Теоретико-методологический анализ психологических особенностей личностно-профессионального развития студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 02:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности личностно-профессионального развития студентов вуза в процессе обучения.
Задачи исследования:
1.провести анализ литературных источников по проблеме исследования;
2.определить психологические особенности студентов и соотнести их с личностно-профессиональным развитием;
3.провести эмпирическое исследование психологических особенностей личностных и профессиональных качеств студентов вуза в период их обучения с первого по пятый курс;
4.провести сравнительный анализ особенностей личностно-профессионального развития студентов на разных этапах обучения в вузе.

Файлы: 1 файл

близкий пример.docx

— 114.87 Кб (Скачать)

Период юности рассматривался издавна  как период подготовки человека к  взрослой жизни, хотя в разные исторические эпохи ему придавался разный социальный статус. Проблема юности волновала  философов и ученых издавна, хотя возрастные границы этого периода  были нечетки, а представления о  психологических, внутренних критериях  юношеского возраста были наивны и  не всегда последовательны. В плане  научного изучения юность, по выражению  П.П. Блонского, стала относительно поздним достижением человечества [42; 43].

Юность однозначно оценивалась  как этап завершения физического, полового созревания и достижения социальной зрелости и связывалась с взрослением, хотя представления об этом периоде  развивались со временем, и в разных исторических обществах оно было отмечено различными возрастными границами. Сами представления о юности исторически  развивались. И.С. Кон отмечал, что  «возрастные категории во многих, если не во всех языках первоначально  обозначали не столько хронологический, сколько социальный статус, общественное положение». Связь возрастных категорий  с социальным статусом сохраняется  и сейчас, когда предполагаемый уровень развития индивида данного хронологического возраста определяет его общественное положение, характер деятельности, социальные роли. Возраст испытывает на себе влияние социальной системы, с другой стороны, сам индивид в процессе социализации усваивает, принимает новые и оставляет старые социальные роли. К.А. Абульханова-Славская, указывая на социальную обусловленность зрелых возрастов, считает, что периодизация жизненного пути личности, начиная с юности, перестает совпадать с возрастной и становится личностной [13, c. 140–142; 59].

Психологическое содержание юности связано  с развитием самосознания, решения  задач профессионального самоопределения  и вступления во взрослую жизнь. В  ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность  в труде, способность строить  жизненные планы, общественная активность,утверждается самостоятельность личности, выбор жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а, следовательно,и студенческая пора.

А.В. Толстых подчеркивает, что в  молодости человек максимально  работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все  необходимые в выбранной профессии  знания, умения и навыки, развиваются  требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские  способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций и т.д.) [57, c. 450–452].

Студент как человек определенного  возраста и как личность может  характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая  представляет собой единство  психологических процессов,состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне – психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний,проявление психических образований;

2) с социальной, в которой воплощаются  общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента  к определенной социальной группе, национальности;

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни [29, c. 145].

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Если подойти  к студенту как к человеку определенного  возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода  реакций на простые, комбинированные  и словесные сигналы, оптимум  абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных  и других навыков. Сравнительно с  другими возрастами в юношеском  возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Следовательно, студенческий возраст  характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов,базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического,социального развития [14].

Если же изучить студента как  личность, то возраст 18–20 лет – это  период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера  и, что особенно важно, овладения  полным комплексом социальных ролей  взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано  начало «экономической активности», под  которой демографы понимают включение  человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии  и создание собственной семьи.Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны,интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией– с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных,технических и научных достижений [20, c. 5–6; 58].

Время учёбы в вузе совпадает  со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева,И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.). Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения.Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность,инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам(цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.) [28, c. 8].

Вместе с тем специалисты  в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность  человека к сознательной регуляции  своего поведения в 17–19 лет развита  не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия  своих поступков, в основе которых  могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19–20 лет – это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и  нередких отрицательных проявлений.

Юность – пора самоанализа и  самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального«Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью,развязностью или чувством непонятности.

Также изучением студенчества как  социальной группы занималась лаборатория  социологических исследований ЛГУ  под руководством В.Т. Лисовского.Студенчество объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности – учением,направленным на специальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18–25 лет) с единым образовательным уровнем, период существования которых ограничен временем (в среднем 5 лет). Его отличительными чертами являются: характер их труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятельности,а также в самостоятельном «добывании» знаний; его основные социальные роли и принадлежность к большой социальной группе – молодежи в качестве ее передовой и многочисленной части [36, c. 80].

1.2 Теоретический анализ  личностных и профессиональных  компонентов развития студентов  в период обучения

Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном  участии в производительном и  непроизводительном труде. Как специфическая  социальная группа она характеризуется  особыми условиями жизни,труда и быта; социальным поведением и системой ценностных ориентации. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям [21; 52].

Организация и совершенствование  системы непрерывного образования  учащейся молодежи невозможно без целостного понимания психической и познавательной деятельности учащегося и глубокого  изучения психофизиологических детерминант развития психики на всех ступенях обучения (Б.Г. Ананьев, 1977; В.В. Давыдов, 1978; А.А. Бодалев,1988; Б.Б. Коссов, 1991; В.П. Озеров, 1993). Важнейшим принципом при этом является принцип комплексного подхода к изучению особенностей студентов.При организации и совершенствовании системы непрерывного образования необходимо опираться не только на знания закономерностей психического развития, но и на знание индивидуальных особенностей студентов и в связи с этим планомерно направлять процесс интеллектуального развития [41, c. 132].

В работах отечественных авторов (Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней,Е.А. Климова, Е.И. Степановой, А.В. Петровского, Н.С. Пряжникова,Е.Ю. Пряжниковой и др.) выделяются следующие основные направления личностно-профессионального развития студентов:

– развитие профессиональной направленности и необходимых способностей;

– самоактуализация студентов в учебной деятельности;

– профессионализация и совершенствование  психических процессов и состояний;

– выработка жизненной позиции  и конкретизация жизненных планов;

– повышение уровня самостоятельности  и ответственности;

– рост уровня притязаний в области  будущей профессии;

– этическое,эстетическое и духовное развитие;

– повышение удельного веса самовоспитания и формирования качеств, необходимых  в будущей деятельности;

– повышение инициативы и творчества;

– формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.

Особое внимание в современной  отечественной психологии обращено на формирование профессиональной направленности – как значимого направления  развития субъекта труда. Направленность определяет успешность овладения человеком  профессией и выступает «системообразующим»  фактором личности профессионала (Ф. Зеер).

На сегодняшний день в психологии нет однозначного понимания профессиональной направленности. Профессиональная направленность трактуется как совокупность мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной профессиональной деятельности [40, с. 124].

 

1.2.1 Специфика  учебной мотивации студента

Общее системное представление  мотивационной сферы человека позволяет  исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов(мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям,например, в зависимости: а) от характера участия в деятельности (понимаемые,знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву); б) от времени(протяженности) обусловливания деятельности (далекая – короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову);в) от социальной значимости (социальные – узколичные, по П.М. Якобсону);г) от факта включенности в саму деятельность или находящихся вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И. Божович); д) мотивы определенного вида деятельности, например, учебной деятельности, и т.д.

В качестве классификационных основ  могут рассматриваться и схемы  Х. Мюррея, М. Аргайла,А. Маслоу и др. П.М. Якобсону принадлежит заслуга разграничения мотивов по характеру общения (деловые, эмоциональные). Согласно А.Н. Леонтьеву,социальные потребности, определяющие интеграцию и общение, можно грубо разделить на три основных типа; ориентированных на: а) объект или цель взаимодействия; б) интересы самого коммуникатора; в) интересы другого человека или общества в целом [18, c. 100].

К определению доминирующей мотивации  ее деятельности целесообразно также  подойти и с позиции особенностей интеллектуально-эмоционально-волевой  сферы самой личности как субъекта. Соответственно высшие духовные потребности  человека могут быть представлены как  потребности (мотивы) морального,интеллектуально-познавательного и эстетического планов. Эти мотивы соотносятся с удовлетворением духовных запросов, потребностей человека, с которыми неразрывно связаны такие побуждения, по П.М. Якобсону, как «чувства,интересы, привычки и т.д.». Другими словами, высшие социальные, духовные мотивы(потребности) условно могут быть разделены на три группы: 1) мотивы(потребности) интеллектуально-познавательные; 2) морально-этические мотивы; и3) эмоционально-эстетические мотивы [2, c. 34].

В системе«обучающий – обучаемый» студент является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности.

Рассматривая мотивацию учебной  деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано  с понятием цель и потребность. В  личности человека они взаимодействуют  и получили название мотивационная  сфера. В литературе этот термин включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы,склонности, установки.

Учебная мотивация определяется как  частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, –  в данном случае учебную деятельность. Как и любой другой вид,учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, – организацией образовательного процесса; в-третьих, – субъектными особенностями обучающегося;в-четвертых, – субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых, – спецификой учебного предмета [2, c. 36].

Учебная мотивация, как и любой  другой ее вид, системна, характеризуется  направленностью, устойчивостью и  динамичность.

Соответственно,при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Информация о работе Теоретико-методологический анализ психологических особенностей личностно-профессионального развития студентов