Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:37, доклад
Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска.
Его озарение заключалось в том, что " учение, утверждающее, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, а изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, - это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан.
Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика". (90, с.2)
Вот тот методологический
крючок, необходимый для понимания
как природы конфликта
И еще: "Так
как развитие это происходит стихийно,
... очень медленно; различные ступени
и интересы никогда не преодолеваются
целиком, а лишь подчиняются побеждающим
интересам, продолжая на протяжении
веков влачить свое существование
рядом с ними. Отсюда следует, что
даже в рамках одной и той же
нации индивиды, проделывают совершенно
различное развитие и что более
ранний интерес, когда соответствующая
ему форма общения уже
Таким образом, оказывается, что понимание феномена и сущности молодежи невозможно без деятельностного подхода, выводящего на уровень самодеятельности индивидов, изменяющих условия собственного социального бытия. И форма существования, так сказать, экзистенции молодежи, есть революционная практика, выведенная на все социальные уровни: вплоть до политического.
Между тем, для понимания многих современных молодежных процессов полезно вспомнить, что в свое время, да и сейчас тоже, у политиков Запада и советских партийных деятелей был один и тот же взгляд, или точнее подход, к молодежи. Он в первую очередь акцентировал использование ее ресурса, рассматривая ее как национальный потенциал развития, хотя правомерность такого взгляда надо было еще доказать. Все политики до поры до времени не замечают здесь проблемы, сколько бы о ней ни писали ученые.
А проблема заключается в следующем. Как отмечал М. Вебер: "...три качества являются для политика решающими: страсть, чувство ответственности, глазомер. Страсть - в смысле ориентации на существо дела: страстной самоотдачи "делу", ... одной страсти еще недостаточно. Она не сделает вас политиком, если, являясь служением "делу", не сделает ответственность именно перед этим делом главной путеводной звездой вашей деятельности. А для этого - в том и состоит решающее психологическое качество политика - требуется глазомер, способность с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей, требуется дистанция по отношению к вещам и людям. "Отсутствие дистанции" - один из смертных грехов всякого политика, - и есть одно из тех качеств, которые воспитывают у нынешней интеллектуальной молодежи, обрекая ее тем самым на неспособность к политике." (24, с.690)
Написано давно,
но схвачена как суть государственно-политического
отношения к молодежи, так и
корень многих молодежных проблем. Молодежь,
не способная к политике, не способна
в цивилизованных и адекватных формах
отвечать как на вызовы времени, так
и на неизбежное давление исторических
и социально-экономических
Синергетический подход также может обогатить методологию исследования и понимания молодежи. Во-первых, он нацеливает на признание нестабильности как главенствующей характеристики реальности, а потому на выстраивание деятельности с учетом этой нестабильности и выработку к ней деятельного отношения. Поскольку в стабильных системах нестабильность считается случайным состоянием, а здесь - наоборот, то и настрой дается на то, что надо специально работать над созданием стабильных ситуаций, потому что сама собой стабильность не придет. Эта установка очень важна как по отношению к любым общественным процессам, так и по отношению к молодежи и работе с ней.
Во-вторых, при
этом подходе включается детерминация
будущим, т.е. просчет возможных вариантов
будущего, затем оценка тех вариантов,
которые в будущем нас
& 3. Молодежь и время
Теперь, с учетом
вышеуказанных методологических проблем
определения объекта и
Начнем с того,
что молодежь - и это бесспорно
- нужно определять как будущее
и через представления о
Мы часто привычно говорим, что дети - это будущее. Однако наше российское бытие пока фактически не ориентировано на будущее. Кстати, вполне узнаваемая модель - капитализм, его специфика - доминирует прошлый труд, "мертвый хватает живого". Там логически нет будущего, есть прошлое и настоящее. И если на российской почве сегодня мы встаем на всемирно-историческую точку зрения, согласно которой капитализм на данном этапе развития нам заменить нечем, то действительно, у нас пока не может быть никакого будущего.
При этом заметим,
что современная футурология
дает несколько моделей будущего.
С точки зрения деятельностного
подхода, полезно учесть и принять
к сведению классификацию, разводящую
простое и сложное будущее. (См.47)
Простое будущее эволюционирует
из прошлого и настоящего, представляя
собой линеарную и кумулятивную
экстраполяцию прежних
Покажем, как
работают эти две модели будущего.
Возьмем прогнозы движения общества
в ХХI век - М. Голанский, Нэсбит Дж., Эбурдин
П. и другие, (См.34;117), где основной
прогноз предвещает нам ограничение
развития производства экологическим
ресурсом планеты, стагнацию производства
и стабилизацию его на определенном
усредненном уровне. Здесь в позиции
проявлена детерминация будущим, когда
нечто сегодняшнее
В этой связи, говоря о свойствах такого объекта, как молодежь, с учетом социализационных задач, невозможно избежать вопросов к характеристикам социальной системы. Может ли существующая социальная система, даже если она знает об ограниченности и конечности ресурсов, изменить свой тип деятельности и воспитать своих детей так, чтобы они выжили? Или не может? Это уже вопрос об исторических законах.
Мы ведь тоже знаем об ограниченности ресурсов и проблемах экологии, но продолжаем потребительский образ жизни. При этом его базисной онтологией, мировоззренческой рамкой является, пожалуй, жизненный и в основном потребительский комфорт. Однако учитывая прогноз, в рамках социальной инженерии мы начинаем искать, как и за счет чего можно сохранять этот комфорт и дальше. Пусть даже часть населения земного шара при этом вымрет, а мы сможем продолжать жить по-прежнему, если нет другого пути. В этой рамке работают индивидуализм, борьба за выживание, и закон "выживает сильнейший", причем работают до тех пор, пока на Земле не останется один, последний "сильнейший". Конкретная проблема здесь заключается в том, что мы уже настолько изменили среду, что не ясно, успеем ли перестроиться до того, как условия изменятся кардинально.
Никакое наличное
бытие не заставляет нас думать о
будущем. Кризис семьи приводит к
тому, что дети теперь никому не нужны.
Не срабатывает уже даже то правило,
что появление собственных
Но зато здесь
можно найти ответ на вопрос, почему
общество вынуждено заботиться о
своем будущем и растить
Но мы пойдем
от того, что прошлое, настоящее или
будущее состояние объекта есть
его время. Молодежь - это будущее
общества, его будущее состояние.
Значит, молодежь оказывается воплощением
времени. Это понимание молодежи
в качестве будущего выводит нас
на уровень реляционной концепции
времени, согласно которой время
понимается как смена качественных
состояний изменяющегося
Бытийное же
и логическое противоречие молодежного
сообщества в данном отношении заключено
в том, что оно, с одной стороны,
только потенциально есть общество, и
социальные характеристики присущи
ему в зачаточной и развивающейся
форме. С другой стороны, это есть
социальная группа, сообщество с реальными
объективно присущими ему и уже
ныне реализующимися свойствами. То есть,
здесь объективно заложено несколько
противоречий: развития (характеристик
и процессов, внутренних для этого
поколения как некого качественного
целого); части и целого ( молодежи
как части общественного
Таким образом,
молодежь - это не просто будущее. Специфично,
что оно уже в настоящем
активно проявляет себя. Оно актуализовано
в виде многочисленной реальной малоуправляемой
молодежи. И отцы, то есть "настоящее",
"взрослое общество", сегодня вынуждены
заниматься молодежью отнюдь не в
заботе о том, чего еще нет (как
это часто пытаются представить,
говоря красивые слова о будущем),
а боясь ходить по улицам и спасая
собственную жизнь. Даже практически
и реально заботясь о молодежи,
они на самом деле заботятся не
о ее будущем, а о собственном
настоящем. Потому что это будущее
существует в буйной активности несоциализованной
молодежи не завтра, а сегодня. (Относительно
заботы о собственных детях как
о будущем будет сказано
Итак, молодежь - это актуализованное будущее, то есть, она не только будущее, но и настоящее. Ею необходимо заниматься прямо сейчас, чтобы молодой дикарь не уничтожил нас сегодня. Каким он станет завтра - мало кого волнует. Этот вывод доказывается состоянием всей нашей работы с молодежью. Когда в Тольятти две недели бастовали учителя, детская преступность выросла в 400 раз. Но разве кого-то взволновало, что эти дети могут всю будущую жизнь провести в тюрьме? Нет, самим по улицам ходить страшно стало. Потому что, к примеру, в США (апрель 1999г.) такие молодые дикари застрелили в одной школе 13 своих сверстников и более 20 ранили. Президент Клинтон назвал это самым крупным преступлением подобного рода за всю историю Соединенных Штатов. При этом вряд ли кто-то подумал о них как о будущем, которого еще нет.
Информация о работе Социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи