Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 09:17, курсовая работа
Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Засилие иностранных мультфильмов на отечественном телевидении, наводит на размышления относительно их влияния на развитие и становление психики подрастающего поколения
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 2
1. Теоретические аспекты развития личности дошкольника………….....4
1.1 Понятие «личность»…………………………... ……………… 4
1.2 Восприятие детей на разных этапах развития……………… 5
2. Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста………………………………………………….. 10
2.1 Характеристика содержания отечественных мультфильмов...10
2.2 Особенности содержания американских мультфильмов…… 13
2.3 Персонажи современных мультфильмов…………………….. 16
2.4 Последствия просмотра мультфильма у дошкольников…….. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………................
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты
развития личности дошкольника…
1.1 Понятие «личность»…………………………... ……………… 4
1.2 Восприятие детей на разных этапах развития……………… 5
2. Теоретические основы изучения
влияния мультфильмов на развитие детей
дошкольного возраста…………………………………………………..
2.1 Характеристика содержания отечественных мультфильмов...10
2.2 Особенности содержания американских мультфильмов…… 13
2.3 Персонажи современных мультфильмов…………………….. 16
2.4 Последствия просмотра мультфильма у дошкольников…….. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Засилие иностранных мультфильмов на отечественном телевидении, наводит на размышления относительно их влияния на развитие и становление психики подрастающего поколения. Вызывают много вопросов новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, современные мультфильмы часто не несут добра, миросозидания и порядочности.
В последнее время психологам И. Я Медведевой, Е. Глушковой, В. Абраменковой, А. Богатыревой , Л. С. Выготского и др. чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими взрослыми. Ведут себя неуправляемо, гипервозбудимы, невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат. Эти дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы. Из-за их эмоциональной неразвитости, от их понимания ускользает содержание наших мультфильмов. Все эти дети с раннего возраста увлечены компьютером, телевизором.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена важностью исследуемой категории, связанной с таким активным источником влияния в настоящее время как телевидение.
Цель: нашего исследования является изучение роли мультфильмов в развитии детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого – педагогическую проблему по данной проблеме.
2.Проанализировать
3.Выявить, какое отрицательное влияние оказывают зарубежные мультфильмы.
Объект исследования - развитие личности дошкольника.
Предмет исследования - влияние мультфильмов на развитие личности дошкольников.
Гипотеза: мы предполагаем, что большое влияние оказывают мультфильмы на развитие личности детей дошкольного возраста:
Методы: анализ литературы.
1. Теоретические аспекты развития личности дошкольника
1.1 Понятие «личность»
В разных сферах наук по–разному определяют значение слова личность, так как нет точной формулировки понятия.
Личность - человек как субъект отношений и сознательной деятельности. [27;267]
Личность - человек как носитель каких-нибудь, свойств и лицо.[28;107]
Личность - относительно устойчивая система поведения – индивида, построенная, прежде всего на основе включенности в социальный контекст.[29;640]
Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, обычно ярко самобытной, необычный, талантливый.[30;91]
Личность – отдельный человек как индивидуальность, как субъект отношений и сознательной деятельности, в процессе которой он создает, воспроизводит и изменяет социальную реальность. [31;528]
Личность – отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств.[32;528]
Личность – совокупность свойств, присущих определенному человеку и составляющих его индивидуальность; отдельное человеческое я.[33;208]
Личность – устойчивый комплекс социально значимых черт, присущих индивиду общественно обусловленных.[34;823]
Личность – это человек в целом ему присуще сознание и самосознание. Общественная обусловленность свойств личности свидетельствует о необходимости ее изучения в контексте общественных условий.[15;46]
Дошкольное детство - очень
короткий отрезок в жизни человека, всего
первые семь лет. Но они имеют непреходящее
значение. В этот период развитие идет
как никогда бурно и стремительно. Из совершенно
беспомощного, ничего не умеющего существа
младенец превращается в относительно
самостоятельную, активную личность. Получают
определенное развитие все стороны психики
ребенка, тем самым закладывается фундамент
для дальнейшего роста. Назовем основные
направления психического развития в
дошкольном детстве.
Во-первых, формируются основы
личности. Ребенок начинает осознавать
свое «Я», свою активность, деятельность,
начинает объективно себя оценивать. Образуется
соподчинение мотивов: возможность подчинить
свои непосредственные побуждения осознанным
целям. Малыш научается в определенных
пределах управлять своим поведением
и деятельностью, предвидеть ее результат
и контролировать выполнение. Усложняется
эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается
содержание эмоций, формируются высшие
чувства.
Во-вторых, расширяется сфера
деятельности ребенка. От общения только
с матерью он переходит к общению со сверстниками
и взрослыми. Малыш начинает играть, рисовать,
конструировать, выполнять трудовые поручения.
Одновременно он осваивает цели и мотивы
этих видов деятельности, у него формируются
определенные навыки, умения, способности
и личностные качества (настойчивость,
организованность, общительность, инициативность,
трудолюбие и др.).
В-третьих, в этот период детства
интенсивно идет познавательное развитие.
Малыш овладевает родным языком. Он научается
не только понимать речь, но осваивает
фонетику и грамматику родного языка.
Совершенствуется восприятие цвета, формы,
величины, пространства, времени. Развиваются
виды и свойства внимания, памяти, воображения.
Происходит становление наглядных форм
мышления и мыслительных операций анализа,
синтеза, обобщения, классификации и др.
Речь превращается в орудие, средство
мыслительной деятельности. Формируется
произвольность психических процессов,
т.е. умение управлять ими, ставить цели
познавательной деятельности и контролировать
их достижение.
Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.[24]
1.2 Восприятие детей на разных этапах развития
Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при: самом дозированном просмотре многие дошкольники становятся его заложниками. Теле-и видеопродукция является частью их мира, и компетентность в вопросах мультфильмов и фильмов для них так же важна, как для взрослых - в вопросах литературы или искусства. Остается лишь узнать, как воспринимают картинку дети на разных этапах развития и в соответствии с этим извлечь из неизбежных просмотров максимальную пользу.
0-6 месяцев. Чем младше
ребенок, тем больше времени проводит
с ним мама у телевизора. И
если его влияние на
6 - 18месяцев. В этом возрасте
ребенку трудно долго
Наиболее соответствуют восприятию ребенка, который еще не овладел навыками речи, короткие программы, специально предназначенные для самых маленьких детей. Что касается диснеевских мультфильмов, их сюжет и словарь еще слишком сложен для детей такого возраста.
Нужно стараться не оставлять ребенка дошкольного возраста один на один с включенным телевизором или видеомагнитофоном. Существует опасность, что у него разовьется необоснованное чувство страха или сложатся ошибочные представления о мире, поскольку в этом возрасте дети еще не обладают интеллектуальными и эмоциональными средствами, чтобы объяснить то, что происходит на экране. Ребенка , который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход для родителей — озвучить то, что он интуитивно чувствует. Например, «Узнаешь? Это птичка летит за львенком:. Она хорошая, она ему поможет». Ребенок подражает, показывает пальчиком, потом повторяет слова и запоминает их. Только при условии повторений и комментариев родителей приобретенный опыт и его контекст запоминаются и обретают смысл.
В идеале необходимые объяснения следует давать непосредственно во время просмотра, это принесет больше пользы. Тем не менее, возвратиться к сюжету мультфильма после того, как он закончился, все-таки лучше, чем оставить его вовсе без комментариев. Ошибочно думать, что 2 - 3-летний ребенок все понимает, только потому что узнает того или иного персонажа. Называя его имя, он не всегда знает, что тот делает и почему.
3 - 6 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм - это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх. Конечно, дети еще не полностью воссоздают цепь событий: то, что они видят, иногда путается с их собственными желаниями и личным: .опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он — это он, и осознает свое отличие от остальных, а значит, может притвориться кем-то другим. Имитация становится его любимым занятиям. Он изображает доктора, который делает укол, строгого папу, которого надо слушаться. Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Ребенку важно «понарошку» пережить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в реальной жизни. Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже - с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.[9;46]