Шпаргалка по "Консультационной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:41, шпаргалка

Краткое описание

5.Самосознание личности и уровни его сформированности.
Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав С.Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».
Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни. ...

Оглавление

1.Предмет изучения дисциплины «Консультационная психология».
2.Понятия психологической культуры психолога-консультанта.
3.Функции профессиональной деятельности практического психолога.
4.Консультационная психология в различных видах психологической помощи.
5.Самосознание личности и уровни его сформированности.
6.Понятие самооценки и саморегуляции поведения личности.
7.Содержание практических рекомендаций при оказании психологической помощи.
8.Уровни психологического консультирования.
9.Основные понятия клиент- центрированного подхода.
10. Психологическая защита и сопротивление в консультационной работе.
11. Критерии эффективного консультирования.
12.Сущность экспертных функций консультанта.
13. Клиент как эксперт конкретной ситуации.
14. Задачи психодиагностики и их учет в консультационной практике.
15. Выявление и учет мотивации обследуемых в консультационной работе.
16. Выявление последствий психологического консультирования и обратная связь с клиентами.
17.Психологическая сущность коммуникативных проблем.
18. Тревожность и особенности ее проявления у клиентов.
19. Шаговая композиция беседы в профессиональном консультировании.
20. Содержание консультационной работы с тревожными клиентами.
21. Особенности психологии консультационной работы с враждебно-настроенными и агрессивными клиентами.
22. Особенности психологического консультирования клиентов с проявлениями различных форм фобий.
23. Вербальная и невербальная обратная связь с клиентами.
24. Консультационная работа при оказании помощи истерическим личностям.
25. Психологическая помощь клиентам с депрессией.
26. Механизмы психологической защиты у тревожных клиентов.
27.Особенности оказания психологической помощи в подростковом возрасте.
28. Особенности психологического консультирования при суицидных намерениях.
29. Особенности консультационной работы с социопатической личностью.
30. Психологическая сущность маний параноидальной и шизоидной личностей.
31. Особенности телефонного консультирования.
32. Проблема понимания в консультировании.

Файлы: 1 файл

Консультационная психология вопросы к зачету 1.docx

— 97.93 Кб (Скачать)

 

 

8.Уровни психологического  консультирования.

Выделяются следующие  уровни консультирования:

Уровень формального  общения. Это такое общение, когда на первый план выходит обмен объективными, формальными характеристиками людей. Ключевым признаком формального общения является то, что доступность и экспрессивность сдерживаются, чтобы сохранить лицо. Общение сосредоточено на имидже.

Уровень поддержания  контакта. По сравнению с формальным уровнем, здесь существенно меньше озабоченности имиджем, но самораскрытия тоже очень немного.

Уровень стандартной  беседы. Стандартная беседа представляет собой момент равновесия между заботами о собственном имидже и вовлеченностью в выражение внутренних переживаний. На этом уровне психологу легко собирать информацию.

Уровень критических  обстоятельств. Это уровень, когда внимание клиента направляется на такие моменты и такие разговоры, которые могут приводить к изменениям. Клиент, вовлеченный в разговор на уровне критических обстоятельств, более обеспокоен выражением своего внутреннего переживания, чем созданием или сохранением имиджа, чтобы произвести впечатление на психолога.

Уровень интимности. Отношения на этом уровне характеризуются максимальной доступностью и/или экспрессивностью. Клиент настолько захвачен выражением своих внутренних переживаний, что почти совсем не заботится о сохранении своего имиджа и с готовностью воспринимает то, что может сказать или сделать психолог.

 

 

 

 

 

9.Основные понятия  клиент- центрированного подхода.

В личностно-центрированной, ли клиент-центрированной, теории 
подчеркивается   важность   Я-концепции   людей,   зависящей   от 
способов, которыми они осознают и определяют себя. Стремление к актуализации, свойственное организму и делающее возможным его самосохранение и самоусиление – единственный мотивирующий стимул для людей. Я-концепция складывается у людей   очень   рано.   Многие   представления   о   себе,   которые формируют Я-концепцию, вероятно основываются на собственном организмическом      оценочном      процессе.      Однако      другие представления о себе  отражают  понятия о ценностях других, рассматриваемые    как    понятия,   основанные   на   собственном организмическом оценочном процессе. Таким образом, возникает конфликт между стремлением к актуализации и Я-концепцией, которая является   подсистемой стремления   актуализации.   Этот конфликт препятствует правильному восприятию как внутреннего, так и внешнего опыта. Предвосприятие - это механизм, с помощью которого организм ощущает,    в    чем    опыт   не   согласуется    с   Я-концепцией.    В зависимости от степени угрозы,  которую несет с собой опыт, организм может защищать свою Я-концепцию, отвергая опыт или искажая его восприятие. Люди психологически благополучны в той степени,   в   какой   их   представления   о   себе   позволяют   им воспринимать существенный сенсорный и висцеральный опыт. Цели Роджерса и Маслоу в консультировании и в жизни. Определены шесть ключевых характеристик представлений о себе полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, людей: открытость для опыта, рациональность, личная ответственность, чувство собственного достоинства, способность к установлению и поддержанию хороших личных отношений и ведение этичного образа жизни. В практике личностно-центрированного консультирования акцент делается на качестве межличностных отношений. Центральное исходное положение следующее: если консультанты создают определенную атмосферу при налаживании отношений с клиентами, то личность этих клиентов конструктивно меняется. Не дается никакая предварительная оценка. Личностно-центрированный консультант обеспечивает всем клиентам конгруэнтность в отношениях, безусловное положительное отношение и эмпатию. Создание такой атмосферы способствует тому, что у клиентов возрастает конгруэнтность в отношениях, усиливаются чувства  собственного достоинства и эмпатии. Таким образом, клиенты находятся в процессе становления личности и регулирования собственной жизни.

. Цели и принципы консультирования по клиент-центрированной терапии Роджерса

Цели:

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности;

поощрять открытость клиента  опыту, уверенность в себе, спонтанность

Принципы:

Акцентируется позитивная природа  человека — свойственное ему врожденное стремление к самореализации.

Проблемы возникают при  вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта.

Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я  реальному Я, достигаемое реализацией  потенциала собственной личности, и  стремление к самопознанию, уверенности  в себе, спонтанности.

 

 

10. Психологическая  защита  и сопротивление в консультационной  работе.

Психологическая защита – это бессознательная  система регуляции психики, ограждающая  человека от травмирующих переживаний  в стрессовых ситуациях. Она помогает ему сохранить самоуважение, уменьшить  эмоциональное напряжение и приспособиться к сложным жизненным ситуациям  за счет искажения реальной информации. Что такое психологическое сопротивление? Это все силы в психике человека (клиента), которые противодействуют неприятной ситуации или психологической помощи, потому что она связана с неизбежностью болезненных ощущений (психологической боли). 
 
Зачем нужны психологические защиты? 
Мы уже упомянули выше, что защита, в том числе и психологическая, защищает любого человека от прошлой (психотравма, воспоминания); или актуальной (непосредственно происходящая ситуация) или от будущей (гипотетические страхи и переживания) психологической боли. Природа создала эти защиты для…скорой психологической самопомощи (примерно как ответная реакция на болезнь или травму у организма). Однако только ответная реакция с болезнями и физическими травмами тела справиться не может, сколько его не укрепляй и не повышай иммунитет. Поэтому нужны врачи, медикаменты, операционные вмешательства, физиотерапия, санаторное лечение и прочее. С психикой все почти то же самое – психологические защиты ТОЛЬКО ЗАЩИЩАЮТ, но не «лечат», т.е. проблему они не решают, она остается с Вами. Поэтому уповать на «психологический иммунитет, психологическую сопротивляемость» и быть от этого устойчивым и выносливым к психологическим перипетиям своей жизни, увы, недостаточно. Ведь именно психологические за щиты делают человека в обычной жизни странным, неадекватным, закомплексованным и т.д. Защитить-то они защитили, но для нормальной жизни непригодны. Это как везде ходить в латах – на работу, на отдых, к знакомым, и спать в латах и есть в латах и душ принимать в латах ну и т.д. Они будут Вам мешать, а у окружающих вызывать недоумение (это в легком случае). 
 
Так в каких случаях проявляются психологические защиты и сопротивления? 
 
1. Прошлая психологическая травма (стресс) 
2. Неприятные воспоминания 
3. Страх перед любыми неудачами 
4. Страх перед любыми изменениями 
5. Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (инфантилизм) 
6. Вторичная выгода от своей болезни или своего состояния 
7. Слишком «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися невротическими страданиями 
8. Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» - быть активным, работать над собой, быть сексуальным, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее. 
 
Каковы же последствия психологических защит, если не решать психологическую проблему? 
 
1. Сначала теряется адаптивность поведения, т.е. человек ведет себя неадекватно ситуации. Хуже общается. Ограничивает свой образ жизни или он становится очень специфичным. 
2. Далее дезадаптация нарастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Нарастает внутреннее напряжение, тревожность. «Сценарий» жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессия. 
3. Образ жизни становится эдакой формой «безболезненной психотерапии». Защитный стиль жизни становится самым важным, т.о. идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации и психосоматики. 
 
Какие бывают психологические защиты? 
 
1. Канализация агрессии на других людей (в словесной (вербальной) или в поведенческой форме) – говорит о скрытом чувстве вины. 
2. Вытеснение – выталкивание из сознания болезненных воспоминаний и чувств, импульсов. Человек просто «забыл», «не успел», «не сделал». 
3. Отрицание – намеренное игнорирование болезненных реальностей и действование так, будто бы их не существует: «не заметил», «не услышал», «не увидел» и т.д. очевидных стимулов, сигналов. (Скарлетт (Унесенные ветром): «Я подумаю об этом завтра»). 
4. Формирование реакции (при неврозе навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный невроз) – преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Например быть предельно унктуальным а на самом деле желание быть свободным со временем. 
5. Трансфёр (перенос, перемещение) – смена объекта чувств (перенос с реального, но субъективно опасного объекта на субъективно безопасный). Агрессивная реакция на начальника переносится с начальника, которого наказать невозможно в силу ряда психологических и иных причин, на собаку – как на более слабое существо (японцы использовали эту психзащиту в изобретении кукол для биться, замещающих начальника); или перенос любви или агрессии в адрес психотерапевта, вместо выражения этих эмоций настоящему объекту вызвавшему эти чувства. 
6. Обратное чувство – изменение импульса, превращение его из активного – в пассивный (и наоборот) – либо смена его направления (на себя с другого, или на другого с себя), например, садизм – может перейти в мазохизм, или мазохизм – в садизм. 
7. Подавление (фобии) - ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу, страхи. Эта психзащита порождает различные персональные ритуалы (амулет на экзамен, определенная одежда для уверенности в себе и прочее). 
8. Идентификация с агрессором (подражание) – имитация того, что понимается как агрессивная манера внешнего авторитета. Критика детьми своих родителей в их же агрессивной манере. Подражание поведению своего начальника дома со своей семьей. 
9. Аскетизм – отказ себе в удовольствиях с видом собственного превосходства. 
10. Интеллектуализация, рационализация (обсессивно –компульсивный невроз) – излишнее умствование как способ переживания конфликтов, долгое обсуждение (без переживания аффекта, связанного с конфликтом), «рациональное» объяснение причин произошедшего, на самом деле не имеющее ничего общего с рациональным объяснением. 
11. Изоляция аффекта (обсессивно – компульсивный невроз) – подавление чувств, связанных с какой–то определённой мыслью. 
12. Регрессия – возвращение в ранний возраст (плач, беспомощность, курение, алкоголь и прочие инфантильные реакции) 
13. Сублимация – перевод одного вида энергии в другой: секс – в творчество; агрессия – в политическую активность. 
14. Расщепление – разделение позитивного и негативного в образах «я» и объектов. Резкая смена «+» и «-» оценок себя и других – нереалистичная и нетвёрдая оценка. «+» и «-» сосуществуют отдельно, но параллельно. Например, то психотерапевт «+», то вдруг «-» и так по поводу любого значимого человека. 
15. Девальвация – сведение важного до минимума и презрительное отрицание этого. 
16. Примитивная идеализация – преувеличение силы и престижа другого человека. 
17. Всемогущество – преувеличение собственной силы. 
18. Проекция – наделение собственными конфликтующими или любыми другими своими импульсами другого человека. 
19. Проективная идентификация – проекция на какого – то человека, над которым человек затем пытается установить контроль. Проекция своей враждебности на других и ожидание того же с их стороны. 
20. Репрессия – подавление желаний. 
21. Эскапизм – избегание цели ситуации. Это может проявляться буквально, т.е. поведенчески человек может физически убегать из ситуации (от общения, от встречи), а может косвенно – избегать определенных тем разговора. 
22. Аутизм – глубокий уход в себя (выход из «жизненной игры»). 
23. Реактивное образование – замена поведения, или чувства на противоположное поведение или чувство как реакция на сильнейший стресс. 
24. Интроекция – некритичное усваивание чужих убеждений и установок. 
25. Фанатизм – воображаемое слияние желаемого и действительного.  
 
Это далеко не полный список всех психологических защит, но зато это самые яркие и распространенные реакции. В любом случае эти реакции не освобождают человека от психологической проблемы, а только временно защищают, дают возможность «психологически выжить» в критической ситуации.

11. Критерии эффективного  консультирования.

Эффективное консультирование — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.

1.Избегание стандартных решений: чем больше опыт консультирования, тем  больше у консультанта «готовых решений»  для кажущихся типичными случаев и сильнее соблазн пойти протаренным путем.

2. Ориентация на понимание: каким бы ни был интеллектуальный уровень, культурные особенности, социальный статус, возраст и прочее.

3. ориентация на установки  и ожидания клиента: консультант  всегда стремиться уяснить ожидания  клиента.

4. Умеренное использование  советов и директив:

5. Избегание излишней  оригинальности и «перфоманса»: в консультативной практике  наиболее надежным способом считается разговор с клиентом о нем, особым образом структурируемая беседа, тем более консультанту стоит остерегаться неосвоенных в поной мере практик и терапевтических техник;

6.Формирование доверительных  отношений;

7.Создание и поддержание  мотивации клиента  к долговременной  работе, направленной на самоизменение;

 

 

12.Сущность экспертных  функций консультанта.

Исследовательская (экспертная) функция. Психолог собирает специальную информацию о психологических механизмах поведения человека в многообразной и сложной системе отношений. Главным является изучение группы и отдельного человека как субъектов социальной жизни. Исследуется, как правило, не теоретическая проблема, а конкретная ситуация. Должны быть выбраны методы и методики, подобраны измерительные инструменты, зафиксированы и обработаны все результаты, проведен их анализ ,результату должны быть записаны и сохранены.

Основная функция Консультанта состоит в сообщении Клиенту своего экспертного взгляда на проблему, которая, с его точки зрения, является важной дня Клиента. Консультант сам определяет, на каких аспектах этой проблемы сосредоточиться и как организовать подачу материала. Он сам решает, что он должен сообщить Клиенту и насколько Клиент подготовлен к этому сообщению.

13. Клиент как  эксперт конкретной ситуации.

У консультанта должны быть общие установки, структурирующие  процесс консультирования сообразно  с реальностью:

Самым лучшим экспертом своих  проблем является сам клиент, поэтому  в процессе консультирования следует  помочь ему принять на себя ответственность  за свои решения;

психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи.

 

14. Задачи психодиагностики  и их учет в консультационной  практике.

В контексте консультирования психодиагностика может выполнять  несколько функций.:1. Предворяющую ( с ее помощью можно собирать необходимый материал для анамнеза, для построения психологического портрета клиента, для понимая его установок и ориентация и т.д.) 2.Экспертную (психодиагностические данные при необходимости могут быть использованы в качестве средства контроля за успешностью консультирования, получения «обратной связи») 3.функцию связанную с выявлением психических состояний, переживаний самого консультанта.

Использование психодиагностических приемов: консультант применяет  наиболее компактные, портативные методики, сравнительно не сложные  в обработке, достаточно информативные, понятные клиенту  и не занимающие много времени  в исполнении и обработке результатов. Психодиагностика призвана выполнять  в консультировании вспомогательную  роль и обычно не составляет отдельного аспекта работы с клиентом (разве  что в запросах о самопознании и саморазвитии), поскольку в случае необходимости клиент может быть направлен к специалисту для  прохождения диагностических методик.

15. Выявление и  учет  мотивации обследуемых в консультационной работе.

Когда человек ищет психологической  помощи, он обычно надеется, что в  его жизни возможны положительные  перемены. Однако иногда люди попадают к консультанту не по своей воле и отвергают роль клиента, навязываемую другими лицами. Например, клиент говорит: "Моя жена потребовала, чтобы я  пришел сюда, однако не думаю, что Вы сможете мне помочь". Некоторые  обращаются к консультанту с единственным намерением — доказать, что никто  не способен им помочь. Этим клиентам в  процессе консультирования недостает  мотивации.

Если "немотивированный" клиент все-таки вынужден по каким-либо причинам посещать консультанта, обычно свое нежелание  поддерживать консультативный контакт  он выражает по-разному — пропускает встречи, опаздывает, безразличен ко всему, что происходит во время консультирования, отказывается принять долю ответственности  за процесс консультирования. Особенно часто свое сопротивление клиенты  выражают молчанием. Обычно это молчание для консультанта бывает очень "громким". Иногда клиент уныло крутит пуговицу и всем своим видом показывает, что он просто отсиживает в кабинете. Враждебность может выражаться и  прямо. Например, клиент говорит: "Приходить  и проводить с Вами время —  не моя идея".

Начало межличностного взаимодействия «психолог—клиент» требует создания у клиента мотивации для последующего взаимодействия, поскольку наличие у клиента мотивации поможет ему  избавиться  от физических  и эмоциональных страданий.

Процесс мотивирования  клиента состоит из трех важных составляющих.

Первая – это определение уровня мотивации зависимого к выздоровлению. С этой целью применяется модель процесса изменений, разработанных Джеймсом Прочаски и Карлом ди Клементо.

Второй составляющей мотивирования является работа по принятию решение о потребности изменений в отношении употребления алкоголя или наркотиков.

Третья составляющая мотивирования – определение типа мотивации клиента к употреблению, которое нередко недооценивают при построении реабилитационного процесса.

Поэтому,  прежде чем  обращаться к психологическому тестированию мотивации, желательно

собрать об изучаемом  человеке всю доступную информацию и,  обобщив ее,  сформулировать

вполне конкретную гипотезу о его мотивационной проблеме.  Только после этого можно будет

точно подобрать необходимые  психологические тесты и,  воспользовавшись ими,  получить

нужную и достаточно точную информацию.

 

16. Выявление последствий  психологического консультирования  и обратная связь с клиентами.

Последствия консультативной работы в зависимости от уровня изменений, происходящих в клиенте: 
          усиление внимания к собственным потребностям, переживаниям и мыслям; развитие способности к самопознанию и осознанию нового опыта; 
          изменение отношений к себе и окружающему миру; приобретение способности заботиться о себе, самостоятельно решать свои проблемы, делая выбор, принимая решения и неся за них ответственность. 
          Можно содержательно рассмотреть эффективность процесса консультирования, связывая его с личностным продвижением и ростом клиента.

Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом  оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и  обобщает достигнутые результаты. В  случае надобности возможно уточнение  плана решения. При возникновении  новых или глубоко скрытых  проблем необходим возврат к  предыдущим стадиям. 

17.Психологическая сущность  коммуникативных проблем.

Итак, самым, принципиально  важными характеристиками коммуникативного потенциала личности является его динамичность (способность изменяться), адекватность целям и задачам процесса общения, его необходимость в реализации при любых проявлений: от самосознания до практических действий через поведение.

При отсутствии условий для  реализации коммуникативного потенциала индивида у последнего наблюдается  снижение потенциальных возможностей, разрушение статусные-ролевой актуализации личности в социальной группе, потеря ощущения индивидом социальной реальности, деперсонализация и изоляция личности за формального наличия потенциала и видимости благополучия в течение определенного времени. Говоря о потенциальных коммуникативные возможности личности, имеем в виду желание индивида самовыразиться среди себе подобных, самоутвердитися, оптимизировать процесс социально-психологического отражения, исходя из своих индивидуальных, психофизиологических, социально-психологических свойств. Речь идет, таким образом, о содержательных аспект коммуникативного потенциала личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Консультационной психологии"