Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 20:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Психология".
Предмет,задачи психологии:
Психология , как наука изучает факты, закономерности
и механизмы психики. Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).
Эта задача разрешается прежде всего общей психологией, изучающей самые общие закономерности психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира.
При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи:
1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).
2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.
3.Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.
Содержание психической жизни человека— это и мир восприятия и познания окружающей действительности, и взгляд внутрь себя, мир своих переживаний, отношений с другими людьми. Это — душа человека. Тысячелетиями все останавливались в изумлении философы, психологи, писатели, художники, пытаясь описать, выразить, познать сущность душевных, психических свойств человека. И сделать это не просто из любопытства, но постараться овладеть силами человеческого духа, научиться управлять поведением человека, его духовным развитием.
Структура современной психологии.Связь психологии с педагогикой, другими науками и практикой:
Современная психология развивается во взаимодействии с другими науками. В 1966 году на Международном психологическом конгрессе в Москве выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже выступил с лекцией о месте психологии в системе наук. Его главная мысль состояла в том, что будущее психологии зависит от ее связей с математикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политической экономией, логикой — огромным созвездием наук, образующим мир современного знания. Психология, согласно Пиаже, находится в центре этого мира.
Психология характеризуется тесными связями, прежде всего, с другими науками о человеке — философией, социологией, историей, физиологией, педагогикой.
Связи психологии с философией традиционны, поскольку до XIX века научные психологические знания накапливались в рамках философских наук, психология была частью философии.
В современной психологии существует много философско-психологи-ческих проблем: предмета и методологии психологического исследования, происхождения человеческого сознания, изучения высших форм мышления, места и роли человека в социальных отношениях, смысла жизни, совести и ответственности, духовности, одиночества и счастья. Сотрудничество психологов и философов в изучении этих проблем может быть плодотворным.
Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Поэтому многие психологические проблемы должны решаться при взаимодействии психологов и биологов. Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология. Глубокое физиологическое понимание работы мозга помогает в решении многих психологических проблем.
Психология взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. В поле изучения обеих наук оказываются личность, группа, межгрупповые отношения, происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей. Порой бывает трудно провести строгое разграничение социально-психологических и социологических исследований. Для успешного изучения групповых и межгрупповых отношений, проблем национальных отношений, политики и экономики, конфликтов необходимо сотрудничество социологов и психологов. На стыке этих двух наук появилась социальная психология.
Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса.
Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений абсолютно необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Исторические традиции и культура людей в значительной степени формируют психологию современного человека. На стыке психологии и истории возникла культурно-историческая психология.
Давние связи у психологии с педагогикой. Многие выдающиеся педагоги отмечали необходимость психологических знаний для педагогической науки и практики. С другой стороны, глубокое изучение процессов психического развития ребенка возможно только на основе понимания педагогических закономерностей обучения и воспитания. В решении любых вопросов, касающихся ребенка, необходимо взаимодействие психологов и педагогов. На стыке психологии с педагогикой появилась педагогическая психология.
Пересечение сфер интересов и связей в современной науке и практике достаточно очевидно. Поэтому в психологии в настоящее время возникает много междисциплинарных областей исследования и практической работы. Примерами такого рода служат: менеджмент, конфликтология, этнология.Порой трудно бывает разграничить сферы влияния разных наук в изучении и практическом решении данных проблем. Поэтому становится актуальной интеграция наук и оказывается важным умение психологов работать в тесном контакте со специалистами других наук и сфер практической деятельности.
Основные и вспомогательные методы психологии. Организация психического исследования:
•Наблюдение – изучение поведения человека или группы в естественных условиях.
Виды наблюдения:
1.Внешние ( за другими людьми ) и внутренние (самонаблюдение)
2.Открытое ( те, за кем ведется наблюдение, знают, что за ними наблюдает) и включенное (наблюдение со стороны)
3.Включенное (наблюдатель является членом группы, за которой наблюдает) и не включенное (наблюдение со стороны)
4.Целенаправленное (фиксируются только определенные факты поведения) и полевое (фиксируется вся информация без отбора)
Требования к наблюдению:
1.Перед поведением должна быть поставлена цель
2.Должны быть подобраны средства наблюдения
3.В соответствии с целью необходимо разработать план наблюдения, задать параметры наблюдения
4.При наблюдении необходимо только фиксировать факты, записывать только то, что видно, без интерпретаций
•Эксперимент изучение психических особенностей чел-ка или группы людей в специально созданных условиях
Виды эксперимента:
1.Лабораторный проводится в специально приспособленном помещении
2.Естественный проводится под контролем экспериментатора
3.Констатирующий выявляет уже сложившиеся входе развития факты
4.Формирующийся в процессе самого эксперимента происходит формирование, развитие познавательных процессов,деятельности, личностных свойств.
Требования к эксперимента:
1.Перед проведением должна быть поставлена цель и сформулирована гипотеза
2.Затем нужно создать необходимые условия.
•Тестирование- стандартизированный метод, предполагающий ряд вопросов или заданий, который производится при соблюдении единообразных для всех, строгих условий.
Виды тестов:
1.Личностные –качества характера
2.Интеллектуальные – умственные развития
3.Тесты достижений –знания умения
Опросные методы:
Используют для получения общей информации.
К опросным методам относят анкетирование, метод беседы, опросник.
•Беседа- устный опрос
Беседа может быть:
1.Свободной (есть цель и общий план)
2.Стандартизированной ( заранее сформулированы вопросы)
При проведение беседы необходимо:
1.Установить контакт с опрашиваемым
2.Правильно задавать вопросы
3.Внимательно слушать
4.Не внушать желаемые ответы
•Анкета - письменный опрос. Чаще всего, с помощью анкетирования выясняют поверхностную, неглубокую информацию
Деятельность и субъект, структура деятельности
Субъект- это человек в деятельности, чел-к как преобразователь самого себя и мира.
Например, чел-к проявляет себя как субъект в творчестве. При этом, если например, чел-к в профессиональной деят-ти исключительно выполняет указания других, пассивен,никак не проявляет совей собственной позиции, вряд ли можно назвать его субъектов деятельности. Он скорее пассивный объект воздействия других.
Виды деятельности и способы ее освоения
Деятельность – это целенаправленная активность чел-ка, которая направлена на познание и преобразование окр.мира и самого себя.
Деятельность имеет определенное строение:
Потребность –нужда в чем либо.
Цель – образ бедующего, конечного результата.
Мотив- то, ради чего совершается деятельность.
Действие- часть деятельности, имеющая самостоятельную цель.
Операция- самая мелка частичка деят-ти, это способ осуществления действия.
Виды деятельности:Игра,Общение,
Освоение деятельности:
Сначала любая деятельность представлена во внешнем плане. Пр:вождение автомобиля, в этой деят-ти много действий: трогаться с места, поворачивать итд. Когда человек начинает учиться этой деятельности, ему дают некоторые знания Нр: где находятся педали, зачем нужны. Затем каждую из операций он осваивает с помощью многократных тренировок –так формируются умения(успешные способы выполнения действий, которые чел-к может перенести в новые условия). Далее когда чел-к уже хорошо водит машину все действия автоматизируются, и превращаются в навык( частично автоматизированные действия,которые нужны, чтобы быстро действовать). Таким образом деятельность, которая сначала осуществилась во внешнем плане, переходит во внутреннюю. Этот процесс называется интериоризация
Эмоции и чувства.Виды эмоций.
•Функции эмоций:
•Оценка событий. Это значит,что по тому, какие эмоции испытывал чел-к по отношению к какому-то событию: положительные или отрицательные.
Большинство эмоций амбиваленты, т.е. двойственны.
•Эмоции помогают ставить цели. Человек без чувства, при равнодушии и безразличии, не ставит перед собой жизненные задачи.
•Эмоции направляют внимание. Мы внимательны к тому, что возбуждает в нас чувства.
•Эмоции помогают в любом виде деятельности: учебе, игровой, трудовой.
•Коммуникативная функция. Эмоции помогают понимать другого человека и выстраивать взаимодействие.
•Эмоции выполняют стимулирующую и тормозящую функции.
•Эмоции помогают быстро адаптироваться к изменениям и отреагировать на них
Отличие эмоций от чувств:
1.Эмоции более кратковременны,чувства могут длиться годами.
2.Эмоции более простое,непосредственное переживание в данный момент, а чувства более сложное, устойчивое отношение к кому то или к чему то.
!!!!Эмоции индивидуальны
Формы эмоциональных переживаний
Формы эмоциональных переживаний:
Настроение- общий эмоциональный фон.
Аффект-сильное и яркое, кратковременное эмоциональное состояние.
Стресс-Эмоциональное состояние, возникающее при опасности, физических и психических потрясениях и перезагрузках, тоесть в необычных, трудных ситуациях.
Страсть- самое сильное и яркое эмоциональное состояние. Это стойкое чувство которое вызывает стремление к активной деятельности.
Эмоциональный шок- эмоциональное потрясение, которое выражается в кратковременной дезорганизации поведения.
Высшие чувства:
Эстетические- чувство вкуса, гармонии, красоты
Нравственные- патриотизм, любовь
Интеллектуальные- чувство юмора, жажда знаний, сомнение.
Виды чувств:
Радость-облегчает общение,успокаивает.
Гнев- мобилизирует энергию на борьбуизащиту, дает силы
Страх- служит сигналом об опасности
Интерес-наибольший интерес вызывает новизна и сложность
Стыд и вина- помогают понятьболь обиженного чел-ка
Удивление- возникает при ситуации новизны
Горе и тд
Способы выражения эмоций : мимика, жесты, позы, интонации.
Общая характеристика способностей. Виды способностей
Способности- психические свойства личности, которые явл. условием успешного выполнения определенной деятельности.
Общие способности – высокий общий уровень развития личности: большая работоспособность и трудолюбие
Специальные способности – высоко развитые у чел-ка отдельные психические св-ва и кач-ва, необходимые для успешного выполнения какой-либо определенной деятельности.
Познавательные(умственные) способности-универсальные способности ориентировки в окружающем с помощью определенных средств решения задач.
Воля.Функции и структура
Воля- сознательное регулятивное человеком своего поведения, выражающееся в умении преодолевать внешние и внутренние препятствия на пути к цели.
Функции воли:
Повышение эффективности той деятельности, к которой «подключается» воля.
Регуляция действий и поступков
Воля в отношении с чувствами может управлять чувствами, владеть ими.
В волевых поступках характер формируется и проявляется
Развитие познавательных процессов идет через волевой контроль над ними.
Волевые качества
В онтогенезе первыми проявляются –решительность, настойчивость, сила воли.
Позже в онтогенезе проявляются вторичные волевые кач-ва –решительность, смелость, уверенность в себе, самообладание. Они проявляются не только как волевые, но и в связи с характером.
Не только волевые, но и морально-ценностные. Ответственность, принципиальность, дисциплинированность, обязательность. Обычно они формируются толькок подростковому возрасту.
Мотивация и волевая активность.Волевые качества
Мотива́ция-побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.