Супружеские конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление причин, провоцирующих возникновение и развитие супружеских конфликтов (чем больше мы о них знаем, тем легче нам организовать профилактическую работу).

Задачи курсового исследования:

Анализ литературы по данной проблеме.

Рассмотрение различных аспектов супружеских отношений.

Выявление причин, провоцирующих супружеские конфликты.

Проведение апробации комплекса методик.

Выработка рекомендаций по профилактике супружеских конфликтов.

Оглавление

Введение

1. Теоретические аспекты развития супружеских отношений

2. Супружеские конфликты

3. Экспериментальная часть

Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (8).docx

— 88.71 Кб (Скачать)
 

     На  основании результатов, обобщенных в цифровом варианте мы видим, что  у многих супружеских пар показатель агрессии выше среднего, при этом у  супруг (жен) преобладает косвенная  агрессия, а у супругов (мужей) –  физическая. Каждая пара склонна использовать как средство защиты – вербальную агрессию, а слово часто ранит  больнее, чем любое другое проявление агрессии, оставляя след в виде обиды  и подозрительности, недоверия. Большинство  супружеских пар накапливают  чувство обиды, что приводит к  непониманию и конфликтным ситуациям. Удивительно, что слово используется супругами не для урегулирования отношений, а для обострения конфликтной ситуации. Оппозиционная позиция в поведении характерна для всех супружеских пар в большей или меньшей степени, но у Ольги и Петра этот показатель низкий, возможно, поэтому они прекрасно ладят с генетической семьей супруги, что нельзя сказать об отношениях с генетической семьей, которые складываются у Екатерины и Игоря.

     Выясняя степень удовлетворенности супругов своими отношениями в частности, и браком в целом, нами был проведен тест - опросник удовлетворенности  браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко. Во время проведения опроса некоторые супруги были менее  откровенны и использовали ответ  «трудно сказать». Обработав, полученную информацию, мы выяснили, что из пяти диагностированных нами пар удовлетворены  своим браком лишь две (Ольга и  Петр, Лариса и Александр), так как  по количеству баллов брак относится  к категориям: абсолютно благополучный  и скорее благополучный. Две супружеские  пары (Наталья и Николай, Екатерина  и Игорь) относятся по набранным  баллам к категории скорее неблагополучных. Одна супружеская пара (Дмитрий и  Лариса) по количественному показателю баллов соответствуют переходной категории.

     Исследование  «причинной» мотивации проводилось  с опорой на методику «Конструктивной  мотивации», разработанной О.П. Елисеевым. Результаты мы представили в виде таблицы №4. 

№ п/п Имя супруга «МЕДВЕДЬ» «ТИГР» «ПАНТЕРА» «ЛЕВ» Преобладает

мотив взаимодействия

1. Наталья 4 1 3 8 «ДА-ДА»
2. Николай 2 6 2 1 «НЕТ-ДА»
3. Ольга 1 2 4 7 «ДА-ДА»
4. Петр 2 2 7 5 «ДА-НЕТ»
5. Лариса 1 4 3 2 «НЕТ-ДА»
6. Саша 3 6 4 3 «НЕТ-ДА»
7. Катя 5 2 4 4 «НЕТ-НЕТ»
8. Игорь 3 7 2 3 «НЕТ-ДА»
9. Лариса 3 3 4 3 «ДА-НЕТ»
10. Дима 5 4 2 3 «НЕТ-НЕТ»
 

     Исходя, из преобладающего мотива взаимодействия можно предположить более достоверно, как себя ведет в конфликте  каждый из супругов, а также какие  черты темперамента им свойственно  проявлять в ситуации конфликта  и в ситуации благополучия.

     Сопоставляя данные методик «Диагностика предрасположенности  личности к конфликтному поведению  К. Томаса» и «Конструктивность  мотивации» мы получили достаточно интересные сведения о самооценки супругами  своего поведения во время прямого  оценивания себя и постоянного контроля сознания за этим процессом, а также  во время косвенного оценивания –  работа с метафоричными высказываниями. Необходимо отметить, что фактор истинного  поведения в конфликте более  достоверно представили результаты «Конструктивной мотивации», так  как нет постоянного контроля сознания и желания оправдать  себя, казаться лучше. Результаты приведены  нами в сводной таблице №5. 

п/п

Имя супруга Соперничество Сотрудничество Избегание Приспособление
1. Наталья 2/1 4/8 2/3 3/4
2. Николай 5/6 -/1 -/2 2/2
3. Ольга 2/2 5/7 3/4 1/1
4. Петр 2/2 3/5 4/7 2/2
5. Лариса 3/4 2/2 2/2 2/1
6. Саша 4/6 1/3 3/4 3/3
7. Катя -/2 4/4 4/4 2/5
8. Игорь 2/7 2/3 1/2 1/3
9. Лариса -/3 3/3 4/4 2/3
10. Дима 3/4 2/3 1/2 3/5
 

     На  основании полученных результатов  мы разработали рекомендации супружеским парам по бесконфликтному общению:

  1. Помните, что любой конфликт начинается с недосказанности и подозрительности. Старайтесь бать откровенными во взаимодействии друг с другом, быть вместе, не значит быть рядом.
  2. Принимайте своего супруга (супругу) таким, какой он есть. Пытаясь перевоспитать свою вторую половину, Вы не только потратите много сил, но и настроите ее против себя (спровоцируете ссору).
  3. Постарайтесь, как можно чаще замечать друг в друге позитивные изменения. Похвала, комплимент, приятная улыбка, внимание, интерес к делам другого, его самочувствию, уважительное отношение друг к другу способны творить чудеса.
  4. Если Вас что – то раздражает или вызывает у Вас неприятные чувства, то просто выскажите их, не обвиняя при этом супруга. Предложите ему (ей) обсудить это, но в спокойной обстановке, без перехода на крик и взаимные прошлые обиды.
  5. Прежде чем что-то сказать – подумайте, было бы Вам приятно, если бы эту фразу произнесли в ваш адрес. Помните, что «слово не воробей, вылетит – не поймаешь».

 

      Список литературы 

  1. Бурмеская Г.В., Карабанова О.А, Лидерс А.Г. «Возрастно-психологическое  консультирование» М, 1990 г.
  2. Гуревич К.М., Борисова «Психологическая психология» М.,1997г.
  3. «Диагностика успешности учителя» Морозова Т.В. М., образовательный центр «Педагогический поиск», 1998г.
  4. Дьяконов Г.В. «Психология педагогического общения» Кировоград, 1992 г.
  5. Журнал «Возрастная психология» №4, 1978, стр. 6-7.
  6. Захарова А.В., В.И. Слободчиков «Младший школьник» М., Педагогика, 1981г.
  7. Зимняя И.А. «Педагогическая психология» М, 1999г.
  8. Кларина Л.М, «Учимся общаться с ребенком» М., «Просвещение» 1993г.
  9. Крутецкий В.А «Основы педагогической психологии» М., Просвещение», 1972 г.
  10. Лещинский В.И, Кузнецова С.С «Всегда ли прав учитель?» М, 1990 г.
  11. Мельников В.М, Ямпольский Л.Т «Методы социальной психологии» М, 1977 г.
  12. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 1981 г.
  13. Митина Л.М. «Учитель как личность и профессионал» М, 1994 г.

Обозов Н.Н. «Межличностное отношение», Л., 1979г.

Информация о работе Супружеские конфликты