Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:37, доклад
Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска.
Молодежь в
Америке интересуется также и
глобальными проблемами. Во многих
исследованиях говорится, что американская
молодежь обеспокоена угрозой ядерной
войны. Как отмечает доктор Джон Мэк,
профессор психиатрии медицинской
школы Гарвардского университета, «Все
больший процент детей
Современная цивилизация,
взятая в ее простейшем понимании
как все совокупное многообразие
стран и народов, переживает в
ХХ веке колоссальные, глобальные эволюционные
и революционные изменения
Когда были запущены
исторические часы тех изменений, которые
определяют сегодняшний миропорядок?
В зависимости от ракурса или
предмета нашего исследовательского интереса,
за точку отсчета сегодня можно
принимать - с большими или меньшими
возможностями обоснования - практически
любую временную точку. В конечном
итоге все сводится к тому, сможет
ли таким образом выбранное и
обоснованное начало при последовательном
отслеживании идущих далее процессов
привести к пониманию существа дела
в сегодняшней ситуации, показать
и доказать правильность (истинность)
интерпретации и
Но при этом
все же встает резонный вопрос о
том, почему в истории общества или
истории культуры существует некая
выделенность определенных фигур, событий
и т.п. Более того, иногда споры
и дискуссии о некоторых
Такое целостное видение уже востребовано и частично реализовано по отношению ко многим социально значимым процессам. Философия истории, политики и права, власти и государства, философия классов, этносов и социальных групп, философия отношений и деятельности - эти и другие отрасли философского знания составляют ныне значительное поле теоретических наработок, активно действующих в пространстве исследовательской мысли и продолжающих активно развиваться. На этом фундаменте строятся сейчас многие социологические теории среднего уровня.
Мы убеждены,
что одной из проблем, в отношении
которых назрели необходимость
и возможность такого целостного
философского осмысления, является социализация
молодежи. Вопросы социализации сегодня
должны занять в повестке дня стран
и сообществ место
Кроме того, сегодняшняя ситуация в России, как никакая другая, способствует пристальному обращению к этой проблеме. Нет необходимости доказывать специально, что кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации молодежи и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и воспроизводство отдельно взятых индивидов и личностей. В этих условиях, как правило, повышается актуальность научных исследований как самого процесса социализации, так и отдельных факторов, которые влияют на его успешность.
Во-вторых, сейчас наша социальность пребывает в глубочайшем кризисе, и удержаться от социальной катастрофы - насущная задача. В такие периоды важнейшим условием выживания общества и его перспектив является то, понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодежь, куда идет, сама или подталкиваемая почти неуправляемой сейчас стихией социальных процессов? Какие ожидания можно связать с ее поведением? Ожидание ближних перспектив - это обеспечение общественной безопасности себе и сегодня, ожидание дальних - выживание и благополучие своим детям и собственной старости завтра.
Наконец, в третьих, от этого в немалой степени зависит судьба и перспективы социальных преобразований современной России. Потому что, как отмечал К. Манхейм: "Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиции, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.
В противоположность
таким статичным, медленно изменяющимися
обществам динамические общества, стремящиеся
к новым стартовым
Между тем, современное общество еще не осознало ни масштабов этой проблемы, ни ее мощи, хотя не раз уже испытало беспокойство и озабоченность по поводу отдельных ее проявлений. Думается, что одной из причин такой беспечности является недостаточность целостного осмысления проблемы социализации во всем ее современном объеме.
Но сегодня
в наших гуманитарных науках проблемы
социализации молодежи скорее намечены,
чем глубоко проанализированы. И
если раньше это было связано, прежде
всего, с эмпирической неизученностью
этих проблем, то сегодня это обусловлено
в первую очередь недостаточностью
концептуальных наработок. В частности,
социология молодежи и ее отдельные
направления все еще находятся
в поиске адекватных себе социально-философских
концепций исторического
Одним из важнейших
объективных обстоятельств, сдерживавших
длительное время у нас в стране
исследование проблем социализации
молодежи, было то, что пока был простор
для экстенсивного
Между тем, затянувшаяся нынешняя переходная ситуация показала неудовлетворенность подходов гуманитарных наук к анализу современных проблем социализации. Обнаружилась абстрактность этих подходов, которая проявилась в том, что в исследовании процесса социализации новых поколений акцент все еще ставится на целенаправленном воздействии на молодежь со стороны институций, на разработке методических указаний по воспитанию молодежи, без учета реальных условий новой общественной среды, влияние которой сегодня сильно изменилось, приобрело новые формы, наполнилось иным содержанием. И это надо не просто констатировать, но адекватно оценивать и глубоко анализировать. Все более открыто признается теоретическая и методическая беспомощность "воспитателей" и "социализаторов" разных уровней и направлений. При рассмотрении современных проблем молодежи ключевыми словами становятся "крах идеалов", "катастрофа воспитания", "крах ценностей человека и человеческого", "крах гуманизма" и т.д.
Чтобы корректно отнестись к таким оценкам необходимо понимать, что для социальной теории ответ на вопрос о природе социализационного процесса, его закономерностях, формах, типах, есть, прежде всего, ответ на вопрос о принципиальном воспроизводстве социальной системой самой себя в своих существенных характеристиках. А это является имманентным критерием "истинности" соответствующих представлений об устройстве социальной действительности. Поэтому сегодня, как редко в какое другое время, в общественной науке и практике назрела необходимость ревизии, переработки и разработки философских, теоретических и методологических оснований проблемы социализации молодежи .
Из наследия
70-80-х гг. большую ценность, на наш
взгляд, представляют исследования методологического
характера, заложившие основы социологии
молодежи в нашей стране, методологические
предпосылки анализа
Современную проблематику,
в которой разворачивается
К первой группе научных разработок нужно отнести труды, посвященные проблемам молодежи как особой социально-демографической группы. Это работы Блинова Н.М., Боряза В.Н., Волкова Ю.Е., Ильинского И.М., Иконниковой С.Н., Лисовского В.Т., Кона И.С., Капто А.С., Мансурова В.А., Филиппова Ф.Р., Чупрова В.И. и др. Исследования этих авторов в основном направлены на анализ положения молодежи в социальной структуре общества.
Вторая группа сконцентрирована вокруг проблемы интереса. Этому уделили внимание такие исследователи, как Ануфриев Е.А., Бернацкий В.О., Гак Г.М., Глезерман Г.Е., Здравомыслов А.Г., Завьялов Ю.С., Кронрод Я., Морозов В.С., Нестеров В.Г., Борисов В.К., Сморгунов Л.В. и др.
Общие проблемы социализации, сущность и содержание этого процесса анализируются в работах Б.Г.Ананьева, Андреенкова Н.В., С.С.Батенина, Л.П.Буевой, В.В.Москаленко, В.Г.Немировского, Б.Д.Парыгина и др.
Информация о работе Социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи