Теоретико-методологический анализ психологических особенностей личностно-профессионального развития студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 02:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности личностно-профессионального развития студентов вуза в процессе обучения.
Задачи исследования:
1.провести анализ литературных источников по проблеме исследования;
2.определить психологические особенности студентов и соотнести их с личностно-профессиональным развитием;
3.провести эмпирическое исследование психологических особенностей личностных и профессиональных качеств студентов вуза в период их обучения с первого по пятый курс;
4.провести сравнительный анализ особенностей личностно-профессионального развития студентов на разных этапах обучения в вузе.

Файлы: 1 файл

близкий пример.docx

— 114.87 Кб (Скачать)

Исходя из этого понимания сущности темперамента, понятно, что к темпераментальным проявлениям можно отнести только те психологические свойства, которые удовлетворяют следующим требованиям (Русалов В.М., 1986, 1992, 2004).Темперамент:

§ отражает формальный аспект деятельности и не зависит от ее цели, смысла, мотива;

§ характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения и  отношения к миру и себе;

§ универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;

§ может проявляться уже в  детстве;

§ устойчив в течение длительного периода жизни человека;

§ высоко коррелирует со свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной,телесной и т.д.);

§ передается по наследству.

В.М. Русалов при создании своей теории темперамента опирался на учение П.К. Анохина об акцепторе действия (функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта) и данные нейро – психофизиологии (Русалов В.М.,1986). Новые теоретические представления позволили трактовать темперамент как систему формальных поведенческих измерений, отражающих наиболее фундаментальные особенности различных блоков функциональной системы, как ее понимал П.К. Анохин.Если рассматривать всю человеческую жизнедеятельность в виде континуума поведенческих актов, то каждый из них можно представить как структуру из четырех блоков:

§ афферентного синтеза (сбора сенсорной  информации по всем каналам);

§ программирования(принятия решения);

§ исполнения;

§ обратной связи.

Поскольку темперамент и есть результат  системного обобщения биологических  свойств (о чем подробно говорилось в специальной теории индивидуальности), то должно существовать соответствие между блоками теории функциональных систем и формальными аспектами  поведения человека, т.е. составляющими  темперамента [60].

В.М. Русалов настаивает на том, что взаимодействие с миром предметным (субъект-объектное) и миром социальным (субъект-субъектное) обладают совершенно различным смыслом и содержанием, в связи, с чем эти аспекты человеческой активности могут иметь и разные формально-динамические характеристики. Поэтому четырем блокам П.К. Анохина предлагается ставить в соответствие не четыре, а восемь блоков, образующих структуру темперамента (Русалов В.М., 1986, 1993) (см. табл. 1.1).

В обобщенном виде учение о темпераменте представлено на таблице.

Охарактеризуем кратко среднюю  строку таблицы.

Первый блок(афферентный синтез) описывает степень напряженности взаимодействия организма со средой.

Второй отражает степень трудности  переключения с одних программ поведения  на другие.

Третий показывает степень быстроты исполнения той или иной программы  поведения.

Четвертый блок отражает обратную связь  – чувствительность к возможному несовпадению реального результата действия с тем, который предвосхищался (акцептором).

Таблица1.1. Структура темперамента по В.М. Русалову

Предметно-ориентированная  активность

Эмоциональность

1. Эргичность

2. Пластичность

3. Скорость (темп)

4. Эмоциональность

Афферентный синтез

Программирование

Исполнение

Обратная связь

5. Социальная эргичность

6. Социальная пластичность

7. Социальная скорость (темп)

8. Социальная эмоциональность

Субъектно-ориентированная  активность

Эмоциональность


Предметная эргичность характеризует желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил.

Социальная эргичность определяет открытость для общения, широту контактов, легкость в установлении связей.

Предметная пластичность означает вязкость или гибкость мышления, способность  переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию.

Социальная пластичность – это  сдержанность или расторможенность в общении, широта социальных программ, естественность взаимодействия.

Предметный темп – это скорость моторно-двигательных операций.

Социальный темп – речедвигательная активность, способность вербализации.

Предметная эмоциональность –  это мера чувствительности к расхождению  реального результата и желаемого. Высокая чувствительность к несовпадению выражается в преобладании негативных эмоций, а низкая чувствительность – в присутствии положительных  эмоциональных переживаний.

Социальная эмоциональность характеризует  ощущение уверенности в процессе общения,эмоциональную сензитивность, меру тревоги по поводу неудач в общении.

Пронумерованные блоки обозначают качества темперамента, проявляющиеся  в сфере предметной и коммуникативной  деятельности. Данная концепция детально разработана и располагает диагностическим  методом – опросником структуры  темперамента (ОСТ) [61, c. 130–132].

Психологическое развитие личности студента – диалектический процесс возникновения  и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.

Студенческий возраст, по утверждению  Б.Г. Ананьева, является сенситивным  периодом для развития основных социогенных  потенций человека. Высшее образование  оказывает огромное влияние на психику  человека, развитие его личности.

Студент как человек определенного  возраста и как личность может  характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая  представляет собой единство  психологических процессов,состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне – психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний,проявление психических образований;

2) с социальной, в которой воплощаются  общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента  к определенной социальной группе, национальности;

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т.д. [18, c. 145].

В том числе,анализ психологической литературы показал, что к личностно-профессиональным компонентам развития студентов в период обучения относятся: учебная мотивация,самоактуализация, уровень притязания, темперамент.

Учебная мотивация, представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется  сложной структурой,одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности [37, c. 88].

В теории становления личности самоактуализация рассматривается как стремление человека к непрерывному развитию индивидуальности, эффективная реализация его системы потенциалов в процессе деятельности для достижения общественного признания.

В ВУЗе в процессе подготовки специалистов через четко выстроенную и  организованную образовательную среду  моделируются такие значимые характеристики самоактуализации студента как индивидуальность, стремление к большей свободе,процесс достижения целостности, личностный и профессиональный рост,самостоятельность, самоуважение, общественное одобрение или порицание.

Одним из психологических феноменов, отражающих индивидуальные особенности  мотивации достижения и целенаправленного  поведения человека, является уровень  притязаний.

Уровень притязаний является важным структурообразующим компонентом  личности. Это достаточно стабильное индивидуальное качество человека, которое  характеризует:во-первых, уровень трудности намечаемых задач, во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия в зависимости от переживаний успеха или неуспеха предыдущих действий, в-третьих, желаемый уровень самооценки личности.

Темперамент –закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности,характеризующее различные стороны динамики психической деятельности [6, c. 576].

Наиболее теоретически проработанной  из современных концепций представляется учение о темпераменте, развиваемой  школой В.М. Русалова. Согласно этому учению,темперамент – психосоциобиологическая категория, одно из независимых базовых образований психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека.

Организация и совершенствование  системы непрерывного образования  учащейся молодежи невозможно без целостного понимания психической и познавательной деятельности учащегося и глубокого  изучения психофизиологических детерминант развития психики на всех ступенях обучения.

 

2. Эмпирическое  исследование особенностей личностно-профессионального  развития студентов в период  обучения в вузе

2.1 Организация исследования

В постановке эмпирической части исследования мы исходили из его основной цели –  определение особенностей личностно-профессионального  развития студентов вуза в процессе обучения. В связи с этим были выделены основные этапы исследовательской  работы.

Первый этап –заключался в подборе психодиагностического инструментария для комплексного изучения профессионально-личностного развития студентов в период обучения в вузе.

Для измерения, теоретически выделенных нами, значимых составляющих личностно-профессионального  развития студентов, в качестве инструментария исследования была подобрана батарея  методик, включающая в себя: методику для диагностики учебной мотивации  студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин,модификация Н.Ц. Бадмаевой), опросник В. Гербачевского для определения уровня притязаний личности, методику для диагностики самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина(САМОАЛ), опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ).

Методика для диагностики  учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин,модификация Н.Ц. Бадмаевой) разработана на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина (см. Приложение 1). К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г. Леонтьевым,а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц. Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные,профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Уровень притязаний личности – это  стремление к достижению цели той  степени сложности,на которую человек считает себя способным. Люди c реалистическим уровнем притязаний отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей и большей продуктивностью.

Уровень притязаний личности – это  стремление к достижению цели той  степени сложности,на которую человек считает себя способным [69].

Люди,обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью,настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям[63, c. 12–14].

Расхождение между притязаниями и  реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его  поведение становится неадекватным,возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.п. Из этого следует,что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.

Американскими учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Согласно этой теории, люди,мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей [5].

Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание  неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается  не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу,проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

Индивиды,ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои способности, успехи и неудачи, адекватно оценивать себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на неудачу,неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистичным притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п. [40; 64, c. 230].

Опросник В.К. Гербачевского (см. Приложение 2)предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Время на выполнение задания не лимитировано. В зависимости от конкретных задание может выполняться с перерывами.

Диагностика самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (см. Приложение 3). Само понятие «самоактуализация» интерпретируется как стремление человека к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенциала. Наиболее полная самореализация состоит в реализации смысложизненных и ценностных ориентации, то есть имеет место сущностная, аутентичная самореализация – осуществление потребности в самоактуализации как стремление реализовать свои способности и таланты. Такую самореализацию называют самоотдачей, самоосуществлением. Нередки случаи, когда самореализующаяся личность может быть названа самоактуализированной. Такое синонимичное употребление в большей мере может касаться наивысшего уровня [66].

Информация о работе Теоретико-методологический анализ психологических особенностей личностно-профессионального развития студентов