Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:37, доклад
Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска.
Постановка проблем социализации молодежи в условиях НТП дана в работах И.С.Кона, О.И.Шкаратана и А.М.Коршунова, Ю.Н.Давыдова и И.Б.Роднянской, К.Г.Мяло, С.Н.Иконниковой, Г.А.Чередниченко и В.Н.Шубкина и др.
Стадии и этапы процесса социализации, их характеристики и критерии выделения рассматриваются в работах Л.А.Антипова, Г.И.Гилинского, А.Я.Кузнецовой, И.С.Кона и др.
Институты социализации
анализируются в работах Н.В.
До сих пор
интересны и полезны, на наш взгляд,
работы зарубежных ученых, в которых
анализируются взаимоотношения
между поколениями в
Анализу процесса
социализации в современном динамичном
мире посвящена работа И.Таллмана, Р.Маротц-Бадена,
П.Пиндаса (219 ).Вместе с тем, несмотря
на множественность направлений
и подходов, разработка проблемы социализации
молодежи сегодня не только далека
от завершения, а напротив, все более
демонстрирует необходимость
Конечно, невозможно претендовать в одной работе на полный охват всех современных проблем социализации молодежи. Но можно, выявив стержневые факторы, попытаться осуществить такое концептуальное видение этой проблемы в целом, из которого и стали бы понятны многие уже проявленные в событиях ее аспекты, подуровни или части, и сформировалась бы теоретическая платформа для дальнейших прогнозов, оценок и стратегий. Нам представляется, что таким конституциональным фактором в проблеме социализации молодежи, особенно на современном этапе, является диалектическая взаимосвязь традиций и инноваций, или даже шире - традиционного и инновационного, в некотором смысле ставшая знаменем времени, в большой степени определившая и обусловливающая изменения и характеристики многих современных процессов, проблем и затруднений.
В двух словах можно
сказать, что процесс социализации
поколений, входящих в общественную
жизнь, по сути представляющий процесс
самовоспроизводства общества, тесно
связан с традициями. А современный
этап мирового общественного развития
не менее тесно связан с инновациями.
Эти два, казалось бы, взаимоисключающих
обстоятельства, тем не менее, вынуждены
совмещаться в одном
Поэтому целью данного исследования является разработка целостной концепции социализации молодежи, с точки зрения значимости для нее традиций и инноваций, традиционных и инновационных процессов.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- выявить основные
теоретико-методологические
- выявить современные
концептуальные основы
- выделить и
проанализировать в
- раскрыть основания
и социально-историческую
- выделить, с
точки зрения наибольшего
- выявить специфические
особенности современного
- проанализировать
состоятельность основных
В работе автор опирался на труды классиков философии, социологии, политологии, педагогики, истории, психологии: Платона, Аристотеля, Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, Г.В.Ф. Гегеля, К.Маркса, Ф.Энгельса, М.Вебера, Ж.П.Сартра, К.Ясперса, Э.Фромма, Э.Дюркгейма; К.Леви-Строса, Дж.Дж.Фрэзера, Л.Леви-Брюля, А.Д.Тойнби, О.Шпенглера, Н.А.Бердяева; У.Джемса, А.Маслоу, В.Франкла и др.
Значительное теоретико-методологическое влияние на разработку проблем оказали работы таких современных ученых, как В.А.Вазюлин, П.П.Гайденко, Э.В.Ильенков, И.С.Кон, В.И.Купцов, А.Н.Леонтьев, Момджян К.Х. и др.
В работе использованы публикации в периодической печати - статьи, обзоры, заметки; анализ политических и законодательных актов и документов; данные социологических исследований, проводившихся в России, в г.Оренбурге (при активном участии автора) и Оренбургской области.
Полученные результаты могут быть использованы при чтении лекционных курсов по теории деятельности, сущности человека, по проблемам социального детерминизма.
А также в
научных исследованиях и
Основные выводы рассчитаны на практическое использование в деятельности институтов государственного регулирования социальных процессов (законодательных, исполнительных, идеологических и прочих уровней властных структур), при разработке вопросов государственной молодежной политики, региональной, муниципальной политики по работе с молодежью, в социальном управлении. Отдельные разделы могут быть использованы в системе последипломного образования работников комитетов и отделов по делам молодежи, социального управления, политических, юридических и других органов и организаций, работающих с молодежью.
& 1. Социальные и теоретические предпосылки проблемы
изучения молодежи
С каждым днем все
более пристальное внимание специалистов
разных профессий привлекает становление
государственной молодежной политики
в нашей стране. Потому что именно
здесь сегодня идет реальный процесс
рождения будущего России. Ясно, что
опыта осуществления такой
Однако молодежь
и молодежная политика в России все
еще не являются достаточно изученным
объектом, в силу целого ряда обстоятельств
- политико-идеологических, материально-технических,
финансово-организационных и
Одна из центральных
социальных проблем здесь заключается
в том, что, как правило, молодежь
или принимает ценности отцов, или
полностью от них отказывается. В
последнее десятилетие наше общество
почти напрямую столкнулось с
последним. Добиться хотя бы частичного
принятия поколением детей общественных
ценностей своих
Тем не менее, в
истории имелись прецеденты решения
обществом, находящемся на изломе, аналогичных
проблем, связанных именно с молодежью.
Это, прежде всего, пример Германии и
частично Японии после поражения
во второй мировой войне. Там были
найдены - в ситуации, аналогичной
нашей, - новые для своего времени
и эффективные подходы к тому,
чтобы решить проблему деидеологизации,
а затем и реидеологизации
молодежи. Отсекая крайности национал-
У нас же до сих
пор не ясно ни что делать, ни - тем
более - как. Мировое сообщество, озабоченное
решением глобальной проблемы вовлечения
молодежи в жизнь существующего
общества, через свои каналы стремится
воздействовать на политику отдельных
стран в расстановке
Что делать с нашей молодежью, выброшенной сейчас из полноценной социальной жизни и ставшей легкой добычей криминального мира с его собственными законами? Какие шаги предпринимать для того, чтобы уберечь ее саму от разрушения сегодня и все общество от ее разрушительной активности завтра? Ответы на такие вопросы нельзя получить на уровне здравого смысла, типа: " Увеличьте финансирование - и все само собой образуется. " Здесь нет и не может быть простого решения. Проблема может быть разрешена, если она правильно поставлена, однако у нас она до сих пор даже не осознается как проблема. И поныне нет понимания значимости комплексного подхода к изучению и решению проблем молодежи.
Противоречивая ситуация в жизни нашей страны до предела обострила проблемы сохранения социальной стабильности и передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Этот процесс никогда не был автоматическим, он всегда предполагал активное участие в нем всех поколений. В недалеком прошлом у нас в стране (СССР) существовал хотя бы государственно-партийный (или наоборот) принцип передачи подрастающему поколению основных норм и ценностей общества. Сегодня же мы с горечью (или злорадством) можем констатировать фактически полное отчуждение молодежи от истории, особенно советского периода. Практически разрушена старая система социальных координат, новая формируется очень противоречиво, а это значит, что молодежь в большинстве своем не имеет критериев истинных представлений о человеческих ценностях, не имеет своих собственных жизненных целей, а является объектом жесткой манипуляции со стороны различных социальных групп.
Идет неслыханное разжигание потребительской жажды благ любой ценой. При этом практически не просматривается хотя бы робкая попытка формирования новой этики, в которой утверждалась бы творческая личность, способная максимально эффективно использовать свой и представленный ей обществом ресурс в интересах общества, с ориентацией на будущее. Господствует и в невероятных масштабах процветает сиюминутный интерес проедания будущего.
Можно построить
не одну логическую цепочку, позволяющую
проинтерпретировать цифры
Информация о работе Социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи