Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 10:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Психология".
Психология
1. Предмет структура и методы психологии.
2. Основные направления западной психологии (психоанализ)
3. Основные направления западной психологии (бихевиоризм)
4.Внимание как необходимое условие любой познавательной деятельности.
5.Общее понятие о памяти.
Характеристика процессов
6.Понятие о мышлении. Процесс мышления у человека. Виды мышления.
7.Общая характеристика воображения. Приёмы создания образов.
8.Теории темперамента.
9.Типы темперамента и их психические характеристики.
10.Понятие о характере. Акцентуация характера.
11.Понятие возрастные кризисы. Виды возрастных кризисов и их характеристика.
12. Общая характеристика младшего школьного возраста.
13. Общая характеристика подросткового возраста.
Психология. Задачи:
№ 1. Определите ведущую систему восприятия в следующих примерах:
а) кто плохо воспринимает информацию, данную по телефону. б) «Я опустился на колени, держась за жидкие, так успокаивающие складки гардин, и вновь почувствовал то ноющее ощущение в желудке, которое появлялось каждый раз, когда приходило горе».
______________________________
№ 2. Определите ведущую систему восприятия в следующих примерах: а) кто не выносит прямого взгляда и от этого теряется, забывая информацию. б) «Абстрагируясь от деталей, необходимо обобщить сходные признаки, которые являются ключевыми».
______________________________
№ 3.Определите по следующим характеристикам тип акцентуации характера, обоснуйте свою позицию.
А) «Часто замечал, что с детьми и животными мне легче всего. Малейшая неприятность, замечание надолго ввергают меня в пучину печального настроения. Моя повышенная чувствительность и ранимость иногда провоцирует грубых, раздражительных людей на агрессивные действия, сам всегда стремлюсь уйти от конфликта или промолчать, часто слёзы заставляют меня бежать с места конфликта.
Ещё в детстве родители отмечали, что «тяжёлые» фильмы пугают меня, вплоть до того, что выскакивал из комнаты или закрывал лицо руками.
Сочинять стихи и рисовать иллюстрации к книгам начал очень рано. Дневник веду уже много лет. Предпочитаю узкий круг друзей и близких, которые понимают меня с полуслова».
______________________________
Б) У Яны яркое артистическое дарование, хороший художественный вкус. Одевается весьма самобытно, но не столько ради привлечения к себе внимания, сколько с целью выразить понимание себя и своё понимание мира. Влюбчива, предпочитает интересных внешне кавалеров, все эмоции выражены ярко, но её легко отлечь любым внешним событием.Любую неудачу воспринимает трагически, подвержена отчаянью и панике.
______________________________
№ 4. Какие приёмы воображения использованы для создания следующих образов творческого воображения?
Изображая жителей Марса, писатель- фантаст Герберт Уэллс придал им «черты» земных обитателей, использовал в описании известные всем предметы. Так голова марсианина похожа на металлический цилиндр, снабжённый клювом птицы, ноги напоминали конечности насекомого и, в общем, марсианин оказался похожим на огромного спрута.
Ответ: воображение – психологический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте. Одним из наиболее известных приемов творческого воображения является агглютинация (от греч. "склеивание"). С помощью этого приема созданы сказочные и мифологические персонажи русалки (голова и тело девушки, хвост рыбы, а волосы - зеленые водоросли), кентавра (торс мужчины, ноги животного), избушки на курьих ножках и т. п. Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. В технике, в результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке троллейбус, аэросани, аккордеон и пр.
№ 5. Определите тип темперамента по описаниям А.П. Чехова.
А) Желчен и лицом жёлто-сер. Глаза ворочаются в орбитах, как голодные волки. Раздражителен. Глубоко убеждён, что зимой – «чёрт знает как холодно», а летом – «чёрт знает как жарко»! Шуток не понимает. Как муж и приятель невозможен, как подчинённый едва ли мыслим, как начальник невыносим и весьма нежелателен.
Ответ: Темперамент – это индивидуально-психологическая особенность, определяющая динамику психической деятельности человека.
В нашем случае таким понятием становится «тип» темперамента. Опишем его следующим способом.Существует несколько теорий, в рамках которых сделаны попытки описать такую индивидуально-психологическую особенность как темперамент. Самая известная это гуморальная теория темперамента Галена-Гиппократа. В этой теории определены такие типы темперамента как холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Для сангвиника характерен оптимизм, умение эффективно действовать в стрессовой ситуации; для холерика – агрессивность, стремительность реакций; меланхолик описан Галеном-Гиппократом как пессимист и не борец в ситуации стресса, а флегматик как спокойный, невозмутимый человек, легко переносящий стресс. Исходя из такого описания типов, можем констатировать, что
Б) Постоянен в своём непостоянстве. Все впечатления действуют на него легко и быстро – отсюда и легкомыслие. Или вовсе ничего не читает, или читает запоем. Только тем и занимается, что любит. Жениться нечаянно. Вечно воюет с тёщей…
______________________________
№ 6. Определите тип темперамента по описаниям А.П. Чехова.
А) Наружность обыкновенная, топорная. Вечно серьёзен, потому что лень смеяться. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести. Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен, не ропщет и покладист. На службе счастлив.
______________________________
Б) Глаза серо-голубые, готовые прослезиться. Склонен к ипохондрии. С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих ближних, что валериановы капли ему уже не помогают… Духовное завещание у него уже давно готово.
______________________________
№ 7. Определите по типичным реакциям кто по типу темперамента Коперник.
Как отмечали его современники, он не искал сторонников и не рвался в спор. Однако если спор возникал, то без пафоса и позы стоял на своём. Самые страстные уговоры разбивались о его немногословную убеждённость. Он мало интересовался мнением других. Одинаково улыбался и когда хвалили, и когда порицали. Не стремился пропагандировать свои идеи, обрести единомышленников и учеников. При этом он не страшился и не признания своего приоритета.
______________________________
№ 8. Определите тип темперамента по типичным реакциям.
Четыре усталых путника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты и стража спит. Первый сел на землю и запричитал: «Вот не везёт, стоило в кои веке раз выбраться из дома, и такое невезение! Что же делать – до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдёт», - приговаривал он сквозь слёзы. «Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!» - горячился второй, дубася кулаком в ворота. «Друзья сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождём, летняя ночь коротка», успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и ждать? Рассмотрим ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка посмотрим, вдруг в неё пролезем», - взял в свои руки инициативу четвёртый.
______________________________
№ 9.Определите ведущее полушарие героя в следующем примере. Несчастье старого художника состояло в том, что он не способен адекватно выражать свои мысли словами. «О чём бы он ни рассуждал, он либо произносил пошлости, либо неимоверно искажал смысл того, о чём говорилось. Общаясь с ним, нужно было постоянно напоминать себе, с какой точностью он мог выражать свои мысли красками: разрыв между двумя способами был словно пропасть. Его живопись доказывала, что художник – человек сложный и тонко чувствующий, но почти всё в нем, если судить по его речам, опровергало это впечатление». (Д. Фауз «Башня из чёрного дерева»).
Ответ: Правое полушарие.
№ 10. Определите ведущее полушарие второго героя в следующем примере.
Вдоль Темзы неторопливо прогуливались два джентльмена и слышат крик: «Спасите!» Оказывается, тонет ребёнок. Один, не раздумывая, бросается в реку, спасает его, передаёт другому и собирается вылезти на берег. Снова детский крик о помощи и он спасает второго. И снова: «Спасите!» Тут второй джентльмен неожиданно надевает шляпу, поворачивается спиной к реке и уходит. «Куда же Вы? Ведь надо спасать детей!» - кричит первый. «Вы пока спасайте, - невозмутимо ответил второй, - а я пойду, посмотрю, кто их бросает в реку…»
______________________________
№ 11.Какой механизм психологической защиты (по З. Фрейду) проявляется в следующем примере.
Известный психолог В. Франкл во время своего пребывания в концентрационном лагере, когда большинство его товарищей по несчастью потеряли надежду и впоследствии погибли, был занят мыслями о лекциях, которые он будет читать после освобождения. Эти лекции должны были помогать людям, попавшим в экстремальные ситуации, концентрируя их усилия на преодоление безнадёжности.
______________________________
№ 12. Какой механизм психологической защиты (по З. Фрейду) проявляется в следующем примере.
Некоторые дети при появлении в семьях других детей начинают вести себя странно: начинают говорить как малыши; требуют, что бы их кормили из бутылочки; пытаются залезть в коляску и т.д.
______________________________
№ 13. Какой механизм психологической защиты (по З. Фрейду) проявляется в следующем примере.
В наши дни отмечается, что многие взрослые люди всерьёз увлечены компьютерными играми, с удовольствием смотрят анимэ и одеваются как герои любимых мультфильмов. В чём причины данного поведения?
______________________________
№ 14.Какая особенность мышления проявляется в следующем примере.
У Каролины есть «подружка» Элизабет, которую ещё никому не удалось увидеть. Девочка беседует, играет, и делиться с нею игрушками и едой. Однажды мама Каролины, переходя с девочкой улицу нечаянно «забыла» Элизабет. Им пришлось вернуться назад и потом всем вместе перейти улицу.»
№ 15. Определите ведущую систему восприятия в следующих примерах. А) «Я посмотрел на них, сидя во главе длинного, тёмного стола, и мне показалось, что они это давно знали, это было написано на их лицах». Б) Мальчик едет с мамой в трамвае, вагоновожатая объявляет остановку, вдруг с сияющей улыбкой ребёнок говорит: «Когда я вырасту и женюсь, у моей жены будет такой голос.
№ 16. Определите тип темперамента по реакции на одно и тоже событие. Событие таково: трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжёлые повреждения. Вот отрывки из показаний свидетелей. Павел Д.: «При мне вагон раздавил несчастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров. И всё разбито, уничтожено, остались слёзы и скорбь о невозвратимой потере, и картина осиротелой семьи с болью возникает в душе». Клим Ф.: «Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа, что-то смотрят; я привстал в пролётке и вижу: лежит какая-то женщина поперёк рельсов, вероятно, наехали и раздавили. Я сел на своё место и сказал извозчику: пошёл скорее»
№ 17. Какой компонент необходимый для возникновения чувств и эмоций отсутствует, в силу чего у героини следующего примера и не возникает чувств. Профессор С.-Петербургского университета Р.М. Грановская в детстве пережила блокаду. Вот как она описывает своё состояние. «Вот я помню, что у нас на лестнице лежали трупы. Спускаясь с третьего этажа, я должна была их миновать. При этом главные переживания были связаны с тем, как высоко надо поднять ноги и как это трудно. Хотя многих умерших я хорошо знала ещё до войны».
№ 18. Определите тип темперамента по следующему описанию. Гарик С. Стремительность и порывистость Гарика сразу привлекает к себе внимание. Даже когда он сидит за партой и слушает учителя, его сразу можно выделить по выразительной мимике, энергичной жестикуляции. Отвечая у доски, он быстро переминается с ноги на ногу («бег на месте» - шутят товарищи), отвечает торопливо, захлёбываясь словами, резко жестикулируя. Однажды во время ответа он опрокинул рукой на столе учителя вазу с цветами и даже не заметил этого. Гарик совершенно не умеет сдерживаться, часто срывается по незначительным поводам, говорит дерзости учителям и родителям. Марина Р. Застенчивая, робкая, она даже ходить старается незаметно. Впечатление такое, что она всегда ждёт неприятного, неожиданного и боится этого. Глубоко переживает по любому поводу: даже безобидная шутка или лёгкая ирония в её адрес вызывает обиду, которую она переживает очень болезненно. Не переносит когда оказывается в центре внимания. Отвечая урок, мучительно краснеет, часто теряется и отвечает ниже своих возможностей. Марина охотно и успешно занимается музыкой, любит ухаживать за цветами. Тогда она преображается, становится более оживлённой.
№19. Определите ведущее полушарие Чеширского кота в следующем примере. Алиса спрашивает у Чеширского кота: «Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?» - «А куда ты хочешь попасть?» - отвечает Кот. - «Мне всё равно…» - сказала Алиса. – «Тогда всё равно, куда и идти», - заметил Кот. – «Только бы попасть куда-нибудь», - пояснила Алиса. - «Куда-нибудь ты обязательно попадёшь» - сказал Кот. – «Нужно только долго идти, никуда не сворачивая!»