Теоретико-методологический анализ психологических особенностей личностно-профессионального развития студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 02:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности личностно-профессионального развития студентов вуза в процессе обучения.
Задачи исследования:
1.провести анализ литературных источников по проблеме исследования;
2.определить психологические особенности студентов и соотнести их с личностно-профессиональным развитием;
3.провести эмпирическое исследование психологических особенностей личностных и профессиональных качеств студентов вуза в период их обучения с первого по пятый курс;
4.провести сравнительный анализ особенностей личностно-профессионального развития студентов на разных этапах обучения в вузе.

Файлы: 1 файл

близкий пример.docx

— 114.87 Кб (Скачать)

Так коммуникативный мотив наиболее ярко выражен на пятом курсе (Mean Rank=2,10).Это может означать, что для студентов пятого курса важным является поиск новых знакомств,людей с близкими интересами, обмен мнениями, обретение нового круга друзей и единомышленников. Это связано с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными.

Так же чаще проявляется мотив избегания  у студентов выпускных курсов (Mean Rank =, 96 – на пятом курсе и 55,04 – на четвёртом курсе), это свидетельствует о стремление данных студентов в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи,особенно там, где их поступки оцениваются другими людьми.

Мотивы престижа также ярко проявляются  на выпускных курсах (Mean Rank =65,46 – на пятом курсе и 55, 36 – на четвёртом курсе), следовательно, характерна профессионально-прагматическая направленность, что свидетельствует о приоритете профессионального самоопределения и самореализации.

Профессиональные мотивы и мотивы творческой самореализации выражены в  значительной степени у студентов  пятого года обучения (соответственно Mean Rank – 61,02 и 60,46), в связи с этим можно говорить о том, что у студентов с высоким уровнем развития профессионального самоопределения мотивы и цели вызывают принципиально новые способы образовательной деятельности, такие, как осознание особенностей своей учебной деятельности и личности; соотнесение их с требованиями общества; оценка этих особенностей и их преобразование; поиск и выработка новых способов познавательной деятельности; выработка новых личностных позиций; осознание образования как особой деятельности; соотношение задач и способов учебной деятельности; развернутые самоконтроль и самооценка, выражающиеся в самопланировании и разумном самоограничении своей деятельности.

Однако наименьшее выражение по описанным выше показателем было отмечено на первом курсе (коммуникативные  мотивы (Mean Rank 25,03); мотивы избегания (Mean Rank 29,35); мотивы престижа (Mean Rank 28,65); профессиональные мотивы (Mean Rank 29,08); мотивы творческой самореализации (Mean Rank 34,30), это означает, что студенты не задумываются над способами и приемами своей учебной деятельности.

Таким образом, коммуникативные мотивы, мотивы избегания, мотивы престижа,профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации в наибольшей степени выражены у студентов выпускных курсов. Это свидетельствует о том, что у студентов 4–5-х курсов обучение в университете связано со стремлением удовлетворить научно-познавательные интересы, получить образование как необходимую предпосылку для профессиональной деятельности.

В свою очередь учебно-познавательный и социальный мотивы больше выражены на третьем курсе (Mean Rank – 55, 57 и 62,20 соответственно), это свидетельствует о том,что учебно-познавательный мотив (интерес к способам добывания знания)совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления.Особенно ярко это проявляется у учащихся с высоким уровнем развития профессионального самоопределения.

Также познавательный мотив в большей  степени присущ студентам третьего курса (Mean Rank 55,20). Это характеризует субъектов как проявляющих интерес к результатам своей деятельности. Тогда как менее всего познавательный мотив выражен на четвёртом курсе (Mean Rank 33,61)

Сложность задания и оценка уровня достигнутых результатов в наибольшей степени выражены на третьем курсе (Mean Rank 61,30 и 68,27 соответственно), что соотносится с возможностями субъектов в определенном виде деятельности.

Ожидаемый уровень результатов  и энергичность выражены на втором курсе обучения в вузе(Mean Rank 58,50 и 59,31 соответственно). Компонент «уровень результатов»связан с достижением достаточно трудных целей. Он относятся к текущим делам.Энергичность – в самом общем виде отражает активность человека, а именно:выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.

Темп ярче всего выражен на первом курсе (Mean Rank – 57,88). В свою очередь высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий. Следовательно, все описанные выше характеристики присущи студентам на первом курсе.

Анализ и интерпретация полученных результатов позволяют сделать  выводы о том, что:

1) в мотивационной структуре  студентов ведущее место занимают  мотивы, связанные с мотивами  престижа, что свидетельствует о  профессионально-прагматической направленности студентов и приоритете профессионального самоопределения и самореализации.

2) на всех курсах обучения  в вузе высокие значения отмечены  по таким компонентам мотивационной  структуры, как познавательный  мотив и оценка своего потенциала. Познавательный мотив характеризует  субъекта как проявляющего интерес  к результатам своей деятельности. Оценка уровня достигнутых результатов  соотносится с возможностями  субъекта в определенном виде  деятельности.

3) стремление к самоактуализации в наибольшей степени выражено у студентов пятого курса, что проявляется в таких компонентах, как ориентация во времени, взгляд на природу человека, потребность в познании и самопонимание.

Сравнительный анализ по критерию Краскела-Уоллиса показал, что значимые различия обнаружены по следующим переменным: коммуникативные мотивы, мотивы избегания, мотивы престижа, профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации, данные переменные наиболее ярко выражены на выпускных курсах; учебно-познавательные мотивы, социальные мотивы, познавательный мотив, сложность задания, оценка уровня достигнутых результатов – эти переменные выражены в наибольшей степени у студентов третьего курса; ожидаемый уровень результатов и энергичность выражены на втором курсе; темп наиболее ярко выражен, а первом курсе обучения в вузе.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что в большей степени  студентам выпускных курсов присущи  профессиональные мотивы, мотивы избегания  и значимость результатов, что связано  с их темпераментными особенностями, подтверждена частично, т. к. студентам  выпускных курсов присущи коммуникативные  мотивы,мотивы избегания, в свою очередь значимость результатов присуща студентам четвёртого курса.

 

Заключение

Исходя из задач данного теоретико-экспериментального исследования, был осуществлён анализ литературных источников по проблеме личностно-профессионального развития студентов в период обучения. Было определено, что среди важных личностных и профессиональных особенностей студента можно выделить следующие компоненты:

§ учебная мотивация, которая представляя  собой, особый вид мотивации, характеризуется  сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации;

§ самоактуализация,которая рассматривается как стремление человека к непрерывному развитию индивидуальности, эффективная реализация его системы потенциалов в процессе деятельности для достижения общественного признания;

§ уровень притязаний; он является важным структурообразующим компонентом  личности. Это достаточно стабильное индивидуальное качество человека, которое  характеризует:во-первых, уровень трудности намечаемых задач, во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия в зависимости от переживаний успеха или неуспеха предыдущих действий, в-третьих, желаемый уровень самооценки личности;

§ темперамент– закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности,характеризующее различные стороны динамики психической деятельности.

Проведенное эмпирическое исследование психологических особенностей личностных и профессиональных качеств студентов вуза в период их обучения с первого по пятый курс позволяет сделать выводы о том, что:

– в мотивационной структуре  студентов ведущее место занимают мотивы, связанные с мотивами престижа, что свидетельствует о профессионально-прагматической направленности студентов и приоритете профессионального самоопределения  и самореализации;

– на всех курсах обучения в вузе высокие  значения отмечены по таким компонентам  мотивационной структуры, как познавательный мотив и оценка своего потенциала.Познавательный мотив характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности. Оценка уровня достигнутых результатов соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности;

– стремление к самоактуализации в наибольшей степени выражено у студентов пятого курса, что проявляется в таких компонентах, как ориентация во времени, взгляд на природу человека, потребность в познании и самопонимание.

Сравнительный анализ особенностей личностно-профессионального  развития студентов на разных этапах обучения в вузе показал, что значимые различия обнаружены по следующим переменным: коммуникативные мотивы, мотивы избегания, мотивы престижа,профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации, данные переменные наиболее ярко выражены на выпускных курсах; учебно-познавательные мотивы,социальные мотивы, познавательный мотив, сложность задания, оценка уровня достигнутых результатов – эти переменные выражены в наибольшей степени у студентов третьего курса; ожидаемый уровень результатов и энергичность выражены на втором курсе; темп наиболее ярко выражен а первом курсе обучения в вузе.

Таким образом, проведенное теоретико-экспериментальное  исследование полностью подтвердило  исходную гипотезу о том, что личностно-профессиональное развитие студентов проявляется  в таких компонентах, как притязание личности,самоактуализация, учебная мотивация, структура темперамента; а также,выдвинутая нами гипотеза о том, что в большей степени студентам выпускных курсов присущи профессиональные мотивы, мотивы избегания и значимость результатов, что связано с их темпераментными особенностями, подтверждена частично, т. к. студентам выпускных курсов присущи коммуникативные мотивы,мотивы избегания, в свою очередь значимость результатов в наибольшей степени присуща студентам четвёртого курса.

 
Список использованных источников

1. Абдулина, О.А. Личность студента  в процессе профессиональной  подготовки / О.А. Абдулина //Высшее  образование в России. – 1993. –  №3. – С. 23–24.

2. Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения: Учебное пособие / И.Р. Алтунина. – М.:Изд-во Московского психолого-педагогического института, 2006. – с. 144;

3. Андриенко, Е.В. Самоактуализация студентов педвузов / Е.В. Андриенко // Психологический институт РАО:материалы симпозиума. – М., 2002. – №1.

4. Антропова, Л.И. Самоактуализация личности // Психологический институт РАО: материалы симпозиума. – М.,2002. – №1.

5. Бадмаева,Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей / Н.Ц. Бадмаева– Режим доступа: http: //mexus.ru/vliyanie-motivacionn;

6. Бакшеева, Э.П. Педагогическая  поддержка профессиональной самоактуализации студентов в педвузе / Э.П. Бакшеева //Педагогическое образование и наука. – 2003. – №3. – С. 90–98.

7. Барабанова, В.В.,Зеленова, М.Е. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения/ В.В. Барабанова, М.Е. Зеленова //Психологическая наука и образование. – 2002. – №2. – С. 12–23.

8. Блейхер, В.М. Патопсихологическая диагностика / В.М. Блейхер, И.В. Крук. – Киев: Здоровье, 1986. – 280 с.

9. Бойко, Л.И. Трансформация функций  высшего образования и социальные  позиции студенчества/ Л.И. Бойко  //Социологические исследования. –  2002. – №3. – С. 40–48.

10. Большой психологический словарь  / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П.  Зинченко. – СПб.:Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003. – 668 с.

11. Бороздина,Л.В. Исследование уровня притязаний / Л.В. Бороздина. – М.: АСТ,1986. – 103 с.

12. Братченко,С.Л., Миронова, М.Л. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности / под. ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой.СПб.: Прайм-Еврознак, 1997. – с. 38 – 46;

13. Брылева,Л.И. Проблемы самореализационной парадигмы // Психологический институт РАО: материалы симпозиума. – М.: Академия, 2002. – №1.

14. Ваторопин,А.С. Политические ориентации студенчества/ А.С. Ваторопин //Социологические исследования. – 2002. – №3. – С. 16–20.

15. Вахромов,Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения, самоактуализация, акме и жизненный путь человека/ Е.Е. Вахромов // Прикладная психология и психоанализ. – М., 2001. – С. 23–26.

16. Вахромов,Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации.– М.: Изд-во Московского психолого-педагогического института, 2001. – 365 с.

17. Вильданова,Ф.З. Образовательное пространство как источник самореализации личности студента/ Ф.З. Вильданова // Прикладная психология. – 2002. – №5–6. –С. 7–14.

18. Вилюнас,В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Прайм-Еврознак,1986. – 206 с.

19. Вишневский,Ю.Р., Шапко, В.Т. Студент 90-х – социокультурная динамика/ Ю.Р. Вишневский,В.Т. Шапко // Социологические исследования. – 2000. – №2. – С. 56–64.

20. Гапонова,С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения / С.А. Гапонова //Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. – №3. – С. 131 – 135.

21. Гордиенко,Н.Н. Исследование психологических и психофизиологических особенностей студентов гуманитарных и технических специальностей в ракурсе повышения качества подготовки специалистов // Режим доступа: www.t21.rgups.ru/doc2009/10/03.doc.

22. Диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) / Фетискин Н.П., Козлов В.В.,Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Московского ун-та: Академия. – 2002. – C.426–433.

23

 


Информация о работе Теоретико-методологический анализ психологических особенностей личностно-профессионального развития студентов