Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 02:32, дипломная работа
Цель исследования – изучить особенности личностно-профессионального развития студентов вуза в процессе обучения.
Задачи исследования:
1.провести анализ литературных источников по проблеме исследования;
2.определить психологические особенности студентов и соотнести их с личностно-профессиональным развитием;
3.провести эмпирическое исследование психологических особенностей личностных и профессиональных качеств студентов вуза в период их обучения с первого по пятый курс;
4.провести сравнительный анализ особенностей личностно-профессионального развития студентов на разных этапах обучения в вузе.
Опросник структуры
Второй этап –заключался в подборе испытуемых (респондентов) среди студентов педагогического факультета УО «ВГУ им. П.М. Машерова».
Для участия в экспериментальной части исследования в качестве испытуемых (респондентов) были привлечены студенты, обучающиеся на педагогическом факультете УО «ВГУ им. П.М. Машерова»,всех курсов с первого по пятый. Всего в исследовании приняло участие 92человека, среди которых студентов первого курса – 20, второго – 18, третьего – 15,четвертого – 14 и пятого – 25 человек.
Третий этапвключал в себя анализ и интерпретацию полученных результатов исследования.
Первичная обработка данных проводилась в соответствии с требованиями (ключами)используемых методик. Вторичная обработка заключалась в том, что были составлены сводные таблицы с результатами, полученными от каждого студента по всей батарее методик, вычислены средние показатели и процентные соотношения по каждому из изучаемых параметров, которые, в свою очередь были сведены для анализа в обобщающие таблицы. Также проводилась математико-статистическая обработка данных.
Исследование проводилось для проверки гипотез исследования: 1) личностно-профессиональное развитие студентов проявляется в таких компонентах, как притязание личности,самоактуализация, учебная мотивация, структура темперамента; 2) в большей степени студентам выпускных курсов присущи профессиональные мотивы, мотивы избегания и значимость результатов, что связано с их темпераментными особенностями.
Так, для
экспериментальной части
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Описательная статистика позволила выделить основные группы мотивов, характеризующих процесс профподготовки и определить их средний уровень на основе модифицированной методики диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин,модификация Н.Ц. Бадмаевой [49] (см. Приложение 5; см. Таблицу 2.1).
Таблица 2.1. Диагностика учебной мотивации студентов (модифицированная методика)
Группы мотивов |
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
5 курс | |||||
Ср. |
Ранг |
Ср. |
Ранг |
Ср. |
Ранг |
Ср. |
Ранг |
Ср. |
Ранг | |
Коммуникативные мотивы |
2,2 |
5 |
2,21 |
7 |
2,38 |
7 |
3,14 |
6 |
3,42 |
5 |
Мотивы избегания |
2,4 |
3 |
2,63 |
4 |
3,11 |
3 |
3,57 |
2 |
3,992 |
2 |
Мотивы престижа |
2,5 |
1 |
2,84 |
1 |
3,11 |
4 |
3,6 |
1 |
4,088 |
1 |
Профессиональные мотивы |
2,25 |
4 |
2,72 |
2 |
3,09 |
5 |
3,38 |
3 |
3,704 |
3 |
Мотивы творческой самореализации |
2,45 |
2 |
2,56 |
5 |
2,9 |
6 |
3,18 |
5 |
3,44 |
4 |
Учебно-познавательные мотивы |
2,17 |
6 |
2,69 |
3 |
3,36 |
1 |
3,23 |
4 |
3,402 |
6 |
Социальные мотивы |
2,17 |
6 |
2,4 |
6 |
3,12 |
2 |
2,93 |
7 |
2,2 |
7 |
Анализ данных таблицы 2.1 позволяет
сделать вывод о том, что в
мотивационной структуре
В свою очередь, учебно-познавательные мотивы являются доминирующими лишь у студентов на третьем курсе обучения в вузе.
Подводя итоги, необходимо отметить,
что результаты изучения мотивационных
аспектов профессиональной подготовки
являются основой для дальнейшего
совершенствования процесса обучения
и саморазвития личности. Результаты
исследований могут быть использованы
для выявления категорий
По результатам тестирования для определения уровня притязаний личности по опроснику В. Гербачевского мы определили мотивационную структуру испытуемых. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитали сумму баллов с помощью ключа и правил перевода ответов испытуемых в баллы (см. рисунок 2.1).
Рис. 2.1.Уровень притязаний личности студентов по опроснику В. Гербачевского
Исходя из данных рисунка 2.1 и сводной таблицы (см. Приложение 5) видно, что на всех курсах обучения в вузе высокие значения отмечены по таким компонентам мотивационной структуры, как «познавательный мотив» (18 баллов на первом курсе,20 – на втором и пятом, 17 – на четвёртом), «оценка своего потенциала» (19баллов на первом, 20 – на втором, по 17 – на четвёртом и пятом) Познавательный мотив характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности. Оценка уровня достигнутых результатов соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности. В свою очередь, инициативность выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач.
На втором курсе доминирует также «мотив самоуважения» (20 баллов), который выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.
Низкие показатели отмечены по следующим
компонентам мотивационной
По итогам проведения диагностики самоактуализации личности, используя методику А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ), мы получили результаты, которые отражены в рисунке 2.2 и в сводной таблице.
Рис. 2.2Самоактуализация личности студентов по методике А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина(САМОАЛ)
студент психологический
Проанализировав полученные результаты,
можно сделать следующие
1) стремление к самоактуализации на первом и втором курсах в наибольшей степени выражено следующими пунктами теста: контактность (60% на первом курсе, 59% – на втором),потребность в познании (55% на первом курсе, 56% – на втором), автономность и ценности (по 50% на первом курсе и 51% – на втором).
Высокий балл по шкале «ценности» свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие,как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность,уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота,легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми,далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.
Автономность,по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты.
Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими.
Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей.
2) к выпускным курсам
Шкала ориентации во времени показывает,
насколько человек живет
Высокий показатель по шкале «самопонимание» свидетельствует о чувствительности,сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами.Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным,ориентирующимся на мнение окружающих.
Аутосимпатия– естественная основа психического здоровья и цельности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки.
Рис. 2.3Структура темперамента студента
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим выводам:
1) по шкале«энергичность» получены средние значения на 1–4 курсах, а это может означать,что студентам этих курсов свойственны избирательность в проявлении активности,могут относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях,когда затрагиваются личные интересы; и низкое значение на пятом курсе, в свою очередь низкие значения означают пассивность, общий жизненный тонус низкий,стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо,предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены.
2) шкала«социальная энергичность»: высокие значения на первом и пятом курсах (для высоких значений характерно потребность в людях, наличие широкого круга общения, инициативность, социальная активность) и средние значения на втором, третьем и четвёртом курсах (средние значения означают избирательность в контактах;легкость в нахождении общего языка с теми, кто хорошо знаком, близок по духу,интересам; общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения,смущения, неуверенности).
3) по шкале«пластичность» выражена динамика увеличения средних баллов от первого к пятому курсу (от низких значений на первом курсе к высоким значениям на пятом курсе).Низкие значение означают склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности. В свою очередь высокие значения могут являться показателем легкости переключения с одного вида деятельности на другой, быстрого перехода с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности.
4) Социальная пластичность –
содержит вопросы,
5) по шкале«темп» на всех курсах были получены средние результаты, а это означает высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
6) Социальный темп – включает
вопросы, направленные на
7)Эмоциональность – включает
в себя вопросы, оценивающие
эмоциональность,
8) Социальная эмоциональность –
включает вопросы, касающиеся
эмоциональной
Для высоких значений характерна высокая
эмоциональность в
Для средних значений характерна низкая
эмоциональность в
9) «К» – контрольная шкала
(шкала социальной
На всех курсах выявлены низкие значения, это означает адекватное восприятие своего поведения.
2.3 Сравнительный
анализ особенностей личностно-
Сравнительный анализ по критерию Краскела-Уоллиса (см. Приложение 6) показал, что значительные различия обнаружены по следующим переменным: коммуникативные мотивы (р £ 0,01), мотивы избегания (р £ 0,01), мотивы престижа(р £ 0,01), профессиональные мотивы (р £ 0,01), мотивы творческой самореализации (р £ 0,05), учебно-познавательные мотивы (р £ 0,01), социальные мотивы(р £ 0,01), внутренний мотив (р £ 0,01), познавательный мотив (р £ 0,05), значимость результатов (р £ 0,01), сложность задания(р £ 0,01), оценка уровня достигнутых результатов (р £ 0,01), ожидаемый уровень результатов (р £ 0,01), энергичность (р £ 0,01), темп (р £ 0,05).