Шпаргалка по предмету "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 20:16, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Психология".

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 76.35 Кб (Скачать)

Предмет,задачи психологии:

Психология , как наука изучает факты, закономерности

 и механизмы психики. Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).

Эта задача разрешается прежде всего общей психологией, изучающей самые общие закономерности психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира.

При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи:

1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3.Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

Содержание психической жизни человека— это и мир восприятия и познания окружающей действительности, и взгляд внутрь себя, мир своих переживаний, отношений с другими людьми. Это — душа человека. Тысячелетиями все останавливались в изумлении философы, психологи, писатели, художники, пытаясь описать, выразить, познать сущность душевных, психических свойств человека. И сделать это не просто из любопытства, но постараться овладеть силами человеческого духа, научиться управлять поведением человека, его духовным развитием.

Структура современной психологии.Связь психологии с педагогикой, другими науками и практикой:

Современная психология развивается во взаимодействии с другими науками. В 1966 году на Международном психологическом конгрессе в Москве выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже выступил с лекцией о месте психологии в системе наук. Его главная мысль состояла в том, что будущее психологии зависит от ее связей с математикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политической экономией, логикой — огромным созвездием наук, образующим мир современного знания. Психология, согласно Пиаже, находится в центре этого мира.

Психология характеризуется тесными связями, прежде всего, с другими науками о человеке — философией, социологией, историей, физиологией, педагогикой.

Связи психологии с философией традиционны, поскольку до XIX века научные психологические знания накапливались в рамках философских наук, психология была частью философии.

В современной психологии существует много философско-психологи-ческих проблем: предмета и методологии психологического исследования, происхождения человеческого сознания, изучения высших форм мышления, места и роли человека в социальных отношениях, смысла жизни, совести и ответственности, духовности, одиночества и счастья. Сотрудничество психологов и философов в изучении этих проблем может быть плодотворным.

Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Поэтому многие психологические проблемы должны решаться при взаимодействии психологов и биологов. Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология. Глубокое физиологическое понимание работы мозга помогает в решении многих психологических проблем.

Психология взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. В поле изучения обеих наук оказываются личность, группа, межгрупповые отношения, происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей. Порой бывает трудно провести строгое разграничение социально-психологических и социологических исследований. Для успешного изучения групповых и межгрупповых отношений, проблем национальных отношений, политики и экономики, конфликтов необходимо сотрудничество социологов и психологов. На стыке этих двух наук появилась социальная психология.

Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса.

Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений абсолютно необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Исторические традиции и культура людей в значительной степени формируют психологию современного человека. На стыке психологии и истории возникла культурно-историческая психология.

Давние связи у психологии с педагогикой. Многие выдающиеся педагоги отмечали необходимость психологических знаний для педагогической науки и практики. С другой стороны, глубокое изучение процессов психического развития ребенка возможно только на основе понимания педагогических закономерностей обучения и воспитания. В решении любых вопросов, касающихся ребенка, необходимо взаимодействие психологов и педагогов. На стыке психологии с педагогикой появилась педагогическая психология.

Пересечение сфер интересов и связей в современной науке и практике достаточно очевидно. Поэтому в психологии в настоящее время возникает много междисциплинарных областей исследования и практической работы. Примерами такого рода служат: менеджмент, конфликтология, этнология.Порой трудно бывает разграничить сферы влияния разных наук в изучении и практическом решении данных проблем. Поэтому становится актуальной интеграция наук и оказывается важным умение психологов работать в тесном контакте со специалистами других наук и сфер практической деятельности.

Основные и вспомогательные методы психологии. Организация психического исследования:

•Наблюдение – изучение поведения человека или группы в естественных условиях.

Виды наблюдения:

1.Внешние ( за другими людьми ) и внутренние (самонаблюдение)

2.Открытое ( те, за кем ведется наблюдение, знают, что за ними наблюдает) и включенное (наблюдение со стороны)

3.Включенное (наблюдатель является членом группы, за которой наблюдает) и не включенное  (наблюдение со стороны)

4.Целенаправленное (фиксируются только определенные факты поведения) и полевое (фиксируется вся информация без отбора) 

Требования к наблюдению:

1.Перед поведением должна быть поставлена цель

2.Должны быть подобраны средства наблюдения

3.В соответствии с целью необходимо разработать план наблюдения, задать параметры наблюдения

4.При наблюдении необходимо только фиксировать факты, записывать только то, что видно, без интерпретаций

•Эксперимент изучение психических особенностей чел-ка или группы людей в специально созданных условиях

Виды эксперимента:

1.Лабораторный проводится в специально приспособленном помещении

2.Естественный проводится под контролем экспериментатора

3.Констатирующий выявляет уже сложившиеся входе развития факты

4.Формирующийся в процессе самого эксперимента происходит формирование, развитие познавательных процессов,деятельности, личностных свойств.

Требования к эксперимента:

1.Перед проведением должна быть поставлена цель и сформулирована гипотеза

2.Затем нужно создать необходимые условия.

•Тестирование- стандартизированный метод, предполагающий ряд вопросов или заданий,  который производится при соблюдении единообразных для всех, строгих условий.

Виды тестов:

1.Личностные –качества характера

2.Интеллектуальные – умственные развития

3.Тесты достижений –знания умения

Опросные методы:

Используют для получения общей информации.

К опросным методам относят анкетирование, метод беседы, опросник.

•Беседа- устный опрос

Беседа может быть:

1.Свободной (есть цель и общий план)

2.Стандартизированной ( заранее сформулированы вопросы)

При проведение беседы необходимо:

1.Установить контакт с опрашиваемым

2.Правильно задавать вопросы

3.Внимательно слушать

4.Не внушать желаемые ответы

•Анкета -  письменный опрос. Чаще всего, с помощью анкетирования выясняют поверхностную, неглубокую информацию

Деятельность и субъект, структура деятельности

Субъект- это человек в деятельности, чел-к как преобразователь самого себя и мира.

Например, чел-к проявляет себя как субъект в творчестве. При этом, если например, чел-к в профессиональной деят-ти исключительно выполняет указания других, пассивен,никак не проявляет совей собственной позиции, вряд ли можно назвать его субъектов деятельности. Он скорее пассивный объект воздействия других.

Виды деятельности и способы ее освоения

Деятельность – это целенаправленная активность чел-ка, которая направлена на познание и преобразование окр.мира  и самого себя.

Деятельность имеет определенное строение:

Потребность –нужда в чем либо.

Цель – образ бедующего, конечного результата.

Мотив- то, ради чего совершается деятельность.

Действие- часть деятельности, имеющая самостоятельную цель.

Операция- самая мелка частичка деят-ти, это способ осуществления действия.

Виды деятельности:Игра,Общение,Учеба,Труд

Освоение деятельности:

Сначала любая деятельность представлена во внешнем плане. Пр:вождение автомобиля, в этой деят-ти много действий: трогаться с места, поворачивать итд. Когда человек начинает учиться этой  деятельности, ему дают некоторые знания Нр: где находятся педали, зачем нужны. Затем каждую из операций он осваивает с помощью многократных тренировок –так формируются умения(успешные способы выполнения действий, которые чел-к может перенести в новые условия). Далее когда чел-к уже хорошо водит машину все действия автоматизируются, и превращаются в навык( частично автоматизированные действия,которые нужны, чтобы быстро действовать). Таким образом деятельность, которая сначала осуществилась во внешнем плане, переходит во внутреннюю. Этот процесс называется интериоризация

Эмоции и чувства.Виды эмоций.

•Функции эмоций:

•Оценка событий. Это значит,что по тому, какие эмоции испытывал чел-к по отношению к какому-то событию: положительные или отрицательные.

Большинство эмоций амбиваленты, т.е. двойственны.

•Эмоции помогают ставить цели. Человек без чувства, при равнодушии и безразличии, не ставит перед собой жизненные задачи.

•Эмоции направляют внимание. Мы внимательны к тому, что возбуждает в нас чувства.

•Эмоции помогают в любом виде деятельности: учебе, игровой, трудовой.

•Коммуникативная функция. Эмоции помогают понимать другого человека и выстраивать взаимодействие.

•Эмоции выполняют стимулирующую и тормозящую функции.

•Эмоции помогают быстро адаптироваться к изменениям и отреагировать на них

Отличие эмоций от чувств:

1.Эмоции более кратковременны,чувства могут длиться годами.

2.Эмоции более простое,непосредственное переживание в данный момент, а чувства более сложное, устойчивое отношение к кому то или к чему то.

!!!!Эмоции индивидуальны

Формы эмоциональных переживаний

Формы эмоциональных переживаний:

Настроение- общий эмоциональный фон.

Аффект-сильное и яркое, кратковременное эмоциональное состояние.

Стресс-Эмоциональное состояние, возникающее при опасности, физических и психических потрясениях и перезагрузках, тоесть в необычных, трудных ситуациях.

Страсть- самое сильное и яркое эмоциональное состояние. Это стойкое чувство которое вызывает стремление к активной деятельности.

Эмоциональный шок- эмоциональное потрясение, которое выражается в кратковременной дезорганизации поведения.

 Высшие чувства:

Эстетические- чувство вкуса, гармонии, красоты

Нравственные- патриотизм, любовь

Интеллектуальные- чувство юмора, жажда знаний, сомнение.

Виды чувств:

Радость-облегчает общение,успокаивает.

Гнев- мобилизирует энергию на борьбуизащиту, дает силы

Страх- служит сигналом об опасности

Интерес-наибольший интерес вызывает новизна и сложность

Стыд и вина- помогают понятьболь обиженного чел-ка

Удивление- возникает при ситуации новизны

Горе и тд

Способы выражения эмоций : мимика, жесты, позы, интонации.

Общая характеристика способностей. Виды способностей

Способности- психические свойства личности, которые явл. условием успешного выполнения определенной деятельности.

Общие способности – высокий общий уровень развития личности: большая работоспособность и трудолюбие

Специальные способности – высоко развитые у чел-ка отдельные психические св-ва и кач-ва, необходимые для успешного выполнения какой-либо определенной деятельности.

Познавательные(умственные) способности-универсальные способности ориентировки в                          окружающем с помощью определенных средств решения задач.

Воля.Функции и структура

Воля- сознательное регулятивное человеком своего поведения, выражающееся в умении преодолевать внешние и внутренние препятствия на пути к цели.

Функции воли:

Повышение эффективности той деятельности, к которой «подключается» воля.

Регуляция действий и поступков

Воля в отношении с чувствами может управлять чувствами, владеть ими.

В волевых поступках характер формируется и проявляется

Развитие познавательных процессов идет через волевой контроль над ними.

Волевые качества

В онтогенезе первыми проявляются –решительность, настойчивость, сила воли.

Позже в онтогенезе проявляются вторичные волевые кач-ва –решительность, смелость, уверенность в себе, самообладание. Они проявляются не только как волевые, но и в связи с характером.

Не только волевые, но и морально-ценностные. Ответственность, принципиальность, дисциплинированность, обязательность. Обычно они формируются толькок подростковому возрасту.

Мотивация и волевая активность.Волевые качества

Мотива́ция-побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психология"