пояснительная записка к тренингу 37

2.2. План-тайминг тренинга «Управление манипуляциями» 40

2.3. Рекомендации по постренинговому сопровождению 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из интереснейших разделов психологии является раздел изучающий такой психологический феномен как манипулирование сознанием.

То, что на человека возможно воздействовать на уровне подсознания  и влиять на его поведение, образ  мышления, мировоззрение, в настоящее  время не вызывает никаких сомнений. Это реальность нашего времени.

Существуют разнообразные  средства, методы и приемы тайного  принуждения личности, которые систематически и постоянно используются в нашей повседневной жизни практически во всех сферах социального взаимодействия людей, объектом воздействия в наше время выступает любой человек современного общества.

Для этих технологий не нужно  строить психотронные установки  и использовать психофармакологию. Они имеют давнюю историю, успешно  применяются и в современных  условиях, постоянно развиваются  и активно совершенствуются. В  мире идет тайная война с использованием невидимого, но мощного информационно-психологического оружия, цель которой - владеть сознанием  людей, а следовательно управлять  их поведением.

Многочисленными исследованиями было установлено, что без постоянного  информационного контакта невозможно полноценное развитие человека и  нормальное функционирование социальных групп и общества в целом. При  этом в тени оставался тот факт, что информационно-коммуникативные  процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную и все возрастающую угрозу для развития личности и общества.

Манипулирование личностью, использование различных средств  и технологий информационно-психологического воздействия на людей стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции  и политической борьбе.

Трудно найти управленца, не использующего манипуляцию. Напротив, в управленческой среде ценность этих приемов очень высока.

Что случится, если из управления устранить манипуляцию? Во-первых, исчезнет ореол руководителя. манипуляция используется для сохранения тайны, для разделения людей, поддержания авторитета лидера. Этот ореол есть символ власти, признак силы и обязательная ноша их обладателя. Кроме того, ореол личности — это не только способ скрепления организации, но и способ структурирования потребностей подчиненных. Если я подчиненный, то каково же мне сознавать, что руководит мной такой же как я или еще слабее? Во-вторых, с устранением манипуляции разрушается сложившаяся культура взаимоотношений. Авторитет руководителя тем выше, чем более тонкую палитру приемов — в том числе и манипулятивных — он использует для воздействия на подчиненных. Манипуляция — это сама жизнь в отношениях людей. Это нормальное (в смысле общераспространенной нормы) взаимодействие, это элемент неформальности в отношениях, сторона сложившейся культуры производственного взаимодействия. Такова она до тех пор, пока не становится единственным средством достижения целей, превращаясь в деформированные личные качества манипулятора. Если же манипуляция используется эпизодически и адекватно ситуации, то ее скорее следует признать жизненно необходимым средством управления.

В-третьих, без манипуляции  снижается психологическое качество управления: с устранением манипуляции  исчезает тонкость управления, уменьшается  палитра используемых средств. У  руководителя, не использующего или  не владеющего манипуляцией, возникает  риск соскальзывания к более грубым средствам управления. Это плодит недовольных среди подчиненных, растет вертикальное противостояние. Манипуляция же — смягчает... Умеренное  использование манипуляции снижает  конфликтность, создает мирную атмосферу  и наряду с другими приемами позволяет  повысить качество управления.

Конфликты так же неотделимы от человека. В современном обществе избежать конфликтов невозможно. И  очень часто конфликты не обходятся  без манипуляций в том или  ином виде. Многие модели поведения  в конфликте по сути содержат элементы манипуляции.

Т.е. бесспорно, что манипуляции  – неотъемлемая часть современной  жизни, особенно это касается сферы  управления. Именно поэтому важно  знать, что представляет собой манипуляция  в конфликте, как можно диагностировать  факт манипулятивного воздействия  и как с манипуляциями бороться.

Одним из эффективных методов  получения знаний и навыков управления манипуляциями является тренинг. Данная форма обучения является оптимальной  по соотношению теоретической части  и практических упражнений.

Соответственно очевидным  представляется актуальность поднимаемой  в курсовой работе проблемы. Техники  манипулятивного поведения в  конфликте действительно часто  имеют место быть в практике управленческой деятельности. Следовательно, интерес  представляет процесс диагностики  манипулятивных воздействий и управления манипуляциями.

Цель данной работы - рассмотреть диагностику и управление манипуляциями. В соответствии с поставленной целью выделим следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме: раскрыть сущность понятия «манипуляция» и охарактеризовать различные виды манипуляций
  2. описать техники манипулятивного поведения в конфликте
  3. выделить приёмы диагностики манипуляции
  4. разработать план-тайминг тренинга «Управление манипуляциями»
  5. выработать рекомендации по постренинговому сопровождению

Объект исследования –  явление манипуляции.

Предмет исследования – методы диагностики и управления манипуляциями.

Методологическую основу курсовой работы составили научные  труды отечественных и зарубежных авторов в области конфликтологии, социологии, психологии, теории коммуникаций, менеджмента.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников литературы.

 

 

ГЛАВА I. Теоретические подходы к  изучению манипулятивного поведения в конфликте

    1. Понятие и виды конфликтов

Наиболее сильным выразителем  конфликтной модели в социологическом дискурсе явились К. Маркс и Г. Зиммель

Причины социальных конфликтов К. Маркс видит в делении общества на антагонистические классы. Марксистский анализ конфликта сосредотачивается  на макросоциальном уровне, касающемся фундаментальных противоречий. Разрешение конфликта в рамках этой концепции  понимается как отрицание одной  из конфликтующих сторон, стремление к изменению существующей системы. К. Маркс рассматривает конфликт и консенсус как альтернативы, абсолютизируя роль конфликта в  качестве стержня всего политического  процесса. Социалистическая революция  рассматривалась им как необходимое  условие становление коммунистической формации, характеризующейся отсутствием  классов и классовых различий. Хотя сам К. Маркс никогда не претендовал  на роль первооткрывателя классовой  борьбы, полнота и глубина разработки этого сюжета сделала его общепризнанным мировым авторитетом данной проблематики.

      Георгу Зиммелю,  считающемуся одним из основоположников  современной социологии приписывают  авторство самого термина «социология  конфликта», а также приоритет  в её основании. По выражению  Г. Зиммеля, «конфликт очищает  воздух». Г. Зиммель  полагал,  что конфликт в обществе неизбежен  и считал одной из его основных  форм конфликт между индивидом  и обществом. В отличие от  К. Маркса, Г. Зиммель проявлял  интерес к более широкому спектру  конфликтных явлений, описывая  конфликты и между этническими  группами, и между разными поколениями  людей, и между мужчинами и  женщинами. Но главное отличие социологии конфликта Г. Зиммеля от  идей К. Маркса – это вера в то, что конфликт может приводить к социальной интеграции и, обеспечивая выход враждебности,   усиливать социальную  солидарность.     Конфликт,      по  Г. Зиммелю,  не всегда и не обязательно приводит к разрушениям; напротив но может выполнять важные функции сохранения социальных отношений и социальных систем. Г. Зиммель сформулирован ряд положений, связанных с функциями конфликта, касающимся участвующих в конфликте сторон, а также социального целого, в рамках которого развивается конфликт.

Если многие положения  К. Маркса  в большей мере отвечают понятию борьбы (классовой, экономической, политической), то у Г. Зиммеля уже  наблюдается четкое различие борьбы и конфликта. Конфликт он рассматривает  как своего рода  переменную с  плюсами «конкуренция» и «борьба», где «конкуренция связана с более  упорядоченной взаимной борьбой  партий, приводящий  к их взаимному  обособлению, а борьба означает более  беспорядочною, непосредственную битву партий.

 В современной научной  литературе существует достаточно  много определений конфликта.  Различные авторы с различных  сторон подходят к объяснению  конфликтов, однако всегда конфликт  подразумевает некое противоборство, противостояние интересов, ценностей,  мотивов.

 По Анцупову А.Я.  и  Шипилову А.И. Под конфликтом  понимается наиболее острый способ  разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии  субъектов и обычно сопровождающийся  негативными эмоциями [10, с.81].

Гришина Н. В. Рассматривает  конфликт как внутреннее или внешнее  противоборство, вызванное трудноразрешимыми  и субъективно-значимыми противоречиями, сопровождающееся эмоциональными переживаниями.

Причём конфликтное противоборство начинается тогда, когда противоречие воспринимается субъектом как угроза интереса, здоровью, статусу и др.

Морозов А.В. рассматривал конфликты  как (conflictus – столкновение) “столкновение  противоположно-направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов и субъектов взаимодействия”. [37 с 322]. Автор также рассматривает конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта.

Хасан Б.И. понимает конфликт как специфическую организованность взаимодействия, которая позволяет  удерживать единство столкнувшихся  действий за счет процесса поиска или  создания ресурсов и средств разрешения представленного в столкновении противоречия. [50 с. 42]. Автор отмечает, что самым важным в понимании  и описании конфликта является его  связь с тем противоречием, выразителем  которого он по сути дела является. А  назначение конфликта и состоит  в том, чтобы так представить  противоречие, чтобы привлечь именно те ресурсы и в том объеме и  порядке, которые приведут к его (противоречия) разрешению.

В своей монографии Здравомыслов А.Г. объясняет конфликт как важнейшую  сторону взаимодействия людей в  обществе, своего рода клеточку социального  бытия. Конфликт - это форма отношений  между потенциальными или актуальными  субъектами социального действия, мотивация  которых обусловлена противостоящими  ценностями и нормами, интересами и  потребностями. [25— c. 96].

Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся  захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам  или группам, их собственности или  культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или  обороны.[19 С. 54]

По Емельянову С.М., конфликт — это такое отношение между  субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством  на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.) [22]. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения  конфликта. Конфликт — это всегда противоборство субъектов социального  взаимодействия, которое характеризуется  нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.). Исходя из вышесказанного, автор формулирует необходимые и достаточные условия возникновения (наступления) конфликта: наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.

Небольшой обзор литературы показывает, что в настоящий момент исследователи выделяют иерархические  единицы конфликтов (типы, виды, уровни, классы), однако отсутствуют:

• единый подход к типологии  и классификации конфликтов;

• работы по выявлению методологических оснований классификация конфликтов, с точки зрения управления конфликтами.

Также можно зафиксировать, что у исследователей сформировалось представление о невозможности  единого подхода к классификации  конфликтов Один и тот же конфликт относится то к виду, то к типу. Поэтому сложно начинать проводить  диагностику конфликта при отсутствии целостного взгляда на конфликт и  отнесения его к определенному  типу, виду, классу и т. д.

В этом параграфе представлена попытка разобраться в типологии  и классификации конфликтов. Кратко изложены основные подходы, показывающие многообразный спектр.

Гришина Н.В. в своей классификации [16] выделяет следующие виды конфликтов:

  1. По сферам проявления:

-экономические

-социальные

-политические

-организационные

-психологические

-семейные и т.д. конфликты

2. По субъектам:

-внутриличностные 

-межличностные

-конфликты личность –  группа

3. По соотношению в конфликте  предмета и объекта:

-деловые/объектные

-эмоциональные/предметные

4. По продолжительности:

-кратковременные

-затяжные

Информация о работе Тренинг по манипуляции