Социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте. Формы и способы адаптации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 09:23, контрольная работа

Краткое описание

Адаптация персонала на рабочем месте – необходимая связь управления персонала. К сожалению, важность действий для профориентации руководства и адаптации, рабочих в нашей стране, в течение, длительного периода, недостаточно серьезно воспринята. В данный момент во многих государственных и коммерческих организациях не имеется никаких основных программ адаптации. Тем временем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, самофинансирования и самоокупаемости, который сопровождается значительным освобождением и, следовательно, трудовым перераспределением, увеличивает число рабочих, которые, должны справляться с новыми отраслями, или менять рабочее место и коллектив. Вследствие этого важность проблемы увеличения программ адаптации даже больше.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………….….3
2. Адаптация персонала на рабочем месте……………………..…4
3. Формы и способы адаптации. Социальная, психологическая, профессиональная адаптация………………………………………5
4. Заключение………………………………………………………10
5. Список используемой литературы…………………………..…11

Файлы: 1 файл

Психология карьеры социального работника - РАСПЕЧАТАТЬ!!!!!.doc

— 62.50 Кб (Скачать)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В Г. ЛЮБЕРЦЫ

 

               Факультет: Социальная работа

 

 

                         Контрольная работа

                                          ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

             «Психология карьеры социального работника»

                                            НА ТЕМУ:

«Социальная, профессиональная, психологическая адаптация на        

                рабочем месте. Формы и способы адаптации»

                                                                

 

 

                                                             

 

 

                                                                 Выполнила: Баландина Е.В.,

                                                                                           Студентка 4 курса,

                                                                                           Заочного отделения

                                                         Проверил:  Лапин Д.А.

                                    

                                                

 

 

                                    Люберцы 2011год

 

Содержание.

 

1. Введение……………………………………………………….….3

2. Адаптация персонала на рабочем месте……………………..…4

3. Формы и способы адаптации. Социальная, психологическая, профессиональная адаптация………………………………………5

4. Заключение………………………………………………………10

5. Список используемой литературы…………………………..…11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

                                      Введение.

Адаптация персонала на рабочем месте – необходимая  связь управления персонала. К сожалению, важность действий для профориентации руководства и адаптации, рабочих в нашей стране, в течение, длительного периода, недостаточно серьезно воспринята. В данный момент во многих государственных и коммерческих организациях не имеется никаких основных программ адаптации. Тем временем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, самофинансирования и самоокупаемости, который сопровождается значительным освобождением и, следовательно, трудовым перераспределением, увеличивает число рабочих, которые,  должны справляться с новыми отраслями, или менять  рабочее место и коллектив. Вследствие этого важность проблемы увеличения программ адаптации даже больше.

Кроме того, способы включения новых служащих в жизнь организации могут существенно раскрыть творческий потенциал в уже работающих сотрудниках и усилить их внедрение в корпоративную культуру организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Адаптация  персонала на рабочем месте.

 

Понятие, цели и виды адаптации

     «Адаптация (от позднелатинского «adaptio») — приспособление строения и функций организмов (и их групп) к условиям существо­вания».

     В процессе жизнедеятельности человек адаптируется ко мно­гим социальным средам: семье, учебным заведениям, новому месту жительства и т.д.

      Социальная адаптация - это процесс вживания индивида в со­циальную среду и превращения ее в его сферу деятельности, что предполагает следующие этапы:

    ♦ внедрение в среду;

    ♦ принятие и усвоение норм и ценностей этой среды;

    ♦ активное отношение субъекта к этой среде с целью наиболее полного удовлетворения обоюдных интересов.

     Адаптация персонала на рабочем месте - взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизио­логических, социально-психологических, организационно-администра­тивных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха. Под адаптацией понимается не только процесс, но и результат.

     Ре­зультатом адаптации к предприятию является состояние соответст­вия между производственной средой (среда адаптации) и работни­ком (субъект адаптации). Но это соответствие никогда не бывает абсолютным, носит обратимый характер.

   Особенностью адаптации является не­прерывность, с которой связаны понятия пределов, сроков и критериев адаптации.

    Цели адаптации:

   ≈ уменьшение издержек, связанных с  невысокой эффективностью работы;

   ≈ снижение степени неопределенности у новых работников;

   ≈ сокращение текучести кадров;

   ≈ экономия времени руководителя и сотрудников;

   ≈ формирование позитивного отношения к работе, удовлетворенности ею.

    

 

  Формы и способы адаптации. Социальная, психологическая, профессиональная адаптация.

    Формы адаптации:

1) Социальная адаптация - это процесс вживания индивида в социальную среду и превращение ее в сферу его деятельности, что предполагает следующие этапы:

    - внедрение в среду;

    - принятие и усвоение норм и ценностей этой среды;

    - активное отношение субъекта к этой среде с целью наиболее полного удовле­творения обоюдных интересов.

2) Производственная адаптация - включение работника в новую производственную среду, усвоение норм трудовой деятельности, установ­ление и расширение взаимосвязей между работником и производ­ственной средой.

3) Профессиональная адаптация - характеризуется дополнительным освоением возможностей, знаний и навыков, формированием профессиональных качеств.

      Профессиональная адаптация содержит как объективный (выполнение должностных обя­занностей, норм выработки, квалификация работника, наличие специальных знаний и навыков), так и субъективный (мотивы выбора профес­сии, эмоциональная оценка и планы относительно изменения или сохранения профессии) аспекты.

Профессиональная адаптация - заключается в освоении профессии, ее тонкостей, специфики, навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Этот тип адаптации характерен тем, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка, для него устанавливают наиболее подходящую форму подготовки, например направляют на курсы или прикрепляют наставника.

 

     Профессиональная адаптация проходит два этапа:

    = формирование у работника положительного отношения к определенному виду трудовой деятельности, характеру, условиям, режиму и организации труда;

    = овладение требуемыми профессиональными навыками и умениями, их закрепление в усло­виях конкретного производства, приобретение знаний, позволяю­щих быстро ориентироваться в различных производственных си­туациях, контролировать и программировать свои действия.

4) Психофизиологическая адаптация - приспособление к новым физическим и психическим нагрузкам, физиологическим условиям труда.

     Объектом адаптации являются условия труда - комплекс факторов производственной среды, которые оказывают различное психофизиологическое воздействие на работника: влияют на само­чувствие, настроение, дееспособность, а при длительном воздейст­вии - на утомляемость, трудоспособность, состояние здоровья, физические и психологические нагрузки, уровень монотонности труда, ритм труда, удобство рабо­чего места, внешние факторы воздействия (шум, освещение и т.п.).

5) Социально-психологическая адаптация - включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.

      Этот вид адаптации имеет познавательный, практи­ческий и эмоциональный элементы. Познавательный - связан с информацией о формальной и неформальной структуре коллектива. Практический - с непосред­ственным включением его в социальную жизнь предприятия. Эмо­циональный - выражается в формировании определенного уровня удовлетворенности взаимоотношениями в группе и своей позицией в их системе.

Социально-психологическая адаптация  человека к индустриальной деятельности – адаптация к самой близкой социальной среде в коллективе, к традициям и ненаписанным коллективным нормам, к стилю работы сотрудников, к особенностям межличностных отношений, которые сложились в коллективе. Она включает работника в коллектив на равных правах, принимаемое всеми его участниками. Она может быть связана со значительными трудностями, к таким как обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важность живого человеческого общения, практический опыт и переоценка ценности теоретического знания и инструкций.

6) Организационная адаптация - ознакомление с особенностями организацион­ного управления предприятием, местом своего подраз­деления и должности в общей организационной структуре и системе целей, создаются связи и отношения между работником и организацией, которые упорядочивают их взаимодействие.

 7) Экономическая адаптация - уровень заработной платы, способы материального стимулиро­вания и т.п.

 8) Непроизводственная адаптация выражается во внепроизводственном общении с коллегами: совместном отдыхе, обучении, заня­тиях спортом и т.д., к бытовым условиям, предоставляемым на пред­приятии.

    Выделяют также первичную и вторичную адаптации, которые имеют разные цели, задачи, способы и механизмы управления.

     Первичная адаптация - приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (выпускники учебных заведений).

     Цели первичной адаптации:

    » включение молодежи в трудовую деятельность;

    » распределение рабочей силы;

    » социализация и профессионализация;

    » замещение убывающих работников;

    » профессиональный отбор и ориентация.

      Вторичная адаптация - приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (меняющих место работы, профессию, статус).

      Цели вторичной адаптации:

   ~ перераспределение кадров;

   ~ приведение в соответствие качеств работников требованиям рабочих мест;

   ~ дальнейшая социализация и профессионализация;

   ~ повышение уровня стабильности и сплоченности коллектива;

   ~ совершенствование производственного климата.

      

       Способы адаптации:

      Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстра­цию приемов работы непосредственно на рабочем месте.

      Ротация - сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков, особенно когда работник должен обладать полива­лентной квалификацией (то есть владения несколькими специаль­ностями).

      Ученичество и наставничество (коачинг) - где практический опыт играет важную роль в подго­товке специалистов.

      Обучение на рабочем месте - связан с производственными функциями работника, является оптимальным для выработки произ­водственных навыков.

      Обучение вне рабочего места – расширяет потенциал сотрудника, дает возможность выйти за рамки тради­ционного поведения.

      Лекция - эффективны с экономической точки зрения, поскольку один инструктор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами слушателей (если используется видео).

      Самостоятельное обучение. Организации могут извлечь значитель­ную пользу из самообучения при условии разработки и предостав­ления сотрудникам эффективных вспомогательных средств — ау­дио- и видеокассет, учебников, задачников, обучающих программ.

    Используются такие образо­вательные методики, как:

    • рассмотрение практических ситуаций (кейсов) предпо­лагает анализ и групповое обсуждение конкретных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д.;

    • деловые игры – приближен к профессиональной деятельности, вырабатывает практические (состав­ления планов, проведения совещаний, переговоров и т.д.) и поведенческие навыки (удовлетворения потребностей клиентов, ориентированности на качество, сотрудничество и т.п.). Они ме­нее эффективны для усвоения теоретических знаний и овладения новыми профессиями.

     Адаптационный период можно условно разбить на три стадии:

    1. Стадия ознакомления – ознакомление с целями, задачами и микроклиматом организации, происходит сопоставление со своими ожиданиями.

    2. Стадия приспособления - продолжительность зависит от помощи руководителя, службы персонала, коллег и подчиненных, новичок должен «вписаться» в коллектив.

Информация о работе Социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте. Формы и способы адаптации