Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:51, курсовая работа
Многочисленными исследованиями было установлено, что без постоянного информационного контакта невозможно полноценное развитие человека и нормальное функционирование социальных групп и общества в целом. При этом в тени оставался тот факт, что информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную и все возрастающую угрозу для развития личности и общества.
ГЛАВА I. Теоретические подходы к изучению манипулятивного поведения в конфликте 6
1.1.Понятие и виды конфликтов 6
1.2.Понятие и виды манипуляции 14
1.3.Манипулятивные техники поведение в конфликте. Диагностика
манипуляций 25
ГЛАВА II. Тренинг по манипуляции 37
2.1. Пояснительная записка к тренингу 37
2.2. План-тайминг тренинга «Управление манипуляциями» 40
2.3. Рекомендации по постренинговому сопровождению 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
В любых жизненных ситуациях всегда полезно оставлять дверь открытой для возможного конструктивного взаимодействия в будущем, в том числе когда используется техника провоцирования безысходности с предложением «последнего шанса». В таких ситуациях эффективны приемы деловой беседы с более слабой позиции.
5. Игра на чувстве жадности.
Основной замысел этой техники
— убедить оппонента
6. Использование запланированных
«трудных» уступок. Эта
В такой ситуации нужно постоянно оценивать что даете вы и что получаете взамен, соотнося это с вашим пониманием главных и второстепенных пунктов разногласия. И тогда любая несоразмерность, несоответствие в балансе «даю — получаю» быстро будут выявлены.
7. Намеренное «затягивание»
разрешения конфликта [54]. Общий
замысел подобных техник —
поддержать состояние
Отметив, что заверения к готовности действовать в интересах обеих сторон не сдвигаются с места, нужно настаивать, чтобы оппонент предпринял конкретные шаги, и постоянно оказывать на него давление в этом направлении, не давая «увиливать».
8. «Убаюкивание» с целью
«убить» позднее. Со стороны
оппонента предлагается
Переходим непосредственно к диагностике манипуляции. Проблема обнаружения манипуляции в настоящий момент мало разработана в теоретических научных работах. В основном внимание уделяется описанию и объяснению манипуляций. В большой степени это объясняется тем, что задача на обнаружение манипуляции возникает тогда, когда человек находится в позиции пользователя. Одним из таких заинтересованных пользователей является, несомненно, адресат манипулятивного воздействия.
В поисках способов распознавания манипулятивной угрозы можно идти двумя путями [9 c. 219]. Первый путь — отслеживание за изменениями ситуации, порожденными технологией психологического (в данном случае манипулятивного) воздействия. Второй — посредством анализа механизмов манипулятивного воздействия. Разумеется, все признаки, которые удастся обнаружить, могут дать лишь основания для предположения, что ситуация взаимодействия содержит манипулятивные попытки. Однозначного решения только на основе анализа указанных признаков вынести нельзя.
Отслеживание за изменениями
ситуации, связанными с технологией
психологического воздействия, позволяет
обнаружить эффекты, которые составляют
особенности манипуляции. Общим
признаком наличия
а) Дисбаланс в распределении
ответственности за совершаемые
действия и принимаемые решения.
Это случаи, когда человек вдруг
замечает, что он что-то «должен», не
зная, откуда это долженствование
взялось. Или же наоборот — проявляет
непонятную или неожиданную
б) Деформации в соотношении
выигрыш — плата проявляются
в том, что получаемый результат
не соответствует вложенным
Понимание причин такой деформации будет полезным как в том, так и в другом случае [9].
в) Наличие силового давления также является одной из подсказок, указывающей на возможность манипуляции, хотя скорее является лишь индикатором межличностной проблемы, затруднения, одной из причин которых, разумеется, может явиться угроза манипулирования.
г) Нарушения сбалансированности элементов ситуации — в этом случае может обращать на себя внимание некоторая степень необычности ситуации взаимодействия:
1) необычность мишеней
воздействия (темы разговоров, смена
векторов и т. п.) Например, на
вечере в компании приятелей
вас знакомят с новым
2) необычность компоновки
или подачи информации, такие,
как смещение акцентов
д) Неконгруэнтность в поведении (коммуникативном сообщении) партнера — различные каналы передают противоречивую информацию. Например, если сопоставить содержание слов с движениями рук или мимики, можно обнаружить, что собеседник не смотрит вам в глаза, а куда-то поверх вас или в сторону а может и вниз. Бывает, уверенные слова контрастируют с суето рук: человек дергает пуговицу, бездумно перекладывает что-то на столе, «ломает» пальцы и т. д.
е) Стремление отправителя воздействия стереотипизировать поведение адресата — те случаи, когда становится заметно, что кому-то хочется, чтобы вы вели себя «в соответствии с...» Чаще всего это выглядит как обращение к некоторым ролевым позициям, стремление отнести к той или иной категории людей, адресоваться к привычкам либо установившимся ритуалам.
Существенно показать, во-первых, что индикаторы скрываемого воздействия существуют и их можно обнаружить, а во-вторых, что предсказать, каковы эти признаки, можно основываясь на результатах предварительных теоретических поисков [36].
Если исходить из анализа механизмов манипулятивного воздействия, задача обнаружения манипуляции заключается в том, чтобы быть внимательным к реакциям адресата. Необходимо научиться распознавать моменты, когда включаются в работу (или начинают работать в измененном режиме) те или иные компоненты (звенья) механизмов, реализующих внешнее вторжение. Можно указать, по меньшей мере, следующие виды таких индикаторов:
1) ненормативно частое
появление или подчеркнуто
2) регрессия к инфантильным
реакциям — плач, агрессия, тоска,
чувство одиночества и т. п.,
особенно если это точно
3) дефицит времени, отпущенного
на принятие решения; важный
момент анализа ситуации в
этом случае — выяснить, кем
создается этот дефицит: если
не тем, кто испытывает
4) состояние суженности
сознания, которое может проявиться
в ограничении круга
5) неожиданные изменения
фоновых состояний: напряжение, агрессия,
суетливость и др., возникающие
преимущественно как реакция
на ущерб, нанесение которого
ощущает (пусть и неосознанно)
адресат воздействия. Сигналом
об угрозе ущерба или уже
нанесенном ущербе служит
Последний критерий предоставляет важный механизм субъективной диагностики по чувственным индикаторам. Сам по себе прием не нов, но в случае с манипуляцией он может быть использован не только как индикатор наличия угрозы, но даже как указатель на возможное ее качество.
Данный прием диагностики,
предложенный Д. Динкмейе-ром и Б.
Д. МакКеем [9 с.222], основан на том, что
наши чувства и реакции отражают
результат бессознательной
Например, если мы испытываем раздражение и нам хочется избавиться от присутствия партнера, то, возможно, это происходит не потому, что он нам неприятен, а от того, что партнер стремится овладеть вниманием оппонента в большей степени, чем мы желаем. Вероятно, возникает негативная реакция на его стремление, которое уже как-то проявилось в его действиях.
Если возникает чувство ущемления своего авторитета, подрыва своей власти над партнером и желание доказать свою силу, продемонстрировать преимущество, то может оказаться, что он стремится овладеть нашим поведением, может быть покомандовать. (Правда, так можно предполагать лишь тогда, когда партнер ничем явно не выдал своих намерений. Если же его намерения выражаются прозрачно, скорее следует предположить попытку спровоцировать оппонента на демонстрацию силы.)
Иногда может оказаться, что эмоциональное состояние одной стороны прямо указывает на то, чего хочет добиться другая сторона. Другими словами, воздействие удалось. Например, человек поймал себя на том, что ощущает необъяснимую обиду, даже боль, хочет чем-то обидеть оппонента, за что-то свести счеты. Это может свидетельствовать о намерении второго отомстить первому.
Если в какой-то момент работы со своим подчиненным или коллегой сотрудник ощутил бесперспективность своих усилий, руки стали опускаться, захотелось махнуть рукой и самому выполнить работу, то нелишне предположить, что вторая сторона стремится доказать свою непригодность к этой работе. Вероятно, для того, чтобы взвалить ее на первого сотрудника.
Таким образом, даже априори
обнаруживается довольно большой перечень
средств, которые могут быть использованы
для распознавания
Итак, проблема обнаружения манипуляции в настоящий момент мало разработана в теоретических научных работах. Не всегда можно решить, наблюдаем мы манипуляцию или что-то другое.
Общим признаком наличия манипулятивных попыток являются нарушения баланса тех или иных переменных взаимодействия. Это может быть: а) Дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения, б) Деформации в соотношении выигрыш — плата, в) Наличие силового давления, г) Нарушения сбалансированности элементов ситуации, д) Неконгруэнтность в поведении (коммуникативном сообщении) партнера, е) Стремление отправителя воздействия стереотипизировать поведение адресата.
Выделяют индикаторы моментов,
когда включаются в работу те или
иные компоненты (звенья) механизмов, реализующих
внешнее вторжение: 1) частое появление
или подчеркнуто явное
Можно сделать вывод, что безусловно, в конфликтах присутствуют манипулятивные воздействия. Часто встречаются следующие приёмы: ссылки на авторитет, выдергивание отдельных фраз из контекста, уход от темы разговора, намеки, лесть, шутки-высмеивания, предсказание ужасных последствий, имитация решения проблемы, альтернативные формулировки вопросов, требующие ответа «да» или «нет», сократовские вопросы (техника первого «да»), оттягивание решения.