Самооценка - оказывает существенное
влияние на профессиональное общение.
Всякое ее отклонение от адекватной ускоряет
и усиливает профессиональную деформацию,
которая обнаруживается в особенностях
установок и стереотипах поведения,
затрудняя общение.
Идентификация - которая
буквально обозначает отождествление
себя с другими, уподобление им. Иногда
ее определяют как умение встать на
точку зрения другого человека.
Отношение к своей профессии
- в некоторых работах отмечается,
что обобщенным показателем отношения
к труду может служить удовлетворенность
профессией, которая основана на осознании
учителем правильности выбора профессии,
соответствия своих способностей требованиям
профессии, результативности своего труда.
Эмоциональное выгорание - профессиональный
труд школьного педагога отличает высокая
эмоциональная загруженность. В 1974
г. X. Дж. Фрейдепбергером был введен
термин "эмоциональное сгорание",
под которым понимают состояние
изнеможения, истощения с ощущением
собственной бесполезности; тенденцию
развивать негативное отношение
ученикам, негативное восприятие в
профессиональном плане.
Негативно сказывается на
профессионализме учителей складывающиеся
у них уже во время обучения
психологические защиты, как социальная
регулятивная система стабилизации
личности, направленная на устранение
или сведение до минимума чувства тревоги
[18].
В последние десятилетия
большое внимание уделяется и
эмоциональному благополучию ребенка,
которое расценивается как показатель
оптимальности его психического
развития и психологического здоровья.
Эмоциональное благополучие
является одним из наиболее емких
понятий для определения успешности
развития, ребенка. Эмоциональное благополучие
предусматривает удовлетворение потребности
в общении, установлении доброжелательных
взаимоотношений в семье, между
детьми и педагогами в учебно-воспитательных
учреждениях, создание благоприятного
микроклимата в группах; создание благоприятных
условий для пребывания детей
в школе. Таким образом, оно зависит
не только от культурных и индивидуальных
особенностей ребенка, но и от оптимальности
систем: "мать-дитя", "учитель-ученик"
[17].
Жизнь и деятельность в
школьном коллективе требует постоянного
взаимодействия и общения, в процессе
которого школьники взаимно познают
и взаимно влияют друг на друга, в
процессе которого формируется общность
взглядов и оценок.
Практические аспекты
работы учителя по формированию благоприятного
психологического микроклимата в коллективе.
Оптимизация психологического климата
является важным резервом повышения
эффективности учебно-воспитательной
работы в классе [19].
Психологический микроклимат
в классе зависит не только от классного
руководителя, учителя, на него влияют
организация учебной деятельности,
качество учебников, питание и здоровье
учащихся, их обучаемость и способности.
Существуют не менее важные стороны
жизнедеятельности класса, его психологического
климата, которые почти целиком
определяются руководителем.
1. Организация общих коллективных
дел, совместных переживаний:
коллективные поздравления с
днем рождения учащихся: выражение
искреннего сочувствия от имени
класса в дни печальных, событий,
болезни, неудач; совместные поездки-экскурсии
по памятным местам, подходы; совместные
посещение концертов, спектаклей;
совместное проведение праздничных
дней.
2. Умение учителя правильно
строить свои взаимоотношения
с учащимися.
- Верный сигнал доброжелательности
- добрая улыбка, приветливость. К
доверию располагает, если учитель
не подчеркивает разницы в
социальном статусе, возрасте
между собой и учеником, высказывает
свои соображения доброжелательно,
в форме совета, умеет внимательно
и заинтересовано слушать учащихся.
- Учитель должен учитывать
индивидуальные особенности школьника
(вспыльчивость, агрессивность, молчаливость,
замкнутость), его состояние в
данный момент, его отношение
к нему.
- Учитель должен стараться
сказать об учащемся доброе
слово, одобрение действует сильнее,
чем порицание.
- Критика по форме и
содержанию должна исходить из
уважительного отношения к людям.
Учитель должен стараться отчитывать
наедине, говорить конкретно о случае
плохого поведения. Показать провинившемуся,
что он верит в его.
- Учитель должен стараться
разобраться в мотивах поведения
детей с их точки зрения.
Наиболее эффективными способами
формирования учителем благоприятного
микроклимата в классах начальной
школы являются следующие:
-включение в жизнедеятельность
класса различных видов искусства.
Одним из способов может
быть участие детей в организации
общего пространства, создании «дизайна»
класса. Можно обсудить с детьми,
как можно сделать классную комнату
более привлекательной, удобной
и приятной. Часть идей может быть
реализована быстро (например, по-другому
поставить мебель, сделать уголки
для игрушек, цветов, повесить картины),
другие потребуют дополнительных средств
и больших усилий (покрасить стены
в определенный цвет, сделать другое
покрытие на пол, что-то купить в класс).
Следует обсудить с детьми, насколько
реалистичны их предложения, что-то
можно запланировать, на будущее.
Подобное мероприятие
обогащает фантазию ребенка, дает толчок
к проявлению креативности, дает возможность
ребенку почувствовать себя создателем
своего «маленького мира».
Также часто используются
в практике учителей начальной школы
такие мероприятия как «День
именинника», «Дневник класса» и
т.п. Любое подобное мероприятие
можно сделать традиционным, и
учащиеся будут чувствовать себя
в таком коллективе гораздо более
защищенными и уверенными. Поскольку
четкое функционирование классного
коллектива дает ощущение безопасности
и стабильности «окружающего мира».
Данный принцип в начальной
школе легко реализовать на уроках
литературного чтения, внеклассного
чтении, библиотечных уроках, поскольку
уроках чтения дети учатся давать оценку
прочитанному, оценивают поступки героев
и сопереживают героям произведения
[20].
2.2. Параметры (компоненты,
показатели) микроклимата школьного класса.
Основные параметры класса
как группы сверстников: кколичественные
границы школьного класса колеблются
от 3-5 человек в некоторых малокомплектных
сельских школах, до 25-30 человек в
городских школах. Такие полярные
количественные составы не лучшим образом
сказываются на социализации школьника
и с точки зрения его социальной
адаптации, и с точки зрения обособления.
Вопрос об оптимальном количественном
составе класса остается открытым,
хотя практика показывает, что «золотой
серединой» позволяющей более успешно
решать задачи социального воспитания,
является класс, состоящий из 18-20 человек.
По возрастным параметрам класс является
примерно одновозрастной группой. В
соответствии с возрастом детей
классы могут быть начальными (младший
школьный возраст), средними (младшие
и старшие подростки) и старшими
(переходный от подросткового к юношескому
и ранний юношеский возрасты). По
половому признаку школьный класс чаще
всего является гетерогенной (смешанной)
группой, хотя в школьной практике существовали,
а в некоторых случаях существуют
и в настоящее время гомогенные,
т.е. однополые, классы. Заметим, что
такой подход к половому составу
класса может иметь весьма противоречивые
последствия. По юридическому статусу,
как уже отмечалось, класс является
формализованной (официальной) группой,
так как, будучи структурным компонентом
государственного (реже -- частного) образовательного
учреждения, имеет зафиксированный
документально состав, назначенного
официально руководителя, определенные
государством временные рамки функционирования
и т. п. Социально-психологический
статус класса позволяет отнести
его к группам принадлежности
(или контактным группам), в которых
человек состоит реально на протяжении
определенного времени. По степени
стабильности класс можно считать
относительно постоянным по составу (по
крайней мере, в течение одного
учебного года), принадлежности к определенному
образовательному учреждению (школе) и
по выполнению предписанных функций. И,
наконец, по ценностной направленности
класс, как компонент воспитательной организации,
является просоциальной (социально позитивной)
группой. На основании всего вышеизложенного
можно дать определение: [3] школьный класс
- это относительно стабильная контактная
группа, объединяющая школьников примерно
одного возраста и имеющая просоциальную
направленность, соответствующую целям
социального воспитания в образовательном
учреждении, к которому класс принадлежит.
1. От того, как одноклассники
относятся к школьнику, в значительной
степени зависит его психологическая
комфортность в классе. Именно
отношение к нему одноклассников
определяет в первую очередь,
насколько защищенным он чувствует
себя в своем классе. Признаки
психологической защищенности, ее
качественные стороны имеют довольно
широкие рамки: от уверенности
подростка в том, что его
не обидят и не унизят в
классе, до действительного оказания
ему помощи и поддержки со
стороны одноклассников в трудный
момент. Таким образом, можно назвать
первый параметр микроклимата - это
защищенность школьника в классе.
2. Однако для самочувствия
подростка и старшеклассника
в классе не меньшее значение
имеет и вторая связка отношений:
как «Я» и «другой» взаимодействуют,
насколько к ним применимо
слово «вместе»? Ведь для школьника
мало знать, что никто в классе
не испытывает к нему вражды
к недоброжелательности, - его настроение
зависит
от того, чувствует ли он себя
«своим среди своих». Далеко не
каждый класс обладает чувством
«Мы»; иногда этих «Мы» несколько,
и называются они микрогруппами,
иногда и вовсе наблюдаются
только отдельные «Я», объединяющиеся
изредка и ненадолго. В то
же время, как неоднократно
подчеркивалось ранее, наличие
чувства «Мы» еще не говорит
о качестве микроклимата: и криминальные
подростковые группы спаяны достаточно
крепко, однако эта спаянность
направлена на нивелирование
личности, подавление «Я» и жесткое
его подчинение иерархии к «законам стаи».
Да и школьный класс, как мы убедились,
может обладать не гуманистическим, а
корпоративным «Мы», весьма неблагоприятно
влияющим на самочувствие в нем школьника.
Учитывая это, выделим, тем не менее, второй
параметр микроклимата класса - его сплоченность.
Если в классе с ней все в порядке, то и
чувство защищенности школьника многократно
усиливается.
3. Согласно закону физики
всякое действие неизменно вызывает
противодействие. В нашем случае
этой ответной реакцией является
соответствующее отношение подростка
к своему классу, да и к себе,
так как себя он оценивает
и видит, прежде всего, глазами
сверстников. Если школьник чувствует
себя достаточно защищенным в
классе, если он вполне удовлетворен
своей принадлежностью к общему
«Мы», то у него возникает не
просто благорасположение к классу,
а потребность действовать, т.
е. активно выражать свое отношение.
Эта активность неразрывно связана
с потребностью в самоутверждения,
которая движет каждой мыслью
и каждым поступком подростка.
От состояния защищенности и
сплоченности одноклассников зависит,
захочет ли каждый из них
проявить себя, выразить свое
«Я», обогатить этим «Я» общее
«Мы». При благоприятном микроклимате
класс становится катализатором
самореализации школьника, т.е.
проявляет такое групповое качество,
как интрагрупповая активность.
И наоборот, если состояние первых
двух параметров микроклимата
неблагоприятно для школьника,
то всякие проявления его активности
будут прямо или косвенно гаситься.
Да и само их возникновение
в этом случае весьма проблематично.
Тогда-то и можно услышать жалобы
классного руководителя: «Ничем
никого не расшевелить, никому
ничего не надо!» Чтобы избежать
подобной ситуации, следует помнить,
что только в связке с защищенностью
и сплоченностью развивается
активность школьника в классе.
Именно ее мы и будем считать
третьим параметром микроклимата.
Определив основные структурные
параметры микроклимата, дадим ему
следующее определение: микроклимат
школьного класса - это система
отношений, связывающих одноклассников
и определяющих их защищенность, сплоченность
и активность в классе. [3] Исходя из этого
определения, отметим следующие: - микроклимат
- ведущая социально-психологическая характеристика
- каждый класс, независимо от уровня его
развития, обладает своим микроклиматом,
однако качество этого микроклимата может
колебаться от максимально неблагоприятного
до максимально способствующего развитию
личности школьника, его успешной общая
окраска, качество микроклимата зависит
от состояния его взаимосвязанных, параметров,
т. е. оценивать это качество можно по тому,
насколько защищенным чувствует себя
в классе школьник, насколько ребята сплочены,
насколько активно и какими способами
каждый из них проявляет свое отношение
к классу. Развитие микроклимата школьного
класса, в котором ребята проводят значительную
часть своей жизни, можно связать с удовлетворением
их социальных потребностей, становящихся
движущими силами динамики микроклимата.
Первая из них - потребность в безопасности.
Мы уже говорили о том, что в жизни современных
школьников (и особенно подростков) окружает
немало «стихий»: это и семьи (не только
неблагополучные в традиционном понимании
этого слова, но и борющиеся за выживание),
и окружающий социум со снижающимся культурно
- воспитательным потенциалом, и средства
массовой коммуникации, демонстрирующие
весьма противоречивые нормы к ценности,
и неопределенное будущее и т.д. Еще раз
с сожалением признаем, что в ряду этих
«стихий» нередко значительное место
занимает и школа. Теперь можно утверждать,
что происходит это не только за счет школьных
перегрузок и конфликтов с учителями,
но и из-за неблагополучия в сфере отношений
школьника с одноклассниками, и если классный
руководитель не в силах повлиять на внешние
«стихии», то, вполне в его силах избавить
своих воспитанников от страхов и тревожности
хотя бы в своем классе. Поэтому первый
этап развития гуманистического микроклимата
необходимо связать с удовлетворением
потребности школьника в безопасности:
он не должен никого к ничего бояться в
своем классе. На этом этапе каждый параметр
микроклимата имеет свои особые формы
проявления, которые школьник мог бы охарактеризовать
так:
- одноклассники не проявляют
ко мне агрессии, я никого не
боюсь в классе (защищенность);
- мы учимся бесконфликтно
общаться в процессе совместной
деятельности;
- в классе появляются
общие переживания и настроения
(сплоченность);
- я не проявляю агрессии
по отношению к одноклассникам,
не боюсь общаться с ними
и участвовать в общих делах
(активность).
Следующая социальная потребность,
по А. Маслоу, - потребность в признании
и уважении. И если наличие этой
потребности у подростков и старшеклассников
не вызывает сомнения, то способы ее
удовлетворения часто бывают неадекватными:
для того чтобы его заметили и
признали сверстники, подросток может
совершать весьма неразумные, а порой
и просто хулиганские поступки. Значит,
классный руководитель должен создавать
в классе условия для позитивной
самореализации и самоутверждения,
чтобы каждый школьник мог проявить
и развить свои лучшие качества,
о которых он, возможно, раньше не
догадывался и сам. Создание ситуации
успеха особенно важно для ребят
с низкой самооценкой, которая часто
становится причиной внешней агрессии
или замкнутости школьника, ухода
в себя и постоянной тревожности
два этих процесса - развитие взаимного
уважения одноклассников и рост самоуважения
каждого из них - должны быть неразрывными.[5]
2.3. Личностно-ориентированный
подход как важнейшая особенность работы
учителя начальных классов по созданию
благоприятного микроклимата в коллективе
младших школьников.
Знание о способах формирования
микроклимата и управления коллективом
является необходимым для учителя
начальных классов. Именно ему в силу
возрастных особенностей детей и специфики
педагогической работы (большое количество
времени педагог проводит с классом в
системе "педагог-класс", высокая
авторитетность педагога для детей, дети
сенситивны к внешним воздействиям) наиболее
подвластны механизмы управления данным
явлениям, а, следовательно, именно на
него ложится весь груз ответственности
за качество микроклимата.
Особенностями работы по формированию
учителем благоприятного микроклимата
в классах начальной школы
являются следующие:
- так как, микроклимат
- это результат совместной деятельности
учащихся класса, их межличностного
взаимодействия, то для его укрепления
необходимо ставить цели и
создавать условия для организации
совместной деятельности детей,
информировать их о ходе реализации
совместных задач, поощрять активность,
инициативу, креативность;