Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:41, курсовая работа
Цель исследования: выявить роль личности учителя в создании микроклимата в группе.
Гипотеза исследования: создать благоприятный психологический климат в коллективе можно, благодаря личносно-ориентированному подходу учителя. Для осуществления поставленной цели решаются следующие задачи:
1. рассмотреть проблему создания благоприятного микроклимата в коллективе;
2. выявить особенности психологического климата в коллективе;
ВВЕДЕНИЕ
Позиция педагога, стиль
его поведения и общения
Гуманизация отношений между
педагогом и учащимися - одна из ключевых
проблем современного образования.
Формирование благоприятной психологической
среды является основой для успешного
обучения. Ведущую роль в создании
микроклимата и рабочей обстановки
на занятиях играет преподаватель. Коммуникативные,
организаторские способности
В психологии проблема взаимодействия педагога и учащихся наиболее интенсивно разрабатывалась в русле теории общения (А.А. Бодалев, А.А. Брудный, В.А. Канн-Калик, А.Х. Маркова, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.). [1]
Однако вопрос влияния
педагога на психологическую комфортность
учащихся и успешность обучения остается
недостаточно изученным. Ни для кого
не секрет, что личность педагога, его
способность устанавливать
Благоприятный психологический микроклимат на занятиях способствует продуктивности учебной деятельности, мотивации к познанию, развитию творческого потенциала и стимулированию интеллектуальной активности личности на протяжении всего периода обучения.
Сегодня перед образовательными
учреждениями стоит задача повышения
качества обученности учащихся; так
же в условиях гуманизации школьной
образовательной системы
Цель исследования: выявить роль личности учителя в создании микроклимата в группе.
Объектом исследования создание благоприятного микроклимата в группе.
Предметом исследования выступают особенности организации работы учителя по созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
Гипотеза исследования: создать благоприятный психологический климат в коллективе можно, благодаря личносно-ориентированному подходу учителя. Для осуществления поставленной цели решаются следующие задачи:
1. рассмотреть проблему создания благоприятного микроклимата в коллективе;
2. выявить особенности
психологического климата в
Методы исследования: теоретические (подбор и анализ литературы по исследуемой теме); диагностические (тестирование); аналитические (анализ результатов эксперимента).
Базой исследования стали младшие классы общеобразовательной школы №8 г. Мозыря.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И МОТИАВЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА.
1.1. Понятие и особенности учебного коллектива.
Общество состоит из множества групп и коллективов, различающихся по численности, месту и роли в общественной жизни и деятельности.
По численности выделяют макрогруппы (социальные прослойки, нации, вооруженные силы и т. д.) и микрогруппы (цех, школьный класс, студенческая и т. д.).
Хороший психологический климат в коллективе ученической группы способствует уверенности, взаимной требовательности, товариществу, дружбе, достижению успехов в учении.[1]
Одной из важных целей ученического коллектива является содействие подготовке каждого его члена общей деятельности, влияние на формирование необходимых для этого личных качеств.[1]
Ученический коллектив отличается от других следующими особенностями:
- основным видом деятельности (ученье, направленное на получение образования);
- однородностью состава по возрасту;
- собственным принципом обособления, отличающим ее от других, «чужих» групп;
- групповым давлением, т.е. воздействием на поведение членов группы;
- стремлением к устойчивости благодаря механизмам отношений, возникающим между людьми в ходе решения групповых задач;
- стабильностью состава;
- строгой последовательностью и планомерностью учебной работы;
- единством цели — стремление членов коллектива приобрести специальность и в последующем реализоваться в выбранной профессиональной области.[2]
Психология ученического коллектива включает как общую атмосферу его жизни и деятельности, так и взаимоотношения, общественное мнение, коллективное настроение, традиции и т. д. Ученический коллектив характеризуется социальной направленностью, общностью социально обусловленных потребностей, интересов, целей и задач, перспектив и обязательств, предусматривающих достижение высоких результатов в учебной и другой деятельности, наличием общих дел, в которых принимают участие все члены группы.[2]
1.2. Мотивация ученического коллектива к образовательному процессу.
Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии. Изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и целенаправленного формирования занимались в разные годы Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Божович Л.И., Маркова А.К., Абрамова Г.С., Матюхина М.В., Щукина Г.И., Якобсон П.М. и другие ученые.[5]
Термин «мотивация»
Впервые термин "мотивация" употребил в своей статье А. Шопенгауер. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему.
По В.К. Вилюнасу, мотивация – совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.[1]
К.К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов.[1]
Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность».
Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Представление о мотивации
возникает при попытке
Существует типология
мотивации учебной
- мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;
- мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах.[1]
В одном случае такая положительная мотивация определяется весомыми для личности социальными стремлениями. Учение рассматривается как дорога к освоению больших ценностей культуры, как путь к осуществлению своего назначения в жизни. Такая установка в учении, если она достаточно устойчива и занимает существенное место в личности учащегося, дает ему силы для преодоления известных трудностей, для проявления терпения и усидчивости. Это - наиболее ценная мотивация. Однако если в процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.[1]
Другая форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. Кроме этого, может быть выделена мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и пр.).
Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями учащегося с другими людьми).[2]
Познавательные мотивы включают:
1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации учащихся на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перерыве. Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.;[2]
2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации учащихся на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на занятии: самостоятельное обращение к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;[2]
3) мотивы самообразования,
состоящие в направленности на
самостоятельное
Социальные мотивы включают:
1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости.
2) узкие социальные, так
называемые позиционные мотивы,
состоящие в стремлении занять
определенную позицию, место в
отношениях с окружающими,
3) социальные мотивы, называемые
мотивами социального
Мы рассмотрели основные компоненты оценки социально-психологического климата ученической группы. Однако для решения задач, поставленных нами в начале работы необходимо, использование специальных психологических методов.
Для того чтобы иметь возможность прогнозировать микроклимат, необходимо для начала оценить существующий в данном коллективе общий психологический климат, выявить его сильные и слабые стороны, и только после этого прилагать усилия, направленные на укрепление положительных и избавляться от отрицательных элементов этого климата.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО МИКРОКЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.
2.1. Психологический климат в коллективе младших школьников.
Активное развитие личности,
формирование базисных качеств происходит
в школьные годы, и во многом зависит
от той социальной атмосферы, членом
которой является ребенок. Особое значение
в этом смысле (становления личности)
представляет младший школьный возраст,
что обуславливает актуальность
разработки проблемы формирования психологического
климата в начальных классах.[
Психологический климат является
неотъемлемой характеристикой детского
коллектива и может определяться
как феномен, представляющий собою
динамическое поле отношений, в котором
развивается групповая
Информация о работе Роль личности учителя в создании микроклимата в группе