Теория вытеснения в психоанализе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:55, контрольная работа

Краткое описание

Наряду с обыкновенным забыванием собственных имен встречаются и случаи забывания, которые мотивируются вытеснением.
Фрейду объяснить исчезновение из его памяти имени удалось лишь после того, как он восстановил тему, непосредственно предшествующую данному разговору. И тогда весь феномен предстал перед ним как процесс вторжения этой предшествующей темы в тему дальнейшего разговора и нарушения этой последней.
Вытеснение - это используемый Я механизм психической защиты.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Инфантильная амнезия представляет собой провалы памяти относительно пер­вых лет жизни. Хотя такая амнезия часто рассматривается как нормальное забыва­ние, которое можно приписать незрелости детской психики, в реальности она представ­ляет защитные усилия Я совладать с ран­ними детскими впечатлениями и реакциями, которые в противном случае могут быть травматическими. Благодаря вытеснению впечатления, мысли и аффекты, связанные с травматическими переживаниями, становят­ся бессознательными. При этом могут со­храняться остатки в виде покрывающих воспоминаний— фрагментов воспоминаний (иногда внешне тривиальных), нередко весь­ма яркие и отчетливые, которые служат для прикрытия патогенных аспектов ситуации. В широком смысле почти все детские воспо­минания так или иначе искажены в резуль­тате сгущения, смещения вперед или назад либо изменения эмоциональной окраски. Можно сказать, что процессы, влияющие на память, в своей основе сходны с теми, кото­рые способствуют формированию истери­ческой симптоматики. Преодоление амне­зии, особенно относящейся к раннему детству, и тем самым предоставление пациен­ту возможности вновь сознательно пережить и справиться с теми событиями, которые в момент своего появления были непреодо­лимы, является одной из важнейших целей психоаналитического лечения.

КОМПРОМИССНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (COMPROMISE FORMATION)

Идеационные, аффективные и поведен­ческие результирующие попыток разреше­ния конфликта между психическими силами или между психикой и внешним миром. Компромиссное образование возникает в результате того, что проявления-дериваты инстинктивных влечений (желания и фанта­зии) сталкиваются с ограничениями со стороны Я или запретами со стороны Сверх-Я; конфликт завершается тем, что они отде­ляются от сознания. Разрешение такого конфликта предполагает реорганизацию внутренних сил, при которой возникает воз­можность приемлемого выражения и про­явления каждого из соперничающих инте­ресов в соответствии с принципом множе­ственного функционирования (Waelder, 1930). Компромиссные образования включают динамически активные составляющие, которые проистекают кок из психических сил (Оно, Я, Сверх-Я), так и из внешней реальности. Например, фантазия отража­ет не только желание, но и вызывающую страх опасность, защитные действия и на­казание; таким образом, сознание стано­вится толерантным по отношению к фанта­зии. Компромиссные образования могут принимать различные формы: черт харак­тера, идентичности, самооценки, сублимиро­ванного поведения, символов, фантазий, сим­птомов или симптоматических действий, сновидений, ошибочных действий, переноса или некоторых интропсихических паттернов, которые могут иметь структурное значение в качестве компонентов Сверх-Я (см. Bren­ner, 1982). Компромиссные образования могут сохранять свое значение продолжи­тельное время или же представлять собой лишь неустойчивые комбинации, наблюда­емые во время аналитического процесса. Поскольку компромиссные образования участвуют в формировании сопротивления анализу, необходимо выявлять компоненты защиты против возникающих специфичес­ких дериватов влечений.

Не всякое поведение является результа­том компромиссных образований. В 1939 году Гартманн сформулировал положение о существовании свободной от конфликтов сферы Я с относительно независимыми функциями; соответствующая активность не рассматривается кок компромиссное обра­зование.

КОНФЛИКТ (CONFLICT)

Конфликт, вернее, интрапсихический кон­фликт, означает борьбу между несовмести­мыми силами или структурами внутри пси­хики; внешний конфликт разворачивается между индивидом и отдельными аспектами внешнего миро. (Они часто сопутствуют друг другу.) В ранних работах Фрейд описывал конфликт как противоречие между бессоз­нательными желаниями и сознательными требованиями морали, но позже обнаружил, что конфликт может быть полностью бессоз­нателен, и для его рассмотрения была сфор­мулирована трехкомпонентная структурная модель. Конфликт проявляется' в виде таких наблюдаемых феноменов, как симптомы, действия и мысли; его можно также выявить на основе данных, полученных при психо­анализе. Современная теория рассматри­вает формирование конфликта в такой последовательности: инстинктивные жела­ния входят в противоречие с внешними запретами; Я, испытывая угрозу, продуцирует сигналы тревоги; мобилизуются защиты;

конфликт разрешается с помощью компро­миссных образований в виде симптомов, изменений характера или путем адаптации.

При нормальном раннем развитии до-эдиповы конфликты возникают между ре­бенком и средой; предшественниками Сверх-Я и влечениями; противоположными желаниями внутри личности ребенка (аг­рессивность/пассивность; зависимость/не­зависимость; конфликты амбитендентности и зарождающейся амбивалентности). Про­исходящие в среде события, препятствую­щие удовлетворению соответствующих развитию детских потребностей, например чрезмерная или недостаточная стимуляция, могут представлять помехи развитию. Их, однако, следует отличать от конфликтов развития — либо рассогласования возника­ющих в соответствующее время внешних требований и детских желаний (например, при обучении навыкам туалета), либо кон­фликта между желаниями (например, жела­нием доставить удовольствие матери и желанием немедленной дефекации). По­добные конфликтующие желания — прото­типы внутренних конфликтов, которые обо­стряются по мере развития; их, как прави­ло, подразделяют на содержащие амбива­лентность, бисексуальность и активность-пассивность. Угроза детскому Я при доэдиповом конфликте — это опасность утраты объекта любви или утраты любви.

Интернализированные конфликты воз­никают тогда, когда внешние влияния, изна­чально противостоявшие сексуальным и агрессивным влечениям ребенка, в резуль­тате интернализации и идентификации ста­новятся внутренними силами детской пси­хики, противостоящими его влечениям. Детский невроз как проявление детской сексуальности и эдипов комплекс обычно следуют за интернализированными конф­ликтами. Вследствие защитных усилий в детстве, а иногда и в более позднем воз­расте, интернализированные конфликты часто переживаются как экстернализированные, то есть в восприятии индивида кон­фликт разворачивается как нечто внешнее по отношению к нему.

Важно отметить, что помехи развитию и внутренний конфликт не обязательно явля­ются предшественниками интернализированного конфликта (A. Freud, 1962). Непре­рывность или скачкообразность развития может дать развивающейся психике воз­можность овладеть зарождающимся конф­ликтом. По мере развития многие конфлик­ты более или менее разрешаются, другие же сопровождают индивида в течение всей жизни, приводя к патологии различной сте­пени тяжести. Проявления конфликта изме­няются в соответствии с уровнями развития, природой психопатологических нарушений и культурными факторами, влияющими но формирование Сверх-Я. Некоторые прояв­ления типичны для конкретных стадий раз­вития ребенка (например реакции на кон­фликт, возникающий при обучении навыкам), проявляются в ритуалистическом поведении, а эдиповы конфликты часто выражаются в ночных кошмарах. Эдипов конфликт в це­лом считается ядерным конфликтом при



100



психоневрозах. Содержащаяся в нем угро­за содержит опасность повреждений и уве­чий (комплекс кастрации).

Интрапсихические конфликты подразде­ляют на интерсистемные и интрасистемные. Такое подразделение основывается на положениях структурной теории. Интерси­стемные конфликты отражают столкновение между желаниями или силами, исходящими из различных психических систем. Напри­мер, стремление к удовлетворению сексу­ального влечения, источником которого яв­ляется Оно, может прийти в конфликт с запретами Сверх-Я. Интрасистемные кон­фликты представляют собой противостоя­ние составляющих частей одной и той же психический структуры, например двух не­совместимых идеалов (в Сверх-Я), влечений (в Оно), альтернативных решений или выбо­ров, которые предстоит осуществить (в Я). Трехкомпонентная структурная модель пси­хики позволяет ном также различить оппо­зицию, или конвергентный конфликт, напри­мер между желанием и запретом, и дилемму, или дивергентный конфликт— конфликт решений или амбивалентности (Rangell, 1963; А: О. Kris,1984). Последний особенно отчетливо проявляется на восстановитель­ной фазе сепарации-индивидуации. (Mahler, Pine & Bergman, 1975).

'Конфликты — часть человеческого суще­ствования' (Hartmann, 1939, с. 12). Интра­психический конфликт неизбежен и универ­сален; он представляет собой один из важнейших динамических факторов, лежа­щих в основе человеческого поведения. Исход интрапсихических конфликтов опре­деляет как основу невротических симптомов и задержек развития, так и широкий спектр черт характера, как нормальных, так и ано­мальных.

ПАРАНОЙЯ (PARANOIA)

Паранойяльный (параноидный) характер (Paranoid Character)

Паранойяльная (параноидная) шизофрения (Paranoid Schizophrenia)

Термины, относящиеся к спектру взаимо­связанных и перекрывающих друг друга психопатологических расстройств. Понятие паранойяльный не совсем корректно приме­няется также к группе таких феноменов, как страстное, безудержное стремление к соци­альной цели у внешне нормальных в осталь­ном индивидов. Хотя подобная страсть мо­жет быть продуктивной и исчезать с дости­жением результата, иногда ее сложно отли­чить от патологического фанатизма. На другом конце спектра находится параной­яльная шизофрения.

Паранойяльный характер или параной­яльную личность отличают ригидность, на­стойчивость, неадаптивные паттерны вос­приятия, коммуникации и мышления. Рас­пространены такие черты, как чрезмерная чувствительность к пренебрежению и ос­корблению, подозрительность, недоверчи­вость, патологическая ревность и мститель­ность. Кроме того, лица с таким диагнозом кажутся отчужденными, холодными, без чув­ство юмора. Они могут очень хорошо ра­ботать в одиночку, но обычно испытывают проблемы с авторитетами и ревностно от­стаивают свою независимость. Они хоро­шо чувствуют мотивы других и структуру группы. От паранойи и паранойяльной ши­зофрении паранойяльный характер отлича­ется паттернами мышления и поведения, от­носительной сохранностью функции про­верки реальности, а также отсутствием гал­люцинаций и систематизированного бреда.

Паранойя — это психотический синдром, обычно возникающий в зрелом возрасте. Часто наблюдаются чувство ревности, сутяж­ничество, идеи преследования, изобретатель­ства, отравления и т.д. Такие люди полага­ют, что случайные события имеют к ним какое-либо отношение (концепция централь­ности). Человек может страдать генерали­зированными бредовыми или ограниченны­ми представлениями, — например о том, что кто-то хочет навредить ему или кто-то име­ет связь с его женой. Такие идеи не подда­ются коррекции посредством проверки реальности. Нарушения поведения могут затрагивать только одну область, например работу или семью. Паранойя нередко раз­вивается но основе паранойяльного ха­рактера.

У больных паранойяльной шизофрени­ей проявляются значительные расстройства в отношении к внешнему миру, основанные на нарушениях константности Самости и объектов, недостаточной организации пси­хических репрезентантов (идентичности) и повреждении таких функций Я и Сверх-Я, кок мышление, суждение и проверка реально­сти. Все формы шизофрении включают в себя психотическую симптоматику. Продромальная фаза шизофрении характеризует­ся уходом в себя больного, после чего воз­никает острая фаза, сопровождающаяся бредом, галлюцинациями, нарушением мыш­ления (разрыхлением ассоциативных связей) и дезорганизацией поведения. Вслед за острой фазой может наступить резидуальноя фаза, в которой симптомы ослабевают, однако сохраняются аффективная уплощенность и социальная дезадаптация. Как и при паранойе, лица с преморбидными шизоид­ными или паранойяльными расстройствами личности под влиянием интенсивного стрес­са и в результате декомпенсации регрес­сируют в острый психоз. Такое течение шизофрении соответствует представлениям Фрейда о фазах ухода и реституции при психозе.

Параноидная форма шизофрении ха­рактеризуется галлюцинациями и бредом преследования,величия, ревности, ипохонд­рическим бредом. Депрессия, диффузная раздражительность и иногда агрессивность могут сопровождаться бредом воздействия (уверенностью больного в том, что его мыс­ли контролируются извне или что он сам способен управлять другими). Ригидность параноидного характера может маскиро­вать его значительную дезорганизацию. Общее функционирование индивида при параноидной шизофрении нарушается меньше, чем в других формах; аффективная уплощенность является .не столь вырожен­ной, и пациент иногда способен работать.

Хотя Фрейд иногда использовал поня­тия паранойи и параноидной шизофрении как взаимозаменяемые, тем не менее он различал эти формы на основе: 1) специфи­ческого психодинамического конфликта, свя­занного с вытесненными гомосексуальными желаниями; 2) тенденции Я к регрессии и активизации паранойяльных защит. Идея о регрессии Я связывает его представления об этиологии шизофрении с его представ­лениями об этиологии психозов в целом, тогда как акцент но конфликте при пара­нойе относится к его 'единой' теории, в которой утверждается, что паранойя, как и неврозы, является защитной реакцией (ком­промиссным образованием). В частности, и тут и там используются отрицание, реактив­ное образование и проекция. Кок было сформулировано в случае Шребера, конф­ликтное бессознательное желание ('я люб­лю его') отрицается ("я не люблю его — я его ненавижу"), но возвращается в сознание в виде проекции ("он ненавидит меня и преследует"). Фрейд также считал, что в характерологическом отношении такие больные нарциссически озабочены про­блемами силы, власти и избегания чувство стыда, из-за чего они особенно склонны к конфликтам, связанным с соперничеством с авторитетами. Бредовые представления о собственном величии также связаны с эти­ми проблемами. Фрейд выдвинул положе­ние о массивной регрессии к ранним ста­диям развития (точкам фиксации), связанной с реактивацией детских конфликтов. При паранойе фиксация происходит но нарцис­сической стадии психосексуольного разви­тия и объектных отношений, то есть на бо­лее высоком уровне, чем у больных шизоф­ренией, которые регрессируют к безобъек­тной или аутоэротической стадии. Шизо­френическая регрессия, характеризующая­ся тенденцией к отказу от объектов, сменя­ется фазой реституции, включающей в себя формирование бредовых идей; последние выражают собой патологический возврат к миру объектов. С разработкой структур­ной теории Фрейд стал делать больший акцент на факторах Я и Сверх-Я. Он счи­тал, что отход Я от болезненно воспринима­емой внешней реальности, сопровождаю­щийся экстернализацией отдельных аспек­тов Сверх-Я и Я-идеала, приводит к появле­нию у больного ощущений, что другие на­блюдают за ним и критикуют. В патогене­зе паранойи он также придавал большее значение агрессии.

Информация о работе Теория вытеснения в психоанализе