Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:37, доклад
Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска.
Как отмечает ряд
обществоведов, парадокс исторической
ситуации нашего общества, сопровождающей
отказ от старого и намерение
создать и обустроить новое, лучшее
общественное пространство, состоит
в том, что при всех своих неблагоприятных
последствиях предшествующие этапы
советской истории, в том числе
и застой, отличались - и тем были
благоприятны и приемлемы для
людей - определенностью и
И если государство и поколение, несущие историческую ответственность за эту радикальную смену ориентиров в жизни общества, не предложат адекватных оснований стабильности и перспектив будущего, то их роль и место в истории будет определены соответственно, оценкой и практическим отношением последующих поколений к ним самим, делу их жизни и деятельности. Поколение детей под именем "молодежь" сегодня уже вступило в практическую жизнь, включив свой счетчик на часах истории. И уже пожинает и оценивает плоды общественной "заботы" о молодежи и ее будущем, а тем самым общества о себе самом и своем будущем.
Конструктивные практические достижения поколения отцов-политиков пока скромны, но это не снимает, а напротив, лишь обостряет проблему поиска путей строительства нового общественного дома. И здесь как никогда и нигде необходимы знания и рекомендации социальных инженеров и проектировщиков, в том числе и узко-специализирующихся в области молодежной проблематики.
Однако перемены
в жизни общества и молодежи сегодня
настолько динамичны и
Во-первых, явно недостаточен, немногочисленен и интеллектуально весьма слаб наличный кадровый исследовательский потенциал;
во-вторых, отсталой,
нищенской является материально-техническая
и особенно информационная и издательская
база исследовательско-
в-третьих, исследователи
проблем молодежи плохо интегрированы
в отечественное и
в-четвертых, "проблемы молодежи как выражения одного из глобальных и острейших противоречий нашего общества, выявленного перестройкой, В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ ПОКА ЕЩЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. (Выделено мной - И.С.) Как говорится, пока "не дошло". Отсюда - огромное противодействие идее молодежной политики, принятию Закона о молодежи, в том числе, как ни парадоксально, частично и со стороны самой молодежи." (53, с.9)
в-пятых, использование
имеющихся теоретических и
в-шестых, имеющиеся
исследовательские наработки - и
без того явно недостаточные - были
ориентированы на характеристику объекта
"советская молодежь". Но уже
в конце 80-х годов была констатирована
абстрактность такого подхода, делающая
нерабочей и неприменимой в управленческо-
в-седьмых, разительный
контраст характеристик и проблем
молодежи по республикам, регионам, категориям
и группам выдвинул на первый план
необходимость их специально-региональных
и местных исследований и разработок,
отныне вынеся приговор утопии "научных
рекомендаций" из Москвы и "центра".
"Нужно создавать систему
Сегодня уже
значительно более широкому кругу
ученых и политиков, управленцев
и администраторов стало
Формирование деятельности по защите и обеспечению прав молодежи как части общества не может обойтись без науки о молодежи. Доморощенность "программ" практиков "на местах", ранее корректировавшихся спущенными "сверху" инструкциями всеведущих ученых из "центра", с потерей даже этой последней "соломинки", превращается в растрату ресурса и фактор контрразвития общества как на местно-региональном, так и на государственно-федеральном уровнях.
Но мы и сегодня
наблюдаем, как наше общество привыкло
приспосабливать истину к личным
интересам. Прогресс и действенность
объективного научного знания о молодежи
возможны лишь в условиях, благоприятствующих
заинтересованному диалогу
& 2. Методологические подходы к определению
понятия "молодежь".
Проблема выбора
объекта и предмета социально-философского
исследования во многих ситуациях выглядит
достаточно произвольной, обусловленной
лишь интересом самого исследователя.
Однако при более внимательном анализе
тематики социальных исследований обнаруживается
назревшая неразрешенность
К подобной категории
проблем можно отнести и
Вместе с тем,
сама процедура выделения молодежи
как социальной группы, с методологической
точки зрения, носит в большинстве
случаев слабообоснованный
Но не надо путать эти два важнейших подхода. Возможно, комплексность и есть последний шаг к целостности, но она может бесконечно долго приближаться к ней, так никогда ее не достигнув. Хотя, как известно, в геометрии и проходит доказательство об окружности и вписанном многоугольнике с бесконечным числом сторон, но там существенно важна именно бесконечность сторон. В случае же с молодежью реальной бесконечности наук мы не наблюдаем, а потому можно смело говорить, что до идеальной ситуации в изучении молодежи нам еще далеко. Четырех- или даже восьмиугольник современных наук о молодежи никак не похож на круг, который должен дать целостность, образом которой он сам является.
В крайней форме
подобного скептицизма можно
дойти до утверждения, что и в
других науках ситуация подобна этой.
Что там работает принцип дополнительности
истины, по Бору, или, как в случае
с другими сферами жизни
Вместе с тем, качественная определенность и выделенность данного предмета принимается научным сообществом в общем и целом единодушно, а "единодушие, - считает К. Ясперс, - признак общезначимости. Там, где на протяжении длительного времени не достигнуто единодушие всех мыслящих людей, возникает сомнение в общезначимости научного знания". (185, с.101) Однако в какой сфере искать сейчас компетентного и обоснованного единодушия по данному вопросу? Химики занимаются химией, физики - физикой, а вот кто сегодня в нашей стране занимается обществом в целом - сказать сложно. Раньше ответ лежал на поверхности - исторический материализм. А сегодня? Социология? Нет, такой ответ не проходит ныне не только у нас, стоящих на обломках исторического материализма, но даже в западной социологии.
Поэтому никуда не деться от констатации ( или напоминания) того, что социология хоть и является наукой об обществе, но имеет в своем фундаменте некую философию истории. Сейчас это звучит, может быть, несколько старомодно и не совсем точно отражает все многообразие существующих позиций. Но, тем не менее, в общем и целом это так. Западные социологи фактически принимают данное им общество как далее качественно неизменное, а потому и исходная парадигма, и та, новая, которую они предлагают, по существу мало отличаются друг от друга. Будь то Спенсер, Дюркгейм или Вебер, etc.- все они прекрасно понимали, что их социология есть наука об обществе, рассматриваемом с логической точки зрения. Истории там нет, а если и есть, то в очень препарированном виде. А отдельные их выкладки на этот счет показывают, что в своих построениях они опирались либо на немецкую классическую философию, либо на более поздние философские изыскания - Ницше, Бергсона и пр. Иными словами, видные социологи выстраивали свои грандиозные социальные конструкции, специально не рефлексируя, а лишь указывая на свои основания. В советской социальной науке раньше делали то же самое, указывая на свой теоретический фундамент - теорию Маркса.
Но по большому счету это значит, что достаточно долго, едва ли не со дня своего рождения и до сих пор, социология принципиально не занимается вопросами своих оснований, метафизическими для нее. Социология в целом черпает основные фундаментальные конструкты об устройстве бытия из социальной философии своего времени или прошлых ее образцов. Однако что проходит для социологии, никак не подходит для философии.
К проблеме молодежи
все это имеет отношение ровно
в той мере, в какой наука
о молодежи стремится быть именно
наукой. В своих попытках обнаружить
осмысление молодежи у классиков
философии, начиная с древних
греков, нам не удалось обнаружить
в предметных указателях ни у одного
мыслителя прошлого молодежи как
некоего предмета, равно как и
ее характеристику. Я не беру в расчет
некоторые сетования и
Правда, есть концепция,
идущая еще от В. Дильтея и философии
жизни, согласно которой критерием
вычленения поколения выступает
не одновременность, а однородность.
Она формируется под
Информация о работе Социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи