Социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:37, доклад

Краткое описание

Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска.

Файлы: 1 файл

Если кратко.docx

— 96.55 Кб (Скачать)

Молодежь в  Америке интересуется также и  глобальными проблемами. Во многих исследованиях говорится, что американская молодежь обеспокоена угрозой ядерной  войны. Как отмечает доктор Джон Мэк, профессор психиатрии медицинской  школы Гарвардского университета, «Все больший процент детей встревожен ядерной угрозой». Молодежь также  обеспокоена голодом в мире. Она  заботится о других людях в  других странах, что видно из таких  акций, как осуществление проекта  «Дети для детей», в ходе которого группе детей из Нью-Йорка удалось  собрать в 1985 году 250000 долларов в  помощь голодающим детям Эфиопии. Затем  они призвали и других школьников Соединенных Штатов присоединиться к кампании по сбору средств. В  том же 1985 году в рамках благотворительной  программы «Помощь ради жизни» в  Англии и Соединенных Штатах были одновременно организованы два концерта рок-музыки, во время которых было собрано 40-50 миллионов долларов для  оказания помощи голодающим в Африке. Что представляет собой сегодняшняя  американская молодежь? Вот как характеризует  ее обследование «Настроение американской молодежи»: они (молодые люди) «настроены весьма решительно; в их планы входит получение образования после окончания средней школы, успешная карьера, брак и воспитание детей в атмосфере уважения и любви. У них мало высоких мыслей об «изменении мира», зато вместо этого они решили внести свой посильный вклад в улучшение жизни своей семьи, друзей и общества, в котором они живут». Актуальность темы исследования. Как это ни покажется парадоксально, но актуальность той или иной проблемы является производной в какой-то степени от усилий философии. Именно философия нередко определяет, что актуально или неактуально сегодня. Сделать это ей позволяет ее постоянная нацеленность на фундаментальные свойства и проблемы бытия. Трудно не согласиться с мыслью К.Ясперса, который следующим образом определил, что есть философ: "Философ - нечто большее, чем просто познающий. Его характеризует и материал, который он познает, и происхождение этого материала. В личности философа присутствует время, его движение, его проблематика, в ней силы времени необычайно жизненны и ясны. Философ представляет собой то, что есть время, и представляет субстанциально, тогда как другие отражают лишь части, уклонения, опустошения, искажения сил времени. Философ - сердце в жизни времени, но не только это, - он способен выразить время, поставить перед ним зеркало и, выражая время, духовно определить его. Поэтому философ - человек, который всегда готов отвечать всей своей личностью, вводить всю ее в действие, если он вообще где-либо действует." (24, с.556). Не случайно проблеме времени в ее специфически-социальном преломлении уготовано занять одно из центральных мест в данной работе.

Современная цивилизация, взятая в ее простейшем понимании  как все совокупное многообразие стран и народов, переживает в  ХХ веке колоссальные, глобальные эволюционные и революционные изменения количественного  и качественного характера. При  этом скорость и глубина происходящих в различных странах и регионах социальных процессов далеко неравномерна. Не равны как стартовые условия, так и последствия происходящих изменений. Общество и культура в  целом находятся на перепутье, ищут исторические альтернативы - где-то методом  проб и ошибок, где-то опираясь на эмпирические и теоретические изыскания экономистов, социологов, психологов и т.д. В конце  концов, в своих поисках идентификации  и репрезентации собственных  состояний и изменений они  упираются в неразвернутость, неразвитость и недостаточную разработанность  собственных философских оснований  деятельности в целом, в материальной и идеальной сферах жизнедеятельности  общества.

Когда были запущены исторические часы тех изменений, которые  определяют сегодняшний миропорядок? В зависимости от ракурса или  предмета нашего исследовательского интереса, за точку отсчета сегодня можно  принимать - с большими или меньшими возможностями обоснования - практически  любую временную точку. В конечном итоге все сводится к тому, сможет ли таким образом выбранное и  обоснованное начало при последовательном отслеживании идущих далее процессов  привести к пониманию существа дела в сегодняшней ситуации, показать и доказать правильность (истинность) интерпретации и переинтерпретации  существующих реалий. И тем самым  занять достойное место в ряду гипотез и теорий, претендующих на истинность в предпоследней инстанции. Поскольку, в конце концов, истина обретает себя как некое спокойное  самодостаточное бытие лишь в  очень широких исторических рамках, когда в глубокой пыли веков теряются пикантные детали и остаются одни банальности - Троянская война, Великий  Рим или Александр Македонский - как некие констатации фактов, основания которых за давностью  аргументации никто не собирается оспаривать.

Но при этом все же встает резонный вопрос о  том, почему в истории общества или  истории культуры существует некая  выделенность определенных фигур, событий  и т.п. Более того, иногда споры  и дискуссии о некоторых явлениях, существовавших или не существовавших, становятся достоянием культуры независимо от полученного в них результата. Позволим себе предположить, что в  таких ситуациях последним аргументом за вписание в "анналы" является внутренняя красота и полнота предложенных подходов и интерпретаций. А эти  характеристики, само собой разумеется, возникают только тогда, когда некто  предлагает целостное представление о познаваемом предмете. То, в котором минимальные исходные априорные конструкции обеспечивают далее дедуктивное выведение как известных (реально существовавших) событий, превращая их в факты, так и конструируя недостающие в сохраненных источниках информации события и тоже превращая их в реально существующие факты.

Такое целостное  видение уже востребовано и частично реализовано по отношению ко многим социально значимым процессам. Философия  истории, политики и права, власти и  государства, философия классов, этносов  и социальных групп, философия отношений  и деятельности - эти и другие отрасли философского знания составляют ныне значительное поле теоретических  наработок, активно действующих  в пространстве исследовательской  мысли и продолжающих активно  развиваться. На этом фундаменте строятся сейчас многие социологические теории среднего уровня.

Мы убеждены, что одной из проблем, в отношении  которых назрели необходимость  и возможность такого целостного философского осмысления, является социализация молодежи. Вопросы социализации сегодня  должны занять в повестке дня стран  и сообществ место первостепенных, можно сказать, критических, авральных. Во-первых, потому что они уже  обострены до предела, их грозовой потенциал, доныне прорывавшийся в локальных  разрядках, может уже в ближайшие  годы привести к взрывообразному  социальному обвалу.

Кроме того, сегодняшняя  ситуация в России, как никакая  другая, способствует пристальному обращению  к этой проблеме. Нет необходимости  доказывать специально, что кризисные  ситуации в различных сферах жизни  и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации молодежи и активизируют ее изучение, поскольку  ставят под угрозу воспроизводство  как существующих общественных структур, так и воспроизводство отдельно взятых индивидов и личностей. В  этих условиях, как правило, повышается актуальность научных исследований как самого процесса социализации, так и отдельных факторов, которые  влияют на его успешность.

Во-вторых, сейчас наша социальность пребывает в глубочайшем  кризисе, и удержаться от социальной катастрофы - насущная задача. В такие  периоды важнейшим условием выживания  общества и его перспектив является то, понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодежь, куда идет, сама или подталкиваемая почти неуправляемой сейчас стихией  социальных процессов? Какие ожидания можно связать с ее поведением? Ожидание ближних перспектив - это  обеспечение общественной безопасности себе и сегодня, ожидание дальних - выживание  и благополучие своим детям и  собственной старости завтра.

Наконец, в третьих, от этого в немалой степени  зависит судьба и перспективы  социальных преобразований современной  России. Потому что, как отмечал К. Манхейм: "Статичные общества, которые  развиваются постепенно при медленном  темпе изменений, опираются главным  образом на опыт старших поколений. Образование в таких обществах  сосредоточено на передаче традиции, а методами обучения являются воспроизведение  и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.

В противоположность  таким статичным, медленно изменяющимися  обществам динамические общества, стремящиеся  к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них  социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью (87, с.443-444).

Между тем, современное  общество еще не осознало ни масштабов  этой проблемы, ни ее мощи, хотя не раз  уже испытало беспокойство и озабоченность  по поводу отдельных ее проявлений. Думается, что одной из причин такой  беспечности является недостаточность  целостного осмысления проблемы социализации во всем ее современном объеме.

Но сегодня  в наших гуманитарных науках проблемы социализации молодежи скорее намечены, чем глубоко проанализированы. И  если раньше это было связано, прежде всего, с эмпирической неизученностью этих проблем, то сегодня это обусловлено  в первую очередь недостаточностью концептуальных наработок. В частности, социология молодежи и ее отдельные  направления все еще находятся  в поиске адекватных себе социально-философских  концепций исторического развития и социального устройства современного мира. Потому что хотим мы того или  не хотим, но каждая социализационная теория содержит в скрытом или  явном виде не только общесоциологическую  концепцию, но и социально-философскую  концепцию исторического процесса, отвечая на вопрос о сущности социального  в целом и сущности человека в  том числе.

Одним из важнейших  объективных обстоятельств, сдерживавших длительное время у нас в стране исследование проблем социализации молодежи, было то, что пока был простор  для экстенсивного экономического развития, социализующие процессы протекали, в основном, бескризисно, поскольку  было обеспечено сравнительно стабильное и неизменное "расширенное воспроизводство" общественной жизни. Условия экстенсивного  экономического развития страны создавали  возможности для интеграции и  адаптации основной массы молодежи в сфере образования и производства. Относительно низкий уровень развития производительных сил не предъявлял особых требований к специальной  подготовке молодежи и позволял осуществлять почти беспроблемную трудовую и  социальную интеграцию.

Между тем, затянувшаяся нынешняя переходная ситуация показала неудовлетворенность подходов гуманитарных наук к анализу современных проблем  социализации. Обнаружилась абстрактность  этих подходов, которая проявилась в том, что в исследовании процесса социализации новых поколений акцент все еще ставится на целенаправленном воздействии на молодежь со стороны  институций, на разработке методических указаний по воспитанию молодежи, без  учета реальных условий новой  общественной среды, влияние которой  сегодня сильно изменилось, приобрело  новые формы, наполнилось иным содержанием. И это надо не просто констатировать, но адекватно оценивать и глубоко  анализировать. Все более открыто  признается теоретическая и методическая беспомощность "воспитателей" и "социализаторов" разных уровней и направлений. При  рассмотрении современных проблем  молодежи ключевыми словами становятся "крах идеалов", "катастрофа воспитания", "крах ценностей человека и человеческого", "крах гуманизма" и т.д.

Чтобы корректно  отнестись к таким оценкам  необходимо понимать, что для социальной теории ответ на вопрос о природе  социализационного процесса, его  закономерностях, формах, типах, есть, прежде всего, ответ на вопрос о принципиальном воспроизводстве социальной системой самой себя в своих существенных характеристиках. А это является имманентным критерием "истинности" соответствующих представлений об устройстве социальной действительности. Поэтому сегодня, как редко в какое другое время, в общественной науке и практике назрела необходимость ревизии, переработки и разработки философских, теоретических и методологических оснований проблемы социализации молодежи .

Из наследия 70-80-х гг. большую ценность, на наш  взгляд, представляют исследования методологического  характера, заложившие основы социологии молодежи в нашей стране, методологические предпосылки анализа жизнедеятельности  молодого поколения в обществе в  целом. Для нас ценны многие положения, касающиеся характеристик молодежи и подходов к ее изучению, выдвинутые в трудах И.В.Бестужева-Лады, Е.Е.Леванова, И.М.Ильинского, И.С.Кона, В.Т.Лисовского, В.М.Соколова, В.Н.Шубкина и др. Среди  них - положение о социальной обусловленности  позиций молодежи в различных  сферах жизнедеятельности, о психологических  особенностях юношества как специфической  социально-демографической группы, о важности процесса самопознания молодого поколения, об обязанностях общества по отношению к молодежи и обратной зависимости между ними, о возможности  прогнозирования социальных потребностей и многое другое.

Современную проблематику, в которой разворачивается исследовательский  процесс по изучению молодежи, можно  разбить на несколько групп.

К первой группе научных разработок нужно отнести  труды, посвященные проблемам молодежи как особой социально-демографической  группы. Это работы Блинова Н.М., Боряза В.Н., Волкова Ю.Е., Ильинского И.М., Иконниковой  С.Н., Лисовского В.Т., Кона И.С., Капто  А.С., Мансурова В.А., Филиппова Ф.Р., Чупрова В.И. и др. Исследования этих авторов в основном направлены на анализ положения молодежи в социальной структуре общества.

Вторая группа сконцентрирована вокруг проблемы интереса. Этому уделили внимание такие  исследователи, как Ануфриев Е.А., Бернацкий  В.О., Гак Г.М., Глезерман Г.Е., Здравомыслов А.Г., Завьялов Ю.С., Кронрод Я., Морозов  В.С., Нестеров В.Г., Борисов В.К., Сморгунов  Л.В. и др.

Общие проблемы социализации, сущность и содержание этого процесса анализируются в  работах Б.Г.Ананьева, Андреенкова  Н.В., С.С.Батенина, Л.П.Буевой, В.В.Москаленко, В.Г.Немировского, Б.Д.Парыгина и др.

Информация о работе Социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи