Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 08:36, реферат
За свою недолгую жизнь А.Ф. Лазурский успел сделать очень много, и его конкретная и развернутая теория личности является не только первой отечественной теорией, но, пожалуй, первой полноценной теорией личности в мировой академической психологии. Взгляды А.Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В.М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте. Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов. В построении общей теории личности Лазурский продвинулся дальше, чем параллельно работавшие с ним коллеги на Западе, хотя его отчасти утопическая исследовательская программа не была продолжена после его смерти и некоторое время спустя утратила свое значение, за исключением исторического.
Введение
1. Биография А.Ф. Лазурского
2. Общие основы классификации. Основной принцип.
3. Эндопсихика и экзопсихика
4. Деление по психическим уровням
5. Отношение между эндо- и экзопсихикой на разных уровнях
6. Деление на группы и типы
7. Чистые типы различных уровней
Заключение
Литература
Наконец,
четвертым существенным признаком,
характеризующим повышение
Отношение между эндо- и экзопсихикой на разных уровнях
Отношение между личностью и окружающей ее средой, а вследствие этого и отношение между эндо- и экзопсихическими элементами личности бывает на разных уровнях далеко не одинаковым.
На низшем
уровне влияние внешней среды
и внешних обстоятельств
В противоположность этому люди, принадлежащие к среднему психическому уровню, обладают гораздо большей способностью приноровиться к окружающей среде, найти в ней свое место и использовать ее для своих целей. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, они выбирают себе род занятий, соответствующий их склонностям и задаткам, работают продуктивно и с интересом и, в конце концов, будучи полезны обществу, успевают в то же время и себе обеспечить не только материальное благосостояние, но и некоторый комфорт, физический и духовный. Их можно назвать приспособившимися.
Несколько иные отношения встречаем мы на высшем психическом уровне. Люди талантливые, высокоодаренные, разумеется, в еще большей степени, нежели представители среднего уровня, обладают данными, необходимыми для того, чтобы приспособиться к окружающей среде. Но обычно дело осложняется здесь еще тем, что значительная напряженность, интенсивность душевной жизни заставляет человека не ограничиваться одним только приспособлением к среде, но стремиться и саму эту среду переделать, видоизменить сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Другими словами, здесь мы всегда встречаемся с более или менее ярко выраженным процессом творчества, в какой бы области оно ни проявлялось - в духовной или материальной, в области науки, искусства или практической жизни и т. п.
Принадлежность человека к тому или иному психическому уровню еще не определяет собой его типа: такие основные типы, как аффективно-деятельные, энергичные, рассудочные, мечтатели и т. п., встречаются одинаково на всех уровнях, хотя, конечно, проявления их существенно меняются в зависимости от степени одаренности человека и от большего или меньшего богатства и интенсивности его душевной жизни.
Деление на группы и типы
Вторым не менее существенным принципом нашей классификации является деление личностей по их психическому содержанию на группы и типы. Основу этого деления составляет, прежде всего, преобладание в каждом отдельном случае какой-либо одной группы тесно между собой связанных основных психических функций, накладывающих на весь характер данного индивидуума своеобразный отпечаток.
Классификаторы характеров обычно выдвигают в этих случаях, прежде всего, преобладание ума, чувства или воли, разделяя, таким образом, характеры на интеллектуальные, эмоциональные и волевые. Однако, такое деление можно считать слишком упрощенным, схематичным, и вот на каком основании.
Всякий душевный процесс, интеллектуальный, эмоциональный или волевой, всегда представляет собой сложное целое, в составе которого могут преобладать те или иные отдельные стороны, или элементы.
Преобладающее
развитие у индивидуума тех или
иных сторон различных сложных процессов
имеет чрезвычайно важное значение
для образования типов и их разновидностей.
И вот оказывается, что у некоторых типов
(особенно принадлежащих к высшим психическим
уровням) интеллектуальные и эмоциональные
(эмоциональные и волевые) элементы так
тесно и неразрывно между собой связаны,
что было бы неправильно зачислить эти
типы в группу интеллектуальных, или эмоциональных,
или волевых. Поэтому если на низшем уровне
еще возможно принять упомянутое схематическое
деление на три главные группы, с подразделением
каждой отдельной группы в зависимости
от преобладания в ней тех или иных элементов,
то на более высоких уровнях, с их сложной
психикой, такой схематизм представляется
уже совершенно невозможным.
Чистые типы различных уровней
Наиболее яркие «чистые» типы получаются в тех случаях, когда экзо- и эндопсихика взаимно соответствуют друг другу, т. е. когда интересы и профессиональная деятельность человека, развитие его знаний и навыков, его взглядов и миросозерцания происходят именно в том направлении, какое диктуется прирожденными особенностями его нервно-психической организации. В этих случаях наиболее характерные субъективные и объективные черты данной личности сливаются в один цельный, отчетливо выраженный «психосоциальный комплекс», достаточно устойчивый и обыкновенно очень типичный.
Что же
касается типов высшего уровня, то здесь,
как мы увидим дальше, на первый план выступает
уже идейная сторона психосоциальных
комплексов, их общий смысл и значение
как для человека, так и для всей вообще
окружающей жизни, поэтому классификация
личностей превращается на этом уровне
в классификацию человеческих идеалов
и их психологических (характерологических)
разновидностей. Есть также и «комбинированные»,
«переходные» типы, в которых нарушено
исходное равновесие эндо- и экзопсихики.
I. Низший уровень
Деление
по преобладанию тех или иных основных
психофизиологических функций.
1. Рассудочные. Несмотря на слабую общую
одаренность, значительно развита рассудочность
поступков, склонность обсуждать (хотя
бы и несовершенно) их мотивы и последствия.
2. Аффективные. Смотря по преобладанию
тех или иных сторон аффективного процесса,
можно различать следующие разновидности:
а) подвижные или живые, близко напоминающие по своему общему складу так называемый сангвинический темперамент;
b) чувственные, со значительным развитием чувственных, органических влечений и потребностей;
с) мечтатели, у которых благодаря преобладанию репродуктивного воображения (к творческому они не способны) интересы сосредоточены преимущественно на внутреннем мире.
3. Активные, которые в зависимости от большего или меньшего развития отдельных сторон волевого процесса также делятся на несколько разновидностей:
а) энергичные низшего порядка, характеризующиеся импульсивностью и беспорядочностью своих действий, а также преобладанием внешних волевых актов над внутренними;
b) покорно-деятельные, у которых мотивами действия являются не столько собственные желания и влечения, сколько внушения и директивы, получаемые ими извне;
с) упрямые, отличающиеся значительной устойчивостью раз принятых решений.
II. Средний уровень
Деление
по психосоциальным комплексам, объединяющим
в себе взаимно соответствующие
эндо- и экзоособенности. Кроме того,
все чистые типы среднего уровня можно
разбить на две большие группы,
смотря по преобладанию в них отвлеченно-
Непрактичные, теоретики-идеалисты
1. Ученые:
значительное развитие
2. Художники, т. е. люди, посвятившие себя занятию каким бы то ни было искусством, наиболее характерная эндочерта - значительно развитое воображение, воспроизводящее и отчасти творческое.
3. Религиозные
созерцатели, также
Практики-реалисты
4. Человеколюбцы (альтруисты): значительно
развитое чувство симпатии (способность
сочувствия), обусловленное повышенной
аффективной возбудимостью, а также силой,
глубиной и устойчивостью отдельных чувствований.
5. Общественники:
со стороны эндопсихики могут
быть охарактеризованы как
6. Властные:
характерная эндочерта —
7. Хозяйственные,
свойственные этому типу
III. Высший уровень
Благодаря значительному богатству, сознательности и координированности душевных переживаний экзопсихическая сторона личности, в ее высших идеальных проявлениях, достигает здесь необычайного развития, эндопсихика, находящаяся с ней в полном согласии, составляет лишь естественную ее подоснову. Таким образом, деление производится по экзопсихическим категориям, именно по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. При этом во всяком отдельном типе выдвигаются на первый план уже не конкретные, более или менее случайные экзопроявления, зависящие от эпохи, местных условий и т. п., а более глубокие основные черты, логически между собой связанные и сохраняющие свое значение для всех времен и народов.
Так как герои и идеалы вырастают на почве обычных, естественных человеческих отношений, составляя лишь результат дальнейшего, более высокого их развития, то и типы-идеалы высшего уровня по своему содержанию соответствуют в значительной степени психосоциальным комплексам среднего уровня. В частности, важнейшими из них являются следующие:
1) Альтруизм.
2) Знание: а) индуктивное, б) дедуктивное.
3) Красота.
4) Религия.
5) Общество, государство.
6) Внешняя деятельность, инициатива.
7) Система, организация.
8) Власть,
борьба.
Заключение
А. Ф. Лазурский чрезвычайно много сделал для развития психологии, особенно в деле создания на материалистической основе собственно психологической теории личности и адекватных ей методов исследования. Попытка Лазурского создать основательную классификацию личностей была, по сути, первой в России. Кроме прикладных исследований, он занимался также проблемами метода и предмета характерологии. Результаты его разработок в этой области используются психологами и по сей день. Он явился одним из пионеров внедрения идей научной психологии в клиническую медицину через клинику психиатрии и заложил теоретические основы клинической персонологии, получающей в наши дни все большее развитие. В целом творческие достижения блестящего, ученого-психолога и клинициста, в силу ряда причин недостаточно широко известные в наши дни, показывают его выдающуюся роль в создании основ отечественной медицинской психологии.
Список используемой литературы
Информация о работе Типология личности Александра Федоровича Лазурского