Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 09:17, курсовая работа

Краткое описание

Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Засилие иностранных мультфильмов на отечественном телевидении, наводит на размышления относительно их влияния на развитие и становление психики подрастающего поколения

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 2
1. Теоретические аспекты развития личности дошкольника………….....4
1.1 Понятие «личность»…………………………... ……………… 4
1.2 Восприятие детей на разных этапах развития……………… 5
2. Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста………………………………………………….. 10
2.1 Характеристика содержания отечественных мультфильмов...10
2.2 Особенности содержания американских мультфильмов…… 13
2.3 Персонажи современных мультфильмов…………………….. 16
2.4 Последствия просмотра мультфильма у дошкольников…….. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………................

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Удмуртской Республики.docx

— 52.15 Кб (Скачать)

Рассмотрим американский мультик «Вуди и его друзья»(реж. У. Ланс, С. Маркус) .Уже из нескольких просмотренных серий этого бесконечного мультика можно вычленить один часто повторяющийся сюжет: имеется некий человек, который занят каким-то очень важным для него делом. Как правило, он занят чем-то вполне полезным если не общественно (служащий какой-то компании, по обслуживанию населения), то для себя лично (строит себе что-то, выращивает и т.д.). И имеется праздный самолюбивый дятел Вуди, всегда развлекающийся. В результате действия, получается, что тот трудяга, который чем-то помешал дятлу в его деле развлечения, терпит сокрушительное поражение, а дятел показывается эдаким бравым героем, жутко изобретательным, и выставляющим всех своих «врагов» неумелыми неудачниками.

Вполне естественно, что если некоторый ребенок возьмётся брать пример с этого «героя», то его поведение неизбежно войдёт в противоречие с законом. То есть данный мультик прямо воспитывает антисоциальную личность. Можно подумать, что это случайность и прокол создателей, но если учесть что такое поведение встречается в абсолютном большинстве тех мультиков, и рассмотреть ту социально-психологическую модель, лежащую в основе любого американского мультика, то такое содержание будет восприниматься как закономерное.

В этих мультфильмах показывается нормальное поведение индивида, ищущего удовлетворения своим сугубо личным стремлениям. Как правило, стремлениям к единоличному лидерству и силовому превосходству над окружающими. Если на первом плане - превосходство, то социальная приемлемость такого превосходства оказывается на втором плане.

Отсюда и частый показ как поведения героического - совершенно антисоциального поведения героев. Проанализировав несколько взятых особо популярных американских мультфильмов. Во всех находится нечто, несущее откровенно антисоциальное содержание, но подающееся как вполне нормальное и приемлемое. Как считает зарубежный психолог X. Би, что показ такого поведения в мультфильмах ведёт к «сублимации антисоциальных наклонностей индивида».

Данная мультпродукция откровенно учит конкурентному поведению -достижению превосходства над окружающими и превосходства любым способом и в любом виде.

Герои мультфильмов получают по голове смертельные удары разнообразными предметами, но, всегда продолжают вести себя, как абсолютно здоровые.В связи с этим в Америке очень участились случаи убийств животных малолетними детьми. Эти дети бьют со всей силы молотками и прочими тяжёлыми предметами своих домашних животных, а потом удивляются, почему их любимые питомцы, после такого обращения не ведут себя так же, как герои мультфильмов.

В американских мультиках, как правило, даже социальное поведение некоторых героев мультфильмов представляется как «героическое развлечение». Например, - сериал «Чёрный плащ». Но чаще всего в тех мультиках описывается всё что угодно, но только не созидательная деятельность. Все и вся в этих мультиках развлекаются. Развлекаются самыми разнообразными способами и методами. Случается даже кого-то убивают. Никогда в этих Западных мультиках не бывает коллектива. Все взаимоотношения между персонажами мультфильмов, как правило, конкурентные. Изредка, как нечто необязательное - дружеское. Всегда эти мультики показывают поведение и стиль жизни завзятого индивидуалиста, живущего во враждебном социальном окружении.

В сюжетно-ролевых играх дошкольники часто подражают своим любимым героям. В процессе подражания и идентификации они усваивают социальные роли, нормы поведения, ценностные ориентиры, идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с персонажем мультфильма, роль которого ребенок принимает, ставя себя на его место. Но игра в персонажи будет стереотипна, ребенок будет копировать жесты, манеру поведения персонажа, и в игре не будет ни творчества, ни развития, а сам ребенок будет подвержен опасности копировать биомеханические сооружения. Из-за традиционного подражания складывается неправильное мышление, образ, что способствует конфликту с родителями.[26]

Таким образом, персонажи Американских мультфильмов отрицательно влияют на личность ребенка, формируя неправильное поведение.

 

2.4 Последствия просмотра мультфильма у дошкольников

1.Развитие восприятия. Как уже говорилось, в дошкольном детстве, частично и в младшем школьном возрасте, работа зрительного восприятия во многом зависит от кинестетического и осязательного канала. При просмотре любых мультфильмов, передач, презентаций, фильмов эти оба канала совершенно бездействуют. Значит - восприятие не может полноценно развиваться.

2.Накопление опыта восприятия. В будущем ребенок будет основываться на прошлом опыте восприятия, создавая зрительные образы (представления) и графически (рисунки) в мозгу. Поскольку «благодаря» просмотру телевизора основные параметры предмета отсутствуют, накопленный опыт не может служить опорой для создания собственных образов, ребенок копирует увиденные. Это очень хорошо видно по рисункам детей - если их попросить нарисовать мультяшный персонаж, они постараются в точности передать копию.

3.Развитие мозга. Основное развитие мозговых структур завершается к 6-7 годам. У 6-летнего ребенка достигает 2/3 размеров мозга взрослого человека, но в нем в 5-7 раз больше нервных связей между нейронами. Мозг 6-летнего ребенка может образовать тысячи дендритных связей между нейронами. «Неактивированные», то есть неукрепившиеся благодаря различным видам активной деятельности нервные связи исчезают к 10-11 годам. В нервных клетках мозга образуется энзим, который разрушает все недостаточно миелинизированные нервные связи («миелин» - жироподобное изолирующее вещество, повышающее скорость распространения нервного импульса). При просмотре любых, самых «развивающих» фильмов или передач, дошкольник не может устанавливать новые связи потому что:

1)  не работают основные  виды восприятия;

 

2)  зрительное восприятие  пассивно;

 

3)  информация не требует  переработки, а сразу же усваивается (хотя бы за счет агрессивной  атаки быстрой смены кадров);

 

4)   мозг не успевает  установить связи между объектами, «выхватывает» их обрывочно;

 

5)   при повторном  просмотре одного и того же  изображения не поступает новой  информации, только подкрепляется полученный шаблон .

4.Обработка информации в мозгу. Как уже упоминалось, мозг не может полноценно развиваться, если его лишать основной информации, поступающей от осязательного и кинестетического каналов. Эти импульсы влияют и на построение зрительного и слухового образов. Следует учесть, что рассматривая повторно реальный объект, ребенок находит все новые и новые его свойства, мозг каждый раз устанавливает новую необходимую связь, раз от раза уровень понимания повышается, процесс восприятия активен и влияет на мыслительную деятельность.

При просмотре мультфильмов ребенок дошкольного возраста не может осмысленно воспринимать увиденное по-другому, на качественно новом уровне. Нейроны «простаивают», мыслительные операции не развиваются. Кроме того, за короткий промежуток времени мозг принимает нереальное для обычного рассматривания количество зрительной информации. Он посылает сигналы о перегрузке в нервную систему, а та пытается «образумить» организм, вызывая различные импульсы и нервные реакции. Крайние проявления заботы нервной системы о бедном перегруженном мозге: нервные тики, энурез, гиперактивность, аффективные реакции .

5.Пассивное времяпровождение, привычка к «уходу в другую реальность». Дети привыкают к пассивным видам деятельности, что может в отдаленном будущем вызвать тягу к более опасным развлечениям. Приучая ребенка получать удовольствия, ничего не делая, или испытывать яркие эмоции в пассивном положении родители могут спровоцировать его в старшем возрасте обращаться к психотропным средствам.

6.Детство — очень краткий, но самый важный период в развитии личности. Многие ученые (А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, Л.К. Семенова, Д.Н. Крылов др.) получили большое количество данных, показывающих, что дошкольные годы - время интенсивного физического и духовного развития способностей человека .

7.Сенсорные эталоны. Дошкольное детство — период накопления в мозгу сенсорных эталонов. Усваивая ненастоящие, нарисованные образы, ребенок теряет возможность построить правильные представления о действительности. К концу дошкольного периода заканчивается формирование «первого абриса детского мировоззрения» (Д.Эльконин) . Но из карикатурных, рисованных персонажей не может складываться мировоззрение.

8.Чередование активной деятельности и осмысления впечатлений. Для ребенка необходимо получать впечатления, но не менее необходимо их тщательно перерабатывать. Чем лучше переработаны впечатления, чем больше между ними установлено связей, тем выше интеллектуальная деятельность. Очень часто родители боятся, что ребенку «мало» предоставлено впечатлений. Но необходимо понимать и помнить, что для мозга важнее качество информации, а не ее количество. Поверхностность восприятия (много объектов) и снижение ценности отдельных впечатлений влияют и на речь и на мышление.

9.Не правильное поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает. В итоге, у ребенка дошкольного возраста закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

10.Зомбирование детей мультфильмами. Ребенок не в состоянии оторваться от мультика самостоятельно, без уговоров. Смотрят любимый мультсериал по нескольку раз в день.[11;44]

Таким образом, зарубежные мультфильмы несут в себе только отрицательный характер. Влияют на развитие личности ребенка дошкольного возраст

 

 

 

                                           Заключение

Мультипликационные фильмы оказывают большую роль на развитие личности детей дошкольного возраста. С одной стороны, - это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.

Необходимо регулировать частоту просмотра дошкольниками различных западных и отечественных мультфильмов. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.

В ходе исследования, проанализировав отечественные и зарубежные мультфильмы, выявив их влияние на развитие детей дошкольного возраста, поставленная нами цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.    Абраменкова  В, Богатырева А. Дети и телевизионный  экран. // Восп. шк.- 2006. - №6. - С.28 -31.

2.    Алаева М.А, Медведева  И.Я. Лучшие родительские собрания  в началь- ной школе: 3-4 классы. / М.А. Алаева. // Родительское собрание. - 2007.

 

-№11.-С132-140.

 

3.    Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические  заметки. Практика «производства  мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. - 2006. - 32 с.

 

4.    Башова М.В. Педагогика  и практическая психология: учебное  пособие. - Ростов-наДону.: Феникс, 2000. - 416 с.

5.    Белкин А.С. Основы  возрастной педагогики: учеб. пособие  для студ.- М.: Акодемия, 2000. - 192 с.

6.    Бисов X. Развитие ребенка. М.: Питер, 2004. - 768с.

 

7.    Большой энциклопедический  словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998. -1434 с.

 

8.    Борьба идей  на мировом: сборник. -М.: Знание, 1985. - 144 с.

 

9.    Венгер Л.А, Пилюгина  Э.Г, Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной  культу ры ребенка, от рождения  до 6 лет: кн. для воспитания детей, /под ред. П.А. Венгера. -М.: Просвещение, - 1988. - 144с.

 

10.Возрастная психология: Детство, отрочество: хрестоматия /сост. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2003. -624 с.

 

11.Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. // Дошк. восп. - 1989. - №4. -С. 88-91.

 

12.Гришеева Н.П. Социально-психологические  аспекты влияния телевидения  на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до  и после. - 2001. - №8. -С.75.

 

13.Гундарева И. О последствиях  восприятия телевизионной информации.

// Восп. шк. - 2005. - №9. - С.45-54.

 

14.Дереклеева Н.И. «Новые  родительские собрания» 1-4 классы. - М.: 2006.-131 с.

 

15.Козлова С.А. Дошкольная  педагогика: учебник для студ. /С.А. Козлова, Э.А. Куликова. - М.: Академия, 2004. - 416 с.

Информация о работе Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста