Шпаргалка по "Деловому общению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:26, шпаргалка

Краткое описание

работа содержит ответы на вопросы по "Деловому общению" для психологов

Файлы: 5 файлов

шпора_дел_не_все2.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

2.Приемы эффективного слушания.    

Умение слушать. Требует учета двух аспектов:

1) лучшим собеседником  считается тот, кто умеет хорошо  слушать;

2) слушающий становится  тот, кто добровольно первый  берет на себя эту роль.

Коммуникативный барьер характерный для процесса слушающих:

- занятость собственными  мыслями

- эмоциональная неуравновешенность

- уязвленное самолюбие

- невладение правилами  слушания.

Успех делового общения  во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать  собеседника.

Неумение слушать –  основная причина неэффективного общения, именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам.

Слушание – сложный  процесс, требующий значительных психологических  энергозатрат, определяющих навыков  и общей коммуникативной культуры.

Слушание делят на 2 вида:

- Нерефлексивное слушание  – это умение внимательно молчать,  не вмешиваясь в речь собеседника  своими замечаниями. Слушание  этого вида особенно полезно  тогда, когда собеседник проявляет  такие чувства, как гнев или  горе. Ответы при нерефлексивном слушании должно быть сведены к минимуму типа: «Да», «Ну-и-ну», и т.д.

 Рефлексивное слушание  представляет собой процесс расшифровки  смысла сообщения. Выяснить реальное  значение сообщения помогают  рефлексивные ответы:

    * Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнением при помощи ключевых фраз типа: « Я не понял», «Что вы имеете в виду?»

    * Перефразирование – собственная формулировка сообщения, говорящего для проверки его точности. Ключевые фразы: «Как я понял вас…», «Вы думаете, что…»

    * При отражении чувств акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния  говорящего при помощи фраз: «Вероятно, вы чувствуете…» 

    *  При резюмировании подытожить основные идеи и чувства говорящего, для этого используются фразы: Вашими основными идеями, как я понял, являются …»

Среди типичных ошибок слушания можно выделить:

  1. перебивание собеседника во время его сообщения.
  2. поспешные выводы заставляют собеседника занять оборонительную позицию.
  3. поспешное возражение часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего.
  4. непрошенные советы обычно дают люди, не способные оказать реальную помощь.

3.Концепция «коллективного  бессознательного» в теории К.Юнга  и ее значение для делового  общения.

В статье «Понятие коллект. бессознат-го» Юнг кратко определил содержание и психологич. значение коллект. бессознат-го. Хар-я его как такую психол. сис-му, кот. имеет «колектив., универсал. и безличн. природу, идентичную у всех индивидов», Юнг выделяет такие его особ-ти: 1) своим существованием колектив. безсознат-ное обязано исключительно наследственности; 2) оно не основано на личн. опыте и не развивается индивидуально; 3) его содержание в основном представлено архетипами – буквально предшествующими формами, кот. лишь вторич. образом становятся осознаваемыми. Архетипы столь близки инстинктам, что можно предположить, что они явл. бессозн-ми образами самих инстинктов или «образцами инстинктив. поведения». Явл-ясь регулятором психолог. жизни, архетипы выступают как априорные формы психолог.  деят-ти людей и возникают спонтанно. По мнению Юнга, активация архетипа происходит тогда, когда возникает ситуация, соот-щая данному архетипу. Подобно инстинктив. влечению, архетип вопреки всякому разуму и воле, прокладывает себе путь. При этом конкрет. форма архетипа реализ-ся символич. путем через архетипичес. образ в психике индивида. Архетипич. образы мы встречаем в фантазиях худож. и научн. творчества, снах, бредах, галлюцинациях индивидов, живущих сегодня. Эти типичн. образы и ассоциации явл. архетипич. идеями. Чем более живыми они явл., тем более они будут окрашены индивидуально сильными чувственными тонами. Для практики дел. общения архетипич. образы коллектив. бессознат-го предст-ют интерес не только в смысле постижения особ-тей спонтанных проявлений психики партнера, но и в том, что эти проявления помогают обнаружить опред. символизм передаваем. им инф-ции. Замещение этого символизма возможно и в разн. рода сублимальных психич. реакциях, приносящих опред. удовлетворение в процессе общения.

4Фактор превосходства, привлекательности, отношения к нам.

Люди, вступающие в общение, не равны: они   отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.

Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам.

Для определения  этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации: 1) одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такая «одежда», как машина, оформление кабинета и т.д.; 2) манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Информация  о превосходстве обычно так или  иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения Других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.

Действие  фактора  привлекательности  при восприятии человека заключается в том, что      под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т. е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.

Итак, чем  больше внешне привлекателен для  нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты.

Значит, привлекательность  нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность — не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально-одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.     

фактор отношения к нам. Он отношения к нам  действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех,которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.

Психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили их оценить эти мнения, Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Убежденность в этом предполагаемом «родстве душ» была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается фактор отношения к нам.

5  Психоанализ З.Фрейда о психич. стр-ре личности и ее психолог. защите.

Существен. влияние на исследования в области психологии личности, ее поведения и межличност. общения оказал психоанализ автрийск. ученого З. Фрейда. Опираясь на научн. данные и анализ собствен. опыта врача-психиатра, Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рационал. мышление, но и  иррацион. проявления его психики. Речь идет о разн. рода психолог. импульсах и влечениях, направленных на удовлетворение инстинктов чел-ка, прежде всего инстинкта самосохранения и полового влечения. По утверждению Фрейда, исходящие из полового инстинкта влечения чел-ка под воздействием моральн., религиоз. и др. ограничений и запретов вытесняются в область бессозн-го. Но они дают о себе знать, продолжают действовать без ведома чел-ка. Отсюда проблема «неосознанных побуждений», кот-е опред. образом воздействуют на поведение людей. Анализ данных побуждений и в целом проблемы бессозн-го открывает многое для понимания поведения людей, их межличност. отношений  и общения между собой. В своей работе «Я и Оно» Фрейд пишет, что «деление психики на сознат-ное и бессозн-ое явл. основной предпосылкой психоанализа», что понятие «бессозн-го» им получено из учения о вытеснении, а вытеснение он рассм. как «типичный пример бессозн-го». Далее он след. образом хар-ет взаимодействие осн. элементов психики чел-ка – предсознательного («Я»), «Сверх-Я» и бессозн-го («Оно»). По Фрейду впечатления детства, полученные прежде всего в семье, оказывают решающее влияние на формирование характера чел-ка, его психич. склада и во многом опред-ют его поведение в след. годы. Больш. значение для понимания мотивов поведения чел-ка, его внутрен. побуждений имеет учение Фрейда о способах психич. защиты, кот-ые избавляют чел-ка от чрезмерных психич. волнений, возникающих под влиянием разн. обстоятельств. К таким способам относятся вытеснение в область бессозн-го неприемлим. инф-ции, либо ее отрицание, рационализация как нахождение приемлим. объяснения своим поступкам, идентификация, т.е. бессоз-ный перенос на себя желаемых кач-в, присущих др. чел-ку.

7.Диалог как  способ делового общения «Информационные», «зеркальные», «эстафетные» вопросы в деловом.

Наиболее эффективной  формой общения явл. Диалог. Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличить искренние  ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопросы себе и другим. Информационный вопрос относится к вопросам открытого типа и его следует строить так, чтобы он вызвал к жизни инф-ию, способную заинтересовать и сгруппировать вокруг себя различные мнения. Если вопрос рассчитан на «да» или «нет», он закрывает диалог и его нельзя считать инф-ым. Чтобы расширить рамки и обеспечить непрерывность открытого диалога, можно использовать зеркальный вопрос, который позволяет выходить за пределы смыслового поля, очерченного словами собеседника, т.е. обращаться к первооснове какой-то мысли или переживания, а иногда к причине, забытой собеседником. Технически зерк. вопрос состоит в повторении с вопросительной интон-ей части утверждения, только что произнесенной собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение как бы со стороны. Зерк. вопрос позволяет, не противореча собеседнику и не опровергая его утверждение, создавать в беседе новые элементы, придающие диалогу подлинный смысл. Эстафетные вопросы призваны динамизировать диалог: они стремятся опережать высказывания партнера, не перебивая, а помогая ему. Эстаф. вопрос обнаруживает способность слушать и схватывать налету реплики партнера и провацировать его сказать еще больше, сказать по-другому и сверх того, что сказано.

8 Бихевиоризм  как психология поведения и  его связь с дисциплиной «Деловое  общение».

Бихевиоризм (от лат. поведение), или психология поведения, появился в США в начале нынешнего века. Его эксперементал. предпосылкой стали исследования поведения животных, проведенные Эдуардом Торндайком. Многие выводы этих исследований были учтены при объяснении поведения людей. В др. своей работе – «Принципы обучения, основанные на психологии» Э.Торндайк последовательно проводит мысль о том, что педагогика должна опираться на психологию и прежде всего психологию поведения. Он обосновывает взгляд на челов. психику и поведение как на «сис-му реакций организма на внешние раздражители, возникающие в самом организме». По его мнению, «все поведение человека слагается из безуслов. реакций, данных в наследственном опыте, помноженных на те новые условн. связи, кот-ые даны в личн опыте». В 1913г. Джон Уотсон в своей програм. статье «Психология как ее видит бихевиорист» сформулировал осн. принципы поведенчес. психологии, кот-ые затем получили подроб. обоснование в его книге «Психология как наука о поведении». Бихевиоризм предлагает исследовать психолог. явления объективно. Вместо анализа субъектив. ощущений, восприятий, образов следует изучать поведение др. людей, т.е. как чел-к реагирует на те или иные воздействия внеш. среды, кот-е Уотсон назыв. стимулами. Многие положения бихевиоризма помогают объяснить влияние тех или иных внеш-х, в т.ч. социал-х факторов на поведение людей, их деят-ть и межличност. общение. В то же время игнорирование собственно психич. процессов не позволило бихевиористам создать целостн. науку о социал. поведении.

Деловое_общение_шпора.doc

— 298.50 Кб (Открыть, Скачать)

деловое_ост_вопросы.doc

— 77.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тоже шпоры.doc

— 126.50 Кб (Открыть, Скачать)

шпора_дел_наше_не_все.doc

— 190.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Деловому общению"