Социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:37, доклад

Краткое описание

Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска.

Файлы: 1 файл

Если кратко.docx

— 96.55 Кб (Скачать)

Постановка проблем  социализации молодежи в условиях НТП  дана в работах И.С.Кона, О.И.Шкаратана  и А.М.Коршунова, Ю.Н.Давыдова и И.Б.Роднянской, К.Г.Мяло, С.Н.Иконниковой, Г.А.Чередниченко и В.Н.Шубкина и др.

Стадии и этапы  процесса социализации, их характеристики и критерии выделения рассматриваются  в работах Л.А.Антипова, Г.И.Гилинского, А.Я.Кузнецовой, И.С.Кона и др.

Институты социализации анализируются в работах Н.В.Андреенковой, В.Я.Титаренко и др.

До сих пор  интересны и полезны, на наш взгляд, работы зарубежных ученых, в которых  анализируются взаимоотношения  между поколениями в современных  условиях. Это монографии, авторами которых являются Т.Роззак, Х.Кройц, (212, 205).Уникальным по своему энциклопедическому характеру является издание под  ред.Д.Гозлинга, которое охватывает около 30 проблем социализации. (199 )

Анализу процесса социализации в современном динамичном мире посвящена работа И.Таллмана, Р.Маротц-Бадена, П.Пиндаса (219 ).Вместе с тем, несмотря на множественность направлений  и подходов, разработка проблемы социализации молодежи сегодня не только далека от завершения, а напротив, все более  демонстрирует необходимость как  переосмысления ранее исследованного, дополнительного изучения почти  устоявшегося, так и открытия новых  граней и полей изучения. Это касается, к примеру, совершенно новых аспектов в традиционной проблеме взаимоотношений  поколений, которая сегодня утеряла  свою дихотомичную структуру, ввиду  чего ее пространство требуемых решений  значительно усложнилось, а современное  общество оказалось к этому совершенно не готово, ни идейно, ни деятельностно. Или кризиса современного образования, этого устоявшегося и ставшего традиционным института социализации молодежи, оказавшегося не в состоянии квалифицированно осмыслить суть происходящих на излете ХХ века изменений и выработать адекватную им стратегию собственного развития. Наконец, в этот же ряд можно поставить  даже саму проблему социализации молодежи, которая сегодня подвержена настолько  сильному давлению новых реалий наступающего тысячелетия, что в ней уже  трудно сказать, что отныне имеется  в виду под молодежью, и какое  отношение к традиционному содержанию социализации имеет то, что становится ее смыслом теперь.

Конечно, невозможно претендовать в одной работе на полный охват всех современных проблем  социализации молодежи. Но можно, выявив стержневые факторы, попытаться осуществить  такое концептуальное видение этой проблемы в целом, из которого и стали  бы понятны многие уже проявленные  в событиях ее аспекты, подуровни  или части, и сформировалась бы теоретическая  платформа для дальнейших прогнозов, оценок и стратегий. Нам представляется, что таким конституциональным фактором в проблеме социализации молодежи, особенно на современном этапе, является диалектическая взаимосвязь традиций и инноваций, или даже шире - традиционного  и инновационного, в некотором  смысле ставшая знаменем времени, в  большой степени определившая и  обусловливающая изменения и  характеристики многих современных  процессов, проблем и затруднений.

В двух словах можно  сказать, что процесс социализации поколений, входящих в общественную жизнь, по сути представляющий процесс  самовоспроизводства общества, тесно  связан с традициями. А современный  этап мирового общественного развития не менее тесно связан с инновациями. Эти два, казалось бы, взаимоисключающих  обстоятельства, тем не менее, вынуждены  совмещаться в одном современном  социальном пространстве. Это порождает  не только объективные коллизии современной  истории, но и все более настоятельно требует выработки знаний, принципов, правил и методов деятельности, способной  учесть и эффективно выстроить их взаимодействие, избежав катастрофических противоречий.

Поэтому целью данного исследования является разработка целостной концепции социализации молодежи, с точки зрения значимости для нее традиций и инноваций, традиционных и инновационных процессов.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- выявить основные  теоретико-методологические подходы  и истоки формирования современных  концепций молодежи;

- выявить современные  концептуальные основы различных  теорий социализации молодежи;

- выделить и  проанализировать в историческом  процессе развития социализации  ее устойчивые формы и примеры,  давшие положительные результаты;

- раскрыть основания  и социально-историческую обусловленность  исторически конкретных форм  социализации молодежи;

- выделить, с  точки зрения наибольшего позитивного  или негативного влияния в  целом на общественные процессы  и на процесс социализации  молодежи, основные определяющие  материальные и духовные факторы,  определяющие и объясняющие современные  затруднения во взаимодействии  общества с молодежью; 

- выявить специфические  особенности современного процесса  социализации молодежи, взаимодействия  и роли в нем традиций и  инноваций, традиционных и инновационных  форм;

- проанализировать  состоятельность основных современных  направлений и методов социализации  молодежи и выявить пути повышения  ее эффективности в современных  условиях.

В работе автор  опирался на труды классиков философии, социологии, политологии, педагогики, истории, психологии: Платона, Аристотеля, Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, Г.В.Ф. Гегеля, К.Маркса, Ф.Энгельса, М.Вебера, Ж.П.Сартра, К.Ясперса, Э.Фромма, Э.Дюркгейма; К.Леви-Строса, Дж.Дж.Фрэзера, Л.Леви-Брюля, А.Д.Тойнби, О.Шпенглера, Н.А.Бердяева; У.Джемса, А.Маслоу, В.Франкла и др.

Значительное  теоретико-методологическое влияние  на разработку проблем оказали работы таких современных ученых, как  В.А.Вазюлин, П.П.Гайденко, Э.В.Ильенков, И.С.Кон, В.И.Купцов, А.Н.Леонтьев, Момджян  К.Х. и др.

В работе использованы публикации в периодической печати - статьи, обзоры, заметки; анализ политических и законодательных актов и  документов; данные социологических  исследований, проводившихся в России, в г.Оренбурге (при активном участии  автора) и Оренбургской области.

Полученные результаты могут быть использованы при чтении лекционных курсов по теории деятельности, сущности человека, по проблемам социального  детерминизма.

А также в  научных исследованиях и разработках  по проблемам молодежи, социальной деятельности, социального развития, при проектировании социальных инноваций, в процессе реформирования современных  систем и структур по работе с молодежью  или другими социальными процессами и группами в парадигме развития.

Основные выводы рассчитаны на практическое использование  в деятельности институтов государственного регулирования социальных процессов (законодательных, исполнительных, идеологических и прочих уровней властных структур), при разработке вопросов государственной  молодежной политики, региональной, муниципальной  политики по работе с молодежью, в социальном управлении. Отдельные разделы могут быть использованы в системе последипломного образования работников комитетов и отделов по делам молодежи, социального управления, политических, юридических и других органов и организаций, работающих с молодежью.

& 1. Социальные и теоретические  предпосылки проблемы 

изучения  молодежи

С каждым днем все  более пристальное внимание специалистов разных профессий привлекает становление  государственной молодежной политики в нашей стране. Потому что именно здесь сегодня идет реальный процесс  рождения будущего России. Ясно, что  опыта осуществления такой политики у нас пока просто нет. Имевшийся  опыт работы и функционирования ВЛКСМ  сегодня практически бесполезен, а практика разного рода неформальных объединений специально не анализировалась  и не обобщалась. (См.53). Опыт реализации государственной молодежной политики в так называемых развитых странах  может служить лишь определенным ориентиром, но не более. Следовательно, и возможные методы работы с современной  молодежью могут пока нарабатываться только в процессе реальной практической деятельности по осуществлению молодежной политики в разных регионах страны.

Однако молодежь и молодежная политика в России все  еще не являются достаточно изученным  объектом, в силу целого ряда обстоятельств - политико-идеологических, материально-технических, финансово-организационных и др. Что означает отсутствие адекватной информации об изучаемом объекте - это  вопрос риторический. А для социального  управления - тем более, невладение информацией о реальном положении  дел с молодежью означает полное непонимание перспектив всего общества в целом, невозможность прогнозов  и планирования (в том числе  ресурсного) дальнейшего развития событий  и структур, проблематичность построения управляющей практики, обреченность на стихию произвольно складывающихся социальных процессов.

Одна из центральных  социальных проблем здесь заключается  в том, что, как правило, молодежь или принимает ценности отцов, или  полностью от них отказывается. В  последнее десятилетие наше общество почти напрямую столкнулось с  последним. Добиться хотя бы частичного принятия поколением детей общественных ценностей своих предшественников, совместить новые общественные ориентиры  с прежними ценностными устоями  так, чтобы революционизировать  бывшее советское сознание, но при  этом не спровоцировать обвал социальности, - все это оказалось непростым, но важным вопросом выживания Российского  общества и государства. В его  решении отечественная политика пока вряд ли может похвастать достижениями и успехами.

Тем не менее, в  истории имелись прецеденты решения  обществом, находящемся на изломе, аналогичных  проблем, связанных именно с молодежью. Это, прежде всего, пример Германии и  частично Японии после поражения  во второй мировой войне. Там были найдены - в ситуации, аналогичной  нашей, - новые для своего времени  и эффективные подходы к тому, чтобы решить проблему деидеологизации, а затем и реидеологизации  молодежи. Отсекая крайности национал-социализма и фашизма, обе страны тогда взяли  курс на фундаменталистские - семейно-религиозные - ценности и смогли кое-чего добиться. Но в их ситуации было понятно, что  делать, оставалось только решить, как  делать.

У нас же до сих  пор не ясно ни что делать, ни - тем  более - как. Мировое сообщество, озабоченное  решением глобальной проблемы вовлечения молодежи в жизнь существующего  общества, через свои каналы стремится  воздействовать на политику отдельных  стран в расстановке приоритетов  при решении национальных проблем. Об этом красноречиво свидетельствуют  документы ООН. Россия, выступив правопреемником  СССР, сделала только полшага в  направлении осуществления национальной молодежной политики. Однако пока нет  целостной национальной стратегии  развития, или хотя бы ее концепции, не ясно, что можно требовать и  ждать от молодежи. А время не ждет, вызовы мировому сообществу в  лице локальных и региональных конфликтов показывают, что по обе стороны  баррикад воюют прежде всего молодые  люди. Подрастает поколение, готовое  воевать, а не работать на конструктив.

Что делать с  нашей молодежью, выброшенной сейчас из полноценной социальной жизни  и ставшей легкой добычей криминального  мира с его собственными законами? Какие шаги предпринимать для  того, чтобы уберечь ее саму от разрушения сегодня и все общество от ее разрушительной активности завтра? Ответы на такие  вопросы нельзя получить на уровне здравого смысла, типа: " Увеличьте  финансирование - и все само собой  образуется. " Здесь нет и не может быть простого решения. Проблема может быть разрешена, если она правильно  поставлена, однако у нас она до сих пор даже не осознается как  проблема. И поныне нет понимания  значимости комплексного подхода к  изучению и решению проблем молодежи.

Противоречивая  ситуация в жизни нашей страны до предела обострила проблемы сохранения социальной стабильности и передачи культурного наследия от одного поколения  к другому. Этот процесс никогда  не был автоматическим, он всегда предполагал  активное участие в нем всех поколений. В недалеком прошлом у нас  в стране (СССР) существовал хотя бы государственно-партийный (или наоборот) принцип передачи подрастающему  поколению основных норм и ценностей  общества. Сегодня же мы с горечью (или злорадством) можем констатировать фактически полное отчуждение молодежи от истории, особенно советского периода. Практически разрушена старая система  социальных координат, новая формируется  очень противоречиво, а это значит, что молодежь в большинстве своем  не имеет критериев истинных представлений  о человеческих ценностях, не имеет  своих собственных жизненных  целей, а является объектом жесткой  манипуляции со стороны различных  социальных групп.

Идет неслыханное  разжигание потребительской жажды  благ любой ценой. При этом практически  не просматривается хотя бы робкая попытка формирования новой этики, в которой утверждалась бы творческая личность, способная максимально  эффективно использовать свой и представленный ей обществом ресурс в интересах  общества, с ориентацией на будущее. Господствует и в невероятных  масштабах процветает сиюминутный  интерес проедания будущего.

Можно построить  не одну логическую цепочку, позволяющую  проинтерпретировать цифры официальной  статистики. Например, рост преступности, в том числе и подростковой, можно объяснить, помимо всего прочего, и тем, что в массовом порядке  происходит переход от досуговых  форм деятельности к противоправной. Ведь раньше реально досуговая деятельность в подавляющем большинстве не была самоорганизующейся деятельностью. Государству было легче (дешевле) наштамповать массовиков-затейников в культпросветучилищах, основной задачей которых являлось занять молодежь хоть чем-нибудь, а  вовсе не обучить эту молодежь организации собственного досугового пространства и времени.

Информация о работе Социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи