Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:51, курсовая работа
Многочисленными исследованиями было установлено, что без постоянного информационного контакта невозможно полноценное развитие человека и нормальное функционирование социальных групп и общества в целом. При этом в тени оставался тот факт, что информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную и все возрастающую угрозу для развития личности и общества.
ГЛАВА I. Теоретические подходы к изучению манипулятивного поведения в конфликте 6
1.1.Понятие и виды конфликтов 6
1.2.Понятие и виды манипуляции 14
1.3.Манипулятивные техники поведение в конфликте. Диагностика
манипуляций 25
ГЛАВА II. Тренинг по манипуляции 37
2.1. Пояснительная записка к тренингу 37
2.2. План-тайминг тренинга «Управление манипуляциями» 40
2.3. Рекомендации по постренинговому сопровождению 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
Как правило, в конфликтах используются манипулятивные техники: 1. Провоцирование защитных реакций. 2. Провоцирование замешательства и дезориентации. 3. Игра на нетерпеливости. 4. Игра на чувстве безысходности. 5. Игра на чувстве жадности. 6. Использование запланированных «трудных» уступок. 7. Намеренное «затягивание» разрешения конфликта. 8. «Убаюкивание» с целью «убить» позднее.
Подводя итог сказанному в
первой главе, отметим: манипуляции
– это неотъемлемая часть повседневной
жизни человека. Можно выделить следующие
определения понятия
Манипуляция — это вид
психологического воздействия, искусное
исполнение которого ведет к скрытому
возбуждению у другого человека
намерений, не совпадающих с его
актуально существующими
Манипуляция — это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент.
Кроме того, различают вербальные и невербальные манипуляции, осознаваемые и неосознаваемые манипулятором. Манипуляции разграничиваются и по сфере проявления (в бизнесе, коллективе, семье, сфере воспитания, СМИ и общественной жизни). В направлении НЛП манипуляции классифицируют в зависимости от того, какая из сенсорных систем человека развита лучше.
Конфликты, аналогично манипуляциям, присутствуют в жизни каждого человека. Конфликт — это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия. Это специфическая организованность взаимодействия, которая позволяет удерживать единство столкнувшихся действий за счет процесса поиска или создания ресурсов и средств разрешения представленного в столкновении противоречия. Это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.)
На сегодняшний день существует проблема классификации конфликтов, т.к. ученые затрудняются выделить общие основания для классификации. Наиболее полной является классификация Гришиной Н.В., которая разделяет виды конфликтов по следующим признакам: по сферам проявления, по субъектам, по соотношению в конфликте предмета и объекта, по продолжительности, по характеру последствий, по особенностям развития, по возрастной периодизации.
Кроме того, явления манипуляции и конфликта взаимосвязаны. Два этих феномена зачастую не существуют друг без друга в той или иной форме.
Тренинг «Управление манипуляциями» является своеобразным психологическим тренажером, инструментом для развития определенных психологических реакций. Тренинг содержит чёткие алгоритмы, рецепты того, как нужно использовать слова и интонацию.
Методы, применяемые в тренинге управления манипуляциями: ролевые игры по гипотетическому сценарию участников, инсценировки, командная работа, групповые дискуссии, тренажёры, «сумасшедшие сессии», индивидуальная работа над заданиями.
В тренинге «Управление манипуляциями» как и в любом другом, существуют две концепции: внешняя – для участников и внутренняя – для тренера.
1) Внешняя концепция. Для участников формулируются следующие цели, задачи и результаты тренинга.
Цель программы – развитие личностной силы для ситуаций делового взаимодействия.
Задачи:
2) Внутренняя концепция. Цель тренинга управления манипуляциями - развитие «цивилизованной» личностной силы и веры в свою силу. Тренинг содержит в себе такие упражнения, которые должны способствовать укреплению «психологических мышц». Таким образом, обязательный результат тренинга, на который нужно ориентироваться, - формирование у участников уверенности, что предлагаемые психологические методы помогут им развить свою психологическую силу. Для реализации этой цели должны быть решены две главные задачи:
Рефлексия означает лучшее понимание себя, своих возможностей и своих чувствительных струн. Навыки – это твердо усвоенные паттерны поведения, отрепетированные способы действия, полезные в ситуациях противостояния чужому влиянию. Итак, тренинг подразумевает продвижение в познании самого себя и в овладении новыми поведенческими навыками.
Продолжительность тренинга:
Продолжительность тренинга — 3 дня (с 9 до 17 часов).
Общая продолжительность «полезных» часов (тренинговое время, исключая перерывы) — 6 часов 45 минут.
Предусмотрены перерывы: обеденный — 45 минут и перерыв 15 минут (чай, кофе)
Участники тренинга:
Менеджеры компании, директора супермаркетов и др. Число участников в группе — до 18 человек.
Литература: Сидоренко Е.В. «Тренинг влияния»
Разработка план-тайминга
тренинга. План-тайминг - план подготовки
события, который включает конкретные
сроки реализации всех блоков программы.
Это рабочий инструмент тренера,
своеобразный сценарий. План-тайминг
тренинга составляется в форме таблицы,
включающей в себя столбцы: время, этапы,
необходимый инвентарь и
Время |
Этапы |
Оборудование |
Содержание этапов |
1 день | |||
09.00-10.00 |
заезд участников, знакомство, введение правил и концепции тренинга |
раздаточный материал по правилам тренинга, брошюра с содержанием тренинга |
поздороваться, назвать себя Предполагается, что мы проведем эти три дня по программе «Управление манипуляциями» |
10.00-10.15 |
разминка – игра «Знакомство», игра «Фраза по кругу» |
бейдж, фломастеры |
далее переход к первой игре |
10.15-10.35 |
первая теоретическая часть |
брошюры по содержанию тренинга, доска, маркер |
предложить более подробно познакомиться с материалом в брошюре дома и на след. день задать вопросы |
10.35-10.50 |
упражнение «Бабушка» |
плакат с расчетами, бумажные деньги |
Упражнение на развитие умения аргументации. Не нужно предлагать своё решение проблемы! «бабе Лене» важно чтобы внуки нашли противоречие в её рассуждениях. Правильные варианты ответа вида: «а давай мы прямо деньги разделим, вот 24 бумажки на 6 месяцев». |
манипуляционная разминка |
программа тренинга, листы с заданиями для каждой команды |
В ходе упражнений на тренировку аргументации важно добавить интригу, играя на алчности. Полученный эффект использовать как иллюстрацию важности этого чувства (по сути это манипуляция). Так плавно перейти к манипуляциям. Разделиться на команды 3-5 человек. Задача вызвать у целевого человека определённую эмоцию. В итоге важно добиться, чтобы человек рассказал о своих чувствах, а не о том что именно с ним пытались сделать и как. На трудности в этом процессе обратить внимание и связать с мониторингом своих ощущений как одним из ключевых инструментов в противостоянии манипуляциям. | |
10.50-11.15 |
вторая теоретическая часть (алгоритмы манипуляции) |
брошюры с теоретической информацией |
дать время на чтение информации,
затем обсуждение; ввести понятия
гедонистической и важно работать в форме диалога |
11.15-11.45 |
прагматическая манипуляция |
листы с заданиями для каждой команды (в двух вариантах – с тайной целью и без неё) |
поменять направление работы команд друг с другом! нужно вызвать у целевой персоны импульс к определённому действию или само это действие. в результате важно подвести участников к осознанию того, что собственные эмоции – индикатор манипуляции. |
11.45-12.15 |
Небольшое перерыв (чай, кофе) | ||
12.15-12.30 |
третья теоретическая часть - алгоритм противостояния манипуляции |
брошюры с теоретической информацией |
отметить, что выполнение всех шагов алгоритма не обязательно сразу переходить к практике и упражнениям на противостояние влиянию |
12.30-13.00 |
щипки сверху и снизу - |
маркер |
отработка навыков рефлексии собственных эмоций; две команды, трое добровольцев; после второй попытки найти маркер команды поменять ролями; «что ты чувствовал, когда тебе помогала эта команда?»… пример щипков «сверху» только ты мог сразу правильно выбрать направление… пример щипков «снизу»
вряд ли ты найдешь его, если так
неправильно выбираешь выводы: о трудностях эмоционального мониторинга, привычность щипков «снизу» |
13.00-13.20 |
теоретическая часть – техника психологического самбо |
брошюры с теоретической информацией |
подчеркнуть значение невербальных средств; важно научиться восстанавливать самообладание, преодолевать интенсивные эмоции |
13.20-15.30 |
упражнение «Бесконечное уточнение» |
отработка навыка прояснения позиции
нападающего с помощью | |
упражнение «Внешнее согласие» |
согласие не должно быть слишком «внешним», нужно научиться находить в высказываниях партнера то, с чем можно было бы согласиться; вывод – в ответ на нападение можно не воевать, а размышлять… вместе с нападающим | ||
упражнение «Испорченная пластинка» |
в ответ на нападение адресат формулирует емкую фразу, которую можно повторять несколько раз, не нарушая осмысленности разговора; правило трёх С – скажи три раза. Главное ограничение - трудности в поиске подходящей фразы | ||
упражнение «Техника английского профессора» |
нужно корректно выразить сомнение по поводу того, что выполнение неких требований действительно не нарушает своих прав «если я сделаю это, то это буду уже не я» по ходу обращаться к группе с вопросом, согласны ли они что применяется именно техника английского профессора | ||
15.30-16.30 |
обед | ||
16.30-16.40 |
домашнее задание |
программа тренинга |
1. вспомните и проанализируйте ситуацию манипулирования вами 2. вспомните ситуацию
намеренного введения кого- |
16.40-17.00 |
обратная связь |
беседа с участниками «давайте вспомним весь сегодняшний день…» «кратко расскажите, что стало для вас наиболее существенным?» «что захотелось запомнить?» | |
2 день | |||
09.00-09.15 |
сбор участников, беседы на свободные темы |
важно установить персонифицированные контакты с каждым из участников, приветствие и настрой на работу | |
09.15-09.20 |
разминка, игра «Социометрия» |
заготовка с критериями объединения |
примерные критерии: цвет глаз, день рождения осенью, знак зодиака, любимый цвет… |
09.20-09.35 |
повторение пройденного в |
программа тренинга, список вопросов |
Представим себе, что вчера у нас в группе был еще один участник, который не всё понял. Он будет задавать дурацкие вопросы на которые нужно дать чёткие, ясные и краткие ответы. Итак, начнем… |
09.35-10.00 |
психологический тренажёр по самбо |
программа тренинга, буклеты с заданиями для психологического самбо (по четыре задания первого уровня сложности) – 4 варианта |
во время разминки мы повторили техники психологического самбо, теперь поработаем на тренажере самбо. Тренажер – это аппарат для тренировки мускулов определенной группы. Тренироваться нужно до тех пор, пока реакция не станет автоматической. Разделиться на 4 команды. Буклет для каждой команды. Определить наиболее конструктивный ответ. Каждой команде разыграть одну сценку. Обратить внимание на интонацию. |
10.00-10.10 |
повторить алгоритм противостояния нападению и манипуляциям |
брошюры с материалами тренинга |
|
10.10-10.25 |
теоретическая часть, введение техник информационного диалога |
брошюры с материалами тренинга |
Итак, мы повторили алгоритм, теперь подробнее остановимся на этапе информационного диалога… |
10.25-10.35 |
игра «Передай-ка!» |
небольшой мячик/ мягкая игрушка |
кидать каждому участнику мяч/ |
10.35-11.00 |
тренажер по информационному диалогу |
программа тренинга, буклеты с заданиями (4 в каждом, первый уровень сложности) |
на вопрос манипулятора или нападающего нужно дать сначала ответ, а лишь потом задавать свой собственный вопрос |
11.30-12.00 |
Перерыв | ||
12.00-13.30 |
ролевая игра «Добиться цели» |
программа деловой игры, карточки для целей манипулятора |
два добровольца (манипулятор и противостоящий) каждая команда формулирует собственную цель проследить чтобы цель была значима для делового взаимодействия после каждой сценки обсуждение вывод: техники информационного диалога помогают перевести манипуляцию в цивилизованное взаимодействие |
13.30-14.30 |
Обед | ||
14.30-15.00 |
теоретическая часть, виды влияния |
буклеты с теоретической информацией |
анализ вместе с группой |
15.00-15.40 |
командная игра «Харизматическая сила» |
листы бумаги, ручки, необходимые для работы команд атрибуты, программа игры |
команды внушения, заражения, подражания; цели должны быть положительными, использовать положительные формулы речи |
15.40-16.40 |
обсуждение домашнего задания первого дня |
отметить упоминаемые, особо интересные случаи, при согласии авторов их можно использовать в дальнейшей работе! | |
16.40-16.50 |
домашнее задание второго дня «Банк российских иррациональных идей» |
раздаточный материал (список иррациональных идей Альберта Эллиса) |
нужно, чтобы идеи содержали в себе слова «должен», «должна», «должны» |
16.50-17.10 |
обратная связь по второму дню |
в конце дня повторы в давайте вспомним весь сегодняшний день… Итак, что сегодня было самым важным, существенным? Что захотелось запомнить? | |
3 день | |||
09.00-09.15 |
сбор участников, беседы на «отвлеченные» темы |
||
09.15-09.20 |
разминка, упражнение «Сигнал» |
участники стоят по кругу, передавая «сигнал», пока он не вернется по кругу к водящему. | |
09.20-09.25 |
разминка, упражнение «Приветствие на сегодняшний день» |
мягкая игрушка |
начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить. |
09.25-10.00 |
«Тренировка психологических мускулов» |
программа разминки, включающая варианты «выпадов», «нападений» |
тренер – нападающий использование техник психологического
самбо и/или информационного |
10.00-10.20 |
теоретическая часть, техники конструктивной критики |
брошюры с теоретическими материалами |
|
10.20-10.50 |
упражнение «Конструктивная |
программа тренинга |
теперь на практике потренируемся применять техники выражения сомнения в целесообразности и цитирования прошлого случая, для этого объединимся в пары… ситуации пара выбирает сама из их практического опыта выражение сомнения в целесообразности и цитирование прошлого случая – в сущности, прием контраргументации, который называется методом развёртывания аргументов, эти техники прямое отношение имеют к противостоянию манипуляции |
10.50-11.10 |
теоретическая часть, алгоритм конфронтации |
программа тренинга, буклеты с теоретической частью, наглядная схема по алгоритму конфронтации |
Если не удаётся преодолеть манипуляции с помощью щадящих средств (психологическое самбо, информационный диалог, конструктивная критика), возможен переход непосредственно к конфронтации. Каждая последующая фаза конфронтации является более радикальной и доходить до последних фаз всё же нежелательно. |
11.10-11.30 |
упражнение «Я- послания» |
программа тренинга |
перед тем, как ознакомиться с алгоритмом конфронтации в действии, давайте отработаем технику «я-посланий»… потренируемся передавать друг-другу Я-послания, это сообщение о наших чувствах в классическом варианте не содержит местоимения «ты» помогает устранить негативную оценку конкретного человека, не вызвать сопротивление/протест указывать участникам на опасность «замаскированных» ты-посланий |
11.30-12.10 |
упражнение «Конфронтация» |
программа тренинга |
ну а теперь познакомимся на практике непосредственно с алгоритмом конфронтации давайте поработаем над проблемой… (можно использовать случаи из домашнего задания по первому дню, либо готовые ситуации) назначить по два ответственных за я-послания, за усиление я-посланий, за фазу предложения, за назначение и исполнение санкций санкции должны быть реалистичными! Эффективность и реализуемость санкций определяется конкретной ситуацией |
12.10-12.30 |
сбор «банка иррациональных идей» |
флипчарт, маркер |
записывать идеи каждого участника, отмечать повторения выделить 3-4 наиболее часто встречающиеся – важна общая картина, а каждый участник может отдельно работать со своим списком таким обрзом, мы выделяем собственные «слабые струны», делающие нас уязвимыми по отношению к чужой манипуляции |
12.30-13.30 |
обед | ||
13.30-13.50 |
теоретическая часть, техники самопродвижения |
брошюры с теоретической информацией |
сконцентрировать внимание на пяти элементах самопродвижения, начиная с самых важных и заканчивая наименее важными (реальная демонстрация своих возможностей, раскрытие своих личных целей, предъявление графиков, расчетов, схем, предъявление сертификатов, дипломов, формулирование своих запросов и условий) |
13.50-16.00 |
ролевая игра «Самопродвижение» |
программа тренинга, флипчарт, ватманы, маркеры и другие необходимые атрибуты |
теперь на практике отработаем пять элементов самопродвижения… Три команды будут соревноваться за возможность… |
16.00-16.20 |
обратная связь по тренингу |
блокнот, ручка |
стараться записывать (тезисно) высказывания участников «Чем были эти три дня тренинга для каждого из нас?» |
16.20… |
подведение итогов тренинга |
буклеты с информацией по тренингу, сертификаты, анкета обратной связи |
А теперь давайте обратимся к первой странице буклета. Итак, у нас была цель… Продвигаясь к этой цели, мы должны были решить задачи…, констатация решения, следовательно, программа тренинга может считаться выполненной поблагодарить участников (конкретно за что) заполнение анкет обратной связи выдача сертификатов |
Итак, план-тайминг служит помощником тренера, он кратко содержит информацию по каждому заданию, пометки о наиболее важных моментах. Постоянное использование программы тренинга не совсем удобно, т.к. она содержит слишком большой объем информации (цели, задачи по каждому упражнению). Это затрудняет её использование в процессе работы. План-тайминг – это удобный инструмент для оперативной работы. Он делает работу тренера чётко организованной, выступает в качестве координатора для ведущего тренинг.
Таким образом,
тренинг «Управление
План-тайминг - план подготовки события, который включает конкретные сроки реализации всех блоков программы. Это рабочий инструмент тренера, своеобразный сценарий. План-тайминг тренинга составляется в форме таблицы.
План-тайминг позволяет контролировать время и двигаться по графику. Соблюдение тайминга тренинга — это показатель мастерства тренера!
На сегодняшний
день очень актуальна проблема оценки
эффективности проведения тренингов,
семинаров. Инвестируя деньги в обучение
персонала, организация должна быть
уверена, что данный процесс будет
результативен. Постренинговое сопровождение
увеличивает эффективность
К подобным мероприятиям можно отнести:
Постренинговое сопровождение позволяет [54]:
Отчет о проведенном обучении. Готовится отчет о проведенном тренинге, в котором должны быть представлены основные результаты тренинга, в том числе экспертные оценки группы (если это входило в план тренинга), предложения по улучшениям в компании, план послетренинговой работы. Отчет готовит тренер. А принимает и утверждает его Заказчик. Как правило, отчет готовится в течение трех дней после тренинга.
Также возможно
проведение посттренинга, который целесообразен
через 2-3 месяца, и который должен
обеспечить контроль выполнения задания,
полученного участниками в ходе
основного тренинга. Тренер готовит
программу посттренинга, согласовывает
условия его проведения. Определяет
дату и согласует условия
Подписка на рассылки тренинговой фирмы, горячая линия могут использоваться как дополнительные элементы постренингового сопровождения.
Оценочным критерием может служить анкетирование. Целесообразно провести его сразу после тренинга, и через несколько месяцев обучения. Содержание анкет зависит от целей исследования, пожеланий и целей Заказчика.
Кроме того, достаточно
эффективной мерой является предоставление
рекомендаций. После тренинга руководители
компании получают отчет тренера
о проведенном обучении, который
содержит рекомендации по внедрению
в повседневную практику знаний и
навыков, переданных участникам во время
тренинга. И, конечно, успех и эффект
обучения во многом зависит именно
от настойчивости и
Взрослым людям не всегда просто переключиться на новый метод деятельности, сила привычки создает сопротивление изменениям – так бывает даже в тех компаниях, где сотрудники сами выражают желание повысить квалификацию и получить в своё распоряжение новые инструменты для работы. Поощрять использование новых знаний и навыков, создать среду, условия, в которых выгоднее было бы работать по-новому; изменить формы отчетности, введя в них новые параметры оценки эффективности работы; материально мотивировать применение новых методов и техник работы – вот далеко не полный перечень возможных мер на этапе внедрения.