Шпаргалка по предмету "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 20:16, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Психология".

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 76.35 Кб (Скачать)

Деятельность и развитие.Ведущая деятельность.

Любой возраст начинается с того, что складывается «социальная ситуация развития»-это отношения между ребенком и взрослым на данном этапе развития.Эти отношения содержат в себе возрастные задачи, которые решают через ведущую деятельность, эта та деятельность через которую ребенок развивается на данном возрастном этапе. После того как задачи решены у ребенка появляются новообразования (достижения), благодаря достижению начинается кризис ,который позволяет ребенку выйти на новый уровень развития.

Развитие-качественные изменения, которые выводят человека на новый уровень.Развитие: происходит через кризисы, гетеропронно, по-развонму влияет на обучение,происходит через формирование высших психических функций, по разному соотносятся биологическое и социальное, существует метический(этап, на котором происходит постепенное накопление изменений), и критический(кризис-этап на котром происходят бурные движения, качественные изменения.кризис длится недолго) Кризис-закономерное необходимое явление,которое позволяет человеку выйти на новый уровень развития, но кризис дает возможность для скачка в развитие, но развитие произойдет только в том случае, если для него были созданы условия. Кризис всегда сопровождает-упрямство,негативизм, грубость,но благодаря кризису появляются и позитивные достижения. Кризиы:рождения, одного дня,3х лет, 7 лет, подростковый, 2 курса, среднего возраста, пожилых.

Сензетивный период-период наибольшей чувствительности к определенным воздействиям. Гетеропронность-неравномерность развития. Биологическая предпоссылка развития-наличие и созревание головного мозга. Социальная-среда в которой живет человек . Если бы на развитие действовали эти две предпоссылки, то близнецы были бы очень похожи по характеру. Существенное в предпоссылках- внутренняя активность самого человека.

Чувственные процессы познавательной деятельности

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно действующих на наши органы чувств. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений с помощью органов чувств. Ощущения – источник наших знаний о мире и о самих себе. Способность к ощущениям есть у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Восприятие субъективно – одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, способностей, потребностей. Зависимость восприятия от прошлого опыта, индивидуальных особенностей человека называется апперцепцией. Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия – это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Внимание непрерывно связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:

- точность восприятия, являющаяся  своеобразным усилителем, позволяющим  различать детали изображения;

- прочность и избирательность  памяти, выступающие как фактор, способствующий сохранению нужной  информации в кратковременной  и оперативной памяти;

- направленность и продуктивность  мышления, выступающие как обязательный  фактор правильного понимания  и решения задач. Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.

Процессы памяти:

·  Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

·  Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.

·  Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.

·  Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление.

Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания. Воображение – это психологический процесс соз Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей.дания новых образов на основе ранее воспринятых. Мышление органично связано с речью и языком. Важно отличать язык от речи. Язык – это система условных символов, с помощью которого передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл.

Речь – это совокупность произносимых и воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна. Речь без усвоения языка не возможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от отдельного человека.

Взаимосвязь обучения и развития

Исследуя взаимосвязь обучения и развития, Л.С. Выготский выдвинул положение о зоне ближайшего развития, которая располагается между уровнями актуального и потенциального развития психики, т.е. между заданием, которое ребенок способен выполнить сам, и тем, которое он выполняет с помощью взрослого. Выготский подчеркивал, что обучение может быть развивающим, т. е. активизирующим развитие интеллекта детей, только в том случае, если оно адекватно для данного ребенка по форме и содержанию. По содержанию обучение должно быть выше уровня актуального развития, так как иначе оно не будет давать ничего нового для интеллекта, но и не должно выходить за пределы зоны ближайшего развития, так как в этом случае ребенок просто не усвоит нужный материал. По форме обучение может быть реактивным (основывающимся на строгой программе), спонтанным (ребенок учится только тому, что ему нравится) и спонтанно-реактивным (программа основана на интересах ребенка). При этом Выготский подчеркивал, что уровень потенциального развития соответствует способностям ребенка, в то время как актуальное развитие показывает его обученность.

Линии психического развития ребенка периода новорожденности

Возрастные границы-от рождения до 2х месяцев.

Рождение всегда начинается с кризиса, он состоит в том, что ребенок из водной слабоизменяемой среды попадает в воздушную с большим количеством раздражителей( яркий свет и тд). Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов: хватательный(прикосновение к руке вызывает сжимание), зищитные( при ярком свете-сужение зрачка, укол кожи-оттергивание и тд), ориентировочные(поисковый-прикосновение у углам губ или щекам вызывает поворот головы и открывание рта, сосательный, глотательный), нырятельный(как только вода попадает на лицо он перестает дышать-длится до 6 месяцев), дыхательный(с первым криком). Внутри утробы матери сосет большой палец, но только когда мама нервничает или неподвижна. Все безусловные рефлексы нужны для выживания!!Новорожденность заканчивается «комплекса оживления»-эмоционально-двигательная реакция ребенка на взрослого. Появляется в 2 месяца и показывает что есть потребность в общении, по комплексу чудят о норме развития

Линии психического развития ребенка в младенческом возрасте

Ребенок не может существовать без взрослого, который обеспечивает все его существование, выживание и направление активности по отношению к внешнему миру. Поскольку ребенок не может самостоятельно передвигаться, самостоятельно поддерживать свое существование, взрослый создает возможности для изменения положения и передвижения младенца в пространстве, захватывания тех или иных предметов.

Младенец к тому же не имеет средств воздействия на взрослого, кроме экспрессивно-мимических, таких, как плач, крик.

Противоречие этой ситуации развития состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него.

Общение носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку осуществляется только в данной конкретной ситуации и по ее поводу. Ребенок еще не владеет основным средством общения – речью, которая помогает выйти за пределы конкретной ситуации. Общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные линии психического развития.

Период младенчества делится на два этапа развития. Первый – от рождения до 5-6 мес. – характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.

Переход ко второму этапу связан с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координаций. Ребенок может удержать предмет и поэтому интенсивно осваивает манипулирование с предметами. Так ребенок усваивает движения (поворот на бок, переворот со спины на живот и обратно, ползание, ходьба), его пространство расширяется. Зарождаются предпосылки для развития речи.

Таким образом, между ребенком и взрослым тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться за счет того, что «вклинивается» новая деятельность – предметная, сначала манипулирование предметами, а затем и освоение их функции.

В возрасте от 9 до 12 месяцев активность малыша значительно возрастает, он становится чрезвычайно любознательным благодаря освоению самостоятельного передвижения в пространстве – ходьбы. Речь развивается в двух направлениях: совершенствуется понимание речи взрослых и возникает собственная активная речь – первые слова в конце года. Теперь с помощью речи взрослый может воздействовать на младенца, поощряя и ограничивая его поведение. В конце года в поведении ребенка начинают появляться негативные симптомы – упрямство, настырность, обидчивость, капризность, агрессивность, трудновоспитуемость.

Ранний возраст

Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется.Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой - дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма.Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования.У нормального здорового ребенка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если же дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие значительно задерживается.

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему.К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого.Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним.

Дошкольное развитие

познавательное развитие детей дошкольного возраста заключается в основном в памяти, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно - образное мышление. Память в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание. На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира — восприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциям Обозначим основные направления речевого развития в дошкольном возрасте:

- расширение словаря и развитие  грамматического строя речи;

феномен детского словотворчества как обогащение когнитивных и языковых структур;

- убывание эгоцентризма детской  речи;

- развитие функций речи:

- речь как орудие общения. Речь  как средство коммуникации сначала  возможна только в наглядной  ситуации (ситуативная речь). Позже  возникает способность связной, контекстной речи, полноценно описывающей  ситуацию, события, содержание фильма. На протяжении дошкольного детства  приобретается способность понятно, адекватно выражать свои интенции. Круг их расширяется — от  стремления выразить свои субъективные  впечатления (типа неудовольствия  или удивления) до многочисленных  форм выражения заинтересованности  в общении, согласия с партнером, организации взаимодействия, формулирования  правил игры либо противостояния, самозащиты, отказа от контакта  и т.п.;

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психология"