Роль личности учителя в создании микроклимата в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить роль личности учителя в создании микроклимата в группе.

Гипотеза исследования: создать благоприятный психологический климат в коллективе можно, благодаря личносно-ориентированному подходу учителя. Для осуществления поставленной цели решаются следующие задачи:

1. рассмотреть проблему создания благоприятного микроклимата в коллективе;

2. выявить особенности психологического климата в коллективе;

Файлы: 1 файл

Роль личности учителя в создании микроклимата в группе..docx

— 94.97 Кб (Скачать)

Сознание благоприятного микроклимата должно утвердиться во всех образовательных процессах. Особую роль в данном направлении играет знание учителем психологии. Учитель  не сможет построить свою работу в  русле создания микроклимата, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень  активно работает на уроке, другой знает  ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого  со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их психологические  личности. Ведь личность - это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений  с миром, а уровень ее развития характеризуется способностью к  поддержанию и защите суверенного  пространства этой индивидуальности. Внутренний мир личности есть своеобразное отражение того жизненного пространства, в котором происходит се становление. Это относится даже к пространству в физическом смысле слова.

Постановка целей личностного  развития учащихся обладает важной спецификой в том смысле, что в традиционной педагогике личностное развитие ученика  выступало не как цель, а как  средство достижения каких-то других целей - усвоения, дисциплинирования, приобщения. Личность играла лишь роль механизма. В образовании важен был результат, действие, которое эта личность должна была произвести, а не новообразования  в ней самой. При личностно-ориентированном  воспитании должна присутствовать педагогическая поддержка, которая выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Ее сущность выразил Амонашвили в трех принципах  педагогической деятельности: "любить детей, очеловечить среду, в которой  они живут, проживать в ребенке свое детство" [22].

Предметом, педагогической поддержки становится процесс совместного  с ребенком определения его собственных  интересов, целей возможностей и  путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и самостоятельно достигать  желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Развивающий воспитательно-образовательный  процесс требует, чтобы личностью  стал, прежде всего, сам учитель. По словам З.В. Кураченко: "Учитель не только дает знания по своему предмету, он не только и не просто "учитель - предметник, а Учитель с большой  буквы - воспитатель, готовящий в  течение школьных лет и подготовивший  к выпуску из школы Гражданина" [26, С. 32]. Его отношения с детьми должны строиться на основе личностно - комфортного психологического климата, а не формально-делового подхода [26].

Учитель, реализуя в педагогической деятельности рефлексивно-адаптационную  и деятельностно-творческую функции  образования, совершенно по иному организует процесс обучения и воспитания детей  по сравнению с традиционной системой.

Первая функция состоит  в том, чтобы "учить детей учиться", развивать в их личности механизмы  самосознания, саморегуляции и в  широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности.

Вторая функция предполагает развитие в ребенке "умения думать и действовать творчески", формирование в личности ребенка, творческого  начала через творчески-продуктивную деятельность с учетом мотивационно-аксиологических  сторон личности.

В новом образовательном  пространстве картина мира и личность ребенка строятся в процессе совместной деятельности ребенка с взрослыми  и сверстниками. Здесь ребенок  имеет право на поиск, ошибку и  маленькие творческие открытия. В  этом процессе поиска истины происходит переход от отчужденного знания, через  личные открытия к личному знанию. Цель каждого конкретного учителя  в совокупном личностно-развивающем  пространстве школы органично согласуется  с целями других педагогов, с целостной  личностно-развивающей жизненной  ситуацией воспитанника. Учитель  просто обязан обеспечить на уроке  приток свежих сведений из самых различных  источников; дать совет что прочитать, посмотреть, услышать, предоставить желающим возможность дополнить учительское  повествование и поощрить их за это  более высокой оценкой. Педагог  при этом не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика  к психологическому и социально-нравственном развитию, создает условия для  его самодвижения. Наряду с глубиной, особое значение имеет яркость сообщаемой ученикам информации, воздействующей, как на интеллектуальную, так и  на эмоциональную сферу их восприятия.

Современная школа остро  нуждается в гуманизации отношений  детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного общества. Поэтому очевидна необходимость  создания благоприятного психологического климата в коллективе, с помощью  которого возможно поддерживать процессы самопознания и самостроительства  личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности [27].  

Развитый детский коллектив  представляет собой необходимое  условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и  адекватность мотивов совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.

Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива, под которым понимается качественная сторона межличностных  отношений, и имеет важнейшее  значение для личностного развития ребенка.

Знание о способах формирования микроклимата и управления коллективом  является необходимым для учителя  начальных классов. Организация  работы учителя начальных классов  по созданию благоприятного психологического микроклимата в коллективе учащихся должна опираться на психологические  особенности младших школьников, учет специфики их межличностных  отношений.

К условиям, определяющим эффективность  влияния учителя начальных классов  на психологический микроклимат  в детском коллективе, относятся  следующие:

- личностные качества  педагога (открытость, расположенность  к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)

- профессиональные качества  педагога (теоретическая и методическая  вооружённость).

- ориентация педагога  на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной  и профессиональной подготовленности  педагога к действиям, формирующим  благоприятный психологический  климат.

Под благоприятным психологическим  микроклиматом в коллективе понимается «качественная сторона межличностных  отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе» [9, С. 329], совокупность психологических характеристик группы, преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива, характер взаимоотношений в коллективе, которые благоприятно воздействуют на членов данного коллектива, способствуют позитивному разрешению возникающих в коллективе проблем.

Характеристики благоприятного микроклимата: в классе преобладает  бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений  между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах  сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в  совместных делах, вместе проводить  свободное время; в отношениях преобладают  одобрение и поддержка, критика  высказывается с добрыми пожеланиями.

1. В классе существуют  нормы справедливого и уважительного  отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают  новичкам.

2. В классе высоко ценят  такие черты личности как ответственность,  честность, трудолюбие и бескорыстие.

3. Члены класса активны,  полны энергии, они быстро откликаются,  если нужно сделать полезное  для всех дело, и добиваются  высоких показателей в учебной  и досуговой деятельности.

4. Успехи или неудачи  отдельных учащихся класса вызывают  сопереживание и искреннее участие  всех членов коллектива.

5. В отношениях между  группировками внутри класса  существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Особенностями работы по формированию учителем благоприятного микроклимата в классах начальной школы  являются следующие:

•- организации совместной деятельности детей, поощрять активность, инициативу, креативность;

-  включение в жизнедеятельность  класса различных видов искусств; использование игры; формирование  общих традиций в классе;

-  создание ситуаций  коллективного сопереживания значимых  событий;

-  поощрение к открытости, доброжелательности;

- создавать условия для  повышения комфортности самочувствия  детей в школе и сохранению  стабильно - положительных отношений  между учителями и учащимися;

-  развивать коммуникативную  культуру;

-  развивать эмпатийные  способности членов группы, толерантное к ним отношение [21].

Личностно-ориентированный  подход в наибольшей степени соответствует  требованиям создания благополучного микроклимата в коллективе, поэтому  данный подход может считаться важнейшей  особенностью работы учителя иве  младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙРАБОТЫ УЧИТЕЛЯНАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО МИКРОКЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

3.1. Методы оценки  микроклимата в группе детей  младшего школьного возраста.

Основными методами изучения коллектива являются:

- наблюдение в различных ситуациях, чем эта ситуация сложнее, тем наблюдения будут более интересными и информативными;

- беседа с коллективом и отдельными учениками (выявление мнений, настроения, оценки, отношения к событиям);

- анкетирование, анализ опыта работы общественных организаций;

- метод социометрии.

Существуют различные  методики диагностики микроклимата в коллективе. Каждая из них имеет  свои диагностические и прогностические  особенности.

Методика А. Ф. Филлера  используется для оценки психологической  атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала.

Методика диагностики  межличностных отношений Лири предназначена  для исследования представлений  субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений  в малых группах. С помощью  данной методики выявляется преобладающий  тип отношений к людям в  самооценке и взаимооценке.

Референтометрия – методика определения круга лиц чьё  мнение важно для  данного индивида и группы в целом. Методика интересна  тем, что в ней исследуется  взаимооценка друг друга членами  группы по определённому набору качеств (умный, добрый, веселый, смелый и т.д.), а также в рамках данной методики происходит индивидуальная беседа экспериментатора с каждым испытуемым группы с целью  определения членов группы, чья оценка важна для данного человека, что повышает достоверность получаемых результатов.

В рамках нашего исследования рассмотрено две методики: методика оценки микроклимата группы детей младшего школьного возраста  В.М.Завьяловой и метод социометрии Джона  Морено.

Они дадут более полную и реалистичную картину микроклимата в изучаемой группе.

Благодаря методике В.М. Завьяловой возможно оценить микроклимат студенческой группы и рассмотреть такие показатели, характеризующие социально-психологический  климат, как: настроение группы, активность, работоспособность, степень психологической  защищенности отдельного студента, наличие  микрогрупп внутри коллектива, конфликтность, наличие неформальных лидеров и  т.д.

Одним из приоритетных направлений  социально-психологической работы является комплексное изучение межличностных  отношений в группах в интересах  оптимизации в них межличностных  взаимоотношений, межличностной совместимости  при выполнении групповых задач  и положения личности в группе. Для изучения круга отмеченных вопросов может помочь использование  метода социометрических измерений Джона  Морено. Данная методика способна обеспечить получение достоверной информации о состоянии межличностных отношений  в малых группах (в нашем случае классе), а также надежно прогнозировать уровень совместимости подростков по их социально-психологическим характеристикам. Для проведения запланированного исследования, мы выбираем данную методику.

Прогнозирование социально-психологического климата

Для того чтобы иметь возможность  управлять социально-психологическим  климатом, педагогу для начала необходимо оценить существующий в данном коллективе общий психологический климат, выявить  его сильные и слабые стороны, и только после этого прилагать  усилия, направленные на укрепление положительных и избавляться от отрицательных элементов этого климата.

Информация о работе Роль личности учителя в создании микроклимата в группе