Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:41, курсовая работа
Цель исследования: выявить роль личности учителя в создании микроклимата в группе.
Гипотеза исследования: создать благоприятный психологический климат в коллективе можно, благодаря личносно-ориентированному подходу учителя. Для осуществления поставленной цели решаются следующие задачи:
1. рассмотреть проблему создания благоприятного микроклимата в коллективе;
2. выявить особенности психологического климата в коллективе;
- включение в жизнедеятельность
класса различных видов
- использование игры;
- формирование общих традиций в классе, участие в общешкольных традиционных делах;
- создание ситуаций
- привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива; поощрение к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций: не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
- создавать условия для
повышения комфортности
- развивать коммуникативную
культуру, навыки общения и
- развивать эмпатийные
способности членов группы, умение
и потребность в познании
Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями [22].
Важное значение в работе
учителя начальных классов по
созданию благоприятного микроклимата
в коллективе младших школьников
имеет личностно-
Личностно-ориентированный подход в различных областях общественной деятельности чаще всего связывают с именем Карла Роджерса. Карл Роджерс был одним из создателей и ведущих деятелей движения гуманистической психологии 60 - 80-х годов. Благодаря научной деятельности и практике Карла Роджерса и его последователей сегодня реализация гуманистической позиции в практике и есть личностно-ориентированный подход, который затрагивает самые широкие сферы общественной жизни и образование в том числе.
«Идеи Роджерса о значимом
обучении, роли учителя, о его взаимоотношениях
с учениками положены в основу
гуманизации обучения за рубежом, основной
пик исследований которого приходится
на 60 - 70-е годы. Результаты такого обучения,
в котором участвовали тысячи
учителей и десятки тысяч учащихся
начальных, средних школ и колледжей
Англии и США (потом такие же данные
были получены в Германии), показали,
что имело место развитие учащихся:
улучшилась их самооценка, увеличился
IQ, развились их познавательные способности,
что привело к улучшению
Гуманистические идеи Роджерса, способствующие увеличению потенциала обучения, особенно важны для демократизации и гуманизации нашей школы и общества в пост тоталитарный период» [9].
За последнее время, личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство, приходит на смену авторитарного стиля обучения и воспитания детей. Под личностным подходом мы подразумеваем, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию. Ведь "решение любой воспитательной задачи возможно только на путях индивидуального подхода, поскольку нет и двух учащихся, которые бы точно копировали друг друга; у каждого из них своя биография, свой сугубо индивидуальный путь развития" [23, С. 23].
Своевременное образование
сегодня невозможно без обращения
к личности. Дело состоит лишь в
том, какую роль будет играть личность
в этом процессе - роль цели или роль
средства. Личность - человек как
представитель общества, свободно и
ответственно определяющий свою позицию
среди людей. Личность формируется
во взаимодействии с окружающим миром,
системой общественных и человеческих
отношений, культурой. Человек не рождается
личностью, а становится ею в процессе
социализации. Понятие личности - одно
из центральных в отечественной
психологии, а в связи с гуманизацией
учебно-воспитательного
Личностно-ориентированный
подход в образовании, провозглашенный
ведущей тенденцией современной
педагогической теории и практики,
не имеет в сегодняшнем
1. Личностно-ориентированный
подход в образовании на
2. Личностно-ориентированный
подход рассматривается как
3. Личностно-ориентированный
подход - это объяснительный принцип,
раскрывающий механизм
4. Личностно-ориентированный
подход трактуется, как принцип
свободы личности в
6. Личностно-ориентированный
подход трактуется, как приоритет
индивидуальности в
7. Личностно-ориентированный
подход связывают с
8. Личностно-ориентированный подход может рассматриваться, как построение особого рода педагогического процесса, который ориентирован на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида.
Наличие данных трактовок говорит о том, что личностный подход, как и сама личность, не может быть сведен к одному единственному способу его понимания.
Личностно-ориентированное
образование рассматривает
Личностный подход невозможен
без гуманизации и
Среди источников целей воспитания, как правило, не упоминается личность учителя. Ему традиционно отводится роль исполнителя "проектов'" и "технологий". Но педагогическая деятельность - как раз одна из немногих уникальных реальностей, в которых личность не только опосредствует, а именно определяет цель и содержание процесса. Личностная ориентация воспитания предполагает целостность личности воспитания, недопустимость ее отчуждения от его труда, утверждение его уникальности при решении педагогических задач. Педагогический процесс - это еще и самореализация учителя с известной самостоятельностью полагающего свои цели, содержание, средства. Учительство - это, прежде всего, призвание и талант. Как сказал. А. В. Луначарский: "...преподавание есть одно из величайших искусств, которым преподаватель - педагог - внешкольник - формирует самый благородный материал - людские души".
Главное, что должно характеризовать
работу педагога профессиональное мастерство,
любовь, уважение ко всем, без исключения
детям. Именно любовь и уважение является
базой по созданию психологического
климата в коллективе, а также
характеризует личностно-
Ребенок живет на уроке особой духовной жизнью, и эта жизнь не приемлем насилия, принуждения, порождающих рабскую психологию. Нормальный ребенок, если он не болен, живо реагирует на все, что происходит на уроке, на реплики, на шутки, на интересную информацию. Абсолютная тишина на уроке - далеко не идеальное условие обучения. Это хорошо знаки физиологи и психологи. Плохо знают это лишь консервативные учителя. Личностный подход предполагает от учителя создавать в классе атмосферу хорошего настроения. Любой врач скажет, что хорошее настроение, улыбка, смех - лучшее лекарство, Ненормально, когда при ответе ученик испытывает страх, тревожность, подавленность. Без доброго отношения учителя к ученику, без ободрения не родится на уроке общение, а без общения нет воспитания. Вот что писал об этом В.А. Сухомлинский: "'Самое главное, дорогие друзья - это видеть в своем ученике живого человека. Умственный труд ребенка, его успехи и неудачи в учении - это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам… Мое сердце сжимает боль, когда я вижу школьника, который не может понять, что ему объясняется на. уроке и получает двойку. Учитель, поставивший ему двойку, представляется ему самым несправедливым, в мире человеком". Личностный подход не возможен без педагогического такта, когда чувство меры в поведении и действиях учителя, включают в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Также не возможен личностный подход без чувства толерантности. В основе толерантности (терпения) лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации - с другой. Формирование у себя толерантности - одна из важнейших задач профессионального воспитания учителя в условиях личностно-ориентированного обучения.
Создание благоприятного
микроклиматаклимата требует от
учителя избрание приемов и методов
педагогической поддержки в качестве
приоритетных способов деятельности на
уроке, стимулирование учеников к осуществлению
коллективного и
При личностно-ориентированном подходе, учитель использует педагогические приемы для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка, проектирует характер учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся, использует разнообразные формы общения, особенно диалога. Учителю необходимо постоянно развивать свои способности к перцептивному общению. Мы понимаем перцептивное общение, как адекватное восприятие человека, умение проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, умение понять мотивы его поведения.
Педагог должен научить учащихся использовать речевые обороты: "я полагаю, что...", "мне кажется, что,.,", "по моему мнению...", "я думаю...", "я считаю...", "моя точка зрения..." и т.д. Учащиеся должны научиться мыслить, рассуждать, анализировать, видеть проблему и находить способы для поиска ее решения. Никакой зубрежки, никакого схематизма присутствовать не должно. Проводя учебные занятия, педагоги должны следовать принципу самоактуализации, принципу индивидуальности, принципу субъективности, принципу выбора, принципу творчества и успеха, принципу веры, доверия и поддержки. Только так можно воспитывать активно мыслящую личность, а не очередные "винтик" и "гайку" для государства, Как писала II.К. Крупская: "Самое важное - это не смотреть на ребенка, как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребенка как на раба, как на обузу или игрушку. Надо научиться смотреть на ребенка как на человека, пусть еще слабого, нуждающеюся в помощи, защите, но всё же человека, притом человека будущего" [25].
Информация о работе Роль личности учителя в создании микроклимата в группе