Рекомендации родителям будущих первоклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:34, контрольная работа

Краткое описание

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален.

Оглавление

Введение………………………………….………………………………..3
Где и как готовят детей к школе?..............................................................5
Физиологическая готовность ребёнка к школе…………………..7
Психологическая готовность ребёнка к школе…………………..7
Позновательная готовность ребёнка к школе…….………………9
Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома……………..11
Тренируем руку ребёнка…………………………………………………13
Рекомендации родителям дошкольника………………………………...15
Памятка родителям первоклассника…………………………………….17
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь

следующими советами……………………………………………………18

Заключение………………………………………………………………..19

Литература………………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

контр.псих.docx

— 44.43 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

          Введение………………………………….………………………………..3

  1. Где и как готовят детей к школе?..............................................................5
    1. Физиологическая готовность ребёнка к школе…………………..7
    2. Психологическая готовность ребёнка к школе…………………..7
    3. Позновательная готовность ребёнка к школе…….………………9
  2. Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома……………..11
  3. Тренируем руку ребёнка…………………………………………………13
  4. Рекомендации родителям дошкольника………………………………...15
  5. Памятка родителям первоклассника…………………………………….17
  6. Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь

следующими советами……………………………………………………18

Заключение………………………………………………………………..19

Литература………………………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Быть  готовым к школе уже сегодня

Не  значит уметь читать, писать, считать.

Быть  готовым к школе – значит

быть  готовым всему этом научиться.

А.А. Венгер

Приближается то время, когда  ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи  с этим у родителей возникает  масса волнений и переживаний: где  и как подготовить ребенка  к школе, нужно ли это, что ребенок  должен знать и уметь перед  школой, в шесть или семь лет  отдать его в первый класс и  так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок  индивидуален. Некоторые дети уже  в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много  хлопот. Но одно можно сказать точно  – готовить детей к школе обязательно  нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет  в обучении, значительно облегчит адаптационный период. 

Поступление в  школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.     

Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько  месяцев до начала учебного года можно  организовать целенаправленные развивающие  занятия с детьми, которые помогут  им на этом новом этапе жизни.     

Многое могут сделать  для ребёнка в этом отношении  родители - первые и самые важные его воспитатели.     

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает следующие компоненты:

  • прежде всего у ребёнка должно быть желание идти в школу, то есть на языке психологии - мотивация к обучению;
  • должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение;
  • важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня;
  • у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом.

 

     Иногда родители думают, что если ребёнок перед школой умеет читать, писать и считать, то ему обеспечен  успех. Однако педагогическая практика показывает, что часто такие дети, с лёгкостью приступив к учёбе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинают снижать свои успехи.                

Почему? Очень важно, чтобы  к моменту поступления в школу  у ребёнка были развиты  такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, моторика.      

Здесь Вы найдёте материал, который даст Вам представление  о том, какой объём знаний, умений и навыков должен иметь ребёнок 6-7 лет к моменту поступления  в школу, поможет вам определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем  ещё нужно поработать.     

Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями  развития и способностями познавать. Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребёнок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Где и как готовят детей к школе?

 

На сегодняшний день у  родителей имеется несколько  вариантов относительно того, где  можно подготовить ребенка к  школе. Во-первых, это детский сад, где ребенок учится выстраивать  отношения в коллективе с взрослыми  и сверстниками, получает знания, развивается. Здесь дети получают первые навыки самообслуживания, привыкают к порядку  и дисциплине. Но, конечно же, самую  главную роль в подготовке детей  к школе играют родители. Во многом именно от вас зависит уровень  развития ребенка, его воспитанность. Но здесь главное – не перегибать палку. Некоторые родители чуть ли не с пеленок пытаются сделать из своего ребенка вундеркинда, удовлетворяя свои собственные амбиции и несбывшиеся  мечты. В результате страдает только ребенок. Одно дело, если родители сами педагоги и знают, как правильно  проводить обучение дошкольника, что  он должен знать и уметь. Но нередко  родители просто напичкивают малыша энциклопедическими знаниями, считая, что это главное для ребенка. А в итоге учителям приходится переучивать таких детей, потому что они элементарно не умеют держать в руке ручку. Нередко учителя сталкиваются и с другой крайностью, когда родители перестарались – ребенок при поступлении в школу уже умеет хорошо читать, считать, писать, то есть благодаря стараниям родителей им уже усвоена программа первого класса. И что делать такому ребенку в первом классе? Естественно, в таком случае ему будет неинтересно ходить в школу, и это вообще отобьет у него желание учиться.

Что включает в  себя подготовка к школе? Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе? В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

 

    1. Физиологическая готовность ребенка к школе.

 

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

 

    1. Психологическая готовность ребенка к школе.

 

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая. Интеллектуальная готовность к школе означает:

• к первому классу у  ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);

• он доложен ориентироваться  в пространстве, то есть знать, как  пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

• должны соответствовать  возрасту развитие памяти, речи, мышления. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

 • ребенок должен  быть коммуникабельным, то есть  уметь общаться со сверстниками  и взрослыми; в общении не  должно проявляться агрессии, а  при ссоре с другим ребенком  должен уметь оценивать и искать  выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и  признавать авторитет взрослых;

• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно  реагировать на конструктивные замечания  взрослых и сверстников;

• нравственное развитие, ребенок  должен понимать, что хорошо, а что  – плохо;

• ребенок должен принимать  поставленную педагогом задачу, внимательно  выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно  оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются. Эмоционально-волевая готовность ребенка  к школе предполагает:

• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

• наличие интереса к  учению и получению новых знаний;

 • способность ребенка  выполнять задание, которое ему  не совсем по душе, но этого  требует учебная программа; 

• усидчивость – способность  в течение определенного времени  внимательно слушать взрослого  и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

 

 

 

 

 

 

    1. Познавательная готовность ребенка к школе.

 

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится  для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь  ребенок в шесть-семь лет? 1) Внимание.

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

• Находить сходства и отличия  между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью  воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и  так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется  быстрота реакции. Например, называйте  живое существо, но перед игрой  обсудите правила: если ребенок услышит  домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать  ногами, если птица – помахать руками. 2) Математика.

 • Цифры от 0 до 10. •  Прямой счет от 1 до 10 и обратный  счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: «  », «-«, «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.3) 3) Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

 • Рассказывание по  памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п. 

• Пересказывание текста из 4-5 предложений. 4) Мышление.

 • Заканчивать предложение,  например, «Река широкая, а ручей…»,  «Суп горячий, а компот…» и  т. п. 

• Находить лишнее слово  из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что  – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе с взрослым простой предмет: лодочку, кораблик. 5) Мелкая моторика.

• Правильно держать в  руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и  штриховать их, не выходя за контур.

 • Вырезать ножницами  по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации. 6) Речь.

 • Составлять предложения  из нескольких слов, например, кошка,  двор, идти, солнечный зайчик, играть.

 • Понимать и объяснять  смысл пословиц.

 • Составлять связный  рассказ по картинке и серии  картинок. • Выразительно рассказывать  стихи с правильной интонацией.

 • Различать в словах  буквы и звуки. 7) Окружающий мир.

 • Знать основные  цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи,  фрукты и так далее.

 • Называть времена  года, явления природы, перелетных  и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место  их работы, свой город, адрес,  какие бывают профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома.

 

Домашние занятия с  ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие  занятия не должны быть для ребенка  принудительными, его необходимо в  первую очередь заинтересовать, а  для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий  выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр  и садить его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме  этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть  лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять  одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать  перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение  десяти-пятнадцати минут выполняли  логические упражнения, потом после  перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры. Родители должны знать  и еще одну очень важную психологическую  особенность детей дошкольного  возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они  развиваются и получают новые  знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой  форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого  какое-то конкретное время, развивать  своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что  выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек  во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с  названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него. Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.

Информация о работе Рекомендации родителям будущих первоклассников