Шпаргалка по предмету "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 20:16, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Психология".

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 76.35 Кб (Скачать)

Волевые качества

В онтогенезе первыми проявляются –решительность, настойчивость, сила воли.

Позже в онтогенезе проявляются вторичные волевые кач-ва –решительность, смелость, уверенность в себе, самообладание. Они проявляются не только как волевые, но и в связи с характером.

Не только волевые, но и морально-ценностные. Ответственность, принципиальность, дисциплинированность, обязательность. Обычно они формируются толькок подростковому возрасту.

Понятие личности в психологии.

Личность базовое понятие в психологии – это социальное качество индивида; субъект общественных отношений.

Личность – индивид занимающий определенное положение в общ-ве, выполняющий определенную общественно – полезную деят-ть и отличающийся присущими только ему индивидуумами и социально-психологическими особ-ми.  В  психологи под личностью понимали высший уровень развития человека. Процесс развития личности – социализация (ее механизмы: подражание, идентификация, рефлексия, чувство вины и стыда).

Темперамент.Психологическая характеристика людей разных типов темперамента

Темпера́мент— устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера.

Все черты темперамента зависят от особенностей ВНД чел-ка:

Сила нервных процессов

Уравновешенность нервных процессов

Подвижность нервных процессов

Холерик- активная личность с взрывным эмоциональным характером

Флегматик- спокойный, уравновешенный, медлительный, не склонен копаться в себе. Медленно устанавливает контакт, обычно имеет пару хороших друзей. Его трудно эмоционально вывести из себя. Он не демонстрирует своих чувств.

Меланхолик-слабый, эмоциональный, чувствительный.

Сангвиник- активный, подвижный но в отличии от холерика уравновешенный.

Уверенный в себе.

Характер,его структура.Факторы,влияющие на формирование характера

Характер- это индивидуальное сочетание устойчивых свойств личности,которые проявляются в поведении и поступках.

Формирование характера

Наиболее «чувствительный» период для становления характера от 1.5-2 до 10-11 лет.

Условиями формирования характера явл. Общение, а так же деятельность, в которую включается ребенок.

Для изучения характера даются опросники, тесты.

Черты характера делятся на 2 группы:

Волевые качества-черты, позволяющие регулировать свое поведение, преодолевать препятствия на пути к цели

Моральные качества- черты, в которых выражается направленность личности, ее ценности и идеалы.

Типология и акцентуация характера

В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, манере общения, в способах реагирования на действия и поступки людей. 
Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуа Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие: 
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый. 
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров. 
3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы. льном характере черт, общих для некоторой группы людей.

Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот фактор автор классификации так: «при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При взрослении ребенка особенности его характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникнет заболевание).

Способы самоконтроля в учебной деятельности, внимание и внимательность.

•Внимание- это процесс отбора одной информации, поступающей через органы чувствпри игнорировании другой.

Свойства внимания:

1.Объем внимания-количество объектов или информации, которое одновременно способно сохраниться в поле внимания человека.

2.Сосредоточенность внимания- сила концентрации на одних объектах при отвлечении от других.

3.Переключаемость внимания- скорость перевода внимания с одного объекта деятельности на другой.

4.Распределение внимания- способность рассредоточить внимании на нескольких видах деятельности сразу.

5.Устойчивость внимания- внимание,в течение которого человек может удерживать внимание на объекте, не отвлекаясь.

Виды внимания:

Непроизвольное внимание- не связано с участием воли.

Произвольное внимание-предполагает волевые усилия.

Послепроизвольное внимание-переход происходит за счет проявления интереса к определенной деятельности.

Память.Основные виды памяти

Память- познавательный процесс, который позволяет сохранять информацию о прошлом.

Виды памяти:

Двигательная память-помогает запоминать движения и действия

Эмоциональная память-позволяет запоминать чувства, переживания, которые мы испытываем

Образная память- помогает запоминать зрительные, слуховые, вкусовые и другие образы

Непроизвольная память- не требует воли, информация запоминается сама собой

Словесно-логическая память- помогает запоминать понятия, мысли, словесные формулировки, идеи

Произвольная память- отличается наличием цели, волевых усилий и применением приемов для запоминания.

Кратковременная память-информация хранится не долго.Нужна чтобы воспроизвести события, которые произошли только что.

Оперативная память-запоминание информации на определенный,заранее заданный срок

Долговременная память- обеспечивает положительное сохранение материала, на неограниченный срок.

Характеристика процессов памяти и ее основные закономерности

Запоминание- процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала, как условие его последующего воспроизведения, ввод информации в память.

Непреднамеренное запоминание- не требует услий

Преднамеренное запоминание(заучивание)-специально организованная работа по запоминанию, связанна с применением определённых приемов.

Закономерности памяти:

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Рациональные приемы запоминания

Деление материала на основные части

Рисование

Группировка

Схематизация

Поиск ассоциаций

Достраивания

Повторять перед сном

Преподавание

Механическое запоминание- основано на закреплении связей(повторение)

Смысловое запоминание- связанное с процессом мышления, т.е. нужно установить связи между новым материалом и уже имеющимися знаниями.

Сохранение-удерживание в памяти

Узнавание-появление чувства знакомости при повторном восприятии информации.

Непреднамеренное воспроизведение- мысли, образы всплывают сами собой

Преднамеренное воспроизведение-ассоциации следуют за мыслью

Припоминание-самое активное воспроизведение, поскольку оно связанно с преодолением затруднения, с напряжением воли.

Забывание-выпадение из памяти заученного.

Индивидуальные особенности мыслительной деятельности субъекта

Индивидуальные особенности мышления связаны с его самостоятельностью, критичностью, гибкостью, глубиной, широтой, последовательностью, быстротой.

Самостоятельность мышления характеризуется умением ставить новые задачи и разрешать их, не прибегая к помощи других. Критичность мышления — способность субъекта познавательной деятельности не попадать под влияние чужих мыслей, объективно оценивать позитивные и негативные аспекты явления.

Гибкость мышления — умение быстро изменять свои действия при изменении ситуации деятельности, готовность быстро переключаться с одного способа решения задач на другой.

Глубина мышления проявляется в умении проникать в сущность сложных вопросов, раскрывать причины явлений, определять проблему, предвидеть возможные последствия действий.

Широта мышления — способность охватывать большое количество вопросов.

Последовательность мышления — умение придерживаться логической последовательности при вынесении суждений, их обоснованность.

Быстрота мышления — способность быстро разбираться в сложной ситуации, быстро обдумывать и принимать правильное решение.

В зависимости от степени новизны продукта мыслительной деятельности выделяют продуктивное(творческое) и репродуктивное мышление.

Индивидуальные особенности мышления обусловлены прежде всего особенностями жизни человека, характером его деятельности, спецификой обучения и воспитания. Определенное влияние на особенности мышления оказывают такие факторы, как тип высшей нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальной системы, возраст человека.

Мыслительные операции.Этапы решения мыслительных задач

Сравнение- показывает тождество и различие вещей

Анализ – раскладывание предмета или явления, мыслительное или практическое,на составляющее его элементы с последующими их сравнением.

Синтез – построение целого из частей

Абстракция- если возникает необходимость выделить какой либопризнак, свойстводля более углубленного познания, отвлекаясь, абстрагируясь на время от всех остальных, не принимая их во внимание. С помощью абстракции мы можем получать абстрактные понятия-смелость, красота, тяжесть, равенство и тд

Обобщение- выделение существенного и связывание его с классом предметов и явлений.

Конкретизация –операция, обратная обобщению.

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

1. Мотивация (желание решить проблему).

2. Анализ проблемы (выделение “что дано”, “что требуется найти”, какие недостающие или избыточные данные, и т.д.).

3. Поиск решения:

Воображение.Создание образов воображения

 воображение – способность сознания создавать образы,представления,идеи.

Создание образов воображения:

Комбинирование- сочетание отдельных элементов различных предметоввновых, необычных комбинациях. Частый случай комбинирования –агглютинация (это создание нового образа путем соединения совершенно разных объектов или их свойств.

Акцентирование- подчеркивание тех или иных черт.

Утрирование- намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика чел-ка.

Преувеличение или преуменьшение- Дюймовочка, Змей Горыныч.

Типизация-обобщение и эмоциональное насыщение образов.

Основные условия развития воображения- богатство воображения и включение в разнообразную деятельность.

Индивидуальные различия творческого воображения

Воображение различается у людей по нескольким признакам. Образы фантазии могут различаться по новизне, оригинальности, точности и так далее. Прежде всего, индивидуальное своеобразие выражается в яркости образов. У некоторых людей образы воображения настолько яркие, сочные, отчетливые, что могут соперничать с образами восприятия и представлениями памяти. В таких случаях как бы теряется различие между реальной действительностью и образами фантазии.Яркость и сила воображения также в значительной степени обусловлены эмоциональной сферой, яркие картины, рисуемые воображением, нередко возникают вследствие повышенной чувствительности. Чувство страха заставляет человека представить воображаемые опасности, и, например, воображения этих опасностей может во много раз усилить чувство страха. Чем сильнее чувство, тем ярче образы воображения. У людей малочувствительных, холодных образы воображения обычно бедны и слабы. Индивидуальные различия воображения могут быть определены и по степени их реалистичности, правдивости. Например, для одних людей характерно фантазировать в области нереальных представлений, другие не выходят за рамки обыденного опыта. Данная особенность воображения зависит от того, насколько легко или трудно даются личности преобразования реальности. Широта воображения определяется кругом тех областей действительности, образами которой оперирует воображение человека. Для людей с широким воображением свойственно одновременное использование представлений из самых различных сфер природы в ее прошлом и будущем, прошлой и будущей жизни истории человека, недра земли и звездное небо, техника и искусство. Нередко сюда же привлекаются и образы чистой фантастики. Индивидуальной характеристикой воображения может служить его произвольность, то есть умение подчинять воображение поставленной задаче, использовать для достижения нужного результата.В качестве индивидуальной особенности воображения может служить и тип представлений, которыми по преимуществу оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.). Индивидуальные проявления творческого воображения могут быть связаны также с устойчивостью данного процесса. Творчество – не сплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения.У разных людей состояние вдохновения имеет разную продолжительность, частоту наступления. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы. 

Понятие творчества.Виды и этапы творческого процесса

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Этапы:

Первый этап творческого процесса представляет собой привычку искать задачи — не в какое-то определенное время, а постоянно.

Второй этап: Формулирование проблемы или спорного вопроса

Цель этого этапа —- найти самую лучшую формулировку проблемы или спорного вопроса, формулировку, которая приведет к наиболее ценным идеям.

Третий этап: Исследование проблемы или спорного вопроса

Цель этого этапа —- получить информацию, необходимую для того, чтобы эффективно работать над проблемой или спорным вопросом.

Четвертый этап: Создание идей

Цель этого этапа — произвести достаточное количество идей, чтобы решить, какое действие следует выполнить или какое мнение принять.

Понятие возраста. Возрастные периодизации психического развития. Психическое развитие и его закономерности

Возраст-это относительно замкнутый цикл развития,имеющий определенную структуру и динамику.

Структура любого возраста включает в себя:социальную ситуацию ребенка, ведущую деятельность и новообразование(достижения)

На всем протяжении периода возрастного развития социальная ситуация определяет динамику психического развития и возникающие новообразования, а также формы и путь, по которому они приобретаются.

В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

В процессе развития происходит чередование стабильных и критических периодов. Критические периоды достаточно бурные, поскольку изменения, происходящие в развитии, оказываются очень значительными. Для взрослых ребенок в эти периоды трудновоспитуем. Он находится в постоянном конфликте с окружающими, а также зачастую с самим собой. в развитии ребенка есть три эпохи: раннее детство, детство и подростничество. Каждая их эпох делится на два периода, характеризующихся тем, что ребенок усваивает.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психология"