Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:01, реферат
Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.
Введение
Глава 1. Мать и ребенок
1.1. О природе материнского поведения
1.2. Младенец умеет воздействовать на мать, вызывая желаемое поведение
1.3. Как они понимают друг друга
Глава 2. Отцы и дети
2.1. С чего начинается понимание?
2.2. Готовность к отцовству
2.3. Влияние отца на психическое развитие ребенка
2.4. Социально-психологические модели отцовства
Глава 3. Развитие ребенка в раннем возрасте. Влияние семьи на развитие ребенка
3.1. Бондинг
3.2. Как родители влияют на образ «Я» ребенка
3.3. В чем разница между материнским и отцовским воспитанием
3.4. Поведение родителей и привязанность
3.5. Социальное развитие ребенка в первый год жизни
3.6. Как они умеют взаимно подстраиваться
3.7. Привязанности
Заключение
Список литературы
С точки зрения П. Криттенден, для понимания того, как формируются привязанности, важно учитывать преобладающий тип переработки и интеграции информации ребенком, определяющий стратегию его поведения по отношению к близким. Взрослый, адекватно реагирующий на инициативы и чувства ребенка, одобряет его поведение, которое будет воспроизводиться в аналогичной ситуации. В случаях, когда все самостоятельные проявления малыша отвергаются или вызывают неприятные для него последствия, поведение получает негативное подкрепление и впоследствии будет скрываться. Такой ребенок избегает открыто выражать свои эмоции и потребности, как бы скрывает свое состояние, переживания - его привязанность является «избегающей». Возможно, в годовалом возрасте такие дети имели опыт отвержения со стороны матери при попытках эмоционального, аффективного взаимодействия: их редко брали на руки, не проявляли нежности к ним, отстраняли при желании приласкаться, при попытках малыша протестовать против такого поведения к отвержению прибавлялся гнев взрослого. Так малыш усвоил, что результаты эмоциональных проявлений, любви по отношению к матери могут вызвать непредсказуемые и опасные последствия, и научился быть сдержанным.
В случае, когда мать сначала подтверждает потребность в близости и контакте с ребенком, но, как только он отвечает взаимностью, отвергает его, малышу еще труднее предвидеть последствия своих эмоциональных проявлений. Некоторые матери искренни, но непоследовательны в эмоциональном взаимодействии с ребенком. Они то чрезмерно чувствительны, то холодны и недоступны. Невозможность предсказать их поведение вызывает у младенца реакции беспокойства и гнева. С точки зрения теории научения, ребенок оказывается в ситуации непредсказуемого, неопределенного подкрепления, которая только усиливает негативное поведение даже при возможных отрицательных последствиях для него. Примерно к 9 месяцам младенец уже может сфокусировать выражение своих переживаний на другом человеке, таким образом, гнев становится агрессией, направленной на объект привязанности. Страх и желание эмоциональной близости (потребность в любви) также становятся «эмоциями», направленными на другого. Так, без определенной и стабильной стратегии поведения окружающих поведение ребенка остается неорганизованным и тревожным. Оценивая малыша, не пользуйтесь безличными оценками «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать ребенку критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле. Это способствует становлению его самостоятельности и независимости, контролю за собственными действиями.
Таким образом, к концу младенчества дети с уверенным типом привязанности усваивают множество средств общения, используют как интеллект, так и разнообразные эмоции. У них складываются внутренняя модель, которая интегрирует информацию из обоих источников, и образцы поведения, максимально обеспечивающие безопасность и комфорт. «Избегающие» дети строят свое поведение без аффективных сигналов, они пользуются в основном интеллектуальной информацией. Эмоциональное поведение «тревожных» детей подкрепляется, но они не научаются интеллектуальной организации поведения, которая могла бы компенсировать непоследовательность их матерей. Они не доверяют интеллектуальной информации и используют преимущественно аффективную. Таким образом, различия в способах интеграции могут быть объяснены характером индивидуального опыта ребенка в его межличностных отношениях с матерью.
Сформированная в первые годы жизни привязанность к близким является достаточно устойчивой. Большинство детей демонстрируют этот же тип привязанности в школьном возрасте в контактах со сверстниками. Во взрослой жизни в межличностных отношениях также можно увидеть характерные черты первичной привязанности. С определенной долей условности можно говорить о видах и качестве привязанности у взрослых. Так, отношения, которые устанавливаются с лицами противоположного пола, так же, как и отношение к пожилым родителям, можно определить как надежные, двойственные и избегающие. Для первого типа характерны хорошие отношения между родителями и взрослыми детьми, основанные на доверии, понимании, помощи. При этом у детей отмечалась надежная привязанность в первые годы жизни. В случае второго типа дети вспоминают о своих родителях, только когда те заболевают - в раннем возрасте у них отмечалась двойственная, аффективная привязанность. При третьем типе (ненадежная привязанность избегающего типа) взрослые дети почти не поддерживают отношений с родителями и не вспоминают о них.
Различие в качестве привязанности оказывает влияние и на романтические межличностные отношения взрослых. Так, надежная привязанность оказалась связанной с переживанием счастья, дружбы и доверия, избегающий стиль - со страхом близости, эмоциональными взлетами и падениями, а также с ревностью. Аффективная двойственная привязанность к матери в детстве соответствовала навязчивой поглощенности любимым человеком, желанию тесного союза, сексуальной страсти, эмоциональным крайностям и ревности.
Кроме того, было показано, что стиль привязанности, складывающийся в раннем детстве, влияет на отношение человека к работе. Взрослые с надежным стилем привязанности и на работе чувствуют себя уверенно, они не боятся сделать ошибку и не позволяют, чтобы личные отношении Кроме того, было показано, что стиль привязанности, складывающийся в раннем детстве, влияет на отношение человека к работе. Взрослые с надежным стилем привязанности и на работе чувствуют себя уверенно, они не боятся сделать ошибку и не позволяют, чтобы личные отношении мешали работе. При тревожной двойственной привязанности у людей отмечаются большая зависимость от похвалы, страх отвержения; они допускают, чтобы личные отношения сказывались на их деятельности. Избегающие привязанности взрослые используют работу, чтобы отстраниться от социальных взаимодействий, и, даже когда в финансовом отношении дела у них идут хорошо, они менее удовлетворены своей работой, чем люди с надежным уверенным стилем привязанности.
В последнее время исследователи выделяют еще один тип привязанности - отвергающий эмоциональную близость: некомфортность при установлении близких отношений, независимость от других, но при этом сохранение позитивного образа Я. Несмотря на убедительные данные об устойчивости стиля привязанности, есть доказательства и того, что в зависимости от жизненных обстоятельств стиль может изменяться или быть смешанным: один - в отношениях с мужчинами, другой - с женщинами или один - для одних ситуаций, другой - для других.
3.5 Социальное развитие ребенка в первый год жизни
В 1970-е годы использование видеозаписи и покадрового анализа видеоматериалов позволило психологам сделать выводы о наличии у младенцев врожденных способностей к социальному взаимодействию, установлению связи с матерью. Они начинают реагировать на людей с первых дней жизни. Уже в первые часы после рождения новорожденные предпочитают рассматривать лицо человека, располагающееся на расстоянии 20 см. А именно на таком расстоянии находится лицо матери, когда она держит ребенка на руках во время кормления. При этом наибольший интерес вызывают глаза, брови, граница волос. К концу первого месяца дети различают голоса, устанавливают контакт с помощью взгляда в глаза взрослому. Отмечается, что уже новорожденные по-разному рассматривают человеческое лицо и неживые предметы. Рассматривая лицо, они произносят больше звуков, начинают двигать руками и ногами, сжимать и разжимать кулачки, совершают плавные движения. Кроме того, обнаружено, что новорожденные способны различать выражение лица (счастье, печаль, удивление), а в более позднем возрасте - слайды с выражением радости, гнева и безразличия.
Первые социальные улыбки появляются, начиная с конца первого месяца жизни, сопровождаются взглядом в глаза взрослого и выражают положительное отношение к нему как партнеру по общению.
Надо стараться чаще вызывать улыбку малыша, обращаясь к нему тихим, ласковым голосом, глядя в глаза, нежно поглаживая щечку или тельце. Лучшее время для установления такого общения, когда младенец поел, но еще не начал дремать. В процессе общения с ребенком надо делать паузы, чтобы дать ему возможность ответить и проявить инициативу.
У спящих новорожденных часто можно наблюдать рефлекторную улыбку, в которой участвуют только мышцы рта, ее можно вызвать также легким прикосновением к щеке ребенка.
Социальная улыбка, адресованная другому человеку, появляется у младенцев в конце первого - начале второго месяца после пристального взгляда в глаза взрослого и достигает своего расцвета в три месяца, когда малыш охотно улыбается каждому взрослому. Появление социальной улыбки - важное событие в жизни ребенка, так как оно знаменует становление общения.
Известный отечественный детский психолог М.И. Лисина выделила четыре критерия, на основании которых можно утверждать, что у младенца сформировалось общение с другими людьми.
1. Взгляд в глаза взрослого, который появляется примерно в конце третьей недели жизни и характеризует интерес к взрослому, настроенность на коммуникацию знаменательным этапом в развитии взаимоотношений матери и ребенка является появление первой социальной улыбки, адресованной матери.
2. Ответная улыбка на воздействия взрослого. Она появляется в конце первого месяца жизни и выражает удовольствие ребенка от общения с взрослым.
3. Инициативная улыбка и оживление, которые младенец использует, чтобы привлечь внимание взрослого путем демонстрации своих умений и способностей.
4. Реакция на внимание взрослого, проявляющаяся в стремлении ребенка удержать и продлить эмоциональный контакт. По мнению М.И. Лисиной, только присутствие в поведении всех четырех критериев свидетельствует о наличии общения. Проявление же отдельных признаков говорит о том, что общение еще только складывается.
3.6 Как они умеют взаимно подстраиваться
Во втором полугодии жизни ребенок переходит на стадию делового общения. Этот переход сопровождается следующими признаками. Младенец уклоняется от ласки взрослого, не хочет сидеть у него на руках без какого-либо занятия, не проявляет прежнего интереса только к эмоциональному общению.
В 6-7 месяцев младенец старается привлечь маму к совместным действиям, обратить ее внимание на какой-либо предмет. Он охотно играет с игрушками, осваивая все новые действия. Основной задачей воспитания в этот период является создание условий, благоприятствующих выдвижению на первый план предметной деятельности.
Начиная с третьего месяца жизни младенец способен посылать «двойственные» сигналы, с помощью которых он инициирует взрослого к взаимодействию или хочет его прервать. Если ребенок поворачивается лицом к матери, смотрит ей в глаза, улыбается, произносит тихие протяжные звуки (гукает, гулит), - это приглашение к общению. С другой стороны, отвод взгляда, отворачивание, наклон головы, хныканье сигнализируют о нежелательности и избегании контактов. Для успешного взаимодействия каждый партнер должен чувствовать, что влияет на другого.
Важно, чтобы любая инициатива ребенка сопровождалась ответными проявлениями - улыбкой, ласковым словом, поглаживанием, нежными прикосновениями и пр. В том же случае, когда ребенок, например, устал или хочет спать и показывает, что не желает больше общаться, взрослый не должен настаивать на взаимодействии, усиливать стимуляцию (например, показывать новую игрушку, стараться вызвать улыбку и пр.). Таким образом, взаимодействие матери и ребенка - это процесс взаимного приспособления, в котором ответы партнеров взаимообусловлены и ритмически организованы.
Одним из наиболее ярких примеров ритмической согласованности действий матери и младенца является синхронизация. В одном из экспериментов Е.С. Шафера мать и ребенок помещались в светлую комнату с множеством ярких игрушек. В результате выявилось, что они смотрят преимущественно на один и тот же объект, причем ведущую роль играет ребенок, выбирая предпочитаемую игрушку, а мать лишь подстраивается к его действиям. Изучение простой, стереотипной игры взрослого с младенцем первых месяцев жизни показало, что ребенок участвует в ней как активный партнер: он то смотрит на взрослого, то отводит взгляд в сторону, то снова смотрит на взрослого, помогая тем самым определять ритм и темп взаимодействия, побуждая партнера к новым действиям. В опытах Д. Стерна производилась кинозапись движений головы у трехмесячного ребенка и взрослого, глядящих друг на друга. Движения матери и младенца составили гармонически сочетающееся взаимное приближение и отступление, названное автором своеобразным «вальсом». Уже в другом исследовании были выявлены подстройка и синхронизация движений младенца в ответ на человеческую речь, причем именно на звуки осмысленной речи. Эти непроизвольные движения можно сравнить с «неуловимым балетом».
Начиная с 9 месяцев, у младенца наблюдается феномен «социальной ссылки» - ориентация на эмоциональную реакцию матери. Ребенок, сталкиваясь с ситуациями неопределенности (например, при встрече с незнакомцем, яркой движущейся игрушкой), ищет информацию для понимания и оценки ситуации у близкого человека. С этой целью он смотрит на выражение лица взрослого, стараясь уловить его реакцию на происходящее. Десятимесячный малыш приблизится и будет с интересом рассматривать управляемого робота или игрушечную лающую собачку, если мать спокойна или улыбается, глядя на игрушку. Аналогично ребенок ориентируется на поведение матери, ее эмоциональную реакцию при встрече с незнакомым человеком.
Показывайте ребенку яркие, лучше всего заводные, движущиеся, звучащие игрушки. Поощряйте его к наблюдению, рассматриванию игрушки, сопровождайте показ комментариями. Радуйтесь вместе с ребенком, предоставляя ему возможность получить удовольствие не только от игрушки, но и от сопереживания.
Показывайте ребенку разные способы использования игрушек. Во втором полугодии дети действуют в основном с опорой на внешние физические свойства предметов, манипулируя со всеми игрушками одинаково, - рассматривают их, ощупывают, лижут, сосут. Постепенно они начинают все активнее пользоваться руками - тискают мягкие предметы, трогают и ощупывают мелкие детали, размахивают игрушкой, стучат. Взрослый открывает для малыша специфические свойства предметов, показывает разные способы действий с ними: круглый мячик - катать, кубики - ставить один на другой, кольца пирамидки - нанизывать на стержень, мелкие предметы - складывать в коробочку. Чтобы малыш усваивал новые действия, полезно организовать совместную игру: по очереди надевать кольца пирамидки, катать друг другу мячик, машинку. Поощряйте интерес ребенка к игре. Не следует стремиться к тому, чтобы малыш точно воспроизводил действия взрослого, но необходимо эмоционально поддерживать всякий успех ребенка, подкреплять его похвалой. Важным аспектом взаимодействия является процесс подстраивания эмоционального состояния, аффекта между родителями и ребенком. Можно привести такой пример: годовалый малыш встает на носочки, стараясь достать со стола привлекательную игрушку. Наблюдающая за этими попытками мама, изменяя и подстраивая голос под его эмоциональное состояние, обычно сопровождает его действия словами: «Ну... ну... еще, еще... давай, давай, тянись!». Когда мам спрашивали, почему они так реагировали, наиболее частыми ответами были следующие: «Чтобы быть вместе», «Чтобы помочь ребенку», хотя большинство из них не осознавали своих действий. Была обнаружена главная закономерность: если эмоциональная реакция матери выше или ниже, чем у ребенка, то исследовательское поведение малыша прекращается; при успешном «подстраивании» продолжается.