Шпаргалка по предмету "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 10:54, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Психология".

Файлы: 1 файл

Методическое пособие по подготовки к сдаче государственного экзамена по педагогике и психологии2013.doc

— 699.00 Кб (Скачать)

№ 20. Определите вид чувств и эмоций. А) Ученик    4-го    класса   рассказывает, что,  когда  он  очень   расстроен, то    всем   начинает    говорить   грубости. Злоба   так   его   захватывает, что   он   хочет   выместить   её   на  других. Из-за   этого   возникают   ссоры, драки   и   другие   недоразумения. Позже   он  жалеет  о случившемся   и  раскаивается.

Б) Во   время   ответа   на   уроке  хорошо   подготовленной   ученицы, вошёл   директор    школы. Девочка   растерялась   и   сбилась. На   наводящие    вопросы  отвечала   сбивчиво. После   ухода   директора   чётко  и  уверено   ответила   материал, который   так безуспешно пыталась   воспроизвести   ранее.

№ 21. Какой механизм  психологической защиты (по З. Фрейду) проявляется в следующем примере. «Удивляло Нехлюдова то, что Маслова не стыдилась своего положения – не арестантки (этого она стыдилась), а своего положения проститутки, - но как будто даже была довольна, почти гордилась им. А между тем это и не могло быть иначе. Всякому человеку для того, чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею… В продолжение десяти лет везде, где бы она ни была, начиная с Нехлюдова и старика-станового и кончая осторожными надзирателями, видела Маслова, что все мужчины нуждались в ней. И потому весь мир представлялся ей собранием обуреваемых похотью людей, со всех сторон стороживших её… Так понимала жизнь Маслова, и при таком понимании она была не только не последним, а очень важным человеком».

№ 22. Назовите закономерность ощущений, которая описана в следующих примерах: а) Опытный   водитель   слышит, что   двигатель   работает   необычно, если   падает   незначительно    кол-во  оборотов. б) В  романе   Войнич Э.Л. есть  эпизод: «Джулии, жена   брата   Артура, отчитывает родственника: от   её    такого пронзительного   голоса  у  Артура   стало  кисло  во  рту.

Алгоритм ответа практической задачи  по психологии и педагогике.

Рассмотрим алгоритм на  варианте ответа на следующую задачу. Определите тип темперамента по типичным реакциям и аргументируйте свой ответ.

Представители всех типов темперамента опоздали в театр. Первый вступил в спор с билетёром, доказывая, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, даже попытался силой отстранить билетёра. Второй, сохраняя спокойствие, подумал : «Первое действие, вряд ли интересно, Пойду в буфет, подожду антракта». Третий быстро сообразил, что на своё место в партере уже не попасть, но можно попытаться пройти на верхний ярус и поспешил туда. Четвёртый - очень огорчился и вымолвил: «Как всегда не везёт». Постоял немного и ушёл из театра.

  1. Необходимо выделить ключевое слово, понятие. Дать определение этого понятия. В данной задаче ключевое понятие «темперамент», поэтому даём определение этого термина.

Темперамент – это индивидуально-психологическая особенность, определяющая динамику психической деятельности человека.

  1. Определить второе по значению понятие. Коротко описать явление. В нашем случае таким понятием становится «тип» темперамента. Опишем его следующим способом.

Существует несколько теорий, в рамках которых сделаны попытки описать такую индивидуально-психологическую особенность как темперамент. Самая известная это гуморальная теория темперамента Галена-Гиппократа. В этой теории определены такие типы темперамента как холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Для сангвиника характерен оптимизм, умение эффективно действовать в стрессовой ситуации; для холерика – агрессивность, стремительность реакций; меланхолик описан Галеном-Гиппократом как пессимист и не борец в ситуации стресса, а флегматик  как спокойный, невозмутимый человек, легко переносящий стресс.

  1. Опираясь  на теоретическое обоснование, сообщите свой вариант решения задачи, аргументируя каждый посыл.

Исходя из такого описания типов, можем констатировать, что первый посетитель театра – явный холерик, т.к. он бросается действовать, демонстрируя силу билетёру, второй – спокойно, без эмоций решил подождать, такое поведение характерно для флегматика. Третий зритель сообразил, как справиться с ситуацией и посмотреть спектакль, такая скорость решения проблем характерна для сангвиника. Четвёртый наш герой так расстроился, что не смог смотреть спектакль, такая впечатлительность и пессимизм явно показывают, что перед нами меланхолик.

ХЕМЫ

1.Предмет, структура и методы психологии. 

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется достаточно отчетливо — это ощущения, восприятия, мысли, чувства, желания — все то, что составляет внутренний мир человека. Со времен глубокой древности эту реальность называли словом «душа». По-гречески душа  - «psyche», а греческое слово «logos» на русский язык переводится как учение, наука.

Соединение этих двух слов дало название науке, которую называют – психология.

Психика- это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Сознание – высшая форма психики человека, продукт общественно-исторического развития.

Психические процессы - включают три основные стороны душевной жизни: познание, чувства и волю.

- познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение; с их помощью мы постигаем мир и самих себя

- чувства, эмоции отражают переживание человеком отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей жизни

- воля обеспечивает регуляцию поведения. Психические состояния личности – целостные ее проявления, отражающие общий внутренний настрой, характеризующий уровень ее активности (любознательность, собранность, рассеянность, пассивность, уверенность…)

Психические свойства личности  - устойчивые психические ее особенности: направленность, мотивация, темперамент, характер, способности.

Деятельность – важнейшая форма активности.Виды деятельности: общение, игра, учение, труд.

Деятельность развивает способность и формирует основные свойства личности.Вывод: психология -  наука, изучающая закономерности проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности. Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, выражающуюся в поведении и деятельности. Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.

Предмет психологии, т.е. философская категория объект. Предмет – срез, исследуемый наукой.

Категории психологии: Психика – есть свойства головного мозга позволяющее животным и человеку отражать воздействия предметов и явлений объективного мира. Деятельность – специфическая активность человека, направленная на удовлетворение его потребностей и интересов.

Сознание – это высший уровень психического отражения, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего он способен познавать и преобразовывать окружающую деятельность. Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Поведение – внешнее проявления психической деятельности. Современная психология находится в состоянии непрерывного и бурного развития, что характерно для молодой науки. В ее структуре появляются новые отрасли и направления. В настоящее время их насчитывается более сорока. Таким образом, современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин. Центральное место в ней занимает общая психология. Общая психология представляет фундамент всего психологического знания, она изучает общие законы организации и функционирования психики, разрабатывает методологию и теорию психологии. Общая психология связана с другими отраслями психологии, так как, с одной стороны, все отрасли психологии в своем развитии опираются на общую теорию психологии, с другой стороны, знания и факты, добытые в прикладных областях, обогащают общую теорию психологии. Если в основу классификации отраслей психологии положить объект изучения, то можно выделить следующие отрасли психологии. Сравнительная психология изучает закономерности развития психики в филогенезе. Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе, основные стадии его развития, критические и сенситивные периоды. В возрастной психологии выделяются: психология детства, психология подросткового периода, психология юности, психология взрослости (акмеология), психология старения и старости (геронтопсихология). Дифференциальная психология исследует индивидуально-психологические различия между людьми. Это могут быть различия в темпераменте, характере, способностях, познавательных стилях, мотивации поведения и др. Основными задачами является выработка норм, стандартов в соответствии с возрастом, полом человека.

Педагогическая психология изучает психологические основы обучения и воспитания. Она тесно связана с возрастной и дифференциальной психологией, поскольку одной из важных ее задач является индивидуализация обучения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями обучаемых. Важнейшей задачей педагогической психологии является формирование гармоничной личности на основе сочетания умственного, нравственного, эстетического, физического воспитания, формирования кругозора. Инженерная психология разрабатывает принципы согласования технических устройств (машин, приборов и т. п.) с характеристиками психических процессов, функций и свойств человека, стремясь обеспечить максимальную надежность и эффективность систем контроля и управления и сократить затраты человеческого труда. Особенно остро вопрос встает, когда человеку приходится работать в условиях эмоционального напряжения, повышенной ответственности, дефицита времени или информации.

Психология труда изучает психологические основы и структуру трудовой деятельности, ее динамику и механизмы регуляции. Эта дисциплина исследует психологические факторы эффективности и качества труда. Психология труда выявляет профессионально важные качества личности по отношению к разным профессиям, решает проблемы профессионального отбора и профессионального обучения.

Социальная психология изучает психологические механизмы воздействия социума (общностей) на поведение и сознание человека, исследует взаимодействие людей в группах, коллективах, позиции личности в них, проблемы лидерства и подчинения. Важными проблемами социальной психологии является исследование психологических механизмов формирования общественного мнения, проблемы массовых коммуникаций. В последние годы в русле социально-психологических исследований стали активно разрабатываться проблемы этических общностей, национальных традиций и стереотипов поведения. Юридическая психология — отрасль психологии, изучающая взаимоотношения человека и права. Основные ее проблемы — исследование личности преступника, формирование мотивации преступления, психологические основы перевоспитания правонарушителей. В юридической психологии изучают также психологию жертвы, психологию свидетельских показаний, психологические аспекты следствия.

Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию. Наблюдение – древнейший, генетический первичный метод познания, который предполагает целенаправленное и осознанное отслеживание изменений в наших либо процессах или событиях, при условии и невмешательства в них наблюдающего. т.е. непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация психических явлений. Наблюдение – основной метод психологического исследования, заключающийся в преднамеренном и целенаправленном восприятии поведения человека. Опрос – метод, предлагающий ответы испытуемых на задаваемые исследователем вопросы. Анализ – продуктов деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений по результатам труда человека. Тестирование – метод психолого диагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления.  Эксперимент – метод познания, с помощью которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются психологические явления. Моделирование – метод исследования психических феноменов на основе построения их искусственных людей.

 

 2, 3. Основные направления западной психологии (психоанализ, бихевиоризм). 2. Психоанализ. Основоположником этого направления психологии является Фрейд. Если в психологии Вундта предметом изучения являлось сознание, в психологии бихевиоризма — поведение, то в психоанализе предметом изучения стали глубинные слои активности личности — ее бессознательное. Психоаналитическая концепция родилась из медицинской практики Фрейда, который, как врач, видел, что его пациенты страдали, но при этом никаких изменений в нервной системе (морфологических) он не находил. Это заставило его предположить, что истинные причины болезни скрыты от сознания, но именно они управляют поведением пациента. Так родилась концепция трехчленной структуры психики, состоящей из бессознательного, предсознательного и сознательного. Психика организована в личностную структуру: Ид (Оно) — Эго (Я) — Суперэго (Сверх Я). Ид (Оно) — бессознательное психическое, оно насыщено энергией влечений и инстинктов, в первую очередь — сексуальной. Фрейд рассматривал Ид в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Эго — психика, связанная с внешним миром, управляет Ид, в соответствии с требованиями реальности. Суперэго — система ценностей, социальных норм и этики. Используя различные методики (психоаналитическая беседа, метод свободных ассоциаций и др.), врач стремится выяснить истинные причины заболевания, кроющиеся в бессознательном. Благодаря осознанию причин подавленных влечений и потаенных комплексов, удается избавиться от душевной травмы. Трактуя развитие личности, психоаналитическая теория делает акценты на роли ранних детских переживаний в формировании взрослой личности и на том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через ряд определенных стадий, от успешности прохождения которых зависит характер личности и ее адаптация к среде. Психоанализ был разработан австрийским психологом З. Фрейдом, поэтому иногда называется «фрейдизм». Основывая научное теоретическое направление в психологии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изначальный предмет: проникновение в сущность души человека. Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание и бессознательное. Именно бессознательному (главный из которых являются сексуальное влечение – либидо) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека. Цензура со стороны сознания подавляет бессознательные влечения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок, забываний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях. Психоанализ получил широкое распространение не только в Европе, но и в США, где популярен и до настоящего времени. Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом (1856–1939), австрийским психологом, психиатром и невропатологом, создателем психоанализа, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. На основе материала, полученного при помощи толкований ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного, создал трехчленную энергетическую структуру личности (сознание, предсознательное и бессознательное).

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психология"