Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:41, курсовая работа
Цель исследования: выявить роль личности учителя в создании микроклимата в группе.
Гипотеза исследования: создать благоприятный психологический климат в коллективе можно, благодаря личносно-ориентированному подходу учителя. Для осуществления поставленной цели решаются следующие задачи:
1. рассмотреть проблему создания благоприятного микроклимата в коллективе;
2. выявить особенности психологического климата в коллективе;
Сознание благоприятного микроклимата должно утвердиться во всех образовательных процессах. Особую роль в данном направлении играет знание учителем психологии. Учитель не сможет построить свою работу в русле создания микроклимата, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их психологические личности. Ведь личность - это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром, а уровень ее развития характеризуется способностью к поддержанию и защите суверенного пространства этой индивидуальности. Внутренний мир личности есть своеобразное отражение того жизненного пространства, в котором происходит се становление. Это относится даже к пространству в физическом смысле слова.
Постановка целей личностного
развития учащихся обладает важной спецификой
в том смысле, что в традиционной
педагогике личностное развитие ученика
выступало не как цель, а как
средство достижения каких-то других целей
- усвоения, дисциплинирования, приобщения.
Личность играла лишь роль механизма.
В образовании важен был
Предметом, педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Развивающий воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель. По словам З.В. Кураченко: "Учитель не только дает знания по своему предмету, он не только и не просто "учитель - предметник, а Учитель с большой буквы - воспитатель, готовящий в течение школьных лет и подготовивший к выпуску из школы Гражданина" [26, С. 32]. Его отношения с детьми должны строиться на основе личностно - комфортного психологического климата, а не формально-делового подхода [26].
Учитель, реализуя в педагогической деятельности рефлексивно-адаптационную и деятельностно-творческую функции образования, совершенно по иному организует процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой.
Первая функция состоит в том, чтобы "учить детей учиться", развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности.
Вторая функция предполагает развитие в ребенке "умения думать и действовать творчески", формирование в личности ребенка, творческого начала через творчески-продуктивную деятельность с учетом мотивационно-аксиологических сторон личности.
В новом образовательном
пространстве картина мира и личность
ребенка строятся в процессе совместной
деятельности ребенка с взрослыми
и сверстниками. Здесь ребенок
имеет право на поиск, ошибку и
маленькие творческие открытия. В
этом процессе поиска истины происходит
переход от отчужденного знания, через
личные открытия к личному знанию.
Цель каждого конкретного учителя
в совокупном личностно-развивающем
пространстве школы органично согласуется
с целями других педагогов, с целостной
личностно-развивающей
Современная школа остро
нуждается в гуманизации
Развитый детский коллектив
представляет собой необходимое
условие самоутверждения
Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива, под которым понимается качественная сторона межличностных отношений, и имеет важнейшее значение для личностного развития ребенка.
Знание о способах формирования
микроклимата и управления коллективом
является необходимым для учителя
начальных классов. Организация
работы учителя начальных классов
по созданию благоприятного психологического
микроклимата в коллективе учащихся
должна опираться на психологические
особенности младших
К условиям, определяющим эффективность
влияния учителя начальных
- личностные качества
педагога (открытость, расположенность
к детям, чувство юмора,
- профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость).
- ориентация педагога
на эмоциональный комфорт
Под благоприятным психологическим
микроклиматом в коллективе понимается
«качественная сторона
Характеристики благоприятного
микроклимата: в классе преобладает
бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений
между ребятами, оптимизм в настроении;
отношения стоятся на принципах
сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности;
детям нравится участвовать в
совместных делах, вместе проводить
свободное время; в отношениях преобладают
одобрение и поддержка, критика
высказывается с добрыми
1. В классе существуют
нормы справедливого и
2. В классе высоко ценят
такие черты личности как
3. Члены класса активны,
полны энергии, они быстро
4. Успехи или неудачи
отдельных учащихся класса
5. В отношениях между
группировками внутри класса
существует взаимное
Особенностями работы по формированию учителем благоприятного микроклимата в классах начальной школы являются следующие:
•- организации совместной деятельности детей, поощрять активность, инициативу, креативность;
- включение в жизнедеятельность
класса различных видов
- создание ситуаций
коллективного сопереживания
- поощрение к открытости, доброжелательности;
- создавать условия для
повышения комфортности
- развивать коммуникативную культуру;
- развивать эмпатийные способности членов группы, толерантное к ним отношение [21].
Личностно-ориентированный подход в наибольшей степени соответствует требованиям создания благополучного микроклимата в коллективе, поэтому данный подход может считаться важнейшей особенностью работы учителя иве младших школьников.
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙРАБОТЫ УЧИТЕЛЯНАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО МИКРОКЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
3.1. Методы оценки микроклимата в группе детей младшего школьного возраста.
Основными методами изучения коллектива являются:
- наблюдение в различных ситуациях, чем эта ситуация сложнее, тем наблюдения будут более интересными и информативными;
- беседа с коллективом и отдельными учениками (выявление мнений, настроения, оценки, отношения к событиям);
- анкетирование, анализ опыта работы общественных организаций;
- метод социометрии.
Существуют различные
методики диагностики микроклимата
в коллективе. Каждая из них имеет
свои диагностические и
Методика А. Ф. Филлера используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала.
Методика диагностики межличностных отношений Лири предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Референтометрия – методика определения круга лиц чьё мнение важно для данного индивида и группы в целом. Методика интересна тем, что в ней исследуется взаимооценка друг друга членами группы по определённому набору качеств (умный, добрый, веселый, смелый и т.д.), а также в рамках данной методики происходит индивидуальная беседа экспериментатора с каждым испытуемым группы с целью определения членов группы, чья оценка важна для данного человека, что повышает достоверность получаемых результатов.
В рамках нашего исследования рассмотрено две методики: методика оценки микроклимата группы детей младшего школьного возраста В.М.Завьяловой и метод социометрии Джона Морено.
Они дадут более полную и реалистичную картину микроклимата в изучаемой группе.
Благодаря методике В.М. Завьяловой
возможно оценить микроклимат
Одним из приоритетных направлений
социально-психологической
Прогнозирование социально-психологического климата
Для того чтобы иметь возможность
управлять социально-
Информация о работе Роль личности учителя в создании микроклимата в группе