Теоретико-методологический анализ психологических особенностей личностно-профессионального развития студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 02:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности личностно-профессионального развития студентов вуза в процессе обучения.
Задачи исследования:
1.провести анализ литературных источников по проблеме исследования;
2.определить психологические особенности студентов и соотнести их с личностно-профессиональным развитием;
3.провести эмпирическое исследование психологических особенностей личностных и профессиональных качеств студентов вуза в период их обучения с первого по пятый курс;
4.провести сравнительный анализ особенностей личностно-профессионального развития студентов на разных этапах обучения в вузе.

Файлы: 1 файл

близкий пример.docx

— 114.87 Кб (Скачать)

Опросник структуры темперамента (см. Приложение 4) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного»и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов, допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.

Второй этап –заключался в подборе испытуемых (респондентов) среди студентов педагогического факультета УО «ВГУ им. П.М. Машерова».

Для участия в экспериментальной  части исследования в качестве испытуемых (респондентов) были привлечены студенты, обучающиеся на педагогическом факультете УО «ВГУ им. П.М. Машерова»,всех курсов с первого по пятый. Всего в исследовании приняло участие 92человека, среди которых студентов первого курса – 20, второго – 18, третьего – 15,четвертого – 14 и пятого – 25 человек.

Третий этапвключал в себя анализ и интерпретацию полученных результатов исследования.

Первичная обработка данных проводилась  в соответствии с требованиями (ключами)используемых методик. Вторичная обработка заключалась в том, что были составлены сводные таблицы с результатами, полученными от каждого студента по всей батарее методик, вычислены средние показатели и процентные соотношения по каждому из изучаемых параметров, которые, в свою очередь были сведены для анализа в обобщающие таблицы. Также проводилась математико-статистическая обработка данных.

Исследование проводилось для  проверки гипотез исследования: 1) личностно-профессиональное развитие студентов проявляется  в таких компонентах, как притязание личности,самоактуализация, учебная мотивация, структура темперамента; 2) в большей степени студентам выпускных курсов присущи профессиональные мотивы, мотивы избегания и значимость результатов, что связано с их темпераментными особенностями.

Так, для  экспериментальной части исследования личностно – профессионального  развития студентов было теоретически выделено ряд личностных и профессиональных особенностей: учебная мотивация, уровень  притязания личности, самоактуализация и структура темперамента, что позволило на этой основе отобрать комплекс методик.

2.2 Анализ и интерпретация  полученных результатов

Описательная статистика позволила  выделить основные группы мотивов, характеризующих  процесс профподготовки и определить их средний уровень на основе модифицированной методики диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин,модификация Н.Ц. Бадмаевой [49] (см. Приложение 5; см. Таблицу 2.1).

Таблица 2.1. Диагностика  учебной мотивации студентов (модифицированная методика)

Группы мотивов

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

Ср. 
балл

Ранг

Ср. 
балл

Ранг

Ср. 
балл

Ранг

Ср. 
балл

Ранг

Ср. 
балл

Ранг

Коммуникативные мотивы

2,2

5

2,21

7

2,38

7

3,14

6

3,42

5

Мотивы избегания

2,4

3

2,63

4

3,11

3

3,57

2

3,992

2

Мотивы престижа

2,5

1

2,84

1

3,11

4

3,6

1

4,088

1

Профессиональные мотивы

2,25

4

2,72

2

3,09

5

3,38

3

3,704

3

Мотивы творческой самореализации

2,45

2

2,56

5

2,9

6

3,18

5

3,44

4

Учебно-познавательные мотивы

2,17

6

2,69

3

3,36

1

3,23

4

3,402

6

Социальные мотивы

2,17

6

2,4

6

3,12

2

2,93

7

2,2

7


Анализ данных таблицы 2.1 позволяет  сделать вывод о том, что в  мотивационной структуре студентов  ведущее место занимают мотивы, связанные  с мотивами престижа. Эти мотивы для студентов старших курсов не являются реально действующими и  побудительными, так как они не связаны с близкими профессиональными  целями. Но осознание этих целей  нуждается в подкреплении процессуальной мотивацией,которая сопровождается эмоциональным отношением студентов к процессу профессиональной подготовки.

В свою очередь, учебно-познавательные мотивы являются доминирующими лишь у студентов на третьем курсе  обучения в вузе.

Подводя итоги, необходимо отметить, что результаты изучения мотивационных  аспектов профессиональной подготовки являются основой для дальнейшего  совершенствования процесса обучения и саморазвития личности. Результаты исследований могут быть использованы для выявления категорий студентов  в зависимости от направленности мотивации (с доминированием внешней  или внутренней мотивации); для исследования эффективности процесса профессиональной подготовки с точки зрения поиска резервов и направлений ее совершенствования.

По результатам тестирования для  определения уровня притязаний личности по опроснику В. Гербачевского мы определили мотивационную структуру испытуемых. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитали сумму баллов с помощью ключа и правил перевода ответов испытуемых в баллы (см. рисунок 2.1).

Рис. 2.1.Уровень притязаний личности студентов по опроснику В. Гербачевского

 

Исходя из данных рисунка 2.1 и сводной  таблицы (см. Приложение 5) видно, что  на всех курсах обучения в вузе высокие  значения отмечены по таким компонентам  мотивационной структуры, как «познавательный  мотив» (18 баллов на первом курсе,20 –  на втором и пятом, 17 – на четвёртом), «оценка своего потенциала» (19баллов на первом, 20 – на втором, по 17 – на четвёртом и пятом) Познавательный мотив характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности. Оценка уровня достигнутых результатов соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности. В свою очередь, инициативность выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач.

На втором курсе доминирует также  «мотив самоуважения» (20 баллов), который  выражается в стремлении субъекта ставить  перед собой все более и  более трудные цели в однотипной деятельности.

Низкие показатели отмечены по следующим  компонентам мотивационной структуры:«значимость результатов» (от 5 баллов на первом курсе до 9 – на пятом),«сложность задания» (8 баллов на втором курсе, по 7 – на третьем и четвёртом курсе и 6 – на пятом) и «оценка уровня достигнутых результатов» (8 баллов на первом курсе, по 7 – на втором и третьем, по 9 – на выпускных курсах). Это компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей. Они относятся к текущим делам. Например, оценка уровня достигнутых результатов соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности.

По итогам проведения диагностики  самоактуализации личности, используя методику А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ), мы получили результаты, которые отражены в рисунке 2.2 и в сводной таблице.

 

Рис. 2.2Самоактуализация личности студентов  по методике А.В. Лазукина в адаптации  Н.Ф. Калина(САМОАЛ)

студент психологический профессиональный качество

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы:

1) стремление к самоактуализации на первом и втором курсах в наибольшей степени выражено следующими пунктами теста: контактность (60% на первом курсе, 59% – на втором),потребность в познании (55% на первом курсе, 56% – на втором), автономность и ценности (по 50% на первом курсе и 51% – на втором).

Высокий балл по шкале «ценности» свидетельствует, что человек разделяет  ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие,как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность,уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота,легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми,далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.

Автономность,по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты.

Шкала контактности измеряет общительность  личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений  с окружающими.

Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей.

2) к выпускным курсам прослеживается  динамика повышения количества  баллов (и соответственно процентов)  по следующим шкалам: «самопонимание» (от 45% на первом курсе до 60% – на пятом), «ориентация во времени» (от 43% на первом курсе до 60% – на пятом); и динамика понижения количества баллов по шкале«аутосимпатия» (40% на первом курсе, 33% – на пятом курсе) и «контактность» (60%на первом курсе, 40% – на пятом курсе).

Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище  в прошлом. Высокий результат  характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни«здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат – это люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе.

Высокий показатель по шкале «самопонимание» свидетельствует о чувствительности,сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами.Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным,ориентирующимся на мнение окружающих.

Аутосимпатия– естественная основа психического здоровья и цельности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки.

Рис. 2.3Структура темперамента студента

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим  выводам:

1) по шкале«энергичность» получены средние значения на 1–4 курсах, а это может означать,что студентам этих курсов свойственны избирательность в проявлении активности,могут относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях,когда затрагиваются личные интересы; и низкое значение на пятом курсе, в свою очередь низкие значения означают пассивность, общий жизненный тонус низкий,стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо,предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены.

2) шкала«социальная энергичность»: высокие значения на первом и пятом курсах (для высоких значений характерно потребность в людях, наличие широкого круга общения, инициативность, социальная активность) и средние значения на втором, третьем и четвёртом курсах (средние значения означают избирательность в контактах;легкость в нахождении общего языка с теми, кто хорошо знаком, близок по духу,интересам; общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения,смущения, неуверенности).

3) по шкале«пластичность» выражена динамика увеличения средних баллов от первого к пятому курсу (от низких значений на первом курсе к высоким значениям на пятом курсе).Низкие значение означают склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности. В свою очередь высокие значения могут являться показателем легкости переключения с одного вида деятельности на другой, быстрого перехода с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности.

4) Социальная пластичность –  содержит вопросы, направленные  на выяснение степени легкости  или трудности переключения в  процессе общения от одного  человека к другому, склонности  к разнообразию коммуникативных  программ. Анализ результатов показал  низкие значения на первом  курсе (трудность в подборе  форм социального взаимодействия,низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов), и средние значения на втором, третьем и выпускных курсах (широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты,легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность).

5) по шкале«темп» на всех курсах были получены средние результаты, а это означает высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

6) Социальный темп – включает  вопросы, направленные на выявление  скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения. Средние значения выявлены на первом,втором и третьем курсах, что означает недостаточное развитие речедвигательной системы, речевую медлительность, медленную вербализацию; а высокие значения на выпускных курсах, что может быть показателем речедвигательной быстроты,быстроты говорения, высокой скорости и возможности речедвигательного аппарата.

7)Эмоциональность – включает  в себя вопросы, оценивающие  эмоциональность,чувствительность, чувствительность к не удачам в работе. Высокие значения были получены на первом курсе, что может свидетельствовать о высокой чувствительности к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущении неуверенности, тревоги,неполноценности, высоком беспокойство по поводу работы, чувствительности к неудачам, к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального действия. Средние значения выявлены на втором, третьем,четвёртом и пятом курсе. Для средних значений характерно незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела,спокойствие, уверенность в себе.

8) Социальная эмоциональность –  включает вопросы, касающиеся  эмоциональной чувствительности  в коммуникативной сфере.

Для высоких значений характерна высокая  эмоциональность в коммуникативной  сфере, высокая чувствительность к  неудачам в общении. Данные значения были выявлены на втором и третьем  курсах.

Для средних значений характерна низкая эмоциональность в коммуникативной  сфере,нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения. Эти значения мы выявили на первом, четвёртом и пятом курсах.

9) «К» – контрольная шкала  (шкала социальной желательности  ответов) включает вопросы на  откровенность и искренность  высказываний.

На всех курсах выявлены низкие значения, это означает адекватное восприятие своего поведения.

2.3 Сравнительный  анализ особенностей личностно-профессионального  развития студентов на разных  этапа обучения в вузе

Сравнительный анализ по критерию Краскела-Уоллиса (см. Приложение 6) показал, что значительные различия обнаружены по следующим переменным: коммуникативные мотивы (р £ 0,01), мотивы избегания (р £ 0,01), мотивы престижа(р £ 0,01), профессиональные мотивы (р £ 0,01), мотивы творческой самореализации (р £ 0,05), учебно-познавательные мотивы (р £ 0,01), социальные мотивы(р £ 0,01), внутренний мотив (р £ 0,01), познавательный мотив (р £ 0,05), значимость результатов (р £ 0,01), сложность задания(р £ 0,01), оценка уровня достигнутых результатов (р £ 0,01), ожидаемый уровень результатов (р £ 0,01), энергичность (р £ 0,01), темп (р £ 0,05).

Информация о работе Теоретико-методологический анализ психологических особенностей личностно-профессионального развития студентов