Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 02:32, дипломная работа
Цель исследования – изучить особенности личностно-профессионального развития студентов вуза в процессе обучения.
Задачи исследования:
1.провести анализ литературных источников по проблеме исследования;
2.определить психологические особенности студентов и соотнести их с личностно-профессиональным развитием;
3.провести эмпирическое исследование психологических особенностей личностных и профессиональных качеств студентов вуза в период их обучения с первого по пятый курс;
4.провести сравнительный анализ особенностей личностно-профессионального развития студентов на разных этапах обучения в вузе.
Период юности рассматривался издавна как период подготовки человека к взрослой жизни, хотя в разные исторические эпохи ему придавался разный социальный статус. Проблема юности волновала философов и ученых издавна, хотя возрастные границы этого периода были нечетки, а представления о психологических, внутренних критериях юношеского возраста были наивны и не всегда последовательны. В плане научного изучения юность, по выражению П.П. Блонского, стала относительно поздним достижением человечества [42; 43].
Юность однозначно оценивалась как этап завершения физического, полового созревания и достижения социальной зрелости и связывалась с взрослением, хотя представления об этом периоде развивались со временем, и в разных исторических обществах оно было отмечено различными возрастными границами. Сами представления о юности исторически развивались. И.С. Кон отмечал, что «возрастные категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический, сколько социальный статус, общественное положение». Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и сейчас, когда предполагаемый уровень развития индивида данного хронологического возраста определяет его общественное положение, характер деятельности, социальные роли. Возраст испытывает на себе влияние социальной системы, с другой стороны, сам индивид в процессе социализации усваивает, принимает новые и оставляет старые социальные роли. К.А. Абульханова-Славская, указывая на социальную обусловленность зрелых возрастов, считает, что периодизация жизненного пути личности, начиная с юности, перестает совпадать с возрастной и становится личностной [13, c. 140–142; 59].
Психологическое содержание юности связано
с развитием самосознания, решения
задач профессионального
А.В. Толстых подчеркивает, что в
молодости человек максимально
работоспособен, выдерживает наибольшие
физические и психические нагрузки,
наиболее способен к овладению сложными
способами интеллектуальной деятельности.
Легче всего приобретаются все
необходимые в выбранной
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1) с психологической, которая
представляет собой единство
психологических процессов,
2) с социальной, в которой воплощаются
общественные отношения,
3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни [29, c. 145].
Изучение этих сторон раскрывает качества
и возможности студента, его возрастные
и личностные особенности. Если подойти
к студенту как к человеку определенного
возраста, то для него будут характерны
наименьшие величины латентного периода
реакций на простые, комбинированные
и словесные сигналы, оптимум
абсолютной и разностной чувствительности
анализаторов, наибольшая пластичность
в образовании сложных
Если же изучить студента как
личность, то возраст 18–20 лет – это
период наиболее активного развития
нравственных и эстетических чувств,
становления и стабилизации характера
и, что особенно важно, овладения
полным комплексом социальных ролей
взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых
и др. С этим периодом связано
начало «экономической активности», под
которой демографы понимают включение
человека в самостоятельную
Время учёбы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева,И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.). Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения.Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность,инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам(цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.) [28, c. 8].
Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17–19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19–20 лет – это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.
Юность – пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального«Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью,развязностью или чувством непонятности.
Также изучением студенчества как социальной группы занималась лаборатория социологических исследований ЛГУ под руководством В.Т. Лисовского.Студенчество объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности – учением,направленным на специальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18–25 лет) с единым образовательным уровнем, период существования которых ограничен временем (в среднем 5 лет). Его отличительными чертами являются: характер их труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятельности,а также в самостоятельном «добывании» знаний; его основные социальные роли и принадлежность к большой социальной группе – молодежи в качестве ее передовой и многочисленной части [36, c. 80].
1.2 Теоретический анализ
личностных и профессиональных
компонентов развития
Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном участии в производительном и непроизводительном труде. Как специфическая социальная группа она характеризуется особыми условиями жизни,труда и быта; социальным поведением и системой ценностных ориентации. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям [21; 52].
Организация и совершенствование
системы непрерывного образования
учащейся молодежи невозможно без целостного
понимания психической и
В работах отечественных авторов (Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней,Е.А. Климова, Е.И. Степановой, А.В. Петровского, Н.С. Пряжникова,Е.Ю. Пряжниковой и др.) выделяются следующие основные направления личностно-профессионального развития студентов:
– развитие профессиональной направленности и необходимых способностей;
– самоактуализация студентов в учебной деятельности;
– профессионализация и совершенствование
психических процессов и
– выработка жизненной позиции
и конкретизация жизненных
– повышение уровня самостоятельности и ответственности;
– рост уровня притязаний в области будущей профессии;
– этическое,эстетическое и духовное развитие;
– повышение удельного веса самовоспитания и формирования качеств, необходимых в будущей деятельности;
– повышение инициативы и творчества;
– формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.
Особое внимание в современной
отечественной психологии обращено
на формирование профессиональной направленности
– как значимого направления
развития субъекта труда. Направленность
определяет успешность овладения человеком
профессией и выступает «
На сегодняшний день в психологии нет однозначного понимания профессиональной направленности. Профессиональная направленность трактуется как совокупность мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной профессиональной деятельности [40, с. 124].
1.2.1 Специфика учебной мотивации студента
Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов(мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям,например, в зависимости: а) от характера участия в деятельности (понимаемые,знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву); б) от времени(протяженности) обусловливания деятельности (далекая – короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову);в) от социальной значимости (социальные – узколичные, по П.М. Якобсону);г) от факта включенности в саму деятельность или находящихся вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И. Божович); д) мотивы определенного вида деятельности, например, учебной деятельности, и т.д.
В качестве классификационных основ могут рассматриваться и схемы Х. Мюррея, М. Аргайла,А. Маслоу и др. П.М. Якобсону принадлежит заслуга разграничения мотивов по характеру общения (деловые, эмоциональные). Согласно А.Н. Леонтьеву,социальные потребности, определяющие интеграцию и общение, можно грубо разделить на три основных типа; ориентированных на: а) объект или цель взаимодействия; б) интересы самого коммуникатора; в) интересы другого человека или общества в целом [18, c. 100].
К определению доминирующей мотивации
ее деятельности целесообразно также
подойти и с позиции
В системе«обучающий – обучаемый» студент является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности.
Рассматривая мотивацию
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, – в данном случае учебную деятельность. Как и любой другой вид,учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, – организацией образовательного процесса; в-третьих, – субъектными особенностями обучающегося;в-четвертых, – субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых, – спецификой учебного предмета [2, c. 36].
Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичность.
Соответственно,при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.