Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:13, реферат
Личность, группа, коллектив, общество - явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и по характеру влияние. В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. Человек подвержен влиянию как одних, так и других.
Влияние социометрии на другие отрасли социальных наук-антропологию, социологию, психологию, психиатрию и т, д.- Морено называет “социометрическим движением”. Чтобы показать его размах и доказать, что социометрия превращается в “главное идейное течение”, он утверждает, (на мой взгляд, не совсем правомерно), что такие известные направления социальной психологии, как “групповая динамика”, “человеческие отношения”, “теория ролей” и т. д., - это лишь различные наименования и модификации социометрии (3, 47).
Последователи Морено в западной социологии развивают социометрию, освещая ее с позиций ряда новых проблем: Л. Д. Зелени “Социометрия морали”, Э. Ф. Боргатта и Р. Ф. Бейле “Взаимодействие индивидов в реконструированных группах”, X. Р. Бекли “Социометрия Морено и ее психогигиеническое значение”, А. Бнейрштедт “Интерпретации социометрического выборного статуса”, С. Энгельмейер “Развитие социального сознания в свете социометрического анализа мотивации”. Обосабливается политическая социометрия, военная социометрия и т.д. Применяя социометрические процедуры к проблемам национальной обороны, Э. X. Дженнингс издает специальную работу “Военное использование социометрических и ситуационных тестов в Великобритании, Франции, Германии и Соединенных Штатах” (3, 48).
Первую часть своего фундаментального труда “Основы социометрии” Дж, Л. Морено назвал “Социометрическая система”. Он приложил большие усилия, чтобы создать и теоретически обосновать такую систему.
Социометрическая
система рассматривается
В социометрии применяются социометрические методы, в социодинамике - методы исследования взаимодействия, “игры ролей”; социатрия использует групповую психотерапию, особенно психодраму и социодраму. Связи между отдельными элементами Морено представляет таким образом:
Социономия теоретически интерпретирует результаты, полученные в социометрических исследованиях, и изучает законы, которые лежат в основе социального развития и социальных форм.
Согласно определению Морено, социометрия как часть социономии занимается математическим исследованием психологических черт населения, пользуется экспериментальными методами и результатами, полученными при применении количественных методов. Это предполагает измерение социальных отношений в самом широком смысле слова - “любое измерение всех социальных отношений”. Она начинает свое исследование с изучения развития и организации группы и места индивида в ней, изучает индивидов в тот момент, когда они спонтанно вступают во взаимоотношения, ведущие к образованию групп. В этом смысле о социометрии можно сказать, что она исследует некоторые аспекты, необходимые для социологии, антропологии, социальной психологии и социальной психиатрии. Но хотя социометристы и считают, что измеряют все социальные отношения, в действительности они занимаются изучением только психологических (в том числе социально-психологических) аспектов человеческих отношений, а еще точнее - их эмоциональной стороной.
Морено рассматривает социометрию и социологию в одной системе, но вместе с тем отмечает и различие между ними: социология как наука занимается социальными феноменами вообще, в то время как социометрия проводит их измерения. Внутри социологии разграничиваются макросоциология - социология больших социальных групп, государств, наций - и микросоциология-социология малых групп, микрогрупп или “атомных групповых структур”.
Схематически связи между различными элементами в системе выглядят так:
При этом Морено под “социомикроскопическими конфигурациями” понимает не только неформальные малые группы, но и те динамические единства, различные конфигурации так называемых “социальных атомов”, которые существуют в любых объединениях. Он считает, что изучение этих атомных структур, лежащих в основе межчеловеческих отношений, представляет необходимую предварительную работу для большинства макросоциологических исследований. Рекомендованный социометрической системой путь познания чаще всего ведет от микро- к макросоциологии.
Социометрия - по Морено - это “социология микродинамических процессов”. Благодаря ее развитию стало необходимым разделение социальных наук на макроскопические и микроскопические.
“Социология есть научное описание и измерение макроскопических общественных систем”,-подчеркивает Морено (3). Но для каждой макроскопической дисциплины может быть найдена дополнительная микроскопическая дисциплина - микросоциология для макросоциологии, микроантропология для макроантропологии, микроэкономика для макроэкономики и т. д,. Исследовать социальную структуру в целом и ее части невозможно, пока индивид с его отношениями и приспособлением к группе представляет неразрешенную проблему. Социальная структура должна быть рассмотрена в целостности и одновременно в ее “мельчайших частях”. Таким образом достигается описание социометрических фактов (“описательная социометрия”) в соответствии с функцией каждой специфической структуры, с действием ее частей друг на друга (“динамическая социометрия”).
Система социометрии содержит три элемента: социус (товарищ, друг), измерение (мера) и драму (действие, акт). Отсюда три направления в исследовании: исследование групп, исследование измерения и исследование действия. Подлинная социометрия является “всегда наукой действия” (3,56).
В “Основах социометрии” Морено также перечисляет важнейшие, по его мнению, аспекты социометрической теории: 1) теория “теле”, 2) теория спонтанности, 3) теория о социальном атоме, 4) теория механизмов коммуникационной сети и 5) теория “актера in situ” (в обстановке, в которой живет).
В развитии
социометрического подхода
Он же с
чувством удивления констатирует тот
факт, что быстрое признание в
Соединенных Штатах социометрических
методов находится в полном противоречии
с медленным восприятием идей
и теорий, лежащих в их основе.
Морено подчеркивает, что использование
методов социометрии и
Однако, как отмечает болгарский социолог Л. Десев “предлагаемое Морено методологическое обоснование социометрических методов и обобщение результатов (прежде всего - перенос результатов исследования малой группы и микроструктур на общество в целом) оказываются неубедительными, несостоятельными”. И они отбрасываются. Здесь, мне кажется, уместно напомнить об оценке, которую дает социальный психолог М. Форверг: Морено к “хорошему методу” создал “плохую теорию” (3).
В то же время несмотря на дискуссии относительно убедительности теоретико-методологической базы социометрии, социометрические методы дают хорошие исследовательские результаты, именно поэтому они охотно используются социологами и социальными психологами.
Исследования, в которых в настоящее время применяются социометрические методы, Л.Десев (3) подразделяет на три области: а) динамическая, или “революционная социометрия”, которая занимается группами в действии (представители-Дж. Л. Морено, X. Ф. Инфельд, в известной степени Э.Х.Дженнингс); б) диагностическая социометрия, которая занимается классификацией социальных групп (представители-Дж. X. Крисуэлл, Дж. А. Ландберг, У. Бронфенореннер, М. Л. Нортуэй, М. Е. Бонней, Л. Д. Зелени, Ч. П. Лумис, Ф. Чэпин, Э. Богардус и др.); в) математическая социометрия (представители - П, Лазарсфельд, С. Ч. Додд, Л. Кац, Д. Стюарт и др.).
2.3. Описание
социометрии как практического
инструментария для изучения
межличностных отношений в
2.3.1. Особенности социометрической методики и социометрических вопросов.
В своей работе я буду рассматривать социометрию как метод изучения малых групп при помощи описания системы межличностных отношений между их членами.
Социометрические методики исследования групп и первичных коллективов используются социальными психологами и социологами для исследований на предприятиях, в школах, вузах, спортивных коллективах, а также для формирования особых групп и коллективов, для которых проблема межличностных отношений и психологической совместимости имеет исключительно важное значение (например, космических экипажей, экипажей антарктических экспедиций).
Социометрическая техника исследования малой группы (см., например, социометрическую анкету для учеников юношеского возраста, использованную Л.Десевым (3, 49 - 50) в его экспериментальных исследованиях) построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнеров для совместной работы, совместного проведения свободного времени, совместной учебы, соседа по парте и т. д. Для большей наглядности я намеренно использую для иллюстрации наиболее простую анкету.
Социометрическая анкета для учеников юношеского возраста
С кем из учеников своего класса я предпочитаю сидеть за одной партой?
1. __________., потому
что ______________________________
2. __________., потому
что __________________________
3. __________., потому
что ______________________________
С кем из учеников своего класса я не хотел бы сидеть за одной партой?
1. __________., потому
что ______________________________
2. __________., потому
что __________________________
3. __________., потому
что ______________________________
С кем из учеников своего класса я предпочитаю учиться вместе?
1. __________., потому
что ______________________________
2. __________., потому
что __________________________
3. __________., потому
что ______________________________
С кем из учеников своего класса я не хотел бы учиться вместе?
1. __________., потому
что ______________________________
2. __________., потому
что __________________________
3. __________., потому
что ______________________________
С кем из учеников своего класса я предпочитаю работать вместе?
1. __________., потому
что ______________________________
2. __________., потому
что __________________________
3. __________., потому
что ______________________________
С кем из учеников своего класса я не хотел бы работать вместе?
1. __________., потому
что ______________________________
2. __________., потому
что __________________________
3. __________., потому
что ______________________________
С кем из учеников своего класса я хотел бы проводить свободное время?
1. __________., потому
что ______________________________
2. __________., потому
что __________________________
3. __________., потому
что ______________________________
С кем из учеников своего класса я не хотел бы проводить свободное время?
1. __________., потому
что ______________________________
2. __________., потому
что __________________________
3. __________., потому
что ______________________________
По числу полученных от других членов группы выборов (или отказов) и их интенсивности (в соответствии со степенью желания или нежелания) можно судить о популярности, авторитете, положении человека в коллективе. Если же учесть число всех членов коллектива, охваченных социометрическим изучением, число всех теоретически возможных выборов и число выборов, действительно сделанных в коллективе (односторонних и взаимных), то можно вычислить, количественно определить интеграцию и сплоченность коллектива.
В процессе социометрии используются так называемые “социометрические вопросы”( 11).
Отличие социометрического
вопроса от обычного заключается
в том, что ответом на социометрический
вопрос является не значение признака,
измеренное в номинальной, порядковой
или метрической шкале, как в
обычном опросе, а фактически фамилия
(или номер, заменяющий фамилию) того
или иного члена группы. Если обычный
вопрос задает некоторое распределение
опрашиваемого множества
Информация о работе Социометрия как метод изучения отношений в малых группах