Роль личности учителя в создании микроклимата в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить роль личности учителя в создании микроклимата в группе.

Гипотеза исследования: создать благоприятный психологический климат в коллективе можно, благодаря личносно-ориентированному подходу учителя. Для осуществления поставленной цели решаются следующие задачи:

1. рассмотреть проблему создания благоприятного микроклимата в коллективе;

2. выявить особенности психологического климата в коллективе;

Файлы: 1 файл

Роль личности учителя в создании микроклимата в группе..docx

— 94.97 Кб (Скачать)

-  включение в жизнедеятельность  класса различных видов искусств;

-  использование игры;

- формирование общих традиций  в классе, участие в общешкольных  традиционных делах;

- создание ситуаций коллективного  сопереживания значимых событий,  стремление к эмоциональному  включению в жизнь класса каждого  ребенка. Для этого важно наличие  активной позиции учителя по  отношению к детям и классу;

- привнесение общечеловеческих  ценностей в жизнь классного  коллектива; поощрение к открытости, доброжелательности, конструктивным  способам разрядки негативных  эмоций: не навязывать друг другу  свое мнение, а, выслушивая интересы  каждого, приходить к общему, компромиссному  решению;

- создавать условия для  повышения комфортности самочувствия  детей в школе и сохранению  стабильно - положительных отношений  между учителями и учащимися;

- развивать коммуникативную  культуру, навыки общения и сотрудничества;

- развивать эмпатийные  способности членов группы, умение  и потребность в познании других  людей, толерантное к ним отношение [21].

Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в  специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его  на создание и управление психологическим  климатом в классе детей и снабжения  всеми необходимыми для этого  знаниями [22].

Важное значение в работе учителя начальных классов по созданию благоприятного микроклимата в коллективе младших школьников имеет личностно-ориентированный  подход.

Личностно-ориентированный  подход в различных областях общественной деятельности чаще всего связывают  с именем Карла Роджерса. Карл Роджерс  был одним из создателей и ведущих  деятелей движения гуманистической  психологии 60 - 80-х годов. Благодаря  научной деятельности и практике Карла Роджерса и его последователей сегодня реализация гуманистической  позиции в практике и есть личностно-ориентированный  подход, который затрагивает самые  широкие сферы общественной жизни  и образование в том числе.

«Идеи Роджерса о значимом обучении, роли учителя, о его взаимоотношениях с учениками положены в основу гуманизации обучения за рубежом, основной пик исследований которого приходится на 60 - 70-е годы. Результаты такого обучения, в котором участвовали тысячи учителей и десятки тысяч учащихся начальных, средних школ и колледжей  Англии и США (потом такие же данные были получены в Германии), показали, что имело место развитие учащихся: улучшилась их самооценка, увеличился IQ, развились их познавательные способности, что привело к улучшению здоровья, успеваемости и посещаемости.

Гуманистические идеи Роджерса, способствующие увеличению потенциала обучения, особенно важны для демократизации и гуманизации нашей школы  и общества в пост тоталитарный период» [9].

За последнее время, личностно-ориентированный  подход стремительно завоевывает образовательное  пространство, приходит на смену авторитарного  стиля обучения и воспитания детей. Под личностным подходом мы подразумеваем, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих  самостановление, самоутверждение, самореализацию. Ведь "решение любой воспитательной задачи возможно только на путях индивидуального  подхода, поскольку нет и двух учащихся, которые бы точно копировали друг друга; у каждого из них своя биография, свой сугубо индивидуальный путь развития" [23, С. 23].

Своевременное образование  сегодня невозможно без обращения  к личности. Дело состоит лишь в  том, какую роль будет играть личность в этом процессе - роль цели или роль средства. Личность - человек как  представитель общества, свободно и  ответственно определяющий свою позицию  среди людей. Личность формируется  во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается  личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие личности - одно из центральных в отечественной  психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и  в педагогике [24].

Личностно-ориентированный  подход в образовании, провозглашенный  ведущей тенденцией современной  педагогической теории и практики, не имеет в сегодняшнем педагогическом сознании однозначного понимания (Е.В. Бондаревская, В.В. Горшкова, В.В. Давыдов, Л.И. Новикова, В.И. Слободчиков, А.Т. Тряпицыпа, Г.А. Цукерман, Дж. Найсбит, М. Полдни, Дж. Шваб и др.). Поэтому есть все основания  вести речь о множественности  личностно-ориентированного образования. Выделим некоторые наиболее часто встречающиеся трактовки этого феномена:

1. Личностно-ориентированный  подход в образовании на уровне  обыденного, наиболее массового  педагогического сознания понимается  как этико-гуманистический и принцип  общения педагога и воспитанников.  К гуманизму, к принятию ребенка  как личности призывали педагогов  как классики педагогической  мысли - Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой,  М. Монтесори и др., так и  современные педагоги-новаторы, придают  этому принципу форму так называемой  педагогики сотрудничества. Сотрудничество  есть объективный фактор. Этого  требует и природа ребенка,  и природа наших социальных, общественных  устремлений и сложившаяся в  школе практика. Само слово «сотрудничество»  кажется достаточно простым и  понятным. Однако содержание его  чрезвычайно многообразно, оно имеет  самый разный - философский, психологический  и педагогический смысл. Мы  же рассматриваем его лишь  в контексте образования. Сотрудничество  детей и взрослых, как и всякое  другое, предполагает глубокую заинтересованность  в успех общего дела. Единство  понимания тех целей и задач,  ради достижения которых они  вступили в союз, инициативу и  активность каждой стороны и,  конечно, взаимное уважение и  внимание, когда они действуют  во имя общих целей, рука  об руку. Готовы ли к сотрудничеству  дети? Конечно, готовы! Более того, они жаждут его. Это их объективная  потребность. А взрослые? С их  стороны нужна глубокая психологическая  перестройка, переосмысление прежних  представлений о своем собственном  педагогическом авторитете. Педагогика  сотрудничества - дело двустороннее, требующее активности, как детей,  так и старших. По решающее  слово в ее становлении и  утверждении за взрослыми.

2. Личностно-ориентированный  подход рассматривается как принцип  синтеза направленной педагогической  деятельности и вокруг ее главной  цели - точности. Все, что происходит  в педагогическом процессе, педагогично  лишь в той мере, в какой  работает на эту цель,

3. Личностно-ориентированный  подход - это объяснительный принцип,  раскрывающий механизм личностных  новообразований в педагогическом  процессе. Смысл этого принципа  состоит в том, что никакие  изменения в жизнедеятельности  человека не могут быть объяснимы  без понимания их места и  роли в самореализации личности.

4. Личностно-ориентированный  подход трактуется, как принцип  свободы личности в образовательном  процессе в смысле выбора ею  приоритетов, образовательных "маршрутов", формирования собственного, личностного  восприятия изучаемого содержания (личностного опыта),

6. Личностно-ориентированный  подход трактуется, как приоритет  индивидуальности в образовании  в смысле альтернативы коллективно-нивелирующему  воспитанию.

7. Личностно-ориентированный  подход связывают с представлением  о целостности педагогического  процесса. Ориентация на личность  позволяет преодолеть суммативность,  функционализм, в построении образовательной  системы.

8. Личностно-ориентированный  подход может рассматриваться,  как построение особого рода  педагогического процесса, который  ориентирован на развитие и  саморазвитие собственно личностных свойств индивида.

Наличие данных трактовок  говорит о том, что личностный подход, как и сама личность, не может  быть сведен к одному единственному способу его понимания.

Личностно-ориентированное  образование рассматривает механизм личностного существования человека - рефлексия, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность и др. - самоцель образования, достижению которой, в конечном счете, подчинены его  содержание и процессуальные компоненты.

Личностный подход невозможен без гуманизации и гуманитаризации  образования. Гуманизация образования  предусматривает распространение  идей гуманизма на содержание, формы  и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества. Гуманизация воспитания и обучения предусматривает реализацию в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которых лежит уважение к людям, забота о них; постановки в центре педагогического внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Под гуманитаризацией образования, мы подразумеваем установление гармоничного равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами с целью развития в каждом, обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности [25].

Среди источников целей воспитания, как правило, не упоминается личность учителя. Ему традиционно отводится  роль исполнителя "проектов'" и "технологий". Но педагогическая деятельность - как  раз одна из немногих уникальных реальностей, в которых личность не только опосредствует, а именно определяет цель и содержание процесса. Личностная ориентация воспитания предполагает целостность личности воспитания, недопустимость ее отчуждения от его труда, утверждение его  уникальности при решении педагогических задач. Педагогический процесс - это  еще и самореализация учителя  с известной самостоятельностью полагающего свои цели, содержание, средства. Учительство - это, прежде всего, призвание и талант. Как сказал. А. В. Луначарский: "...преподавание есть одно из величайших искусств, которым  преподаватель - педагог - внешкольник - формирует самый благородный  материал - людские души".

Главное, что должно характеризовать  работу педагога профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем, без исключения детям. Именно любовь и уважение является базой по созданию психологического климата в коллективе, а также  характеризует личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе.

Ребенок живет на уроке  особой духовной жизнью, и эта жизнь  не приемлем насилия, принуждения, порождающих  рабскую психологию. Нормальный ребенок, если он не болен, живо реагирует на все, что происходит на уроке, на реплики, на шутки, на интересную информацию. Абсолютная тишина на уроке - далеко не идеальное  условие обучения. Это хорошо знаки  физиологи и психологи. Плохо  знают это лишь консервативные учителя. Личностный подход предполагает от учителя  создавать в классе атмосферу  хорошего настроения. Любой врач скажет, что хорошее настроение, улыбка, смех - лучшее лекарство, Ненормально, когда при ответе ученик испытывает страх, тревожность, подавленность. Без  доброго отношения учителя к  ученику, без ободрения не родится  на уроке общение, а без общения  нет воспитания. Вот что писал  об этом В.А. Сухомлинский: "'Самое  главное, дорогие друзья - это видеть в своем ученике живого человека. Умственный труд ребенка, его успехи и неудачи в учении - это его  духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам… Мое  сердце сжимает боль, когда я вижу школьника, который не может понять, что ему объясняется на. уроке  и получает двойку. Учитель, поставивший  ему двойку, представляется ему самым  несправедливым, в мире человеком". Личностный подход не возможен без  педагогического такта, когда чувство  меры в поведении и действиях  учителя, включают в себя высокую  гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание  в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Также не возможен личностный подход без чувства толерантности. В основе толерантности (терпения) лежит  способность учителя адекватно  оценивать реальную ситуацию, с одной  стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации - с другой. Формирование у себя толерантности - одна из важнейших  задач профессионального воспитания учителя в условиях личностно-ориентированного обучения.

Создание благоприятного микроклиматаклимата требует от учителя избрание приемов и методов  педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности на уроке, стимулирование учеников к осуществлению  коллективного и индивидуального  типа, вида задания, формы ею выполнения. Нужно развивать в детях творческую активность, любознательность (не путать с любопытством), инициативность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать, веру в свои способности и память, волю и ум. Совершенно необходимо использовать похвалу как средство поощрения. Доброе слово, что дождь в засуху. Оно пробуждает веру в собственные  силы даже у самых слабых учеников, оно укрепляет их волю. Внимательное отношение учителя к победам  учеников значит очень многое. Доброе слово, похвалу можно и даже нужно  записывать в тетради и дневники. Похвала окрыляет учеников, вселяет  в него новые силы, но не следует "перехвалить", так как эффект от "перехваливай и я" может  получиться обратным. Но все же ошибки и промахи увидеть легче, чем  заметить едва наметившуюся удачу. Особенно, если ее не ждешь. Создание на уроках ситуации успеха является одним из приоритетных, направлений при создании благоприятного психологического климата [24].

При личностно-ориентированном  подходе, учитель использует педагогические приемы для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка, проектирует  характер учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся, использует разнообразные  формы общения, особенно диалога. Учителю  необходимо постоянно развивать  свои способности к перцептивному  общению. Мы понимаем перцептивное общение, как адекватное восприятие человека, умение проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его психическое  состояние в каждый отдельный  момент, умение понять мотивы его поведения.

Педагог должен научить учащихся использовать речевые обороты: "я  полагаю, что...", "мне кажется, что,.,", "по моему мнению...", "я думаю...", "я считаю...", "моя точка  зрения..." и т.д. Учащиеся должны научиться  мыслить, рассуждать, анализировать, видеть проблему и находить способы для  поиска ее решения. Никакой зубрежки, никакого схематизма присутствовать не должно. Проводя учебные занятия, педагоги должны следовать принципу самоактуализации, принципу индивидуальности, принципу субъективности, принципу выбора, принципу творчества и успеха, принципу веры, доверия и поддержки. Только так можно воспитывать активно  мыслящую личность, а не очередные "винтик" и "гайку" для государства, Как  писала II.К. Крупская: "Самое важное - это не смотреть на ребенка, как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребенка как на раба, как на обузу или игрушку. Надо научиться смотреть на ребенка как на человека, пусть еще слабого, нуждающеюся в помощи, защите, но всё же человека, притом человека будущего" [25].

Информация о работе Роль личности учителя в создании микроклимата в группе