Шпаргалка по "Консультационной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:41, шпаргалка

Краткое описание

5.Самосознание личности и уровни его сформированности.
Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав С.Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».
Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни. ...

Оглавление

1.Предмет изучения дисциплины «Консультационная психология».
2.Понятия психологической культуры психолога-консультанта.
3.Функции профессиональной деятельности практического психолога.
4.Консультационная психология в различных видах психологической помощи.
5.Самосознание личности и уровни его сформированности.
6.Понятие самооценки и саморегуляции поведения личности.
7.Содержание практических рекомендаций при оказании психологической помощи.
8.Уровни психологического консультирования.
9.Основные понятия клиент- центрированного подхода.
10. Психологическая защита и сопротивление в консультационной работе.
11. Критерии эффективного консультирования.
12.Сущность экспертных функций консультанта.
13. Клиент как эксперт конкретной ситуации.
14. Задачи психодиагностики и их учет в консультационной практике.
15. Выявление и учет мотивации обследуемых в консультационной работе.
16. Выявление последствий психологического консультирования и обратная связь с клиентами.
17.Психологическая сущность коммуникативных проблем.
18. Тревожность и особенности ее проявления у клиентов.
19. Шаговая композиция беседы в профессиональном консультировании.
20. Содержание консультационной работы с тревожными клиентами.
21. Особенности психологии консультационной работы с враждебно-настроенными и агрессивными клиентами.
22. Особенности психологического консультирования клиентов с проявлениями различных форм фобий.
23. Вербальная и невербальная обратная связь с клиентами.
24. Консультационная работа при оказании помощи истерическим личностям.
25. Психологическая помощь клиентам с депрессией.
26. Механизмы психологической защиты у тревожных клиентов.
27.Особенности оказания психологической помощи в подростковом возрасте.
28. Особенности психологического консультирования при суицидных намерениях.
29. Особенности консультационной работы с социопатической личностью.
30. Психологическая сущность маний параноидальной и шизоидной личностей.
31. Особенности телефонного консультирования.
32. Проблема понимания в консультировании.

Файлы: 1 файл

Консультационная психология вопросы к зачету 1.docx

— 97.93 Кб (Скачать)

Коммуникативные вопросы ( трудности  в установлении контактов, одиночество, нестабильность близких отношений, отсутствие друзей , непонимание окружающих, скованность), эмоциональные трудности (плохое настроение, угнетенность, страх близости и интимности, неумение себя вести легко и спонтанно) , экзистенциальные  проблемы (утрата смысла жизни, проблемы свободы и независимости) и др.  Корни их уходят в детские годы клиента и обычно связаны с тем , что он хронически не дополучал от родителей эмоционального тепла, любви, ласки, привязанности, заботы.  Жажда любви , присоединения удовлетворялась в воображении, фантазиях, формируя подчас неадекватные ожидания к другим. Желая близости другого человека, шизоид одновременно боится и избегает реальных эмоциональных отношений, считает их обременительными и не отвечающими представления о «настоящих» чувствах.

 

18. Тревожность  и особенности ее проявления  у клиентов.

Тревожность занимает одно из важнейших мест как в нормальной психодинамике, так и в психопатологии, т.е. в возникновении различных симптомов. Тревожность предупреждает об опасности, угрозе и в этом смысле имеет не меньшую ценность, чем боль. S. Freud определяет тревожность как сигнал со стороны Ego, предупреждающий индивида о внутреннем конфликте. Обычно конфликт происходит между неприемлемыми импульсами бессознательного и психическими силами, направленными на подавление этих импульсов. Тревожность — сигнал не только предупредительный, но и защищающий от конфликтов, потому что задействует механизмы психологической защиты.

Тревожность имеет сходство со страхом (Freud даже не различает эти состояния, употребляя единое понятие "Angst"), ведь в обоих случаях проявляется реакция на опасность. О страхе мы еще поговорим в следующем разделе, потому что каждой из эмоций все же свойственна специфичность. Тревожность интрапсихична, т.е. обусловлена внутренне и связывается с внешними объектами лишь в той мере, в какой они стимулируют внутренние конфликты. Обычно тревожность в отличие от страха представляет собой реакцию на воображаемую, неизвестную угрозу. В основе тревожности всегда лежат внутренние конфликты личности. Для тревожности также характерна пролонгированность, т.е. ей свойственно растягиваться во времени, постоянно повторяться или становиться непрерывной.

С физиологической точки зрения тревожность является реактивным состоянием. Она вызывает физиологические изменения, подготавливающие организм к борьбе — отступлению или сопротивлению. При тревожности возбуждается сердечно-сосудистая система (учащается ритм сердца, повышается кровяное давление), а деятельность пищеварительного тракта угнетается (уменьшается активность секреции и перистальтика). Кровь из пищеварительного тракта "пересылается" в мышечную систему, т.е. организм готовится к активной деятельности. Тревожность проявляется на трех уровнях:

1.     Нейроэндокринном (продукция адреналина — эпинефрин).

2.     Психическом (неопределенные опасения).

3.     Соматическом или моторно-висцеральном (физиологические реакции различных систем организма на увеличение продукции эпинефрина):

a.     дерматологические реакции (кожные раздражения);

b.     реакция сердечно-сосудистой системы (тахикардия, увеличение систолического давления);

c.      реакция пищеварительного тракта (подавление деятельности слюнных желез — сухость во рту, неприятный привкус, анорексия, понос, запор и т.п.);

d.     реакции дыхательной системы (учащенное дыхание, одышка, гипервентиляция);

e.     генитально-уринальные реакции (учащенное мочеиспускание, нарушение менструации, боль в области таза, фригидность, импотенция);

f.       вазомоторные реакции (потоотделение, покраснение);

g.     реакции скелетно-мышечной системы (головные боли, боли в затылке, артральгии).

Широкий спектр физиологических реакций  вследствие тревожности объясняет, почему продолжительная тревожность  вызывает психосоматические расстройства, а само состояние тревожности  нередко "маскируется" жалобами соматического  характера. Такие клиенты, как правило, вначале попадают не к психологу  или психотерапевту, а к врачу  общей практики.

 

19. Шаговая композиция  беседы в профессиональном консультировании.

Условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на четыре этапа: Знакомство с клиентом и начало беседы. Расспрос      клиента,      формулирование      и      проверка консультативных гипотез.

Коррекционное воздействие. Завершение беседы. Длительность приема, во время которого собственно и происходит беседа, значительно варьирует в зависимости от целей и задач консультирования, организационных форм, в рамках которых оно проводится, а также теоретических ориентации консультанта Начало беседы. Первое, что необходимо сделать консультанту во время приема -это встретить и усадить клиента. Успех беседы во многом зависит от того, насколько уже с первых минут психолог сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником. Очень важный момент начала беседы - знакомство с клиентом по  имени.  В  принципе,  клиент может отказаться  назвать  себя,  но забывать или не предложить ему  представиться - это значит во многом обречь консультацию на неудачу.

Расспрос клиента. Условно разделим этот этап беседы на два подэтапа, на первом из которых психолог еще ничего не знает о клиенте и поэтому больше всего заинтересован в том, чтобы последний максимально полно рассказывал о себе и о своей ситуации. Второй же этап начинается тогда, когда консультант уже имеет достаточно информации для того, чтобы сформулировать психокоррекционные гипотезы и начать их проверку. Первая фаза расспроса клиента. Поскольку на этой фазе основная цель консультанта — «разговорить» клиента, ее реализации лучше всего будут помогать вопросы и реплики, максимально стимулирующие его рассказ. «Расскажите мне о ваших отношениях...», «Какая у вас семья?» Естественно, пока клиент говорит, психолог не просто слушает, а работает. Условно можно выделить несколько направлений работы на этом этапе консультирования. Консультант 1) поддерживает контакт с клиентом; 2) стимулирует его на дальнейший рассказ; 3) способствует целенаправленному развитию беседы; 4) осмысливает то, что говорит клиент. Для того чтобы полноценно участвовать в диалоге с клиентом, консультанту следует помнить имена, названия, даты, различные детали, упоминаемые клиентом. Процесс расспроса занимает 25-30 минут, но 15-20 минут спустя после начала беседы консультант должен уже достаточно хорошо разбираться в проблемах и ситуации клиента, быть готовым к тому, чтобы перейти ко второй фазе расспроса - формулированию и проверке консультативных гипотез. Гипотезы в психологическом консультировании. Каждая гипотеза - это попытка консультанта понять консультацию клиента

Гипотезы в  психологическом консультировании — это, по сути, варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентирования клиента в его отношении к своим проблемам.

Гипотезы консультанта основываются на том, что рассказывает клиент о  себе и своих проблемах. Вторая фаза расспроса клиента. Во второй фазе характер вопросов принципиально меняется. Формулировки становятся более тонкими, направленными на уточнение возникших у консультанта идей.  «Сколько раз в неделю он возвращается после двенадцати?», «Когда именно у Вас впервые возникло ощущение, что она нездорова?» Основной подход к работе на 2 этапе расспроса - это анализ конкретных ситуаций из жизни клиента Работа с конкретными ситуациями — для консультанта один из наиболее надежных способов проверить свои гипотезы.  После того, как две-три такие конкретные ситуации  обсуждены, консультант может с уверенностью сказать, какая из гипотез оказалась наиболее подходящей. Оказание психокоррекционного воздействия. Воздействие строится на анализе конкретной ситуации. Задачи психокоррекционного воздействия можно считать реализованными только в том случае, когда не только в сознании консультанта, но и в сознании клиента выстроена своеобразная цепочка событий. Цель консультанта при этом - помочь клиенту сформулировать как можно большее число возможных вариантов поведения, а затем, внимательно анализируя их, выбрать то, что является наиболее подходящим для данного человека в его ситуации.  Завершение беседы. 1.Подведение   итогов   беседы   (краткое   обобщение   всего происшедшего за время приема; 2.Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений 
клиента   с   консультантом    или   другими    необходимыми специалистами; 3.Прощание консультанта с клиентом.

 

 

 

20. Содержание  консультационной работы с тревожными  клиентами.

Тревожность – одна из распространенных  проблем в консультировании, хотя клиенты, как правило, не формулируют свое состояние именно в терминах тревожности. Консультант может предполагать наличие тревожности , если отмечает у клиента бессознательные навязчивые действия ( клиент барабанит пальцами, трясет ногой и пр.), немотивированную раздражительность, враждебность , агрессивность ( он срывается на крик, становится саркастичным, язвительным, придирчивым или наоборот , демонстрирует холодность , скованность), болтливость (клиент непрерывно говорит ,перебивает консультанта, не давая ему возможности вставить реплику или задать вопрос), демонстративную открытость, излишнюю откровенность.

Жалуясь на угнетенность, дисфория, раздражительность , плохое засыпание, хроническую усталость, клиенты часто не могут понять их причины. Пытаясь опредметить тревожность, они воспринимают наличие неприятных соматических симптомов ( тошноты, головной боли, спазмов в желудке и т.п.) как причину неблагополучия , и обращениям к психологу часто предшествуют визиты к врачам. Но соматические симптомы необязательно возникают вследствие тревожности, часто они просто замещают ее, и терапевт не обнаруживает их реальной основы, из-за чего клиент начинает чувствовать себя  косвенно обвиненным в симуляции. Пытаясь самостоятельно преодолеть дискомфорт, он прибегает к простейшим мерам ( например «заедает» тревожность чем-нибудь вкусненьким, «заливает» спиртным и т.п.) и используя психологические защиты (вытеснение, рационализацию, отрицание), реально непригодные для уменьшения тревожности.

Многим тревожным клиентам свойственно отрицание серьезности  и даже самого факта наличия у  них психологических проблем , внутренних конфликтов, неизжитых травм. На консультации они часто проявляют сопротивление, стараются взять под контроль все, что и как они говорят. Иногда такие клиенты стремятся «подружиться» с консультантами, что-то подарить ему, оказать услугу, «уводя» от обсуждения реальных причин своего состояния. Во всех случаях надо дать клиенту выговориться, неторопливо обсуждая его состояние , и помочь вербализовать тревожность, продемонстрировать ее «лики». Будучи фиксированной в словах, она перестает быть безграничной, свободно плавающей, а превращается в объект, с которым может работать не только консультант ,но  и сам клиент . Вербализация , опредмечивание снижают дезорганизующую  силу тревожности, но в этой работе нужно проявить максимум терпения, не стремясь быстро определить ее причину.

 

 

21. Особенности  психологии  консультационной работы  с враждебно-настроенными и агрессивными  клиентами.

Враждебность и озлобленность  редко является прямым итогом взаимодействия  с консультантом, обычно они «исторически» и приносятся к консультанту из вне. Поводом, спусковым крючком для враждебного поведения и даже угроз может быть, все что угодно, но их причины кроются в собственных жизненных обстоятельствам клиента ( в авторитарном поведении родителей, во фрустрации потребности в любви и заботе), вызвавших напряжение и внутреннюю неудовлетворенность . Консультанту на одном сеансе бывает сложно, да, в общем, не всегда и нужно прослеживать «историю озлобления» клиента, достаточно осознавать, что причина агрессии не в его словах или действия.

Не стоит так же думать , что на «хороших» консультантов клиенты не сердятся , и обвинять себя в том, что клиент не умеет держать в руках; как раз наоборот, консультант, в отношении которого клиент не может открыто выразить свои чувства,- плохой консультант. Обычно консультанты стараются скрыть ответное раздражение , стремятся преодолеть враждебность клиента вежливостью и игнорируют его выпады, пока они не выходят за определенные рамки. Случаи прямого оскорбления, унижения достоинства консультанта , угроз достаточно редки, но иногда клиенты косвенным образом косвенным образом выражают враждебность, пренебрежительно отзываясь о коллегах по цеху, профессии психолога и т.д., побуждая консультанта к спору. Правильнее всего открыто сообщить клиенту, что его поведение воспринимается консультантом как враждебное и недопустимое. Для этого используются нейтральные выражения типа:

« Мне кажется вы сегодня  чем-то недовольны….», «Вас что-то раздражает в моих вопросах?», «Это звучит так, как будто вы рассержены…», «Похоже ,что-то не так, и вас это раздражает?» и т.п.

На злость и агрессию со стороны клиента нельзя реагировать  ответной враждебностью, насмешками или  скрытым «подстрекательством» к  еще большей несдержанности; не стоит  также вступать с клиентом в споры, пререкания, выражать  взаимные претензии.

Лучше попытаться понять значение этой ситуативно выражаемой враждебности, помочь клиенту открыто выразить и осознать ее и вместе попытаться отрефлексировать причины. Очень часто агрессивное поведение скрывает тревожность, личностную слабость, внутреннюю неудовлетворенность и выступает в функции психологической защиты клиента.

22. Особенности  психологического консультирования  клиентов с проявлениями различных  форм фобий.

 

Если тревожность следует  вербализовать и опредмечивать, то у клиентов, страдающих страхами и фобиями , уже есть конкретный объект, с которым связываются опасения. Чаще консультант сталкивается в работе с переживаемыми каждым человеком конкретными страхами как реакциями на  реальную угрозу или неизвестность, неопределенность ( боязнь экзамена, страх перед хирургической операцией, перед полетом на самолете и др.) Избавляться от таких страхов , бороться с ними не стоит, так как страхи умеренной силы помогают человеку мобилизовать необходимые ресурсы и в конечном итоге успешно преодолеть  испытания. Консультант помогает  клиенту понять смысл того, что именно вызывает опасения; осознать , насколько угроза реальна, а степень страха перед ней адекватна; снизить или рационализировать страх.

Реже консультант имеет  дело с патологическими страхами- фобиями. В их основе лежит глубоко  скрытая тревожность, сместившая от первичной ситуации или объекта, когда-то  вызвавший  страх, к другим ситуациям или объектам, которые  лишь замещают первичные, из-за неразрешенных  внутренних конфликтов клиента, травмирующих обстоятельств его прошлой жизни. Фобическое поведение связано с усиленным избеганием тревоги с целью обойти вызвавший ее конфликт. На консультации клиенты могут рассказать о страхе, но отрицают существование любых внутренних конфликтов, связанных с ним, и избегают всяческих обсуждения, касающихся этого. Они обычно осторожны в общении с консультантом, тщательно подбирают слова; избегают подробностей в рассказе о себе, сопротивляясь намерениям консультанта «продвинуться» глубже к причинам  тревожности; могут демонстрировать некие психологические или психиатрические знания, поскольку часто занимаются самолечением. Работа с ними включает активное слушание и принятие клиента , предоставлении возможности выговориться и разделить с консультантом страх и ревогу, эмоциональную проработку с целью интеллектуально овладеть ситуацией, поиск поведенческих стратегий выхода из нее.

Информация о работе Шпаргалка по "Консультационной психологии"