Шпаргалка по "Консультационной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:41, шпаргалка

Краткое описание

5.Самосознание личности и уровни его сформированности.
Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав С.Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».
Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни. ...

Оглавление

1.Предмет изучения дисциплины «Консультационная психология».
2.Понятия психологической культуры психолога-консультанта.
3.Функции профессиональной деятельности практического психолога.
4.Консультационная психология в различных видах психологической помощи.
5.Самосознание личности и уровни его сформированности.
6.Понятие самооценки и саморегуляции поведения личности.
7.Содержание практических рекомендаций при оказании психологической помощи.
8.Уровни психологического консультирования.
9.Основные понятия клиент- центрированного подхода.
10. Психологическая защита и сопротивление в консультационной работе.
11. Критерии эффективного консультирования.
12.Сущность экспертных функций консультанта.
13. Клиент как эксперт конкретной ситуации.
14. Задачи психодиагностики и их учет в консультационной практике.
15. Выявление и учет мотивации обследуемых в консультационной работе.
16. Выявление последствий психологического консультирования и обратная связь с клиентами.
17.Психологическая сущность коммуникативных проблем.
18. Тревожность и особенности ее проявления у клиентов.
19. Шаговая композиция беседы в профессиональном консультировании.
20. Содержание консультационной работы с тревожными клиентами.
21. Особенности психологии консультационной работы с враждебно-настроенными и агрессивными клиентами.
22. Особенности психологического консультирования клиентов с проявлениями различных форм фобий.
23. Вербальная и невербальная обратная связь с клиентами.
24. Консультационная работа при оказании помощи истерическим личностям.
25. Психологическая помощь клиентам с депрессией.
26. Механизмы психологической защиты у тревожных клиентов.
27.Особенности оказания психологической помощи в подростковом возрасте.
28. Особенности психологического консультирования при суицидных намерениях.
29. Особенности консультационной работы с социопатической личностью.
30. Психологическая сущность маний параноидальной и шизоидной личностей.
31. Особенности телефонного консультирования.
32. Проблема понимания в консультировании.

Файлы: 1 файл

Консультационная психология вопросы к зачету 1.docx

— 97.93 Кб (Скачать)

b.     помогают клиенту избежать неприятных, пугающих, потенциально унижающих ситуаций;

c.      помогают возбудить симпатию окружающих или обратить на себя их внимание.

Поэтому нередко возникает очевидное  противоречие между высказанными клиентом желаниями и чувствами и тем, о чем говорят его симптомы. Это противоречие вызывает у консультанта подозрение, что клиент неискренен и симулирует. Разобраться в ситуации консультанту помогает его интуиция, которую не следует игнорировать. Полагаясь на интуицию, можно не только идентифицировать истеричных клиентов, но и избежать разнообразных ловушек, таящихся в работе с ними.

 

25. Психологическая  помощь клиентам с депрессией.

Работая с таким клиентом, прежде всего надо разобраться, с депрессией какого типа столкнулся консультант- это может быть психотическая депрессия ( сопряженная с бредовыми идеями самоуничтожения ,галлюцинаторными переживаниями, суицидальными тенденциями, самообвинением и так далее), требующая психиатрической помощи ,и непсихопатическая депрессия, при которой сохраняются критическое самоотношение и связи с окружением. Чаще всего консультанты сталкиваются с реактивной депрессией ,возникающей в ответ на горестные события ( самотическое заболевание, конфликты, возрастные и интимные проблемы, утраты, неудачи).

Депрессивные клиенты  достаточно узнаваемы: они грустны, подавлены, угрюмы, злятся на себя и  других, ко всему безразличны, все  видится им в черном цвете, ничто  не приносит радости, привычная активность тормозится.  Клиенты становятся сами себе противны, занимаются самоуничижением, считают свою жизнь бессмысленной  и никому не нужной, а себя –неудачниками, бездарностями. Любой  самоанализ, как в кривом зеркале, искажается таким образом ,что все в жизни клиента служит подтверждением его никчемности ,ненужности,  а светлые , радостные события, минуты торжества и успеха как бы выпадают из него. Депрессия поглощает всю личность целиком: клиент сосредоточен на своем тяжелом состоянии , сам же его усугубляя. В это время он особенно нуждается в близком человеке, но поскольку всякие позитивные аспекты контакта он отвергает , сам себя «растравляя» , то люди тяготятся общением с ним. Клиент воспринимает такое «отвержение» как доказательство своей ненужности , пренебрежения , и это усиливает переживания бессилия, безнадежности, самоуничижения, убивает остатки веры в себя и близких, рождает озлобленность и зависимость от других. На консультации клиент рассказывает о своих мучительных переживаниях, добиваясь, что бы консультант принял на себя ответственность за его жизнь, пытаясь увидеть в нем чуть ли не заместителя ого, кто его любит, помогает, заботится о нем. Поскольку это невозможно, нередки реакции фрустрации, злобы, обиды.

Основные задачи консультанта- помочь клиенту объяснить причины  возникших переживаний, понять , что именно поддерживает его депрессию, помочь изжить подавленное состояние, ставя перед ним небольшие,  но достижимые цели и анализируя достигнутое. Не стоит напрямую подбадривать клиента , внушать , что , все будет хорошо» , но с целью укрепления веры в себя с ним необходимо обсуждать то, в чем он успешен, компетентен, результативен, был отмечен другими, что приносит ему радость ,чем он в себе гордится. Поскольку переживание депрессии часто связано со снижением самооценки, такие клиенты требуют деликатности и даже почтительности , подчеркнутой демонстрации уважения. Здесь консультанту стоит проявлять значительно большую активность ,чем обычно, поскольку клиента необходимо «разговорить», «заставить» вновь вспомнить и пережить позитивные моменты жизни. Обычно клиенты неохотно , замедленно начинают это делать, поэтому консультант должен демонстрировать живой интерес и эмоциональность, которые постепенно растопят пассивность клиента. Работа с депрессивным клиентом может потребовать нескольких встреч, на каждой из которых шаг за шагом нужно пробудить его активность.

 

26. Механизмы психологической  защиты  у тревожных клиентов.

Вытеснение- наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.

Рационализация- обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.

 Отрицание- сводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

27.Особенности  оказания психологической помощи  в подростковом возрасте.

Консультирование по проблемам данного возраста отличается тем, что сам подросток впервые  становится клиентом – субъектом  обращения в психологическую  консультацию, причем он может даже не сообщать об этом родителям (Бруменская Г.В., 2002).

Особенностями психологического консультирования семьи с подростками  являются (Олифирович Н.И., 2006):

1. Нередкое отсутствие  мотивации у подростка, пришедшего  на консультацию с родителями, когда он не знает, зачем  его привели.

2. Чаше всего причиной  существующих проблем родители  видят только самого подростка,  который выступает в роли идентифицированного  пациента. Между тем семья является  целостной системой, и нарушения  поведения подростка маркируют  дисфункциональность всей семьи.

На первичный прием  приглашается родитель, обратившийся за психологической помощью. В дальнейшем работа может вестись следующим  образом (Олифирович Н.И., 2006):

- в рамках семейного  консультирования (при осознании  родителями трудностей, связанных  с взрослением ребенка);

- отдельно с родителем  и ребенком (при наличии у ребенка  трудностей вне семьи);

- отдельно с родителем  и ребенком с переходом в  их совместное консультирование (в случае утраты доверия между  родителем и ребенком);

- с родителем (при  выявлении у него самого психологических  проблем)

- с родителем (родителями) (при полной потере доверия  между родителями и подростком, когда ребенок не идет на  консультацию).

Важной задачей на начальном этапе консультирования является установление контакта с подростком и мотивирование его на участие  в работе. В основе работы с подростком должны лежать партнерские отношения (Олифирович Н.И., 2006).

Отличительные особенности  консультирования детей подросткового  возраста и их родителей (Бруменская Г.В., 2002):

1) Психолог должен  исходить из психологических  нормативных задач возраста (задачи  самоопределения в трех сферах  – сексуальной, психологической  (интеллектуальной, личностной, эмоциональной), социальной).

2) Психологу необходимо  смотреть на ситуацию глазами  подростка.

3) При консультировании  диады родитель-подросток действуют  многие особенности, характерные  для консультирования супружеской  пары (такие как наглядность проблем в паре, возможность использования техник, связанных в совместной деятельностью пары, более серьезная мотивация на работу, нарушение всей работы при нежелании работать одного человека из пары и другие).

4) Важность анализа  случая через призму индивидуального  жизненного пути ребенка (учет  прошлого и будущего ребенка,  генетически заданного и культурного,  особенностей прохождения возрастных  кризисов и др.). Психологические  трудности в настоящем - отдаленное  следствие особенностей прохождения  предыдущих возрастов. Такое следствие  труднее поддается восстановлению  в условиях консультирования.

5) Психолог значительно  большее, чем в предыдущих возрастах,  внимание уделяет зарождающейся  сексуальности подростка. Психологу-консультанту  впервые приходится вести себя  с подростком, как с нарождающимся  мужчиной или женщиной.

 

28. Особенности  психологического консультирования  при суицидных намерениях.

Особенности консультирования при суицидных намерениях. Человек в состоянии депрессии часто представляет опасность для самого себя, потому что склонен к саморазрушению в явной и скрытой формах. Когда мы встречаемся с депрессивными клиентами, нельзя забывать, что слабовыраженная депрессия может перерасти в острую с суицидными намерениями. Самоубийство считается ужасным, постыдным делом, и некоторые консультанты, работая с депрессивными клиентами, невольно пренебрегают такой возможностью и полагают, что их клиенты не могут даже подумать об этом. Если консультант проявляет такого рода слепоту, возникает большая опасность для благополучия и даже жизни клиента. Проблема состоит, как правило, не в сокрытии самоубийцей своих намерений, а в том, что он не будет услышан, когда говорит о них. Обычно различают попытку самоубийства (парасуицид) и реализованное самоубийство. Иногда утверждается, что неудавшаяся попытка самоубийства означает, что намерение было несерьезным. Это довольно опасное заблуждение, ибо немало людей, пытавшихся совершить самоубийство, повторяют попытку. Предпринимаются попытки дать более полную характеристику группе потенциальных самоубийц  указывает несколько критериев риска:

1. Одинокие мужчины (разведенные  и не имеющие близких друзей) старше 40 лет.

2. Лица, живущие одни.

3. Алкоголики.

4. Люди, перенесшие большую  утрату.

5. Люди преклонного возраста, имеющие соматические заболевания. отмечает два условия, способствующие попыткам самоубийства. Первое - увеличение стресса до трудно переносимого индивидом уровня. Второе - неспособность преодолеть стресс ни в одиночку, ни с помощью других. Обычно решение о самоубийстве не возникает внезапно. Часто ему предшествует серия попыток поделиться своими намерениями с другими людьми. Наибольшая вероятность попытки самоубийства приходится на вершину экзистенциального кризиса. отмечает три фактора, сильно повышающие риск при предрасположенности к самоубийству: межличностные кризисы, падение уровня самооценки, утрата смысла жизни и перспективы. указывает четыре условия, способствующие возможности самоубийства:

1. Депрессия.

2. Дезориентация с галлюцинациями  и бредом.

3. Стремление вернуть  себе контроль за окружением в определенных обстоятельствах, например: неизлечимо больной человек может пытаться совершить самоубийство в целях взять под контроль время своей смерти.

4. Зависимость от других  и большая неудовлетворенность  таким положением.

 Очень важная черта  потенциального самоубийцы - амбивалентность.  Она затрудняет распознание действительных  намерений. Поэтому о пытавшихся совершить самоубийство иногда можно услышать: "Не похоже на депрессию. Вчера вечером у него было хорошее настроение".

Консультант, встречающийся  с клиентами, имеющими суицидные  намерения, прежде всего обязан проанализировать собственные установки и чувства по отношению к самоубийству, знать их заранее. В работе никогда не следует скрывать свои подлинные чувства. Хороший контакт с консультантом может быть крепчайшей нитью, связывающей потерявшего надежду человека с жизнью. Иногда полагают, что обсуждение с клиентами возможности самоубийства только усиливает их намерения. Однако, как правило, беседа о чувствах, подталкивающих к самоубийству, уменьшает вероятность реализации побуждений. Поэтому консультант не должен уклоняться от обсуждения с депрессивными клиентами проблемы самоубийства. Тем самым он показывает клиенту, что мысли о самоубийстве могут быть восприняты и поняты другим человеком.

Рассматривая очень серьезно любое намерение самоубийства, все  же нельзя забывать о возможности  манипулятивной угрозы с целью убедить консультанта в важности своей проблемы и претендовать на максимум его времени. Большинство симулянтов являются истерическими личностями. Некоторые клиенты говорят о самоубийстве из желания отомстить тем, кто якобы их недостаточно любит. Вообще элемент враждебности присутствует почти в каждом самоубийстве. Встретившись в консультировании с депрессивным клиентом, высказывающим суицидные намерения, очень важно оценить риск их реализации. От правильного прогноза может зависеть жизнь клиента.

Степень вероятности самоубийства консультант может выяснить, задавая  клиенту косвенные вопросы. Прямо  спрашивать: "Не намереваетесь ли Вы совершить самоубийство?" - неприемлемо, потому что такой вопрос побуждает  клиента к отрицанию. Эффективна тактика "постепенного" расспроса: Консультант: Как идут дела? Клиент: (пожимает плечами). Консультант: Не все  хорошо? Клиент: (трясет головой). Консультант: Грустно? Клиент: (кивает головой). Консультант: Все кажется безнадежным? Клиент: Да.

Консультант: Жизнь иногда кажется бессмысленной? Клиент: Иногда.Консультант: Часто ли Вы думаете, что хотели бы умереть? Клиент: Большую часть времени. Консультант: Возникает желание покончить с жизнью? Клиент: Иногда.

Консультант: Обсуждали ли Вы, как это сделать? Клиент: Еще  не зашел так далеко.

Такая постепенность опроса дает возможность точнее узнать, как  далеко зашел клиент в своих мыслях о смерти. В данном случае клиент имеет явные суицидные намерения, однако прямой угрозы самоубийства пока нет. Основатель логотерапии V. Franki предлагает оценивать вместо вероятности самоубийства величину жизненного потенциала и спрашивать клиента не о причине нежелания жить, а о смысле жизни для него. Чем больше находится нитей, связывающих клиента с жизнью, тем менее вероятно самоубийство. Существуют определенные правила консультирования лиц, намеревающихся совершить самоубийство

Информация о работе Шпаргалка по "Консультационной психологии"