Роль личности учителя в создании микроклимата в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить роль личности учителя в создании микроклимата в группе.

Гипотеза исследования: создать благоприятный психологический климат в коллективе можно, благодаря личносно-ориентированному подходу учителя. Для осуществления поставленной цели решаются следующие задачи:

1. рассмотреть проблему создания благоприятного микроклимата в коллективе;

2. выявить особенности психологического климата в коллективе;

Файлы: 1 файл

Роль личности учителя в создании микроклимата в группе..docx

— 94.97 Кб (Скачать)

Оценка микроклимата группы Завьяловой.

Нами было проведено исследование в учебной группе 4класса  ОШ №8 в основе методики разработанной  и внедренной Завьяловой в качестве инструмента исследования социально-психологического климата. Методика расчета представлена в приложении 1. Результаты приведены  в таблице 1.

Таблица 1

Степень удовлетворенности  учащихся психологическим климатом группы.

п/п

Ф.И.О. учащегося

Положительные баллы

Отрицательные баллы

1.

Булыгин Валерий

26

11

2.

Ковалев Владимир

18

14

3.

Спицына Екатерина

27

8

4.

Гурин Николай

26

1

5.

Маринук Алена

42

0

6.

Пенькова Виктория

38

0

7.

Зубанкова Мария

28

4

8.

Скляр Арина

25

6

9.

Матвейчева Лидия

20

17

10.

Габриэлян Лилит

24

5

11.

Исакова Наталья

32

12

12.

Старыгина Кристина

27

9

13.

Привольнева Татьяна

16

19

14.

Езерская Ксения

34

14

15.

Бадалян Александр

30

6

16.

Моисеева Анастасия

26

11

17.

Лежнева Людмила

15

14

18.

Ванягин Александр

33

9


По результатам данного  исследования можно сделать следующие  выводы.

Только З5 % опрашиваемых  оценивают психологический климат выше среднего (23-42 балла). Около 20 % респондентов считают что социально-психологическая  обстановка в коллективе не благоприятна (менее 10 баллов).

Анализируя приведенные  данные можно сказать, что уровень  социально-психологической удовлетворенности  в коллективе отрицательный.

Для более точного результата исследования необходимо ту же целевую  группу проанализировать с использованием методики Дж. Морено.

Оценка микроклимата в группе по методике Дж. Морено.

На основании методики расчета разработанной  Дж. Морено примененной в исследовании учащихся 4 –го класса ОШ №8 получены следующие  данные (табл. 2).

Таблица 2

Позиции в группы, отражающие подвижное поле симпатий или антипатий  членов любой общности друг к другу.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Итого

 

1

4

 

3

   

2

                     

3

           

1

     

4

         

2

 
       

2

   

1

     

3

       

4

   
             

4

     

2

       

3

1

 

2

 

3

       

1

     

4

             
                   

4

 

1

     

3

2

 

4

             

3

2

       

1

       
       

4

           

1

       

2

3

 

2

         

3

   

1

             

4

 

2

             

1

       

4

3

       
         

4

           

3

1

     

2

 
   

3

       

2

               

4

1

 
   

4

   

1

             

3

     

2

 
         

4

       

1

 

3

       

2

 
           

1

   

2

   

4

       

3

 
             

4

     

2

       

1

3

 

2

           

3

   

4

1

             
         

4

       

2

   

1

   

3

   

Кол-во выборов

 

15

 

1

 

14

 

0

 

9

 

13

 

4

 

18

 

4

 

5

 

11

 

17

 

11

 

9

 

4

 

0

 

20

 

27

 

182

Кол-во баллов

 

15

 

4

 

6

 

0

 

6

 

7

 

6

 

22

 

6

 

10

 

9

 

18

 

9

 

11

 

6

 

0

 

13

 

30

 

178

Общая сумма

 

30

 

5

 

20

 

0

 

15

 

20

 

10

 

40

 

10

 

15

 

20

 

35

 

20

 

20

 

10

 

0

 

33

 

57

 

 

По таблице можно определить четыре типа позиций в группе, которые  отражают подвижное поле симпатий или  антипатий членов любой общности друг к другу. Эти позиции соответствуют  статусу в данной группе (его называют социометрическим или межличностным). Вычленяют четыре типа таких статусов, каждый из которых имеет образное название. Первый статус — "звезды", которых иногда называют "лидерами". Это члены группы, получившие наибольшее количество выборов по ряду. Среди  них может выделяться один, который  как бы "оторвался" от остальных. Вполне вероятно, что это действительно  неформальный лидер. В нашем исследовании наибольшее количество выборов получил  учащийся под номером 18 ( Исакова 57 балов).

Второй статус — "популярные", или предпочтительные. Это члены  группы, получившие несколько меньшее  количество выборов. В нашем исследовании этот статус получили учащиеся под  номерами 8 ( Ковалев 40 балов), 12 ( Матвейчева 35 балов), 1 ( Бадалян 30 балов), 17 ( Спицына 33 бала), 3 ( Ванягин 20 балов), 6 ( Езерская 20 балов), 11 ( Маринчук 20 балов), 13 ( Привольнева 20 балов), 14 ( Пенькова 20 балов)

Третий статус — "отвергаемые", или менее популярные. В нашем  исследовании этот статус получили ученики  под номерами 5 ( Гурин 15 балов), 10 (Моисеева 15 балов), 7 (Зубанкова 10 балов), 9 ( Лежнева 10 балов), 15 ( Скляр 10 балов), 2 ( Булыгин 5 балов)

 Четвертый статус —  "изгои", или "изолированные". Последние получают по одному-два  выбора или не получают ни  одного. В нашем исследовании  этот статус получили учащиеся  под номерами 4 ( Габриэлян 0 балов), 16 (Старыгина 0 балов).  Очевиден  осложненный драматизм их положения в группе. Преподаватель должен уделять "отвергаемым" и "изолированным" повышенное внимание.

Приходится констатировать, что если в коллективе окажется два-три  неформальных лидера или несколько "отвергаемых" и "изолированных", то и в том, и в другом случае микроклимат будет находиться под  угрозой "взрыва" конфликтов. При  этом две последние категории  людей переживают устойчивый эмоционально-психологический  дискомфорт своего внутреннего состояния, поскольку у них остается неудовлетворенной  одна из существенных потребностей человека — в признании.

По совокупности результатов  полученных в итоге применении двух методик следуют следующие выводы.

Явно выявленный лидер  группы – Исакова Наталья сама оценивает социально-психологический  климат в коллективе ниже среднего (10 баллов). Из общего количества – 15 % респондентов имеющих статус «популярные» также  считают, что сложившиеся внутригрупповые  отношения не являются приемлемыми  для нормального функционирования и развития группы. Важно отметить и тот факт что ученики оценивающие  внутреннюю обстановку выше средней  и считающие, что социально-психологический  климат благоприятен имеют среди  своих одноклассников статус «изолированные».

Как видно из приведенного анализа – складывается противоречивая ситуация при которой общие представления  различных респондентов о взаимоотношениях внутри коллектива не соответствуют  индивидуальному видению каждого  члена в отдельности. Данный общий  вывод показывает необходимость  принятия определенных действий направленных на улучшение социально психологического климата.

3.2. Предложения по улучшению микроклимата в группе.

Перечислим некоторые  почти очевидные пути улучшения  микроклимата:

- поручайте работу неформальным группам при ответственности за ее выполнение неформальных лидеров;

- формируйте коллективный дух, применяя целый комплекс мер (неформальное общение, поздравления с праздниками и днями рождения и тому подобное);

- проводите собрания, предоставляя на них студентам наиболее полную информацию о каких либо изменениях или нововведениях в ВУЗе;

- стимулируйте активность студентов, не “отметайте с порога” спорные идеи.

- обязательно предоставьте право на обращения с просьбами и жалобами;

- не поощряйте анонимность, но храните тайну, если ученик, к примеру, предъявил претензии;

- регулярно проводите опросы.

Назовем некоторые причины  формирования неблагоприятного микроклимата в коллективе:

- отсутствие психологической и организационной поддержки;

- отсутствие обратной связи;

- отсутствие личной заинтересованности;

-Эти факторы вызывают у учащегося чувство приниженности. Подрываются чувство гордости, уверенности в себе, в стабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1. Проведенное исследование  теоретических источников позволяет  сделать следующие выводы.

Развитый детский коллектив  представляет собой необходимое  условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и  адекватность мотивов совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.

Микроклимат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива. Под микроклиматом понимается качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности ребенка в группе.

Знание о способах формирования микроклимата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Организация работы учителя начальных классов по созданию благоприятного микроклимата в коллективе учащихся должна опираться на психологические особенности младших школьников, с учетом специфики их межличностных отношений.

Важное значение в работе учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших  школьников имеет личностно-ориентированный  подход.

2. В данной курсовой работе нами проведена исследовательская работа по созданию благоприятного психологического климата в 4 классе ОШ №8 г. Мозыря, Гомельской области.

В ходе исследования:

1) Выявлены особенности  работы учителя начальных классов  по созданию благоприятного психологического  климата в коллективе младших  школьников:

• так как, психологический  климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать  условия для организации совместной деятельности детей, информировать  их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

• включение в жизнедеятельность  класса различных видов искусств;

• использование игры;

• формирование общих традиций в классе, участие в общешкольных традиционных делах;

• создание ситуаций коллективного  сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в  жизнь класса каждого ребенка. Для  этого важно наличие активной позиции учителя по отношению  к детям и классу;

• привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного  коллектива; поощрение к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций: не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;

• создавать условия для  повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений  между учителями и учащимися;

• развивать коммуникативную  культуру, навыки общения и сотрудничества;

• развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

2) Определены особенности  микроклимата в коллективе младших школьников; особенности межличностных отношений младших школьников.

Информация о работе Роль личности учителя в создании микроклимата в группе