Роль личности учителя в создании микроклимата в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить роль личности учителя в создании микроклимата в группе.

Гипотеза исследования: создать благоприятный психологический климат в коллективе можно, благодаря личносно-ориентированному подходу учителя. Для осуществления поставленной цели решаются следующие задачи:

1. рассмотреть проблему создания благоприятного микроклимата в коллективе;

2. выявить особенности психологического климата в коллективе;

Файлы: 1 файл

Роль личности учителя в создании микроклимата в группе..docx

— 94.97 Кб (Скачать)

В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного  класса началось позже благодаря  усилиям Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца и др.[3]

В современной психологической  науке под психологическим климатом (от греч. klima (klimatos) - наклон) понимается «качественная сторона межличностных  отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе» [7, с. 329].

Определение В.М. Шепеля: «психологический климат - это эмоциональная окраска  психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей» [7, с. 17].

В отечественной психологии наметились 4 основных подхода к  пониманию природы психологического климата.

Представителями первого  подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин) климат рассматривается как общественно-психологический  феномен, как состояние коллективного  сознания. Климат - отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных  с их взаимоотношениями, социальными условиями [7].

Сторонники второго подхода (А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой психологического климата является общий эмоционально-психологический  настрой коллектива. Климат - настроение группы людей [8].

Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский) анализируют  психологический климат через стиль  взаимоотношений людей, находящихся  в непосредственном контакте друг с  другом. В процессе формирования климата  складывается система межличностных  отношений, определяющих социальное и  психологическое самочувствие каждого члена коллектива [10].

Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань) определяют климат в терминах социальной и психологической  совместимости членов коллектива, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций [8].

Зарубежные исследователи  выделяют такое важное психологическое  понятие как доверие, являющееся основой благоприятного психологического климата (Роберт Брюс Шо). С одной  стороны, доверие - это проблема отношений  между людьми. Но с более широкой  точки зрения, доверие - это мощная универсальная сила, влияющая практически  на все, что происходит внутри коллектива [9].

В.М. Шепель считает, что психологическим  климат состоит из трех составляющих:

- Социальный климат: определяется  осознанием общих целей и задам  группы;

- Моральный климат - определяется  принятыми моральными ценностями  группы;

- Психологический климат - это неофициальные отношения,  которые складываются между членами группы [10].

Важнейшие признаки благоприятного микроклимата в группе:

ü Доверие;

ü Высокая требовательность членов группы друг к другу;

ü Доброжелательная и деловая критика;

ü Свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

ü Отсутствие давления руководителя па подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

ü Достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

ü Удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

ü Высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;

ü Принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов [7].

В любом коллективе существует тот микроклимат климат, который  формируется в первую очередь  учителем. От особенностей его взаимодействия с детьми зависят результаты деятельности ученического коллектива, а устойчивые хорошие результаты, в том числе  помогают создавать микроклимат. В  результате получаются взаимосвязанные  процессы: руководство - эффективность - психологический климат. В этой цепочке нельзя выделить приоритеты и установить однозначную последовательность.

Оптимальное управление микроклиматом  в любом (в том числе школьном) коллективе требует специальных  знаний и умений от педагогического  состава. В качестве специальных  мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая  аттестация преподавательского состава; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия [9].

Лидирующая роль в формировании климата принадлежит проявляемым  отношениям к человеку. Они могут  быть уважительными, заботливыми, добрыми, искренними. В таком случае появляются все предпосылки для формирования благоприятного климата. Существенное значение играют также отношения  к делу, группе в целом, к самому себе и др. [11].

Рассмотрим основные критерии здорового микроклимата.

Как указывает Л.В. Сгурская, первое, на что необходимо обратить внимание учителю, - насколько каждый его ученик знает свои обязанности, и как эти обязанности отличаются от обязанностей других членов коллектива. Поскольку такое разделение обязанностей и функций в классе дает детям  наличие четкого ощущения своих  границ, помогает им ощутить стабильность и устойчивость в отношении своего места в группе.

Следующий критерий микроклимата - осознание своих убеждений. При  здоровом психологическом климате  каждый в группе знает свои базовые  ценности и взгляды. Перечислим, что  входит в эти понятия:

ü Хорошо продуманные убеждения.

ü Внутренняя ясность собственных позиций, связанных с позициями группы в целом.

ü Принципы, воплощенные или воплощающиеся в жизнь.

Не менее важным критерием  здорового микроклимата является определение  своих позиций по отношению к  себе и другим в группе. Важно, чтобы  каждый ученик обращал внимание в  первую очередь на себя. И при  этом принимал следующие принципы своей  деятельности:

ü Самосоздание и саморазвитие.

ü Взгляд на мир через свою душу.

ü Определение себя, а не других.

ü Определение себя не в противопоставлении другим.

ü Наличие собственного горизонта.

При этом в успешном развитии коллектива большую роль играет способность  не только учителя, но и каждого ученика  в классе выдерживать общее направление  движения группы, которое задается учениками совместно с учителем. Можно говорить о здоровом микроклимате, если каждый ребенок в классе достаточно целенаправлен и эмоционально вынослив. Для этого каждому ребенку  необходимы:

ü Настойчивость в достижении целей.

ü Навыки саморегуляции.

ü Увлеченность новым и еще не известным.

ü Ясность цели, что помогает, сосредоточиться па ее достижении.

Все вышеперечисленные качества представляют ценность для коллектива, если члены группы способны поддерживать деловые отношения, то есть такие  отношения, которые, даже становясь  эмоционально окрашенными, не смогут помешать функционированию класса, а, следовательно, и учебно-воспитательной деятельности в целом [12].

Благоприятный микроклимат  способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и  полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного микроклимата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих  силах люди представляют особую ценность для современного общества [13].

Способы формирования и поддержания  психологического микроклимата аналогичны способам формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой коллектив представляет собой  общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых  интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а микроклимат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым  для учителя начальных классов. Именно ему в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы (большое количество времени  педагог проводит с классом в  системе "педагог-класс", высокая  авторитетность педагога для детей, дети сенситивны к внешним воздействиям) наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности  за качество психологического климата [14].

Необходимо обозначить также  основные характеристики учителя класса со здоровым микроклиматом, поскольку  именно учитель влияет на становление  психологического микроклимата в классе. Поэтому руководителю особенно важно  знать те качества, которые способствуют установлению здорового психологического микроклимата. Ниже мы приводим основные качества учителя, наличие которых  позволяет ему сформировать благоприятный  психологический климат в своем  классе. Такой учитель:

ü Знает основы самоопределения, то есть знает свои функциональные границы и четко им следует.

ü Стремится вкладывать силы и средства не только в свое благополучие, но и в благополучие группы.

ü Редко проявляет раздражение при детях.

ü Старается избегать догм, в своей работе.

ü Направляет больше энергии на изменение себя, чем на изменение других.

ü Знает и уважает весь спектр чужих мнений.

ü Может изменить себя в соответствии с сильными сторонами своих учеников.

ü Не подвержен воздействию безответственных действий других.

ü Старается воспитывать качества зрелого лидера в своих учениках.

ü Знает и умеет разделять и передавать ответственность.

К условиям, определяющим эффективность  влияния учителя начальных классов  на  создание благоприятного психологического микроклимата в детском коллективе, относятся следующие:

ü ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников;

ü профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость);

ü личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность, стиль общения) [15].

За последние годы проблема общения стала одной из наиболее популярных. Эта проблема приобретает  особую важность для тех видов  деятельности, осуществление которых  максимально опосредовано взаимоотношениями. Проблема общения является одной  из центральных в проблеме формирования благоприятного психологического микроклимата в коллективе [16].

Необходимо помнить, что  педагогическое общение - это не просто инструмент в ряду инструментов педагогики, по и одно из важнейших условий  ее успешности.

Роль правильно организованного  педагогического общения велика и потому что атмосферу обращенности к развитию личности ученик: создает  именно учитель. В школе часто  оценивают то, что учитель дает прочные знания, а на то, как он общается с учениками, закрывают  глаза. В большинстве случаев  учитель общается с учащимся по поводу их совместной деятельности, передавая  от себя знания к ученику. Гораздо  реже общение, когда учитель видит  в ученике индивидуальность и  стремится к общению с ним, чтобы обогатить духовно и  себя. Обществу нужны люди, умеющие  ориентироваться в быстрой меняющейся жизни, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, люди, гибкие в общении. А это возможно, только если с раннего детства ребенок будет выступать как субъект общения, его мнение будет выслушиваться. Немаловажная роль в этом принадлежит учителям, в особенности стилю общения, сложившемуся между учителями и учениками [17].

Существует множество  подходов и классификаций стилей педагогического общения. При этом мы считаем, что учителя на уроке  могут использовать различные стили  общения, т.е. это понятие не является неизменно присущим конкретному  учителю, человеку. И лишь какой-то из стилей будет преобладать. Нами выделены три стиля общения:

ü Личностно-ориентированный, поддерживающий;

ü Отстраненно-репрессивный:

ü Отстраненно-избегающий.

Преобладание того или  иного стиля общения зависит  от ряда факторов. Установки на партнеров  по общению - важным фактором социальной адаптации является развитая психологическая  толерантность (терпимость) личности. Нетерпимость в значительной мере обусловлена  стереотипами личности, негативными  установками межличностного оценивания.

На проявление того или  иного стиля общения могут  влиять: эгоцентричность, доброжелательность, доминантность, агрессивность и  т.д.

Информация о работе Роль личности учителя в создании микроклимата в группе