Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:47, доклад
Обсуждение методов переводы клиента из текущего состояния в желательное было бы неполным без разговора о терапевтической метафоре. Это особая техника рассказывания историй, которая обеспечивает такое бессознательное и сознательное обучение человека, которое вызывает новое творческое поведение.
Искусство терапевтической метафоры было в значительной степени развито Милтом Х. Эриксоном. Он был мастером как в создании, так и в рассказывании таких историй. Книга "Терапевтическая метафора" Дэвида Гордона – прекрасная репрезентация техники конструирования терапевтических метафор. Я очень рекомендую прочесть ее. Здесь я расскажу лишь об основах конструирования метафоры и приведу несколько примеров, чтобы можно было понять процесс в целом и начать развивать собственное искусство.
Терапевтическая
метафора
Обсуждение методов переводы
клиента из текущего состояния
в желательное было бы неполным
без разговора о
Искусство терапевтической
Чтобы быть эффективной,
1) Быть изоморфной проблемному содержанию, то есть обладать той же структурой, или подобной. Соблюдение диеты изоморфно удерживанию в рамках бюджета - компоненты ситуаций подобны.
2) Предлагать замещающий опыт,
в котором человек имеет
возможность действовать с
3) Предлагать разрешение или ряд разрешений в изоморфичных ситуациях, которые могут быть обобщены до включения проблемы, и таким образом вести клиента к соответствующим выборам.
Поскольку этот метод не содержит
сгущения угрозы, он часто
является скрытым, и касается тем, о которых
не всегда легко говорить, метафоры могут
быть особенно эффективными для проблем,
к которым трудно подойти с помощью
других техник.
Основные шаги в
1) полностью определите проблему;
2) определите структурные составляющие проблемы и соответствующие "действующие лица";
3) найдите изоморфную ситуацию (Дэвид
Гордон рекомендует
4) укажите логическое разрешение, определите чему нужно научиться и найдите контексты, где эти моменты будут очевидными;
5) облекайте эти структуры
в историю, которая будет
Следующий
пример может быть хорошей
иллюстрацией использования
Описание проблемы:
Промискуитет Дот ведет к тому, что она теряет мужа и теряет уважение к себе.
Дот не может сопротивляться соблазну других мужчин.
Внебрачный секс кажется Дот более возбуждающим.
Дот не удовлетворена своими
сексуальными отношениями в
Терапевтическая метафора
Женщина на пути к ожирению.
Женщина не может отказать себе в сладком десерте и сытной пище" когда ест не дома.
Женщина любит есть не дома.
Эта женщина едва
Каждый внебрачный опыт создает все большее чувство вины и приводит ее все ближе к потере мужа.
Вина Дот становится настолько болезненной, что она должна что-то с этим сделать. Она не спит ночами и пр.
Дот никогда не создавала
удовлетворительного
Каждая еда вне дома делает ее более полной.
Тучная леди должна что-то делать со своими привычками. Она уже не влезает ни в одно свое платье.
Тучная леди никогда не училась готовить для себя пищу, которая бы ей нравилась.
Пока что каждый элемент конструируемой
метафоры изоморфен проблеме, то есть
они имеют взаимно-однозначные отношения
в структуре. Метафора следует за проблемой
по форме. Следующий шаг состоит в
том, чтобы от следования проблеме
перейти к ведению и разрешению. Дот
хочет изменить свое поведение таким
образом, чтобы проблема была решена.
История, следовательно, должна каким-то
образом предложить подходящее изменение
поведения тучной женщины, поскольку
она метафорически представляет Дот.
Разрешение проблемы:
Дот нужно применить энергию,
чтобы создать стимулирующие
и возбуждающие сексуальные
Дот нужно найти
Дот нужно начать гордиться
своими супружескими отношениями
и найти сексуальное
Метафорическое разрешение:
Женщина занялась
Со временем, быстрее, чем вы думаете, она обнаружила, что в ресторанах нет ничего, что могло бы идти в сравнение с ее домашней готовкой, так что у нее исчезло желание есть где-либо вне дома.
Женщина похудела, и теперь она гордится как своим кулинарным искусством.
Таковы элементы терапевтической
метафоры, созданной, чтобы вызвать
специфический результат. Якори и различные
другие вербальные и невербальные
техники используются в этом процессе
рассказывания истории, чтобы помочь ей
работать. Что касается истории для
Дот, я постаралась сделать ее как более
интересной, чтобы она могла отождествляться
с ее героиней. Она переживала эмоции
героини, давая мне возможность
поставить на якорь (кинестетически,
визуально, аудиально) внутренне
порождаемые переживания, подходящие
для изменения. Я также использовала
наложение, чтобы сделать метафору
более богатой и убедительной.