Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 02:32, дипломная работа
Цель исследования – изучить особенности личностно-профессионального развития студентов вуза в процессе обучения.
Задачи исследования:
1.провести анализ литературных источников по проблеме исследования;
2.определить психологические особенности студентов и соотнести их с личностно-профессиональным развитием;
3.провести эмпирическое исследование психологических особенностей личностных и профессиональных качеств студентов вуза в период их обучения с первого по пятый курс;
4.провести сравнительный анализ особенностей личностно-профессионального развития студентов на разных этапах обучения в вузе.
Уровень притязания тесно связан c самооценкой личности, т.е. стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязания личности лежит такая оценка своих способностей,сохранение которой стало для человека потребностью [46, c. 90].
Понятие «уровень притязаний» в дальнейшем встречается в работе Дж. Фрэнка, где оно трактуется как широко охватывающие цели личности, включающие ее взгляд на себя.М. Юкнат называет это образование самосознанием. К. Левин говорит об учете субъектом своих возможностей при прогнозировании вероятности достижения цели. С точки зрения Б.В. Зейгарник, во всех случаях речь идет о самооценке, и такая редакция является наиболее точной, ибо Дж. Фрэнк,обобщая обширные исследования уровня притязаний в интервале между 1930–1940 гг.прямо указывает, что анализ притязаний позволяет выявить то, как индивид оценивает себя, т.е. его самооценку [71]. Аналогичный взгляд на уровень притязаний дают Дж. Гарднер [72], Р. Сирс, Д. Роттер [73], в определенном смысле – Р. Мейли [47] и Я. Рейковский [58], той же логики придерживается Х. Хекхаузен и многие другие зарубежные исследователи.Резюмируя мнение большинства, В. Гошек пишет, что уровень притязаний представляет собой самооценку, косвенно выраженную посредством требований к качеству собственной деятельности.
С момента введения обсуждаемого понятия в психологический обиход в литературе накопилось довольно много различных частных определений уровня притязаний. Каждый из авторов подчеркивает отдельные аспекты, так что термин приобретает множество вариативных значений и, несмотря на свою распространенность, сохраняет неоднозначность в понимании обозначаемого им феномена. По представлениям В.Н. Мясищева уровень притязаний – это те качественно-количественные показатели, которым должна удовлетворять, с точки зрения исследуемого лица, его производительность.В трактовке Б.Г. Ананьева уровень притязаний связан с оценочными потребностями, будучи притязаниями на оценку [7, c. 42].
Согласно В.С. Мерлину,уровень притязаний отражает ту степень оценки, в которой нуждается человек,чтобы испытывать удовлетворение. Анализируя динамику уровня притязаний, В.С. Мерлин находил, что легкость или трудность приспособления личности к деятельности путем изменения уровня притязаний зависит от свойств темперамента (тревожность,экстра – или интровертированность) и от таких сугубо личностных свойств, как начальный уровень притязаний, адекватность или неадекватность самооценки,степень ее устойчивости, мотивы самоутверждения [4, c. 95].
В свою очередь Л.В. Бороздина считает,
что уровень притязаний является
важным структурообразующим
И все-таки большинство авторов сохраняет в качестве наиболее общего понимание уровня притязаний, близкое к исходному, при котором рассматриваемый концепт имел значение уровня трудности выбираемых субъектом целей. Эта интерпретация достаточно прочно удерживается за рубежом. Она же является основной и в отечественной психологии. Нетрудно заметить, что в таком определении нивелируется отмеченный выше оттенок операциональности и более рельефно выступает другой – представление об уровне притязаний как о важнейшем личностном образовании, своеобразном индикаторе способа целеполагания субъекта[7, c. 55].
Таким образом, понятие «уровень притязаний» имеет очень широкую и не односложную трактовку. В рамках данной исследовательской работы следует выделить какое-либо одно определение, охватывающее все стороны уровня притязаний.
Так, уровень притязаний – это
разница между уровнем
1.2.4 Темперамент как свойство индивидуальности
Темперамент представляет собой одну из наиболее изученных индивидных характеристик.Существует множество определений этого качества; каждое из них обычно подчеркивает комплексную структуру темперамента, само название которого происходит от латинского tempero, что означает «смешиваю» (Анастази А.,2001; Грановская Р.М., 1988; Либин А.В., 1999; Нартова-Бочавер С.К.,2003; Русалов В.Н., 1992; Шелдон У., 1982.) [47; 51].
Темперамент –закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности,характеризующее различные стороны динамики психической деятельности [6, c. 576].
Темперамент стал предметом внимания медиков и философов раньше других психологических характеристик, но изучение его было в основном эмпирическим или типологическим,основанным скорее на наблюдении, чем на достоверном анализе научных данных.Поэтому и большинство классификаций темперамента, будучи весьма выразительными и полезными для житейской психодиагностики, составлены совершенно без учета правил строгой научной классификации. Среди попыток объяснения природы темперамента выделяют гуморальные, конституциональные и психологические теории[19, c. 34].
Исторически одной из первых гуморальных
типологий можно считать учение
Гиппократа о четырех жидкостях
и четырех темпераментах
§ оптимистический,жизнерадостный (сангвинический) нрав имеют те, у кого больше крови;
§ печальны и угнетены (меланхолики) люди, у которых преобладает черная желчь;
§ раздражительны и возбудимы (холерики) те, у которых слишком много светлой желчи;
§ и,наконец, апатичны, равнодушны (флегматики) люди, имеющие больше других в организме мокроты.
Древнеримский врач Гален, живший во
2 веке до нашей эры, полагал, что
четыре первоначала темперамента олицетворяют
четыре субстанции – твердое, жидкое,
горячее и холодное. К настоящему
времени физиологические
И.П. Павлов понимал темперамент как наиболее общую характеристику высшей нервной деятельности, выражающую основные природные свойства высшей нервной системы (в основном силу и быстроту). Предпринималась и попытка связать эти свойства с четырьмя темпераментами, но сам ученый предостерегал от неправомерного распространения этих выводов на поведение человека в целом и подчеркивал, что в своих опытах он ограничивался классификацией типов нервной деятельности собак[33, c. 12].
И. Кант полагал, что каждый из видов темперамента (а чаще всего их выделяли четыре)связан с возбуждением или ослаблением жизненной силы и отнесенностью к области чувств или деятельности (Егорова М.С., 1997). Так, темпераментами чувства являются сангвинический (когда на ощущение оказывается сильное воздействие, но проникает оно неглубоко) и меланхолический (при котором ощущение может быть не очень ярким, но зато пускать глубокие корни). Для людей с этими типами темперамента все самые главные жизненные события скорее переживаются эмоционально, чем осознаются, и описываются также в категориях чувств [17].
А В. Вундт считал, что каждый из четырех темпераментов может быть описан по двум основаниям – силе эмоциональных реакций и уровню их стабильности, подводя основы под возможность количественного, естественнонаучного изучения темперамента.
В ХХ-м веке также пытались установить
связь телосложения и свойств
личности. Все конституциональные теории
основываются на двух положениях, называемых
«конституциональной гипотезой»
§ во-первых,телосложение и поведение значимо связаны друг с другом;
§ во-вторых,эта связь имеет «конституциональную» природу, т.е., скорее всего, основанную на наследственности.
Уязвимость«конституциональной» гипотезы состоит в том, что действительные связи разнонаправленны, и можно привести примеры психогенного переедания (булимии)или отказа от еды (нервной анорексии), которые, естественно, приводят к телесным изменениям, но начинаются эти изменения с психики и поведения (Анастази А.,2001; Егорова М.С., 1997; Кречмер Э., 1982.; Шелдон У., 1982) [38; 56].
Одним из первых обратил внимание на различие способов реагирования людей известный немецкий психолог О. Гросс, который при изучении психопатий выделил первичные функции (непосредственные реакции на стимуляцию) и вторичные функции(связанные с восстановлением затрат, ушедших на первичную функцию) (Егорова М.С.,1997). Типологические особенности человеческого поведения связаны с соотношением первичных и вторичных функций, полагал О. Гросс. Так, если первичная функция интенсивна, т.е. человек реагирует глубоко эмоционально, то и на восстановление потребуется больше сил, что требует наличия длительной вторичной функции. Поэтому такие люди медленнее перерабатывают информацию и дольше ее сохраняют. Если же человек реагирует не очень сильно, то и восстановить силы он может быстрее; у таких людей скорость реагирования и переключаемость внимания существенно выше. Таким образом, формально не используя этих понятий, О. Гросс первым обратил внимание на темпорально-энергетические характеристики человеческой деятельности [34, c. 77].
Современный польский исследователь Ян Стреляу также предложил не ограничиваться изучением связи темперамента с особенностями строения тела человека, а рассматривать это качество с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям его жизни и деятельности. Исходя из положения И.П. Павлова о роли темперамента в адаптации человека к окружающей среде и основываясь на понятии Д. Хебба об оптимальном уровне возбуждения, он разработал Регулятивную теорию темперамента.Фундаментальными характеристиками темперамента Я. Стреляу считает реактивность (понимаемую как величину ответных реакций человеческого организма на воздействия, чувствительность и выносливость, или способность к работе) и активность (описывающую интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий) при данной величине стимуляции. Теорию Я. Стреляу можно свести к следующим нескольким положениям:
1. Можно говорить об
2. Темперамент характеризует по
качествам интенсивности и
3.Темпераментальные
Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент,считает Я. Стреляу, в определенных границах все же может изменяться [19, c. 14].
В отечественной психологии темперамент также изучался очень основательно (Мерлин В.С.,1982; Русалов В.М., 1986, 1992, 1993). В школе В.С. Мерлина выделяется девять основных параметров темперамента (тех проявлений, по которым мы можем сделать психодиагностические наблюдения, не имея специальных средств диагностики):
1)эмоциональная возбудимость;
2)возбудимость внимания;
3) сила эмоций;
4)тревожность;
5)реактивность непроизвольных движений (импульсивность);
6) активность волевой,
7)пластичность-ригидность;
8)резистентность (сопротивляемость);
9)субъективация (пристрастность).
Однако не все перечисленные характеристики могут быть отнесены к темпераменту однозначно;так, например, возбудимость внимания скорее характеризует познавательные процессы, а волевая активность и субъективация могут быть отнесены к свойствам характера [33].
Итак,большинство современных подходов в основном стремятся понимать темперамент скорее как характеристики общей активности, отвлекаясь при этом от такой его составляющей, как эмоциональность.
Наиболее теоретически проработанной
из современных концепций
От природы человек получает
нормы реакции биохимических, биомеханических,