Шпаргалка по "Консультационной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:41, шпаргалка

Краткое описание

5.Самосознание личности и уровни его сформированности.
Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав С.Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».
Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни. ...

Оглавление

1.Предмет изучения дисциплины «Консультационная психология».
2.Понятия психологической культуры психолога-консультанта.
3.Функции профессиональной деятельности практического психолога.
4.Консультационная психология в различных видах психологической помощи.
5.Самосознание личности и уровни его сформированности.
6.Понятие самооценки и саморегуляции поведения личности.
7.Содержание практических рекомендаций при оказании психологической помощи.
8.Уровни психологического консультирования.
9.Основные понятия клиент- центрированного подхода.
10. Психологическая защита и сопротивление в консультационной работе.
11. Критерии эффективного консультирования.
12.Сущность экспертных функций консультанта.
13. Клиент как эксперт конкретной ситуации.
14. Задачи психодиагностики и их учет в консультационной практике.
15. Выявление и учет мотивации обследуемых в консультационной работе.
16. Выявление последствий психологического консультирования и обратная связь с клиентами.
17.Психологическая сущность коммуникативных проблем.
18. Тревожность и особенности ее проявления у клиентов.
19. Шаговая композиция беседы в профессиональном консультировании.
20. Содержание консультационной работы с тревожными клиентами.
21. Особенности психологии консультационной работы с враждебно-настроенными и агрессивными клиентами.
22. Особенности психологического консультирования клиентов с проявлениями различных форм фобий.
23. Вербальная и невербальная обратная связь с клиентами.
24. Консультационная работа при оказании помощи истерическим личностям.
25. Психологическая помощь клиентам с депрессией.
26. Механизмы психологической защиты у тревожных клиентов.
27.Особенности оказания психологической помощи в подростковом возрасте.
28. Особенности психологического консультирования при суицидных намерениях.
29. Особенности консультационной работы с социопатической личностью.
30. Психологическая сущность маний параноидальной и шизоидной личностей.
31. Особенности телефонного консультирования.
32. Проблема понимания в консультировании.

Файлы: 1 файл

Консультационная психология вопросы к зачету 1.docx

— 97.93 Кб (Скачать)

«Консультационная психология»- Попкова Т.А.

 

 

1.Предмет изучения  дисциплины «Консультационная психология».

2.Понятия психологической  культуры психолога-консультанта.

3.Функции профессиональной  деятельности практического психолога.

4.Консультационная  психология в различных видах  психологической помощи.

5.Самосознание личности и уровни его сформированности.

6.Понятие самооценки  и саморегуляции поведения личности.

7.Содержание практических  рекомендаций при оказании психологической  помощи.

8.Уровни психологического  консультирования.

9.Основные понятия  клиент- центрированного подхода.

10. Психологическая  защита  и сопротивление в консультационной  работе.

11. Критерии эффективного  консультирования.

12.Сущность экспертных  функций консультанта.

13. Клиент как  эксперт конкретной ситуации.

14. Задачи психодиагностики  и их учет в консультационной  практике.

15. Выявление и  учет  мотивации обследуемых в консультационной работе.

16. Выявление последствий  психологического консультирования  и обратная связь с клиентами.

17.Психологическая  сущность коммуникативных проблем.

18. Тревожность  и особенности ее проявления  у клиентов.

19. Шаговая композиция  беседы в профессиональном консультировании.

20. Содержание  консультационной работы с тревожными  клиентами.

21. Особенности  психологии  консультационной работы  с враждебно-настроенными и агрессивными  клиентами.

22. Особенности  психологического консультирования  клиентов с проявлениями различных  форм фобий.

23. Вербальная  и невербальная обратная связь  с клиентами.

24. Консультационная  работа при оказании помощи  истерическим личностям.

25. Психологическая помощь клиентам с депрессией.

26. Механизмы психологической  защиты  у тревожных клиентов.

27.Особенности  оказания психологической помощи  в подростковом возрасте.

28. Особенности  психологического консультирования  при суицидных намерениях.

29. Особенности  консультационной работы с социопатической личностью.

30. Психологическая  сущность маний параноидальной и шизоидной личностей.

31. Особенности  телефонного консультирования.

32. Проблема понимания  в консультировании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Предмет изучения  дисциплины «Консультационная психология».

Ритмы современной жизни ,различные обстоятельства экономической, политической ,профессиональной, и личной жизни людей постоянно рождают психологические проблемы, с которыми не всегда способны справиться самостоятельно. Это могут быть трудности возрастного развития, особенности адаптации личности  к изменяющимся условиям повседневности, дисгармония межличностных, в том числе семейных, интимных и родительско-детских ,отношений, социальные девиации, требующие совладания последствия травм и болезней, стрессы и особенности характера , вопросы выбора профессии и карьерного роста, не говоря уже о таких сугубо личностных запросах, как поиски своей аутентичности и смыслов жизни, взаимоотношения человека с Богом, вопросы персональной ответственности и нравственности ,экзистенциальные выборы и пр. Возникая в естественном течении жизни практически каждого человека, они вызывают эмоциональный дискомфорт , способны разрушать повседневные привычки и сложившиеся отношения, требуют перестройки поведения, смены устоявшихся ценностей, формирования новых представлений, поэтому естественным  желанием людей является поиск помощи от переживаемого неблагополучия и открытии новых пространств для жизни.

Широкий круг перечисленных  проблем составляет предмет психологического консультирования , выделившегося из клинической психологии  и психиатрии в ответ на потребности людей, не имеющих глубоких клинических нарушений, но нуждающихся в психологической помощи в тех случаях ,когда они не могут справиться с проблемой самостоятельно.

2.Понятия психологической  культуры психолога-консультанта.

Психологическая культура - развитость таких качеств и умений, как:

  • Позитивность,
  • Конструктивность,
  • Ответственность,
  • Привычка включать голову, владение Позициями восприятия
  • Целесообразность действий
  • Педагогический взгляд

Основа (необходимая предпосылка) психологической культуры - душевное здоровье.

Конкретные проявления психологической  культуры разнообразны. Это умение слушать и слышать, привычка соглашаться с разумным (Тотальное ДА), умениеуправлять эмоциями, дипломатичность, тактичность и т.д.

 

Профессиональная этика  (кодексы проф. Этики) выполняет функции:

-защищает автономию профессиональной  консультативной деятельности от  внешнего вмешательства.

- регламентирует консультативную  деятельность  и определяет предмет  ответственности консультанта.

- кодексы используются  в урегулировании внутренних  конфликтов,разногласий и споров.

Общие этические принципы:

Компетентность;порядочность; профессиональная и научная ответственность; уважение к правам и личной автономии человека, его право на самоопределение;з аботу о благополучии ; социальную ответственность.

 

3.Функции профессиональной  деятельности практического психолога.

Клинический психолог — его роль не следует путать с ролью психиатра. Клинические психологи работают главным образом в центрах  психического здоровья или в консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют  дело с людьми, которые жалуются на состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах  эмоционального или сексуального плана, а также на трудности в преодолении  неурядиц повседневной жизни. Психолог должен уяснить себе проблему путем бесед с пациентом или психологического обследования, с тем чтобы выбрать и использовать наиболее подходящую терапию.

Психолог-консультант (психоаналитик) — своей главной задачей считает  оказание помощи людям, не нуждающимся  в психотерапии. К нему, в основном, обращаются с проблемами, касающимися  отношений между людьми, чаще всего  супружеских или семейных. В таких  случаях он должен облегчить налаживание  конструктивного диалога между  супругами или между родителями и детьми, чтобы они могли разрешить  свои проблемы.

Сексолог — пытается оказать  помощь людям, озабоченным сексуальными проблемами. В зависимости от серьезности  этих проблем он может либо просто помочь клиенту преодолеть какие-то психологические барьеры, либо —  в случае более сложных дисфункций психологического происхождения —  предложить соответствующее лечение.

Школьный психолог — оказывает  психологическую поддержку учащимся, у которых возникают трудности, связанные с процессом адаптации; психолог либо помогает учащемуся разрешить  эти проблемы, либо рекомендует соответствующую  психотерапию. Он также активно участвует  в профориентационной работе: помогает учащимся выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям.

Промышленному психологу — поручают организацию программ обучения, направленных на повышение производительности труда  и чувства сопричастности к делу предприятия у служащих и рабочих. Он может выступать также в роли консультанта как рабочих, так и руководителей производства, предпринимателей и играть важную роль в разрешении конфликтов между ними.

Педагогический психолог — занимается разработкой наиболее эффективных  методов обучения; в частности, он использует при этом открытия когнитивных  психологов и теоретиков, занимающихся исследованием процессов обучения. Они специализируются также в  области "управления классом", помогая  преподавателям выработать в себе психологические  и социальные навыки, которые позволяют  создать в школе приятную и  продуктивную атмосферу.

Психологи-эргономисты — на основе накопленных знаний о поведении людей дают рекомендации конструкторам машин и иных устройств, с которыми будут иметь дело рабочие. Психолог-эргономист должен одинаково хорошо судить о наилучшем расположении как рычагов управления ротационной машиной, так и кнопок, циферблатов и тумблеров на приборной доске в кабине пилота, уметь оценивать интенсивность шума и освещенность, приемлемые для эффективной работы человека на производстве.

 4.Консультационная психология в различных видах психологической помощи.

Консультативная практика применяется в любой сфере, где  используются психологические знания: в организациях и управлении, в  медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в  каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического  использования различных техник консультирования, который может  быть полезен для специалистов других сфер практики.

Трудно дать четкое определение этому виду деятель ности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое.

Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психоло гического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими па рами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

 

5.Самосознание личности и уровни его сформированности.

Самосознание является необходимым  условием существования личности. Без  него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав С.Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».

Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов  личности. В этой связи понять структуру  самосознания, этапы его становления  можно в ходе становления и  развития самой личности, начиная  с первых ее шагов по жизни.

Цель развития самосознания состоит в осознании личностью  своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение  в растущей самостоятельности и  независимости субъекта.

Самосознание личности–это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции –«Я» и оценка личностью этих представлений –самооценка.

 

Уровни самосознания:

Природный: выделение субъекта из среды, переживание субъектной отнесенности своих действий: то, что я переживаю  – именно я (филогенетические предпосылки  самосознания появляются одновременно с предпосылками сознания).

Социальный: сравнение себя с другими. Критерий – появление речи, возникновение продуктивного диалога ребенка со взрослым, у ребенка появляется возможность децентрации. Возможность говорить не означает возможности вести продуктивный разговор, мешает эгоцентризм (пока он не преодолен, нет осознания себя, понимания что это – моя точка зрения).

Личностный: рефлексия собственных переживаний; осознание собственных мотивов.

 

6.Понятие самооценки  и саморегуляции поведения личности.

Самооценка включает в  себя умение оценить свои силы и  возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать  свои силы к задачам и требованиям  окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед  собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т. е. уровня тех задач, к осуществлению которых  человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом  в управлении этим поведением. Все  это и делает самооценку важным фактором в формировании личности. 
 
Самооценка может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с окружающими, нарушается гармоничность развития его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности (например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная – неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности).

Самооценка непосредственно  связана с самоуправлением, саморегуляцией личности.

Саморегуляция (лат. regulare - приводить в порядок, налаживать) - это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.  

Саморегуляция позволяет сдержанно относиться к другим людям и терпимо воспринимать их недостатки, вырабатывая умение не раздражаться в самых критических ситуациях.

 

7.Содержание практических  рекомендаций при оказании психологической  помощи.

Принцип конфиденциальности подразумевает неразглашение информации о клиенте касающейся его личности, сообщаемых сведений. Но существуют определённые границы конфиденциальности, можно раскрывать сведения о клиенте, если они представляют угрозу другим лицам или самому клиенту. Также можно использовать материал консультации в научной деятельности, чтобы проконсультироваться с коллегой, но при условии согласия клиента и невозможности его идентификации.

 Принцип конфиденциальности и его границы обсуждаются с клиентом во время консультативного контракта. Профессиональная компетентность позволяет работать психологу-консультанту только в рамках полученного образования и соответствующего профессионального опыта.

Запрет на «двойные отношения» не позволяет консультанту взаимодействовать с клиентом в каких-то других ролях вне консультационного процесса, поэтому не допускается консультирование родственников, друзей, знакомых.

Оплата консультаций также обсуждается с клиентом во время консультативного контракта. Стоимость устанавливается психологом-консультантом и, кроме оплаты за консультацию, он воздерживатся от принятия от клиентов подарков и услуг.

Уважение личности клиента перекликается с установкой консультанта относительно безоценочного отношения к клиенту, поэтому не допускается дискриминация клиента по любому признаку.

Правило «не навреди». Психолог действует только в интересах клиента. В случае, если консультант не видит в себе возможность помочь клиенту, он должен направить его к другому специалисту.

Информирование клиента подразумевает осознание клиентом сути происходящего, он согласен на консультационную помощь по собственной воле, без воздействия третьих лиц. Если необходимо, то консультант в доступной форме отвечает на все вопросы клиента, предоставляет информацию об условиях консультирования. Консультант не даёт гарантий клиенту относительно недостижимых целей.

Прекращение психотерапии происходит, когда клиент больше не нуждается в услугах психолога-консультанта, при этом консультант предупреждает клиента заранее. Так же консультирование прекращается вследствие непреодолимых обстоятельств, в этом случае консультант направляет клиента к другому специалисту.

Информация о работе Шпаргалка по "Консультационной психологии"