Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 02:32, дипломная работа
Цель исследования – изучить особенности личностно-профессионального развития студентов вуза в процессе обучения.
Задачи исследования:
1.провести анализ литературных источников по проблеме исследования;
2.определить психологические особенности студентов и соотнести их с личностно-профессиональным развитием;
3.провести эмпирическое исследование психологических особенностей личностных и профессиональных качеств студентов вуза в период их обучения с первого по пятый курс;
4.провести сравнительный анализ особенностей личностно-профессионального развития студентов на разных этапах обучения в вузе.
Характеризуя интерес (в общепсихологическом
определении – это
Необходимо условие для
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации,столкновение студентов с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.
Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно)разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Новизна материала – важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако, познание нового должно опираться на уже имеющиеся у студента знания. Использование прежде усвоенных знаний – одно из основных условий появления интереса.
Существенное,но неоднозначное влияние на обучение оказывает потребность в общении и доминировании [25, c. 43–44].
Сначала учебно-познавательный мотив
начинает действовать, затем становится
доминирующим и приобретает
Психологическая устойчивость определяется, как способность поддерживать требуемый уровень психической активности при широком варьировании факторов, действующих на человека. Применительно к учебной мотивации ее устойчивость – это такая динамическая характеристика, которая обеспечивает относительную продолжительность и высокую продуктивность деятельности, как в нормальных, так и в экстремальных условиях. Установлено, что к психологическим детерминантам устойчивости относятся:
Ø исходный тип мотивационной структуры;
Ø личностная значимость предметного содержания деятельности;
Ø вид учебного задания;
Ø наиболее сильными являются внутренние факторы: доминирование мотивационной ориентации,особенности внутриструктурной динамики и психологическое содержание мотивационной структуры [32, c. 206; 54].
Как отмечалось, учебная мотивация, представляя собой, особый вид мотивации,характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации.Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности [37, c. 88].
1.2.2 Особенности самоактуализации студентов в учебной деятельности
Центральной темой гуманистической педагогики и психологии в современных условиях жизни является самоактуализирующаяся личность.
Понятие «самоактуализация»получило широкое распространение. В нашем случае, обращение к проблеме самоактуализации студента в условиях учебной деятельности обусловлено, с одной стороны, социальными, политическими, экономическими процессами, происходящими вXXI веке, которые часто имеют следствием отчуждение личности в массовой и информационно-технологической среде. С другой стороны развитие психологической и социально педагогической науки и гуманистического сознания всё острее ставит проблему поиска адекватного современной противоречивой ситуации морального идеала и соответствующей ему нравственной практики [53, c. 48–49].
Осознанная самоактуализация,
Анализ психологических
На основании этих работ можно выделить ряд универсальных критериев самоактуализации: осознанное самопринятие,осмысленность жизни, жизнь как ценность, доверчивая смелость, эмоциональная мудрость, креативность, определяемая способностями личности к интерпретации, проблематизации и прогнозированию отношений; рефлексивность, определяемая рефлексией личности на себя, на других, на деятельность; самоорганизация, выраженная во внимании к внутренним процессам, в осознании ценностного содержания жизнесмыслов и в толерантности присущие студентам, а так же основные особенности самоактуализирующейся личности, исходя из критериев [31, c. 40; 62, c. 108].
Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности: 1. Полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать и принимать ее); 2. Принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того,чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты, есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»); 3. Профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело; 4. Автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений; 5. Способность к пониманию других людей, внимание доброжелательность к людям; 6. Принятие новизны, свежесть оценок, открытость новому опыту; 7. Различение цели и средств, зла и добра («не всякое средство хорошо для достижения цели»);8. Спонтанность, естественность поведения; 9. Чувство юмора; 10. Саморазвитие,проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни; 11. Готовность к решению новых проблем, к сознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей,к повышению конгруэнтности [32, c. 137].
Анализируя исследования о сущности педагогических факторов в учебной деятельности (О.С. Газман,Н.Б. Крылова, Е.В. Бондаревская, Л.Н. Куликова,А.П. Тряпицына и др.), можно сделать вывод, что их эффективность состоит не столько в поддерживающем взаимодействии, смягчении условий развития студента,сколько в активизации его способности к саморазвитию, в мотивации педагогическим составом целеустремленного самосовершенствования каждого студента. Исходя из этого, педагогические факторы развития способности к самоактуализации студента можно определить как создание условий, при которых студент относится к собственной жизни как целостному целенаправленному осмысленному процессу; трудности, возникающие на пути овладения профессией и знаниями воспринимает как повод для собственного совершенствования; анализирует собственные поступки, взаимоотношения с другими с целью поиска пути продуктивного выстраивания стратегии поведения и общения [27, c. 43; 55, c. 105].
При анализе педагогических факторов развития у студентов способности к самоактуализации,были обнаружены также и педагогические барьеры, которые служат серьезным препятствием для развития способности к самоактуализации у современных студентов. Типичными барьерами самоакутализации являются: несформированность мотивационной основы, способов и приемов саморазвития, механизмов; неадекватные самооценки,порождающие неуверенность или самоуверенность, что обусловливает сложности в постановке жизненных целей, нежелание заниматься самовоспитанием и др.
Процесс самоактуализации будет протекать более эффективно и в социально-приемлемых нормах, если личности(на различных этапах ее становления) оказывается психолого-педагогическая поддержка,осуществляемая в рамках позитивного сопровождения. Если в учебных заведениях реализуется идея сопровождения и организация учебно – воспитательной работы нацелена на самоактуализацию,то это создает благоприятные предпосылки для работы каждого субъекта взаимодействия над собой, стимулирует индивидуальное самопознание и саморазвитие [2; 3; 16; 22].
Что касается барьеров самоактуализации, то они бывают внешними и внутренними, обусловлены объективными и субъективными факторами. Внешние барьеры: • в учебном заведении намеренно не создаются условия для благоприятного саморазвития и самоактуализации; • враждебность,зависть и давление со стороны окружения, наличие конфликтов – все это блокирует стремление конкретной личности к самоактуализации; • отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны педагогического состава. Внутренние барьеры: • отсутствие способностей к самоактуализации, приверженность к шаблонам и стереотипам; •отсутствие мотивов и потребностей к самоактуализации; • слабое владение«технологиями» саморазвития и самовоспитания. • собственная инертность, лень,неспособность и нежелание мобилизовать себя на изменения, личностный рост; •неуверенность в себе, изматывающей нервы, не дающей жизненного удовлетворения;• самоуверенность: «Я и так все знаю, все умею, мне незачем образовываться»,блокирующая стремления к изменениям; • отрицательное отношение ко всякого рода инновациям(внедрению нового), которые нарушают привычный уклад и заставляют работать над собой; личность убеждена, что всякие инновации вредны и не нужны [8, с. 38– 46; 30, c. 46].
1.2.3 Уровень притязаний личности студентов
Многочисленными исследованиями в
зарубежной и отечественной
Одной из существенных характеристик
в структуре личности, которая
выступает как важнейшая
Интерес к изучению уровня притязаний, как феномену выбора целей, не угасает. Исследования данного концепта находят применение в педагогике, педагогической психологии,экономике, социальной психологии, спорте и т.д. Понятие «уровень притязаний» встречается в связи с прогнозированием эффективности какой-либо деятельности, например,школьная или студенческая успеваемость, профессиональные занятия, спортивные достижения.
Особенности самосознания и характера в различных аспектах изучалась как в работах отечественных (Б.С. Братусь, Л.А. Кириллов, А.Е. Личко, С.Н. Морозюк,В.И. Моросанова, С.Л Рубинштейн и др.), так и зарубежных психологов (Г. Айзенк,К. Леонгард). Исследования самооценки, уровня притязаний и особенностей характера позволяют выявить новые стороны процесса самосознания и различных видов отношений личности будущего учителя. Познание характера человека позволяет прогнозировать поведение человека, способы взаимодействия с другими людьми, действия и поступки. Тип акцентуации указывает на «слабое звено»данного типа характера и позволяет предвидеть факторы, способные вызвать неадекватные психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, – тем самым открываются перспективы для воспитания и психопрофилактики.
Эти компоненты структуры личности недостаточно исследованы во взаимосвязи, в частности, почти нет специальных исследований, направленных на изучение соотношений уровня притязаний и типов акцентуаций характера личности [7, c. 50–51].
Одним из психологических феноменов, отражающих индивидуальные особенности мотивации достижения и целенаправленного поведения человека, является уровень притязаний.Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности – соответствия реальным возможностям человека. Различают частный и общий уровень притязаний.Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области. Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.