Типология личности Александра Федоровича Лазурского

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 08:36, реферат

Краткое описание

За свою недолгую жизнь А.Ф. Лазурский успел сделать очень много, и его конкретная и развернутая теория личности является не только первой отечественной теорией, но, пожалуй, первой полноценной теорией личности в мировой академической психологии. Взгляды А.Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В.М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте. Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов. В построении общей теории личности Лазурский продвинулся дальше, чем параллельно работавшие с ним коллеги на Западе, хотя его отчасти утопическая исследовательская программа не была продолжена после его смерти и некоторое время спустя утратила свое значение, за исключением исторического.

Оглавление

Введение
1. Биография А.Ф. Лазурского
2. Общие основы классификации. Основной принцип.
3. Эндопсихика и экзопсихика
4. Деление по психическим уровням
5. Отношение между эндо- и экзопсихикой на разных уровнях
6. Деление на группы и типы
7. Чистые типы различных уровней
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Лазурский.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
КУЗБАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ 
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ 
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ 
 
 

   
 
 
 

  Реферат

   
Типология личности Александра Федоровича Лазурского

   
 
 
 
 
 

  Выполнил:  
Проверил:
 
 
 
 
 
 
 

  Новокузнецк 2011 г

Оглавление

Введение 
1. Биография А.Ф. Лазурского

2. Общие основы классификации. Основной принцип.

3. Эндопсихика и экзопсихика

4. Деление  по психическим уровням

5. Отношение между эндо- и экзопсихикой на разных уровнях

6. Деление  на группы и типы 

7. Чистые  типы различных уровней

Заключение 
Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

За свою недолгую жизнь А.Ф. Лазурский успел  сделать очень много, и его  конкретная и развернутая теория личности является не только первой отечественной теорией, но, пожалуй, первой полноценной теорией личности в мировой академической психологии. Взгляды А.Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В.М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте. Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов. В построении общей теории личности Лазурский продвинулся дальше, чем параллельно работавшие с ним коллеги на Западе, хотя его отчасти утопическая исследовательская программа не была продолжена после его смерти и некоторое время спустя утратила свое значение, за исключением исторического.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Биография А.Ф. Лазурского

Александр Федорович Лазурский родился 12 апреля 1874 г в городе Переяславле  Полтавской губернии в небогатой семье. Он окончил  Лубянскую гимназию с золотой  медалью и поступил в Военно-медицинскую  академию, где активно занимался  психологией. Под руководством Владимира Михайловича Бехтерева А.Ф. Лазурский изучал психические и нервные болезни, получил отличную нейро-анатомическую и нейрофизиологическую подготовку, провел целый ряд самостоятельных исследований. С 1895 г Лазурский работал в психиатрической лаборатории, где изучал проблемы экспериментальной психологии и клинической психофизиологии. Параллельно он изучал теории характера и темперамента, а также провел анализ попыток их классификации. В итоге, он пришел к выводу о недостаточной разработанности этого раздела психологии человека. В 1897 г Лазурский окончил академию и был оставлен в клинике Бехтерева, где заведовал лабораторией и проводил лечебную практику. В 1901 г он отправился в командировку за границу, где провел 2 года. Первые полгода Лазурский жил в Лейпциге, где занимался в Психологическом институте Вильгельма Вундта. Затем он жил в Гейдельберге и работал в лаборатории экспериментальной психологии при психиатрической клинике Гейдельбергского университета. Еще около полугода Лазурский провел в Берлине, где слушал лекции К. Штумпфа по психологии, учился у крупнейших неврологов того времени. В 1903 г А.Ф. Лазурский возвратился в Петербург. С 1904 г он сотрудничал с А.П. Нечаевым в его лаборатории экспериментальной педагогической психологии, руководил специальной комиссией этой лаборатории по разработке экспериментальных методов психологии. В 1906 г вышла его работа «Очерк науки о характерах». В том же году вышла в свет еще одна книга - «К учению о психической активности». В ней были обобщены результаты более чем 6 лет исследований, приведены способы изучения внутренних механизмов личности объективными методами. Этот труд стал для него итоговым. 26 марта 1917 г Александр Федорович Лазурский умер.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Общие основы классификации. Основной принцип.

В основу классификации положен принцип  активного приспособления личности к окружающей среде, при этом понятие «среды» берется в самом широком смысле этого слова, включая сюда, следовательно, не только вещи, природу, людей и человеческие взаимоотношения, но также идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности и т. п. Последовательное применение упомянутого основного принципа к психологии отдельных человеческих индивидуумов приводит прежде всего к установлению двух важнейших подразделений: по психическому уровню - на три последовательно повышающихся уровня и по психическому содержанию - на целый ряд различных типов и их разновидностей.

Такое двойственное деление прямо и  всецело вытекает из упомянутого  выше основного принципа, вполне соответствуя способам роста и духовного развития каждой отдельной человеческой личности. Приспособление человека к окружающей среде может быть более или менее полным, глубоким и всесторонним, причем степень и объем этого приспособления определяются, с одной стороны, благоприятными или неблагоприятными внешними условиями, а с другой - тем прирожденным запасом физических и духовных сил, который в общей своей совокупности носит название «степени одаренности».

Если, таким  образом, деление по психическим  уровням выражает собой степень  активности приспособления личности к окружающей среде (или, на более высоких уровнях, степень приспособления среды к собственным запросам и стремлениям личности), то не следует забывать и того, что само это приспособление может идти различными путями в зависимости от чисто качественных различий между отдельными человеческими индивидуумами. Различия эти обусловливаются, прежде всего, тем, что ни у одного человека нельзя встретить совершенно одинакового развития всех отдельных психических функций или способностей.

Само  собой разумеется, что в зависимости от различий темперамента и характера крайне различны будут также и те пути и способы, какими человек воздействует на окружающую жизнь, стремясь, так или иначе, приспособиться к ней. И именно эти индивидуальные различия в реакции индивидуума на окружающую среду и лежат в основе деления личностей по их психическому содержанию. 
 
 
 
 
 

Эндопсихика и экзопсихика

Анализируя  и сравнивая между собой разнообразные  по содержанию и по степени сложности  проявления, из которых строится представление  о человеческой личности, можно разбить их на две большие группы. Во-первых, проявления, свидетельствующие о большем или меньшем развитии у данного человека тех или иных психологических (психофизиологических) элементов личности, а также о способах взаимного соединения этих элементов. Такого рода проявления называют эндопсихическими, так как они выражают внутреннюю взаимосвязь психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности. Соответственно этому и ту сторону личности, которая обнаруживается в этих проявлениях и которая обычно обозначается терминами «темперамент», «характер» и «умственная одаренность», мы будем называть эндопсихикой. Сюда войдет вся совокупность таких основных психических (психофизиологических) функций или способностей, как восприимчивость, память, внимание, мышление, воображение, аффективная возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность или обдуманность волевых актов, быстрота, сила и обилие движений и т. п.

Вторую, также очень существенную сторону  личности составляют другого рода проявления, которые можно назвать, в отличие от первых, экзопсихическими. Содержание их определяется отношением личности к внешним объектам, к среде, причем понятие «среды» или «объектов» берется в самом широком смысле, в котором оно объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться. Очевидно, что индивидуальность человека определяется не только своеобразием его эндопсихических черт, но в не меньшей мере и его отношениями к окружающим явлениям, тем, как каждый человек реагирует на те или иные объекты, что он любит и ненавидит, чем интересуется и к чему равнодушен, т. е. его экзопсихическими проявлениями.

Вопрос  о делении личности на эндо- и  экзопсихику не следует смешивать  с вопросом о различном происхождении отдельных элементов личности. Было бы совершенно неправильно думать, что все эндочерты являются прирожденными (унаследованными), тогда как экзопроявления всецело сводятся к отпечатку, накладываемому на человека воспитанием и внешней средой.  
 
 
 
 
 

Деление по психическим уровням

Всякий  человек в своем физическом и  духовном развитии проходит последовательно  целый ряд определенных ступеней, причем каждая последующая ступень  характеризуется большим богатством и интенсивностью духовной жизни по сравнению с предыдущей. Этот процесс «психического роста» или «психического развития» отличается наибольшей стремительностью в первые годы жизни ребенка, а также в отроческом и отчасти в юношеском возрасте, по мере же приближения к 25-30 годам он постепенно замедляется и, наконец, совершенно останавливается; основное ядро личности окончательно определилось, психический уровень человека более или менее выяснился.

Сравнивая между собой процесс психического роста у разных индивидуумов, нетрудно убедиться, что высшие, предельные границы этого роста, определяющие собой то, что мы называем психическим уровнем человека, отличаются у разных людей.

При нормальных внешних условиях и соответствующем  воспитании и образовании уровень  этот определяется прирожденной одаренностью человека, сводящейся к присущему ему большему или меньшему количеству психической активности.

Если, таким  образом, повышение психического уровня имеет в своей основе увеличение общего запаса нервно-психической энергии, то внешние проявления различных уровней отличаются друг от друга уже не только в количественном, но и в качественном отношении.

Рассмотрим подробнее признаки, характеризующие собой повышение психического уровня.

На первом плане здесь следует поставить  большее или меньшее богатство личности, общее количество психической продукции, проявляющееся вовне обилием, разнообразием и сложностью (или, наоборот, бедностью, однообразием и примитивностью) отдельных психических проявлений. Сюда относится, например, то, что мы называем «объемом интереса» или широтой области, на которую он распространяется.

Не менее  важное значение имеет также «уровень развития или дифференцированности интереса». Сюда относится, прежде всего, «обилие в нем оттенков: например, религиозное сознание может быть смутным, бедным по содержанию, или развитым в целую религиозную систему с ответами на многие вопросы: так же может различаться чувство любви, дружбы и т. п.

Вторым  существенным признаком повышения  психического уровня является сила, интенсивность  отдельных психических проявлений. Более значительная степень развития отдельных способностей ведет к тому, что и проявления, и продукты деятельности таких людей ярко выделяются среди других, аналогичных им, но более слабых обнаружений, свойственных окружающим индивидуумам.

Само  собой разумеется, что, пользуясь  яркостью и силой психических  проявлений в качестве критерия, определяющего  принадлежность человека к тому или  иному психическому уровню, нужно всегда иметь в виду проявления именно таких психических функций, которые у данного человека являются преобладающими.

Третьим признаком, определяющим принадлежность человека к высшему или низшему  психическому уровню, является большая  или меньшая сознательность и  идейность его психических проявлений. Чем выше духовная организация человека, чем более богатой и интенсивной душевной жизнью живет он, тем более способен он ориентироваться среди явлений окружающего мира и тем сознательнее определяет свое отношение, как к отдельным явлениям, так и ко всей вообще окружающей жизни.

В результате получается наличность определенных, сознательно выработанных или усвоенных принципов - нравственных, социальных и др., а на более высоких ступенях - наличность общего миросозерцания, обнимающего все важнейшие стороны жизни и соответствующего в своих главных чертах основным потребностям и индивидуальным особенностям данного человека.

Само  собой разумеется, что и на высоких  психических уровнях чувственные органические влечения тоже могут быть развиты, и иногда даже очень значительно; но все-таки центр тяжести личности, главное направление ее деятельности заключается не в них, а в каких-нибудь других, более идейных интересах, иначе никакой гений не удержится на свойственной ему высоте, а быстро и неуклонно начнет спускаться, теряя постепенно то богатство и напряженность душевной жизни, которые отличают его от людей менее одаренных.

Информация о работе Типология личности Александра Федоровича Лазурского