Шпаргалка по "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Психологии".

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 59.17 Кб (Скачать)

8.ЛИЧНОСТНЫЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО  УЧИТЕЛЯ. 

    Рассмотрим  личностные и индивидуальные  качества педагога. Они должны

отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых  к этой

профессии. Требования первого уровня предъявляются к  учителю вообще как к

носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным

формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям  должен

отвечать любой  настоящий педагог вне зависимости  от того, работает ли он

при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли

математику, труд, язык и т. д. 
 

    Исследователи  отмечают обязательность таких  личностных качеств как

адекватность  самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум

тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога,

целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность,

наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость

такого качества как остроумие, а также ораторских способностей,

артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога,

как готовность к пониманию психических состояний  учеников и сопереживанию,

т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение

придается исследователями  и «педагогическому такту», в проявлении которого

выражается общая  культура педагога и высокий профессионализм  его

педагогической  деятельности и направленности.

    Каждый  педагог должен в идеале иметь  определенные педагогические

способности для  достижения успешной деятельности. Педагогические

способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже

организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут

существовать  отдельно друг от друга: есть ученые, которые  лишены

способности передавать свои знания другим, даже объяснить  то, что им самим

хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся  для профессора,

читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории

различны.

     Ф.  Н. Гоноболин  дает следующие свойства личности, структура которых,

по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

-способность делать учебный материал доступным;

-творчество в работе;

-педагогически-волевое влияние на учащихся;

-способность организовать коллектив учащихся;

-интерес и любовь к детям;

-содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

-педагогический такт;

-способность связать учебный предмет с жизнью;

-наблюдательность;

-педагогическая требовательность.

     Требования  второго уровня предъявляются  к передовому педагогу вообще,

вне зависимости  от учебного предмета, который он преподает - это его

личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность

предполагает  широкую и профессиональную системную  компетентность, стойкую

убежденность  человека, социально-значимую направленность личности, а также

наличие коммуникативной  и дидактической потребности, потребности  общения,

передачи опыта.

    Устойчивое  побуждение к деятельности по  избранной профессии, стремление

реализовать в  ней себя, применить свои знания, способности отражает

сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное,

интегративное качество.

       Составляющими профессионально-педагогической  направленности личности

преподавателей  и мастеров производственного обучения являются социально-

профессиональные  ориентации, профессионально-педагогические интересы,

мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования,

профессиональные  позиции личности. В них отражаются отношение к

профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание

совершенствовать  свою подготовку.

   Профессиональная компетентность.

    Возрастание  роли профессионализма в современных  условиях с особой

остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста.

Что же включает в себя понятие "профессиональная компетентность"? Чем она

отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний,

умений, навыков? Профессиональная компетентность - это  интегративное

качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков,

обобщенных способов решения типовых задач.

       Формирование профессиональной  компетентности зависит от различных

свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный

опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным

стремлением к  совершенствованию, приобретению все  новых знаний и умений,

обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является

готовность к  постоянному повышению своей  квалификации, профессиональному

развитию.

Педагогическая  центрация.

    Важной  характеристикой  социально-психологической   направленности

педагога является тип педагогической центрации.

Центрация - это избирательная направленность педагога на разные стороны

педагогического процесса.

Выделяются 6 типов  центрации:

* конформная - центрация на интересах, мнениях коллег;

* эгоцентрическая  - центрация на интересах, потребностях своего Я

гуманистическая - центрация на интересах детей. Педагогов с такой

центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся;

центрация   на  интересах,  требованиях администрации. Характерна для

педагогов с  нереализованными индивидуальными  особенностями в силу их

исполнительности  и репродуктивного характера  деятельности;

центрация на интересах родителей. Встречается у педагогов, попавших в

зависимость от родителей своих учеников.

методическая, или познавательная - центрация на содержании, средствах и

методике преподавания. 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

1.Немов Р.С. Психология образования. М., 1995.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

4.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. - 304 с.

5. Радугина А.А. Психология и педагогика. М., 2000. 

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"