Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:37, доклад
Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска.
Говоря о попытках дать определение понятия "молодежь", можно упомянуть несколько ее характеристик, которые обсуждаются еще с 20-х годов в буржуазной ювенологии. Ее определяют, как правило, либо по возрасту, либо по способу деятельности. Однако при этом, во-первых, демографические характеристики, как приходят к заключению исследователи, не имеют существенного значения для понимания ее природы. А во-вторых, даже при этом если еще нижнюю границу, задаваемую пубертатным возрастом, где-то как-то можно принять, то верхнюю возрастную границу определить никак не могут. И тогда молодежь пытаются определить не демографически, а по каким-то функциональным критериям, например, усвоенными ценностями. Но проблема все равно не решается.
В советское
время, при всей разнице мировоззренческих
и идеологических оснований науки
на Западе и в Советском Союзе,
ученые, которых мы грубо и условно
обозначим как марксистов и немарксистов,
сошлись в постановке и решении
проблемы изучения молодежи. Сошлись,
как и подобает, в прямой противоположности,
доведенной до крайней степени вульгаризации.
Определяющая характеристика позиции
в подходе к молодежи на Западе
- ползучий эмпиризм и некие спекулятивные
конструкции (по сути апологетические),
в СССР - софистические уловки и
выдумывание "закономерностей
В свое время принципиальным достижением и характеристикой современного познания стало следующее положение (объективно говоря, инструменталистское): "Подлинно такое познание, которое способно воссоздать свой предмет и тем самым доказать свою достоверность: "Я знаю только то, что могу сделать". Сознание творческой силы, присущее умению, окрыляет такое познание." (185, с.107)
В отношении молодежи практически на протяжении всей истории общества ситуация до середины ХХ века носила прямо противоположный характер. Люди не знали, что такое молодежь, но (грубо, но верно говоря) продолжали ее "делать". Не случайно все первые характеристики простейшего отношения к молодежи носят кровнородственный характер - отец и сын, дочь и мать, сестры и братья т.д. Какая при этом молодежь получалась и почему именно такая - искать ответы на эти вопросы наука и не пыталась, поскольку проблемы не было. А значит, не было в поле зрения и молодежи. Но об этом - ниже.
Итак, в познании
молодежи проблема: необходимо выделить
какие-то объективные критерии молодежи
и молодости, чтобы сначала схватить
сущность этого трудно определяемого
объекта на уровне объективных характеристик,
а уже потом изучать
Надо еще учесть,
что понятие "молодежь" является
конкретно-историческим понятием, и
в разные исторические периоды (не говоря
уже о переломных и переходных
периодах) несет в себе разные смыслы.
Как уже упоминалось, в наиболее
распространенном варианте оно используется
в демографическом, биологическом
смысле, и спор чаще всего идет лишь
о нижней и верхней возрастных
границах. Но при этом все же нельзя
отрицать, что уже есть концептуальные
попытки связать ее характеристики
с социальными процессами, когда
имеющиеся институты
Есть еще один
подход, который в отличие от такой
половинчатости, явно можно назвать
социологизаторским. При нем реальный
биологический возраст субъекта
не принимается во внимание вовсе, а
выдвигается некий
Однако в обоих
рассматриваемых случаях
В западных работах выделяют несколько периодов в развитии социологии молодежи: предысторию - 30-40-е годы; субкультурный период, когда господствовала концепция понимания молодежи как определенной субкультуры - 50-60-е годы, до молодежного бунта конца 60-х годов; контркультурный - когда революция 68-го года породила уже понимание молодежи как контркультуры; стилевой - 70-90-годы, когда выдвигаются различия в стиле жизни и нормах различных молодежных групп. Так развивалась социология молодежи, которая эмпирически обобщала и систематически отслеживала наблюдаемые изменения, решая при этом фактически количественную проблему.
И не мудрено, поскольку проблема социологии молодежи в ее методологическом ключе - это проблема философии истории, а потому социальная философия. Она неотъемлемо связана с анализом процессов развития, соотношения единичного, особенного и общего (всеобщего), с анализом части и целого, с проблемой социального времени (прошлого, настоящего, будущего) и т.д. То есть, сейчас доказывать отношение социологии молодежи к философии уже не надо, потому что наука на Западе уже подошла к этому методом проб и ошибок, все шире и шире охватывая исследование этих процессов и функционально приходя к этому выводу.
Очень модная и
популярная сейчас конфликтная модель
общества, утверждающая абсолютность
и всеобщность социальных изменений,
на деле фактически повторяет диалектическую
позицию. Даррендорф и Козер, идя
индуктивно как эмпирики, с необходимостью
приходят через индукцию к этому
философско-методологическому
Сегментарный субкультурный уровень - это еще один шаг, еще одна попытка осмысления социальности как целостности в рамках позитивистско-индуктивистской методологии. Здесь не положено первое - первичность, субстанциальность общества. Советская социология брала эту марксистскую посылку, но не могла ее дальше развернуть, поскольку не было данных эмпирического уровня. Поэтому спекулятивно приходилось изобретать "закономерности коммунистического воспитания". А на Западе наоборот, идя по-шагово вслед за фактами, никак не дойдут до того уровня, чтобы положить эту идею как философию, как первоначальную аксиому. Первично общество, и каково общество в целом, таковы и различные варианты реализации будущего этого общества через различные социальные группы молодежи.
Признание того,
что из одного и того же общества
вырастают качественно
Поэтому там пытаются пойти другими путями, отыскать причину, что же есть в молодежи такого специфического, из чего вырастают бунт, война и др. Даже оставив в стороне откровенно биологизаторские теории, неофрейдизм с его пониманием агрессивности как атрибута индивидуальной и общественной психологии и т.п., все равно можно отметить, что когда на Западе занимаются социальными причинами, то приходят к тому, что социальность должна определяться такими бесспорными характеристиками, которые можно и остенсивно определить, и теоретически оправдать.
Можно выделить
или описать сотни различных
молодежных групп по различным основаниям,
но когда начинают сводить в анализе
все к единому основанию, определяющему,
то становится безразлично, во что они
одеты и какие песни поют. Что
надо молодому человеку, чтобы стать
полноценным членом социальной группы?
Показательным здесь является насколько
то, что он усвоил в своей группе,
соответствует ценностям
Но куда вести
молодежь, какое будущее формировать
в ее лице через идеологию, систему
ценностей и целей? Сейчас социологи
утверждают, что даже их не устраивает
та социальная реальность, в которой
они живут, а молодежь просто интуитивно
чувствует ее недостатки. Куда ее звать,
если Запад сам пришел к выводу,
что капитализм лишен будущего, как
это утверждали мыслители уже
в предыдущем веке и продолжают так
считать в современности? Можно,
конечно, провозгласить: живите настоящим,
не задумывайтесь о будущем. Но стоя
на историко-научной и социально-
Методологические поиски продолжаются. Если встать на позицию, что метод определяется предметом исследования, то получается, что сущностная характеристика самой молодежи лежит, как минимум, в деятельностной сфере (плоскости) самой молодежи и всего универсума деятельности. Иными словами, наличные, обозреваемые на поверхностном уровне характеристики молодежи не отвечают на вопрос, что есть молодежь. В данном случае уместно замечание Ж.П. Сартра: "В обществе, становление и особенности которого уже изучены, развитие производительных сил и производственных отношений, всякое новое явление (человек, действие, произведение) предстает уже отнесенным к некоторой общности; прогресс заключается в том, чтобы через своеобразие рассматриваемого явления осветить структуры более глубокие и затем, наоборот, определить это своеобразие через фундаментальные структуры". (142, с.62)
Следовательно, в нашем случае надо предварительно охарактеризовать весь универсум молодежной деятельности, соотнести его с общими характеристиками универсума под названием "общество" в деятельностном плане и выйти на фундаментальные свойства последнего, которые без предыдущего соотнесения не могли бы быть в полной мере выявлены. Далее мы раскроем, что же именно обнаруживает общество в самом себе, соотнося себя со своей частью под названием "молодежь".
Нерешенность
фундаментальных
Однако теоретическое углубление в понимание природы этого (тогда еще потенциального в своих наиболее ярких проявлениях) конфликта произошло, как нам представляется, несколько раньше, в прошлом веке, в марксизме. Осмелимся сказать, что именно К. Маркс в тезисах о Фейербахе впервые сформулировал суть проблемы молодежи. Это становится понятно только сейчас. Сам Маркс, конечно же, не рассматривал свой третий и четвертый тезис как проблематизацию ситуации с молодежью. Субъективно здесь, скорее, сработал как раз тот самый универсальный принцип, согласно которому человек в своей деятельности бессознательно переводит часть своих субъективных проблем во всеобщие. К. Маркс в период написания этих тезисов был, по современным меркам, весьма молодым человеком, ему было 27 лет. Учитывая, кроме того, его стремление к некой самоидентификации с философским сообществом и поиском своей ниши в философии того времени (при безуспешности всех предыдущих попыток) станет ясно, чем явился этот документ для самого Маркса.
Информация о работе Социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи