Шпаргалка по "Консультационной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:41, шпаргалка

Краткое описание

5.Самосознание личности и уровни его сформированности.
Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав С.Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».
Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни. ...

Оглавление

1.Предмет изучения дисциплины «Консультационная психология».
2.Понятия психологической культуры психолога-консультанта.
3.Функции профессиональной деятельности практического психолога.
4.Консультационная психология в различных видах психологической помощи.
5.Самосознание личности и уровни его сформированности.
6.Понятие самооценки и саморегуляции поведения личности.
7.Содержание практических рекомендаций при оказании психологической помощи.
8.Уровни психологического консультирования.
9.Основные понятия клиент- центрированного подхода.
10. Психологическая защита и сопротивление в консультационной работе.
11. Критерии эффективного консультирования.
12.Сущность экспертных функций консультанта.
13. Клиент как эксперт конкретной ситуации.
14. Задачи психодиагностики и их учет в консультационной практике.
15. Выявление и учет мотивации обследуемых в консультационной работе.
16. Выявление последствий психологического консультирования и обратная связь с клиентами.
17.Психологическая сущность коммуникативных проблем.
18. Тревожность и особенности ее проявления у клиентов.
19. Шаговая композиция беседы в профессиональном консультировании.
20. Содержание консультационной работы с тревожными клиентами.
21. Особенности психологии консультационной работы с враждебно-настроенными и агрессивными клиентами.
22. Особенности психологического консультирования клиентов с проявлениями различных форм фобий.
23. Вербальная и невербальная обратная связь с клиентами.
24. Консультационная работа при оказании помощи истерическим личностям.
25. Психологическая помощь клиентам с депрессией.
26. Механизмы психологической защиты у тревожных клиентов.
27.Особенности оказания психологической помощи в подростковом возрасте.
28. Особенности психологического консультирования при суицидных намерениях.
29. Особенности консультационной работы с социопатической личностью.
30. Психологическая сущность маний параноидальной и шизоидной личностей.
31. Особенности телефонного консультирования.
32. Проблема понимания в консультировании.

Файлы: 1 файл

Консультационная психология вопросы к зачету 1.docx

— 97.93 Кб (Скачать)

Консультируя такого клиента, стоит так же разобраться , какую вторичную выгоду клиент извлекает из своего страха (довольно часто он не хочет что-то делать, принимать на себя обязательства, жертвовать собой ради другого и пр.)

23. Вербальная  и невербальная обратная связь  с клиентами.

Помимо  того, что невербальное поведение само по себе является каналом коммуникации, через невербальные проявления (мимику, жесты, телесные движения и т.д) консультант может осознанно или неосознанно дополнять и модифицировать своё вербальное сообщение. Кнап выделил следующие виды невербальных проявлений:

(1) Подтверждение и повторение. Невербальное  поведение может подтверждать  и повторять то, что было сказано  словами. Например, если в ответ  на выражение клиентом болезненных  чувств, связанных с воспоминанием  ситуации из прошлого, консультант медленно кивая головой, с сопереживающим выражением лица говорит: “Я понимаю, как тяжело вам было в тот момент”, то он невербально подтверждает сообщение сочувствия и понимания.

(2) Отрицание или запутывание. Невербальное  поведение может отрицать или  запутывать вербальное сообщение.  Если консультант в ответ на обращённый к нему вопрос клиента “Кажется, я задел вас своей критикой?” дрожащим голосом отвечает, что он не расстроен и при этом отводит взгляд, избегая визуального контакта, то его невербальное послание отрицает сказанное им. Примером запутывания можно считать ситуацию, когда человек говорит, что он злится на кого-то, но при этом улыбается. В таком случае невербальная реакция запутывает другого. Улыбка в данной ситуации может означать “Я зол на тебя, но опасаюсь, что ты от меня отдалишься” или “Я зол, но мне очень некомфортно говорить об этом”.

(3) Усиление и акцентирование. Невербальное  поведение может усиливать и  акцентировать сказанное, то есть  увеличивать интенсивность сказанного  и придавать ему ту или иную  эмоциональную окраску. Например, если консультант предлагает  клиенту обсудить какой-то вопрос  с женой, он может ответить: “Я не могу даже представить  себе этого”, закрывая при этом  глаза руками. Или, например, если  консультант отказывает в совете  клиенту, пытающемуся в очередной  раз переложить ответственность  на его плечи, и при этом  пристально смотрит на него  хмурым взглядом, то он даёт  понять клиенту, что он решительно  настроен, сердит и готов к  конфронтации.

(4) Контроль и регуляция. Невербальные  послания часто используются  для регуляции и контроля над  тем, что происходит в процессе  взаимодействия, для контроля над  поведением другого. Например, нахмуренные  брови одного из участников  беседы могут служить для говорящего сообщением о том, что его мысль не вполне понятна, что он нуждается в пояснении. И, наоборот, кивки консультанта свидетельствуют о последовательном понимании речи клиента. Таким образом, осуществляется регуляция темпа рассказа. А посредством отклонения тела консультант может сообщить клиенту о нежелании углубляться в какую-то тему, например в связи с тем, что он не знает, как реагировать и уровень тревоги становится слишком высоким.

Несмотря  на значение невербального общения  в консультировании, важнейшие события  происходят на вербальном уровне. Суть вербального поведения консультанта составляют способы его реагирования в период консультирования, которые  могут быть определены как основные техники. О них подробнее поговорим  в четвертом разделе.

Слушание клиента

Обычно  беседа двух людей бывает похожа на вербальный пинг-понг — собеседники говорят по очереди. Однако в консультировании и психотерапии все происходит иначе, особенно в начале беседы. Здесь вербальная активность консультанта должна быть минимальной, чтобы клиент смог сосредоточить внимание на раскрытии своих проблем и трудностей. Консультант должен не столько говорить, сколько выслушивать. Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованности другим человеком.

Существуют  два важных аспекта, связанных с  этим умением. Во-первых, каждый человек  испытывает потребность общаться с  другим человеком по важным для него делам. Во-вторых, наша склонность поддерживать других или соглашаться с ними зависит от того, насколько они  выслушивают нас. Можно смело  утверждать, что качество отношений  между людьми в немалой степени  зависит от умения выслушать и  услышать.

Однако  существуют некоторые обстоятельства, мешающие внимательно выслушивать. Часто то, что говорит клиент, не соответствует установке консультанта, и он слушает невнимательно. Широко распространена манера, нередко и  в консультировании, когда мы не столько слушаем собеседника, сколько  реагируем на его сообщения, в  мыслях заранее сформулировав реплики, ответы, вопросы и т.п. Это только видимость слушания. Одним из последствий  социального обучения является избегание  излишней информации о другом человеке, что иногда побуждает консультанта сопротивляться рассказу клиента о  глубоко личных делах, а результат  такого сопротивления — опять  же невнимательное слушание. Порой  рассказываемые клиентом события или  затронутые темы вызывают неприятные чувства: тревогу, напряжение. Консультант, стремясь избежать неприятного состояния, может не услышать в повествовании  некоторые важные подробности. Трудности  выслушивания вызывают и клиенты, которые  непрестанно жалуются на свои проблемы, особенно на соматические симптомы (например, психосоматические пациенты).

Выслушивание прежде всего представляет собой обратную связь с мыслями и чувствами клиента, побуждает клиента далее говорить о своей жизни, о ее затруднениях и проблемах. Если консультант внимателен, клиент, по словам Сох (1988), "заменяет точку в конце предложения запятой, и то, что казалось концом раскрытия, становится прелюдией к более глубокому откровению".

В любом случае правильное выслушивание — это активный процесс. Он, как  говорит Bugental (1987), охватывает "все виды ощущений плюс интуиция, отражение и эмпатия". Имеется в виду огромное внимание к деталям, какими бы незначительными они ни были. Слушателю необходимо проявлять заинтересованность и понимание, однако не мешать рассказчику оставаться в потоке переживаний; консультант, слушающий клиента, должен быть раскрепощен и наблюдателен, чтобы услышанные признания порождали обильный ассоциативный поток. Возникающие ассоциации служат определенными "ключами" к пониманию проблем клиента. Но не следует цепляться за них, поскольку часть возникших ассоциаций и идей позднее не подтверждается и отбрасывается. Не нужно делиться с клиентом своими ассоциациями, потому что они могут быть абсолютно ошибочными. Ассоциации скорее — это руководство к дальнейшему выслушиванию, задаванию вопросов, поощрению клиента к "исследованию" новых областей субъективного мира. Активное слушание такого рода помогает увязывать отдельные фрагменты повествования клиента, вследствие чего и реализуется главная задача консультирования — понимание клиента.

 

 

24. Консультационная  работа при оказании помощи  истерическим личностям.

В одном из словарей по психиатрии (Slavney, McHeigh, 1978; цит. по: Storr, 1980) поведение истериков характеризуется следующим образом: "Истерическая личность отличается преобладанием потребности нравиться окружающим и стремлением преодолеть страх, что не удается привлечь внимание. Это проявляется в неустанной активности, драматизации, лживости, в соблазняющем, а иногда открыто сексуально провоцирующем поведении, в незрелой и нереалистичной зависимости от других".

Истерики, стараясь выглядеть привлекательными, затрачивают бесконечно много энергии  и представляют себя в самом драматичном  свете. Это, кстати, делает их интересными  клиентами. Они "подкупают" консультанта готовностью говорить о своих  переживаниях. Правда, эти переживания  обычно бывают художественно преувеличены. Суть не в том, что истерики говорят, а в их манере говорить. Не случайно MacKinon и Michels (цит. по: Kennedy, 1977) указывают, что "начинающие консультанты беседу с истерической личностью считают одной из самых легких, а опытные специалисты — одной из самых трудных". Истерическая личность представляется очень интересной и привлекательной только на первый взгляд. На начинающего консультанта обычно производят впечатление ее живость, манера речи, внутреннее тепло, кажущиеся серьезными намерения заняться решением своих проблем. Тем не менее работа с такими клиентами не столь легка, как первоначально представляется. При глубоком рассмотрении выясняется, что истерики не такие уж эмоционально богатые личности, а их намерения в отношении консультирования отнюдь не однозначны.

Истерические особенности формируются  в раннем возрасте. Примером может  служить ребенок, добивающийся внимания родителей и постоянно терпящий в этом неудачу. Когда родители игнорируют потребности ребенка во внимании и любви, ребенок начинает драматизировать  свои потребности. Чем более "глухи" родители, тем громче он кричит, желая  быть услышанным. Для достижения своих  целей ребенок использует широкий  спектр поведенческих форм — от слез до болезни. Сходные формы поведения  взрослых уже считаются истерическими.

Истерическая личность, когда ей не удается понравиться окружающим, готова использовать все возможные  маски и роли, которые, по ее мнению, приемлемы. Так теряется личностная идентичность, внутренний стержень, создающий чувство "подлинного я". Таким образом, происходит подмена реальной жизни инсценировками.

Истеричные клиенты в консультировании пытаются воспользоваться своими качествами, особенно с консультантом противоположного пола (классический вариант — женщина-клиент и мужчина-консультант). Обычно они  добиваются придания контакту эротической, сексуальной окраски. Однако такое  поведение истеричной клиентки довольно специфично — если консультант выказывает хоть незначительный интерес эротического характера, она сейчас же отступает, объясняя, что совсем другое имела в виду. Истерическая личность на самом деле не осознает воздействия своего поведения, поэтому окружающие часто чувствуют себя обманутыми, фрустрированными. Между прочим, это традиционный стереотип поведения истерической личности в жизни. Такой постоянный отказ принять на себя ответственность за провоцирующий флирт исключает нормальные отношения с лицами противоположного пола. Истерическая личность только производит впечатление теплоты и легкости в общении. В действительности она постоянно испытывает проблемы в подлинной любви и интимных привязанностях.

Эротический оттенок поведения  истерической личности вовсе не означает, что клиентка жаждет близости —  она не знает, что делать с реальной интимностью. Невербальные сигналы  служат ей только как заменители настоящей  физической близости. Истерическая личность постоянно ищет любви, однако не умеет  создавать зрелые отношения.

Еще одна особенность истерического  поведения, встречаемого в консультировании, — представление себя в качестве бессильного и зависимого существа, жаждущего заботы и внимания со стороны  сильной отеческой фигуры. Консультанта в таких случаях пытаются превратить в заменителя отца. Истеричной клиентке в сущности не нужен любимый, ей нужен хороший отец. Вот почему она бывает шокирована, дождавшись соответствующих реакций на свое провоцирующее поведение. Представление себя в роли ребенка, требующего опеки, очень характерно для истерика.

Следует отметить, что по отношению  к лицам своего пола истерическая личность зачастую антагонистична и  склонна к соперничеству, она  усматривает в других женщинах конкуренток  в борьбе за внимание окружающих.

Поведение истерической личности может  провоцировать у консультанта контрперенос. Поэтому консультант, работая с такими клиентами, должен постоянно контролировать свои чувства.

Истерики чаще всего обращаются с проблемами, связанными с семейными  отношениями и сексуальной жизнью. Проблемы кроются в нежелании  жертвовать собой в отношениях любого характера. Несмотря на внешнюю сексапильность, большинство истерических личностей не способны к нормальной сексуальной реализации. Женщины, как правило, жалуются на фригидность, которая является реакцией на страх перед своей сексуальностью. Мужчины- истерики нередко страдают импотенцией и склонны к гомосексуализму.

Истерические личности используют различные формы психологической  защиты, которые консультанту надо знать. Довольно характерно вытеснение пробудившейся сексуальности. В  результате недостает сексуальных  переживаний, из памяти исчезают некоторые  события. Истерические личности имеют  склонность к фантазированию - только в воображаемом мире они получают много любви и внимания. Символическое  удовлетворение потребностей более  приемлемо, потому что мало затрагивает  таящиеся в бессознательном конфликты. У истериков действительность часто смешивается с фантазией; они верят в свои выдумки. В их поведении обычна и регрессия в сочетании с отрицанием, которое позволяет не отдавать себе отчета в смысле собственного поведения.

Для большинства истеричных клиентов, особенно женщин, характерна долгая история  лечения у многих врачей. Как известно, при истерическом неврозе часто  встречается феномен конверсии, ставший известным по описанию Freud. В этом случае внутренний психологический конфликт выражается телесным симптомом, который становится его символом. Поэтому истерические личности беспрерывно лечатся от самых разных соматических нарушений. Обычно конверсионные симптомы принимают форму потери чувствительности: анестезия конечностей, слепота, глухота и т.п. Большинство истеричных клиентов во время консультирования очень эмоционально рассказывают свой анамнез.

Говоря о невротических симптомах, важно подчеркнуть их вторичную  выгоду для клиента. Эту выгоду клиент не осознает или осознает лишь частично. Истерические симптомы служат трем основным целям:

a.     "наказывают" лиц, к которым клиент испытывает враждебность;

Информация о работе Шпаргалка по "Консультационной психологии"