Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:55, контрольная работа
Наряду с обыкновенным забыванием собственных имен встречаются и случаи забывания, которые мотивируются вытеснением.
Фрейду объяснить исчезновение из его памяти имени удалось лишь после того, как он восстановил тему, непосредственно предшествующую данному разговору. И тогда весь феномен предстал перед ним как процесс вторжения этой предшествующей темы в тему дальнейшего разговора и нарушения этой последней.
Вытеснение - это используемый Я механизм психической защиты.
Контрольная работа № 2
Теория вытеснения в психоанализе
З. Фрейд. Психопатология обыденной жизни.
1. Вытеснение как понятие и как психический феномен.
Наряду с обыкновенным забыванием собственных имен встречаются и случаи забывания, которые мотивируются вытеснением.
Фрейду объяснить исчезновение из его памяти имени удалось лишь после того, как он восстановил тему, непосредственно предшествующую данному разговору. И тогда весь феномен предстал перед ним как процесс вторжения этой предшествующей темы в тему дальнейшего разговора и нарушения этой последней.
Вытеснение - это используемый Я механизм психической защиты.
2. Природа памяти и загадка младенческой амнезии.
Безразличные воспоминания детства обязаны своим существованием процессу смещения, они замещают в репродукции другие, действительно значимые впечатления, воспоминания о которых можно вывести из них путем психического анализа, но которые могут быть воспроизведены непосредственно из-за сопротивления. Так как они обязаны своим сохранением не своему собственному содержанию, а ассоциативной связи этого содержания с другими - вытесненными, то их можно с полным основанием назвать "покрывающими воспоминаниями".
В памяти закрепляется в качестве покрывающего воспоминания какое-либо безразличное впечатление недавнего времени, причем этим отличием оно обязано лишь своей связи с каким-либо прежним переживанием, не могущим из-за сопротивления быть воспроизведено непосредственно. Покрывающие воспоминания Ф. называет предваряющими, забегающими вперед.
В воспоминаниях детства фигурируют малозначимые события, незначительные, второстепенные впечатления. Это объясняется тем, что действительно значимые впечатления претерпели смещение, а репродуцируются так называемые "покрывающие воспоминания". Значимые впечатления не могут быть воспроизведены, так как они оказались вытесненными, но воспоминания о них можно вывести путем психоанализа, поскольку вытесненные воспоминания ассоциативно связаны с сохранившимися. Как правило, сохранившиеся воспоминания неточны и неполны, смещены во времени и пространстве. Стоит подвергнуть уцелевшие воспоминания какого-либо лица аналитической проверке - и нетрудно установить, что поручиться за их правильность невозможно.
3. Понятия мотива, механизма и повода психического акта.
Нельзя рассматривать исчезновение из памяти имени как простую случайность. Фрейд признает здесь наличность мотива. Замещающие имена не представляются просто как произвольные. Они создают своего рода компромисс: напоминают и том, что мы хотим вспомнить, и о том, что мы позабыли. Процесс, в результате которого одно имя заменяется другим, протекает всецело вне сознания. Анализируя этот процесс, можно понять механизм неправильного припоминания. Забывание и ошибочное воспроизведение - это акт, мотивированный вытеснением. Психический акт - результат намерений. Ошибочные действия, будучи психическими актами, возникают в результате наложения друг на друга различных намерений.
4. Архитектоника душевного аппарата.
Во всех случаях в основе забывания лежит мотив неохоты. Не раз отрицание того или другого, встречающееся в медицинской практике, можно было бы, по всей вероятности, свети к забыванию.
Даже у здоровых, неподверженных неврозу людей можно в изобилии найти указания на то, что воспоминания о тягостных впечатлениях и представления о тягостных мыслях наталкиваются на препятствие. Но оценить всё значение этого факта можно лишь рассматривая психологию невротиков. Подобного рода стихийное стремление к защите от представлений, могущих вызвать ощущение неудовольствия, стремление, с которым можно сравнить лишь рефлекс бегства при болезненных раздражениях, приходится отнести к числу главных столпов того механизма, который является носителем истерических симптомов. Эта тенденция защиты не всегда одерживает верх, она может натолкнуться на факторы, стремящиеся к обратной цели и достигающие ее вопреки этой тенденции. Архитектоника душевного аппарата строится по принципу слоев, инстанций, находящихся одна на другой, и возможно, что это стремление к защите относится к низшей психической инстанции и парализуется другими, высшими. Многое забывается по причинам, лежащим в нем же самом, а там, где это невозможно, тенденция защиты передвигает свою цель и устраняет из нашей памяти хотя бы нечто иное, не столь важное, но находящееся в ассоциативной связи с тем, что, собственно, и вызвало отпор.
5. Понятие "личного комплекса" и формы его проявления в фактах амнезии, нарушениях внимания, ошибочных и симптоматических действиях.
Симптоматические действия - выражают нечто, чего в них не подозревает действующий субъект и что он обычно собирается не сообщать, а оставить при себе. Они играют роль симптомов.
Неврастеник не питает доверия к редуцирующей способности своей памяти. Доставая записки о том, что бы он хотел сказать врачу, и находя, что он, оказывается ничего не забыл, демонстрирует своей запиской один из своих симптомов: то именно обстоятельство, что его намерения часто расстраиваются в силу вторжения темных мотивов.
"Личный комплекс" - фактор, влияющий на различные проявления психической деятельности. Личные комплексы лежат в основе понимания нами других людей, так как мы сравниваем услышанное о других людях с собою. Личный комплекс относится, наряду с семейным и профессиональным комплексами, к комплексу "самоотношения". Комплекс "самоотношения" может выражаться в амнезии и в ошибочных действиях. Под влиянием личного комплекса имена, названия места или местности, которые могут вызвать аффективно нагруженные воспоминания, вытесняются или искажаются.
6. Рациональное поведение как компромиссное образование.
Рационализация - обычный прием, распространенный в очень широкой области - от различного вида бреда до нормального мышления. Поскольку любое поведение допускает рациональное объяснение, бывает нелегко решить, верно ли это объяснение. В частности, при П.А. лечении обнаруживаются все промежуточные стадии между двумя крайностями. В некоторых случаях бывает несложно доказать пациенту искусственность приводимых им мотивов и убедить его отказаться от них. В других же случаях рациональные мотивировки оказываются весьма прочно обоснованными (когда сопротивления маскируются ссылкой на факты).
Рационализация поведения субъектом имеет целью дать морально приемлемое объяснение поступку, намерению или чувству, при котором истинные мотивы остаются непризнанными. Подвергаться рационализации могут случайные и ошибочные действия. Их можно считать симптомами, которые являются формой компромисса между сознательным и вытесненным намерением субъекта.
7. Понятие "внутреннего конфликта" и объяснение природы "неизвестной психической силы" в нас как встречной воли вытесненного содержания неприемлемых психических актов.
При забывании намерений на первый план выступает конфликт, о котором при вытеснении тягостных для воспоминания вещей можно лишь догадываться, становится здесь осязательным, а при анализе соответствующих примеров мы неизменно находим встречную волю, сопротивляющуюся данному намерению, а не аннулируя его. Наблюдается два типа психических процессов: встречная воля либо направляется против данного намерения, или же по своему существу чужда намерению и устанавливает с ним связь путем внешней ассоциации. Внутренний конфликт - это столкновение разнонаправленных желаний человека, ограниченных для удовлетворения их. В случайных или симптоматических действиях внутренний конфликт отступает на задний план. Конфликт возникает в том случае, если человек не может удовлетворить свои желания в силу ограничений, внешних или внутренних.
Случаи забывания намерений сводятся к вторжению неизвестных и непризнанных мотивов, или к встречной воле. Происходит столкновение условного долга с внутренней оценкой, в которой человек сам себе может не признаваться.
8. Детерминизм и свобода воли: формулировка проблемы ("пробелов нет") и ее разрешение через структурирование субъекта волеизъявления.
Известные недостатки наших психических функций, и известные непреднамеренные на вид отправления оказываются, будучи подвергнуты психоаналитическому исследованию, вполне мотивированными и детерминированными скрытыми от сознания мотивами.
Отрицая преднамеренность за некоторой частью наших психических актов, мы преуменьшаем значение детерминации в душевной жизни.
После проведенных Фрейдом анализов, нет надобности оспаривать прав на существование чувства убежденности в свободной воле. Если различать то, что мотивируется сознательно, и то, что мотивируется бессознательно, то чувство убежденности в наличии свободной воли свидетельствует о том, что сознательная мотивировка не распространяется на все наши моторные решения. Но то, что осталось не связанным одной группой мотивов, получает свою мотивировку из области бессознательного, и, таким образом, детерминация психических феноменов происходит все же без пробелов.
9. Суеверие, психоанализ и паранойя. Метапсихология Фрейда.
Метапсихология - термин, которым Фрейд обозначает теоретические аспекты основанной им психологии. Метапсихология разрабатывает совокупность концептуальных моделей, более или менее удаленных от опыта, например, изобретает идею психического аппарата, подрасчлененного на несколько инстанций, теорию влечений, концепцию процесса вытеснения. Метапсихология включает три плана рассмотрения явлений: динамику, топику и экономику.
Сознательное неведение и бессознательное знание мотивировки психических случайностей служит одним из психических корней суеверия.
Так как суеверный человек не подозревает о мотивировке своих собственных случайных действий и погрешностей, то он вынужден путем смещения отвести этой мотивировке место во внешнем мире. Даже новейшие религии представляют собой не сто иное, как проецированную во внешний мир психологию. Случайности, суеверно истолковывающиеся людьми, были действиями, поступками определенных лиц. То же можно сказать и о параноиках, делающих выводы из знаков, подаваемых им другими людьми. У параноика доходит до сознания много такого, что у нормального человека или у невротика может быть обнаружено лишь путем психоанализа как находящееся вне сознания.
10. Практические советы книги: как нам жить с обнаруженной "таинственной психической силой" внутри. Программа "Познай себя".
Ошибочные действия, оговорки, описки и т.д. не являются прерогативой невротиков. Встречаясь в поведении любого человека, они могут говорить о сущности бессознательных процессов.
Наше бессознательное посылает нам множество знаков, которые остаются без внимания или объясняются забывчивостью, усталостью, невнимательностью.
Симптоматические действия, которые можно наблюдать в изобилии у здоровых, как и у больных людей, заслуживают внимания по многим причинам. Для врача они - ценные указаниями для ориентировки в новых или недостаточно знакомых ему условиях; для исследователя людей - говорят иной раз даже больше, чем он сам хотел бы знать.
Быть уверенном в полном успехе можно лишь тогда, когда все душевные силы дружно стремятся к желанной цели.
Фрейд признавался, что не относится к числу людей, в чем присутствии духи прекращают свою деятельность и сверхчувственное улетучивается, так что он никогда не имел случая пережить лично что-нибудь могущее дать ему повод к вере в чудеса. Если у него случались предчувствия, то они не оправдывались, в то время как в случае с его дочерью, когда она чуть не умерла, несчастья приходили без предупреждения.
ВЫТЕСНЕНИЕ (REPRESSION)
Барьер вытеснения (Repression Barrier)
Первичное вытеснение (Primal Repression)
Собственно вытеснение (Repression Proper)
Защитный процесс, посредством которого идеи устраняются из сознания. Вытесненное идеационное содержание несет потенциально мучительные дериваты влечений и соответствующие побуждения. Они несут угрозу аффективно болезненного чрезмерного возбуждения, тревоги или конфликта. Изначальный постулат Фрейда гласил, что вытеснение представляет собой только патологическое последствие того, что забытые детские сексуальные переживания пробуждаются в связи со стрессогенными событиями взрослой сексуальной жизни. Вскоре, однако, Фрейд расширил свое представление, рассмотрев вытеснение как вездесущий психологический феномен. В раннем психоанализе понятие 'вытеснение' использовалось в качестве родового обозначения, эквивалентного защите. Несмотря на то, что вытеснение до настоящего времени занимает особое место среди механизмов защиты, раннее его понимание следует отличать от более позднего, ограниченного, которое было предложено Фрейдом в 1926 году.
Первичное вытеснение является стадией развития феномена вытеснения, коренящейся в детстве. (Сюда можно отнести и вытеснение, возникающее при взрослых травматических неврозах.) Такие первичные вытеснения приписываются незрелости психического аппарата ребенка. Предполагается, что первичное вытеснение в значительной степени ответственно за "нормальную' детскую амнезию.
Хотя первичное вытеснение связано с ранними вспышками тревоги, в первые дни и недели жизни оно не выступает как защита. Фрейд ясно указывал, что до достижения психическим аппаратом стадии организованности, необходимой для первичного вытеснения, инстинктивные побуждения парируются иными способами, например преобразованием в их противоположность или обращением на самого субъекта. Поначалу Фрейд полагал,что первичное вытеснение заканчивается с овладением речью, но в 1926 году он утверждал, что это происходит с образованием Сверх-Я, что более соответствует теории в целом, клиническому опыту и множеству наблюдаемых феноменов, включая обычную детскую амнезию.
В топографической модели барьер вытеснения был размещен на стыке систем бессознательного и предсознательного, а в структурной модели — на стыке Оно и Я.
Объясняя первичную регрессию, Фрейд рассматривает два процесса. Некоторые ранние впечатления и порождаемые ими желания 'первично вытесняются", поскольку становление вторичных процессов еще весьма далеко от своего завершения. Он назвал это 'пассивно отставленным" объектом 'фиксации'. Вовлеченные в это силы продолжают оказывать непрямое, временами очень глубокое, воздействие на психическую жизнь, но их идеационные репрезентанты из-за недостаточности предсознательных репрезентаций, не доступны сознанию. Более позднее исполнение этих желаний вызывает неудовольствие из-за несоответствия первичного и вторичного процессов и, следовательно, в связи с нормами и запретами последнего. В дальнейшем ассоциативно связанные импульсы становятся объектами тех же сил вытеснения; таким образом, первичное вытеснение является необходимым условием защиты, известной как собственно вытеснение (называемой также вторичным вытеснением или последующим вытеснением), возникающей в позднем детстве, подростковом возрасте или у взрослых.
В своей новой формулировке теории тревоги и защиты Фрейд (1926) эксплицитно определил мотив первичного вытеснения — избегание специфических стимулов, продуцирующих неудовольствие. Он добавил также предположение о том, что оно представляет собой реакцию на болезненную чрезмерную стимуляцию незрелого психического аппарата. Очевидно, что Фрейд считал верными как ранние, так и более поздние формулировки, и его допущения подтверждаются клиническим опытом. В обоих случаях первичное вытеснение рассматривается как возникающее в результате контркотексиса. Считается, однако, что собственно вытеснение предполагает также устранение энергии (то есть декатексис) имеющей место бессознательной идеации и функционально заменяет собой идеацию.
Первичное вытеснение делает доступными собственно вытеснению эмоционально заряженные идеи позднего детства, подросткового и взрослого возраста. Этот феномен возникает в результате либо последующей интрапсихической стимуляции, либо стимуляции со стороны внешней среды. Первоначально предполагалось, что ранние первичные вытеснения привлекают последующие ассоциированные идеи, которые становятся затем объектом сил вытеснения. Они привлекают также идеи, возникающие вследствие дисгармонии взрослой психической жизни, вызванной конфликтом влечений и нормами либо запретами ('двухтактная' теория). Согласно первой теории тревоги, Фрейд полагал, что влечения, ассоциированные с вытесненными идеационными представлениями, могут затем проявляться в виде тревоги. В последующих теоретических разработках собственно вытеснение рассматривалось как одна из возможных защитных реакций от инстинктивных влечений, которые порождают сигналы тревоги, вызванной рядом угроз в ходе развития.
Устанавливаемый вытеснением динамический баланс может разрушаться в связи с изменением силы влечения (например, в пубертатный период или в период старения), внешней стимуляции, соответствующей ранее вытесненным идеям, или изменениями вытесняющей структуры (Я), вызванными, например,заболеванием,сном,
Успешное вытеснение означает, что катектированная идея существует вне сознания. Для удержания ее том требуется постоянный расход энергии контркатексиса. Или же энергия идеи может быть обращено в другое русло. Наконец, вытеснение может вынудить психическую организацию сместиться в сторону более примитивных уровней потребностей или структуры (регрессия).
Вытеснение явилось первой описанной Фрейдом в 1890-х годах защитой, связанной с неврозами (Freud, 1895, 1896). До сихпор считается, что это представление о вытеснении применимо к случаям истерии. 'Вытеснение' является также важным психоаналитическим понятием, выходящим за рамки теории защиты, поскольку оно тесно связано с представлениями о бессознательном, теорией развития, большой и малой психопатологией и со все более совершенными моделями лечения, в которых считается .важным устранение вытеснения.
ПАМЯТЬ (MEMORY)
Функция психического аппарата, посредством которой хранятся и воспроизводятся воспринятые или приобретенные в процессе научения впечатления. Память включает процессы восприятия, апперцепции, распознавания, а также кодирования, извлечения и активации информации. Описаны различные формы памяти: кратковременная и долговременная, эмоциональная, подкрепляющая процессы внимания и др. Каждый из типов связан с определенными ощущениями и вербальными ассоциациями.
Память и ее нарушения занимали центральное место в психоаналитической теории начиная с первых наблюдений Фрейда. Исследования истерии привели Фрейда к выводу, что его больные страдали 'реминисценциями' и что их симптомы можно было понимать как символическое выражение травматических воспоминаний, недоступных воспроизведению из-за связанных с травмой негативных эмоций. Когда эти замаскированные воспоминания заменялись непосредственными воспоминаниями, сопровождавшимися соответствующими эмоциями, симптомы исчезали. Лечение, по сути, заключалось в попытках восстановить травматические воспоминания и разрядить с помощью речи связанный с ними аффект (отреагирование). По мнению Фрейда, исключение воспоминаний из сознания обусловливалось вытеснением (этот термин использовался для обозначения того, что теперь называется защитой).
В "Проекте научной психологии' (1895) восприятие и помять причислялись Фрейдом к различным системам психики. Воспоминания рассматривалась им кок связанные эмоциональными ассоциациями, как цепочки ассоциаций и как процессы символизации. В топографической модели, впервые описанной в 1900 году, Фрейд постулировал трехкомпонентную модель психики, состоящую из сознательного, предсознательного и бессознательного. Сознание представляло в этой модели лишь небольшую область психики. Мысли и воспоминания в системе предсознательного становятся сознательными при наличии достаточного катексиса внимания, тогда кок бессознательные содержания, по мнению Фрейда, катектированы интенсивной сексуальной энергией и насильно удалены из сознания. Но именно из-за своей интенсивности они ищут выражения, чему препятствует гипотетический "цензор', защитная инстанция, искажающая и маскирующая воспоминания, чтобы они могли быть приемлемыми для осознания. Фрейд также предполагал, что ранние впечатления регистрируются перцептивным аппаратом в виде структурных изменений в системе, которые он называл следами памяти. Эта идея совпадает с современными нейрофизиологическими представлениями, согласно которым воспоминания откладываются в результате стойких изменений в структуре ДНК кортикальных нейронов. Фрейд полагал, что эти примитивные следы памяти ассоциациативно связываются в мнемической системе, репрезентирующей предсознательные элементы, которые восстанавливаются в результате ассоциативной активации их схемы или сетей в процессе воспроизведения. В этой предсознательной форме следы памяти уже связаны с символами.
После того как были представлены структурная модель психики (Freud, 1923) с ее разделением на Оно, Я и Сверх-Я и вторая теория тревоги (1926), вытеснение стало пониматься как одно из средств защиты от тревоги, вызванной появлением в сознании угрожающих побуждений Оно в форме воспоминаний или фантазий, вступающих в конфликт с нормами системы Сверх-Я, Память рассматривалась как функция Я, служащая воспроизведению, интеграции и синтезу психических содержаний. В теоретическом отношении на самых ранних стадиях развития Я следы памяти о переживании удовольствия являются причиной антиципации новых переживаний удовольствия, когда вновь проявляется инстинктивная потребность. Если удовлетворения не происходит, младенец достигает галлюцинаторного удовлетворения желаний благодаря катексису следов памяти. Неспособность такого галлюцинаторного удовлетворения утолить потребность является основой для развития чувства реальности. Таким образом, процесс воспоминания и его трансформации обладают адаптивным потенциалом для развития Я, а также могут быть причиной психопатологии.
По-прежнему не утратило своего значения фундаментальное положение психоанализа, что вытесненные или забытые воспоминания являются принципиальным источником интрапсихического конфликта. Разрешение такого конфликта с помощью компромиссного образования проявляется в симптомах или проблемах характера, из-за которых пациент приходит к врачу. Восстановление этих вытесненных воспоминаний достигается с помощью свободных ассоциаций, с помощью ассоциаций с латентными представлениями в материале сновидения, а также с помощью интерпретации переноса, когда забытые чувства к фигурам из прошлого проявляются по отношению к аналитику. Восстановление вытесненных воспоминаний ослабляет конфликт и помогает человеку создать более целостный образ себя.
АМНЕЗИЯ (AMNESIA)
Потеря памяти или — буквально — отсутствие памяти; может иметь психогенное либо органическое происхождение. Вслед за физической травмой, когда вследстви сотрясения или более тяжелого повреждения нарушается церебральная функция, может возникнуть как ретроградная, так и антероградная амнезия. Другими факторами возникновения амнестических расстройств являются старость, инфекции и интоксикации (включая алкогольную). При алкогольном психозе, известном как синдром Корсакова, может возникнуть парамнезия (расстройство памяти, при котором смешиваются реальные факты и фантазии), сопровождающаяся компенсаторным заполнением провалов памяти, известным как конфабупяция. Психогенная амнезия является защитным процессом, направленным на то, чтобы посредством искажения воспоминаний совладать с эмоционально травматическими переживаниями. В настоящее время такое защитное искажение или блокировка памяти рассматривается как вытеснение, хотя изначально этот термин использовался Фрейдом в качестве обобщающего понятия для ряда защитных механизмов, в то время еще недостаточно четко дифференцированных. Он полагал также, что контр-катексис необходим для того, чтобы не допускать воспоминания до сознания.