Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:26, шпаргалка
работа содержит ответы на вопросы по "Деловому общению" для психологов
9Социальная психология и д о
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).
11Личностная инфляция и диссоциация
Инфляция- обесценивание личности,снижение значимости.Состоит в том,что человек как бы теряет свое лицо,испытывает слишком большое влияние группы,способен отождествлять себя с группой.
Диссоциация-распад психики,потеря
связи между отдельными процессами
психики данного человека.Это
состояние гипноза,человек не понимает
что происходит,можно
Диссоциация-группа психических
расстройств, характеризующихся изменениями
или нарушениями ряда психических
функций – сознания, памяти, чувства
личностной идентичности, осознания
непрерывности собственной
Некоторые из древнейших диссоциативных феноменов связаны с религиозной деятельностью – шаманизмом, вселением «духов», глоссолалией. Помимо этого, у провидцев и медиумов существовало множество способов, с помощью которых они достигали состояния транса или экстаза и индуцировали вид ния.
12Теория личности в психологии,ее роль в д о
Личность - человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.
Процесс становления личности длительный, сложный и имеет исторический характер. Поскольку личность является продуктом общественного развития. Личность – носитель сознания, одна из двух систем человека, субъект поступка, личностью можно считать любого взрослого здорового человека. Личностью не рождаются, ею становятся в процессе деятельности и общения с людьми, овладения социальными опытом. Главным атрибутом личности является активность.
По своей сущности психическая структура не является неизмен-ной, а скорее представляется движущим и текущим процессом. Тем не менее для нее характерна определенная целостность, включаю-щая комплекс довольно устойчивых признаков: инстинкты, рефлек-сы, темперамент, чувствительность, способности, мотивации, уста-новки. Все эти
признаки определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения, когда он приспосабливается к раз-личным жизненным ситуациям.
Описать психическую структуру личности пытались многие тео-рии. Одни из них сделали попытку выявить ее биологическую де-терминацию. Например, теории Кречмера и Шелдона связали ха-рактер психических реакций человека с его физической конституци-ей1. Другие теории сделали главный упор на выявление соотноше-ния различных элементов, уровней и систем психической структу-ры. К таким теориям можно отнести психоаналитическую концеп-цию Зигмунда Фрейда и аналитическую психологию Карла Юнга. Представители гуманистического и когнитивного направлений поста-вили проблему соотношения рациональных и интеллектуальных процессов в психике индивида. При этом особое значение они при-дают процессу самоактуализации личности и прогнозированию жиз-ненных ситуаций с помощью «личностных конструктов».
Основные подходы к анализу психики личности (психоаналитичес-кая, бихевиористская, гуманистическая, когнитивная) были разработа-ны в 30-60-е годы XX в. Б настоящее время в психологии существует множество теорий личности. Они позволяют прогнозировать личност-ные характеристики индивида, его поведенческие реакции и мотива-ции, а также характер и способы межличностных отношений.
В любом виде человеческой деятельности огромная роль принадлежит личности.
1. Партнер
в д о всегда выступает как
личность, значимая для субъекта.
Личность – это носитель
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
2Фундаментальные псих теории(общ псих,соц псих,псих личности),связь с д о
Психология диффиренцируемая
наука.Возглавляет общая психология,основа
психологических наук,решает важнейшие
вопросы для любой псих теории,часть проблем
общей психологии и их решение.Деловое
общение изучает психологическую и этическую
сторону делового общения,изучает психику
человека в процессе делового взаимодействия.из
общей психологии д о берет такие понятия,как
психика,ее структура,память,внимание,
Соц псих-общение в группах,результат взаимодействия людей,д о изучает как на психику влияет взаимодействие с другими людьми.
Психология личности.Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые 9 личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.
18Сущность вербального общения. Потеря информации и способы ее восполнения в вербальном общении.
Деловое общение предполагает не только и не сколько передачу эмоцион. состояний, сколько передачу информации. Содержание инф-ии передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную, или словесную форму. При этом частично искажается смысл инф-ии, частично происходит ее потеря. При передачи инф-ии нужно возникшую идею, мысль сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внут. речи во внешнюю, т.е. высказать. Это высказывание должно быть услышано и понято. На каждом этапе происходит потери инф-ии и ее искажение. Величина этих потерь определяется и общим несовершенством челов. речи, невозможностью полно и точно восполнить мысли в словесные формы. И все же люди понимают друг друга. Понимание постоянно корректируется, поскольку общение это не просто передача инф-ии , а обмен инф-ей, предполагающей обратную связь.
19. Перцептивная сторона дел. общения.
Термин «социальная перцепция», т.е. социал. восприятие, впервые был введен американ. психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие «социал-м», он обратил внимание на то, что несмотря на все индивидуал. различия, существуют какие-то общие, выработанные в общении, в совмест. жизни социально-психологич. механизмы восприятия. Брунер провел целую серию экспериментов по изучению восприятия и показал, что восприятие как предметов, так и др. людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социальнокультур. факторов. Социал. значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Общение определяется тем представлением о партнере, кот-ое складывается в восприятии. Под восприятием в социал. психологии понимается целост. образ др. чел-ка, формируемый на основе оценки его внеш. вида и поведения. В дел. общении приходится взаимодействовать с людьми, кот-х видишь впервые, и с людьми, кот-ые уже достаточно хорошо знакомы. Психол. исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с кот-ми уже имеется опред. опыт общения, лежат разн. психолог. механизмы. В 1-м случае восприятие осущ-ся на основе психолог. механизмов межгрупов. общения, во 2-м – механизмов межличност. общения. К механизмам восприятия в межгрупов. общении относят процесс социальной стереотипизации, суть кот-го заключ. в том, что образ др. чел-ка строится на базе тех или иных типов. схем. Под социал. стереотипом обычно поним-ся устойчив. представление о каких-либо явлениях или людях, свойственое представителям той или иной социал. группы. Психолог. механизмами восприятия и понимания при межличностном общении явл. идентификация – уподобление себя др. чел-ку; эмпатия – понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы др. чел-ка; рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
20Роль социальных стереотипов
Социальные стереотипы — это матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций1. Социальные стереотипы поддаются классификации. Так, например, можно выделить этнические и религиозные, профессиональные, идеологические, возрастные и т.д. стереотипы.
Основной набор поведенческих
стереотипов формируется в
Социальные стереотипы играют огромную роль в повседневном общении благодаря целому ряду своих особенностей.
1. Они как бы предопределяют восприятие конкретной жизненной ситуации, поскольку мы постигаем окружающую нас социальную действительность не напрямую, а опосредованно, через призму сложившихся в нашем сознании или усвоенных извне социальных стереотипов.
Полярность суждений об одном и том же человеке объясняется тем, что фотография сама по себе мало информативна и участники эксперимента были вынуждены воспроизводить признаки предложенного стереотипа.
Социальный стереотип «
обезличивания и формализации общения.
Идентификация с уже
известным образцом предопределяет стандартную
реакцию, позволяет использовать уже знакомую
модель поведения, действовать как бы
автоматически. Именно по этой причине
официальное общение с незнакомыми и малознакомыми
людьми происходит больше по стереотипу.
Так, например, у каждого более или менее
опытного продавца формируется набор
стереотипов покупателей типа «внимательный»
— «рассеянный»; «придирчивый» —«добродушный»;
«вежливый» — «хамоватый» и т.д., что позволяет
продавцу, не задумываясь, вести себя соответствующим
образом. В ряде случаев общение по стереотипу
является единственно возможным.
Каждый социальный стереотип включает
в себя описание,
предписание и оценку ситуации, хотя и
в разной пропорции, что вполне соответствует
компонентам человеческого «Я».
Стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности. Сюда можно отнести, например, свойственную многим веру в «доброго царя» (президента, генерального секретаря), который разом решит все проблемы и сделает нашу жизнь лучше.И, наконец, чем дальше мы от социального объекта, тем в большей степени попадаем под влияние коллективного опыта и, следовательно, тем резче и грубее социальный стереотип.
21. Концепция бессознат. в психоанализе Фрейда и ее роль в ДО.
Стр-ра личности, по Ф., имеет 3 составляющие: “Оно“, “Я“ , “Сверх-Я“. “Оно“ - это собст-но бессознательное, вкл. глубинные влечения, мотивы и потребности. “Я“ - сознание, а “Сверх-Я“ представлено как на сознательном, так и на подсознат. уровнях. “Оно“ действует в соотв. с так называемым пр-пом удовольствия. “Я“ ориентируется на пр-п реальности, а “Сверх-Я“ руководствуется идеальными представлениями - принятыми в об-ве нормами морали и ценностями. “Оно“ явл. продуктом унаследованного чел-ком от животных биологического опыта. “Я“ - это, как правило, самосознание чел-ка, восприятие и оценка им самим собств. личности и поведения. “Сверх-Я“ - это итог воздействия об-ва на сознание и подсознание чел-ка, принятие им норм и ценностей об-венной морали. Осн. источники формирования “Сверх-Я“ личности - это родители, учителя, воспитатели, др. люди с кот. данный чел. вступил в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни.
Выделяют след. виды общения: 1) «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.д.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику; 2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, - то активно вступают в контакт, если мешает, - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики; 3)Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли; 4) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интереса дела более значимы, чем возможные личностные расхождения; 5) Духовное, межличностное общение, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации; 6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыль в глаза», обман, демонстрация доброты и т.д.) в зависимости от особенностей личности собеседника; 7) Светское общение, Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то что думают, а то, что положено потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций
23. Конфликты в деловом общении. Типология конфл. и модели их разрешения