Шпаргалка по "Консультационной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:41, шпаргалка

Краткое описание

5.Самосознание личности и уровни его сформированности.
Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав С.Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».
Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни. ...

Оглавление

1.Предмет изучения дисциплины «Консультационная психология».
2.Понятия психологической культуры психолога-консультанта.
3.Функции профессиональной деятельности практического психолога.
4.Консультационная психология в различных видах психологической помощи.
5.Самосознание личности и уровни его сформированности.
6.Понятие самооценки и саморегуляции поведения личности.
7.Содержание практических рекомендаций при оказании психологической помощи.
8.Уровни психологического консультирования.
9.Основные понятия клиент- центрированного подхода.
10. Психологическая защита и сопротивление в консультационной работе.
11. Критерии эффективного консультирования.
12.Сущность экспертных функций консультанта.
13. Клиент как эксперт конкретной ситуации.
14. Задачи психодиагностики и их учет в консультационной практике.
15. Выявление и учет мотивации обследуемых в консультационной работе.
16. Выявление последствий психологического консультирования и обратная связь с клиентами.
17.Психологическая сущность коммуникативных проблем.
18. Тревожность и особенности ее проявления у клиентов.
19. Шаговая композиция беседы в профессиональном консультировании.
20. Содержание консультационной работы с тревожными клиентами.
21. Особенности психологии консультационной работы с враждебно-настроенными и агрессивными клиентами.
22. Особенности психологического консультирования клиентов с проявлениями различных форм фобий.
23. Вербальная и невербальная обратная связь с клиентами.
24. Консультационная работа при оказании помощи истерическим личностям.
25. Психологическая помощь клиентам с депрессией.
26. Механизмы психологической защиты у тревожных клиентов.
27.Особенности оказания психологической помощи в подростковом возрасте.
28. Особенности психологического консультирования при суицидных намерениях.
29. Особенности консультационной работы с социопатической личностью.
30. Психологическая сущность маний параноидальной и шизоидной личностей.
31. Особенности телефонного консультирования.
32. Проблема понимания в консультировании.

Файлы: 1 файл

Консультационная психология вопросы к зачету 1.docx

— 97.93 Кб (Скачать)

1. С такими клиентами  нужно чаще встречаться. 

2. Консультант должен  обращать внимание суицидного  клиента на позитивные аспекты  в его жизни. Например: "Вы  упоминали, что прежде многим  интересовались. Расскажите о своих  пристрастиях" или "Всегда есть  ради чего жить. Что Вы думаете  об этом?". Такие вопросы помогают  клиенту изыскать ресурсы для  преодоления трудного этапа жизни.

3. Узнав о намерении  клиента совершить самоубийство, не следует паниковать, пытаться  отвлечь его каким - то занятием  и прибегать к морализированию  ("От этого ничего не изменится", "Знаете ли Вы, что все религии  считают самоубийство величайшим  грехом?"). Такая тактика лишь  убедит клиента, что его никто  не понимает и консультант  - тоже.

4. Специалист должен привлечь  к работе с клиентом между  консультативными встречами значимых  для него людей (близких, друзей).

5. Клиент должен иметь  возможность в любое время  позвонить консультанту, чтобы тот  мог контролировать его эмоциональное  состояние.

6. При высокой вероятности  самоубийства следует принять  меры предосторожности - проинформировать  близких клиента, обсудить вопрос о госпитализации. Консультанту не всегда легко это выполнить. Клиент нередко начинает отрицать свои намерения и утверждает, что нечего за него беспокоиться. Тем не менее консультанту лучше понадеяться на свою интуицию и учесть опасные признаки в поведении клиента, поскольку утешительные заявления могут носить отвлекающий характер. В случаях явного суицидного риска консультант должен потребовать немедленной госпитализации, хотя большинство клиентов категорически протестуют против помещения в психиатрическую клинику. Некоторые психотерапевты

считают, что клиента шокирует изменение поведения консультанта. Человек, побуждающий к независимости  и свободному выбору, вдруг берет  на себя полномочия ограничить свободу  клиента, запереть его в психиатрической  клинике. Нам думается, что право  окончательного выбора имеет каждый человек, но обязанность консультанта в случае угрозы самоубийства - сделать  максимум возможного, чтобы повлиять на выбор клиента в пользу жизни.

7. Консультант не должен  позволять клиенту манипулировать  собой посредством угрозы самоубийства.

8. Консультант обязан  не забывать, что он не Бог  и, невзирая на самые лучшие  побуждения, не всегда способен  воспрепятствовать самоубийству. Наибольшую  ответственность за собственные  действия несет сам клиент. Консультант  не может полностью и единолично  отвечать за клиента. Он лишь  профессионально ответственен за  пресечение реализации суицидных  намерений. Однако неопровержима  аксиома - если клиент действительно  хочет покончить с жизнью, никто  не способен остановить его

. 9. Консультант обязан  подробно, в письменной форме,  документировать свои действия, чтобы в случае несчастья он  смог доказать себе и другим, что действовал профессионально  и принял все меры для избежания катастрофы. Консультант должен знать специфику консультирования лиц, пытавшихся совершить самоубийство. Консультирование направляется на преодоление побуждений к самоубийству, которые еще остаются после неудавшейся попытки. Hamilton и Moss (цит. по: Kennedy, 1977) выделяют три этапа консультирования: в острой фазе, в фазе выздоровления и после выздоровления. Особенно значима работа консультанта в двух первых фазах.

Во время первого контакта после неудавшегося самоубийства на первый план выступают уникальность ситуации и самочувствие "самоубийцы - неудачника". Человек, испытавший максимальное напряжение духовных сил, понимает, что  не умер, но обстоятельства, приведшие  к попытке уйти из жизни, у него остались. Момент "пробуждения" - начало нового этапа жизни этого  лица. Поэтому важно, какое "воздействие" будет вписано в "чистый лист" сознания клиента. Время первого  контакта не должно ограничиваться, клиенту надо позволить выговориться. От консультанта, встречающегося с таким клиентом, требуется неподдельная искренность, сосредоточение и отдача всех своих духовных сил. Имеется в виду нечто большее, чем обязанность консультанта. После попытки самоубийства клиент максимально обнажен и очень раним, он ясно чувствует внутреннее состояние консультанта. В первой фазе не следует начинать обсуждение основного конфликта и лишь постепенно можно перейти к причинам и психосоматическому смыслу самоубийства. Само консультирование должно быть направлено на уменьшение тревоги и безнадежности.

Фаза выздоровления начинается, когда клиент может возвратиться в свое прежнее окружение. Во время  второй фазы, как, кстати, и после  полного восстановления, возможно повторение суицидных побуждений. Провоцирующее  влияние оказывает именно окружение, непосредственно связанное с  травмирующим фактором. Поэтому на втором этапе очень важна работа консультанта с семьей суицидента. Помощь семье нередко разрешает проблематичные обстоятельства. Вообще попытка самоубийства - существенная причина для изменений в семейной жизни, точнее говоря, такие изменения становятся неизбежными. Только перемена условий жизни по - настоящему целебна.

 

29. Особенности  консультационной работы с социопатической личностью.

Асоциальность — это одно из самых сложных и прогностически неблагоприятных личностных расстройств, которые проявляются не столько различными симптомами, сколько нарушением поведения. Прежде это нарушение диагностировалось как "психопатическая личность" или "социопатическая личность" (термины, еще и теперь встречающиеся в литературе). Социопаты плохо социализированы, они живут во имя удовлетворения своих инстинктивных потребностей, не обращая внимания на нормы морали, требования общества, поэтому склонны постоянно нарушать правила и законы общежития, не считаясь с возможным наказанием.

Асоциальную личность не следует смешивать с  лицом, ведущим себя асоциально вследствие внутренних невротических конфликтов. Невротик переживает вину из- за своего поведения, что абсолютно чуждо асоциальной личности.

Хотя  признаки асоциального поведения могут  проявиться задолго до отроческих лет, именно в юности асоциальность особенно заметна и выражается в агрессивности, беспорядочном сексуальном поведении и механическом взгляде на секс, в склонности к употреблению алкоголя и наркотиков.

Консультант должен знать, что асоциальная личность — это не просто другой человек. Она кардинально отличается от других — отношением к себе и другим людям, целями жизни.

Асоциальная личность нетерпелива, ориентирована  на сиюминутное удовольствие, руководствуется  непосредственными побуждениями и  не в состоянии терпеть задержку в удовлетворении потребностей. Она  может украсть потому, что в  данный момент не имеет с собой  денег или просто не хочет утруждать  себя получением желаемого законным способом. От асоциальных действий не удерживает и угроза наказания. Импульсивности в удовлетворении потребностей сопутствуют  приступы агрессивности в ситуациях  фрустрации. Из-за отсутствия эмпатии агрессивным реакциям бывают свойственны жестокость, даже садизм.

Асоциальная личность не способна завязывать тесные межличностные отношения. Дружба требует  от людей чуждых ей качеств. Асоциальные  индивиды могут только брать от других, но ничем не хотят жертвовать, и это порождает семейные неурядицы. Они ориентируются исключительно на себя и не воспринимают других людей как имеющих права и чувства. Другие люди для них только средство достижения собственных целей. Асоциальная личность нередко паразитирует на окружающих, используя свою внешнюю привлекательность. В силу перечисленных причин консультанту трудно проявлять эмпатию к таким клиентам, а их неспособность установить близкие и осмысленные отношения препятствует получению пользы от консультирования и психотерапии. Однако, принимая во внимание бесконечную мелочность чувств асоциальной личности, консультант не должен поспешно обвинять себя, когда не удается наладить с ней эмоциональный контакт.

Асоциальные личности редко попадают к консультанту по собственному желанию. Обычно их направляет школа или другие организации, поэтому  консультанту сначала следует выяснить причины прихода клиента на консультирование. Устанавливать контакт с асоциальными клиентами, как упоминалось выше, очень трудно, потому что они привносят свой повседневный стиль жизни и общения в консультирование. С самого начала консультирования такие клиенты имеют склонность обманывать консультантов, особенно неопытных, своим внешним обаянием и мнимой доброжелательностью, умением подольститься. Консультант в стремлении помочь может перестараться и сделаться объектом манипуляции клиента. В этом смысле для неопытного консультанта асоциальная личность представляет опасность.

При работе с асоциальными клиентами  консультанту очень важно в любой  момент идентифицировать свои чувства  и полагаться на них, потому что это  единственное средство избежать манипуляций  со стороны клиента и выполнять  работу, не обращая внимания на большие  трудности.

 

30. Психологическая  сущность маний параноидальной и шизоидной личностей.

Шизоидные клиенты: таких клиентов характеризуют отсутствие интереса к другим людям, быстрая истощаемость в коммуникации, замкнутость и отгороженность от окружающего, недостаток сопереживания, субъективизм, эгоцентричность.  Консультанту не всегда легко понять , что они хотят сказать, способ их мышления кажется хаотичным, а реплики и ответы на вопросы консультанта- неадекватными, поскольку на основе свободно возникающих ассоциаций  они легко перескакивают от одних мыслей к другим, не затрудняя себя объяснениями , а словам придают одним им понятный смысл.

Наиболее частые поводы их обращения к психологу- коммуникативные вопросы ( трудности в установлении контактов, одиночество, нестабильность близких отношений, отсутствие друзей , непонимание окружающих, скованность), эмоциональные трудности (плохое настроение, угнетенность, страх близости и интимности, неумение себя вести легко и спонтанно) , экзистенциальные  проблемы (утрата смысла жизни, проблемы свободы и независимости) и др.  Корни их уходят в детские годы клиента и обычно связаны с тем , что он хронически не дополучал от родителей эмоционального тепла, любви, ласки, привязанности, заботы.  Жажда любви , присоединения удовлетворялась в воображении, фантазиях, формируя подчас неадекватные ожидания к другим. Желая близости другого человека, шизоид одновременно боится и избегает реальных эмоциональных отношений, считает их обременительными и не отвечающими представления о «настоящих» чувствах.

Шизодная личность в известном смысле испытание для консультанта, поскольку ее самобытность раскрывает лишь ответ на интерес , понимание со стороны консультанта. Кстати , раскрытие может происходить внезапно и довольно неожиданно для консультанта, столь же неожиданно шизоид и «захлопывается». К такому клиенту довольно сложно подстроиться, и даже уже налаженный консультативный альянс без видимых причин может расстроиться. Лучше всего строить начальный контакт, не столько на эмоциональной, сколько на когнитивной основе, а консультативные действия разворачивать медленно и постепенно на основе доверия и постоянного подкрепления установки клиента, что консультант в состоянии его понять. В случаях «обрыва» контакта и «бегства» от реального разрешения проблем шизоидные клиенты могут прибегать к манипуляциям – обвинять консультанта в некомпетентности, в усугублении их проблем и т.д.

Параноидальные клиенты: Клиенты  с параноидальными  расстройствами  подозрительны, мнительны, эгоцентрически  сосредоточены на себе. Их основной внутренний конфликт связан, как правило, с тем, что, желая быть близкими к другим и оцененными ими, они боятся обмана, манипулирования, «использования» со  стороны других,  а потому отталкивают всех, кто решается иметь с ними дело, в том числе и психолога. На консультации клиент недоверчив, проявляет настороженную враждебность, «проверяет»,  насколько можно доверять консультанту. Работая с ним, не стоит стремиться разрушить недоверие, «лезть в душу» ,победить подозрительность апелляциями к пониманию и логике, исправить часто завышенную самооценку и пр.; правильнее соблюдать приемлемую для клиента межличностную дистанцию, что бы не отпугнуть его. В общении  с паранойяльным клиентом полезнее всего использовать образность, метафоричность,  прецедентные примеры, из которых он сам уже буде делать необходимые выводы.

31. Особенности  телефонного консультирования.

Цель - предотвратить дальнейшее развитие остро возникших кризисных состояний, помочь разрешить психотравмирующую ситуацию.

Принципы: Соблюдение анонимности обратившегося — оно укрепляет в 
пациенте чувство безопасности, повышает доверительность при обсуждении личных проблем; Установление       взаимоотношений      «сопереживающего партнерства»; Соблюдение     доступности   психотерапевта;     сознание доступности помощи купирует  переживания одиночества и беспомощности; Соблюдение последовательности этапов терапии. Две стадии: на 1-ой  осуществляется помощь в овладении ситуацией. На 2-ой — коррекция суицидогенных установок. Первая беседа имеет решающее значение в предотвращении дальнейшего развития кризиса. В телефоне доверия - эта беседа длится от 1,5 до 2 часов, требует от сотрудника максимального напряжения сил. этап:  установление  контакта -  главная  задача убедить  в эмоциональном принятии и сочувствии - уменьшается эмоциональная напряженность. Эмоциональное принятия купирует выраженное при суицидальных реакциях переживание одиночества.

этап: интеллектуальное овладение ситуацией. Сочувственно 
выслушивая      пациента,      терапевт      уменьшает      эмоциональную 
напряженность, задавая соответствующие вопросы терапевт формирует 
в   сознании   абонента   объективную   и    последовательную   картину 
психотравмирующей ситуации в ее развитии - прием «структурирование 
ситуации». Сотрудник телефона доверия подчеркивает, что у абонента 
есть время на обдумывание ситуации. Рассказывая о своем жизненном 
пути, пациент сообщает о своих успехах, трудностях. Терапевт тактично 
подчеркивает эти успехи, формируя у собеседника представление о нем 
как о личности, способной к реализации продуктивного жизненного 
пути   и   преодоления   трудностей   -   прием   «терапия   успехами   и 
достижениями». Повторение содержания высказываний этим приемом 
абоненту  сообщается,   что  его   внимательно  слушают  и  правильно 
понимают. III этап: планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации. Основные приемы III этапа:

Информация о работе Шпаргалка по "Консультационной психологии"